"Культура речи - актуальная проблема школьного образования"
статья на тему
Проблема снижения культуры речи в нашей стране, тенденция к распространению жаргона и просторечия приобретает социальную значимость. Современное междоусобное отчуждение от русского языка – это трагедия для всех образованных людей и торжество невежества. Чтобы не потерять себя завтра как личность и как нацию, мы должны осознать величие своей страны через свой великий могучий русский язык, «переданный нам нашими предшественниками».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.86 КБ |
Предварительный просмотр:
«Культура речи – актуальная проблема школьного образования»
Тарасенко Ирина Егоровна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №7
Спасский район
Приморский край
Проблема снижения культуры речи в нашей стране, тенденция к распространению жаргона и просторечия приобретает социальную значимость. Современное междоусобное отчуждение от русского языка – это трагедия для всех образованных людей и торжество невежества. Чтобы не потерять себя завтра как личность и как нацию, мы должны осознать величие своей страны через свой великий могучий русский язык, «переданный нам нашими предшественниками». Для этого необходимо мотивировать желание ребёнка быть образованным и осознанно прикладывать к этому усилия.
Культура речи как полноценная речемыслительная деятельность, способствующая развитию самостоятельной устной и письменной речи, является составляющей коммуникативной и личностно-смысловой компетенций, определяющих современное качество образования. Для того чтобы школьник в совершенстве владел диалогической и монологической речью и нормами речевого этикета, необходимо пробудить в нём познавательный интерес к родному слову, развить стремление совершенствовать свою речь, воспринимать язык как национальную и общечеловеческую ценность. Эмоционально ценностное отношение к родному языку способствует формированию высококультурной личности.
Речевая культура личности индивидуальна. Она зависит от эрудиции общества и невольно заимствует часть её речевой культуры, но вкус к слову, заложенному с детства, у каждого свой. У каждого в арсенале свой запас языковых средств, которые следует тщательно отбирать и стремиться к поиску слов, адекватных замыслу высказывания. Как создать образцовую речевую среду, чтобы слово, полновесное и животрепещущее, осуществляющее связь времён, пространств и поколений, имеющее свою власть и силу, благотворно воздействовало на детские сердца? Эту проблему культуры речевого общения рассматривал М.В. Ломоносов в своих трудах в тысяча семьсот сорок восьмом году и утверждал: «… кто хочет говорить красно, тому надлежит сперва говорить чисто и иметь довольство пристойных и избранных речений к изображению своих мыслей, а это, в свою очередь, зависит от основательного знания языка, от частого чтения хороших книг и от обхождения с людьми, которые говорят чисто, … которые красоту языка знают и понимают». Уже тогда учёный-лингвист заложил основы нормативной грамматики и стилистики, которые стали фундаментом развития культуры речи как научной дисциплины. В двадцатом веке лингвисты заметили, что низкая языковая компетенция свойственна большинству населения. Стала разрушаться основа языка, она сделалась более примитивной, стилистически беспомощной и вульгарной. Русская речь стала отставать от высоких канонов российской словесности, сформировавшей языковое состояние поколений. Всё это свидетельствует о духовной и нравственной деградации общества.
Особое влияние на состояние речевой культуры оказывают средства массовой информации. Искусственное внедрение иноязычных слов, путаница в падежах, разброд ударений, приверженность штампам, стремление прикрыть банальность мысли «престижными словами и словосочетаниями» обнаруживаются в многочисленных высказываниях, звучащих с экранов телевизоров. Именно средства массовой информации формируют языковой вкус нации. Но откуда эта ущербность души, кому по роду деятельности следовало бы отстаивать идеалы отечественной словесной культуры? Наиболее уязвимыми в этом отношении оказываются дети: деформируется их языковое чутье, языковой вкус определяется скорее модой, чем красотой, правильностью и уместностью речи: подростки намеренно отвергают всё, что правильно, стабильно, скучно, рутинно. Жаргон как речевая новация подростков являет собой дерзостный вызов «культурной» жизни, он становится престижным и необходимым для самовыражения.
Ёмки, звучные, красивые слова родного языка заменяются словесной «шелухой», за которой нет содержания. Многим приходится переболеть этой языковой болезнью – бездумности и отрицанием норм, примитивизма, чтобы осознать достоинство и силу русского языка. Но подростку необходимо общение, и он осознаёт, что должен совершенствовать навыки владения литературным языком и совершенствовать себя как личность. Современная молодёжь – это люди, которые в недалёком будущем будут управлять государством, решать важные вопросы во всех сферах жизнедеятельности. И о том, какое оно будет, наше будущее, нужно беспокоиться сейчас и способствовать тому, чтобы молодёжь всегда знала, что по речи определяют уровень интеллекта, образования, круг общения и интересов. Радует, что в последнее время говорить правильно и красиво становится престижным, и молодые люди осознают это.
Одной из основных характеристик современной личности является умение вести диалог, когда, в совершенстве владея выбором и организацией языковых средств и учитывая этику общения, можно достичь в определённой ситуации общения наибольший эффект в достижении поставленных задач коммуникации. Современному обществу необходима языковая личность, владеющая нормами русского литературного языка, обладающая даром слова, умеющая свободно пользоваться им для выражения своих мыслей и чувств и соблюдать этические нормы общения. И если человек заинтересован в повышении своего рейтинга, имиджа, профессионального роста, в уважении окружающих, ему необходимо повышать свою культуру речи.
И работа школы по совершенствованию культуры речи учащихся - это постоянное педагогическое руководство над речевой деятельностью детей, привитие художественного вкуса к литературному языку , подчинённого норме. Хотелось бы, чтобы эта проблема повышения культуры речи стала общегосударственной и нашла своё разрешение в совместной деятельности не только школы, но и при поддержке Управления образования всех уровней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальные проблемы музыкального образования в ДМШ и ДШИ
В современном мире музыкальное искусство рассматривается как часть общей мировой культуры. Оно одновременно выступает как составной элемент общего процесса познания мира, как часть общего развит...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/30/picture-53515.jpg)
Актуальные проблемы экологического образования школьников на уроках русского языка и литературы
Cтатья содержит описание опыта работы преподавателя русского языка и литературы по экологическому образованию и воспитанию обучающихся на примерах художественных произведений...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/01/picture-160184-1357049409.jpg)
"Актуальные проблемы музыкального образования детей" Доклад на родительском собрании
Актуальные проблемы музыкального образования детей В современном мире музыкальное искусство рассматривается как часть общей мировой культуры. Оно ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/10/picture-287344-1384073791.jpg)
Актуальные проблемы дистанционного образования
Дистанционное образование. Вдумываешься и удивляешься прогрессу. Не секрет, что такое обучение раскрывает большие возможности. Но, как и любая технология, дистанционное образование имеет и свои ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/07/picture-704392-1446910188.jpg)
Федосеева Т.А. Учебно-исследовательская работа школьников: методические проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы коммуникативного образования в 21 веке: сборник научных статей по материалам VII Международной научно-практической конференция (28 ап
Федосеева Т.А. Учебно-исследовательская работа школьников: методические проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы коммуникативного образования в 21 веке: сборник научных статей по материалам V...
Участник круглого стола "Проблема преемственности учебного модуля "Основы православной культуры" и предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" в школьном образовании", 07.04.2016 г.
Участник круглого стола "Проблема преемственности учебного модуля "Основы православной культуры" и предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" в ш...