"Культура речи - актуальная проблема школьного образования"
статья на тему

Проблема  снижения культуры речи в нашей стране, тенденция к распространению жаргона и просторечия приобретает социальную значимость.  Современное междоусобное отчуждение от русского языка – это трагедия для всех образованных людей и торжество невежества. Чтобы не потерять себя завтра как личность и как нацию, мы должны осознать величие своей страны через свой великий могучий русский язык, «переданный нам нашими предшественниками».

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Культура речи – актуальная проблема школьного образования»

Тарасенко Ирина Егоровна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №7

Село Чкаловское

Спасский район

Приморский край

   Проблема  снижения культуры речи в нашей стране, тенденция к распространению жаргона и просторечия приобретает социальную значимость.  Современное междоусобное отчуждение от русского языка – это трагедия для всех образованных людей и торжество невежества. Чтобы не потерять себя завтра как личность и как нацию, мы должны осознать величие своей страны через свой великий могучий русский язык, «переданный нам нашими предшественниками». Для этого необходимо мотивировать желание ребёнка быть образованным и осознанно прикладывать к этому усилия.

   Культура речи как полноценная речемыслительная деятельность, способствующая развитию самостоятельной устной и письменной речи, является составляющей коммуникативной и личностно-смысловой компетенций, определяющих  современное качество образования.  Для того чтобы  школьник в совершенстве  владел диалогической и монологической речью и нормами речевого этикета, необходимо пробудить в нём познавательный интерес к родному слову, развить стремление совершенствовать свою речь, воспринимать язык как национальную и общечеловеческую ценность. Эмоционально ценностное отношение к родному языку способствует формированию высококультурной личности.  

   Речевая культура личности индивидуальна. Она зависит от эрудиции общества и невольно заимствует часть её речевой культуры, но вкус к слову, заложенному с детства, у каждого свой. У каждого в арсенале свой запас языковых средств, которые следует тщательно отбирать и стремиться к поиску слов, адекватных замыслу высказывания. Как создать образцовую речевую среду, чтобы слово, полновесное и животрепещущее, осуществляющее связь времён, пространств и поколений, имеющее свою власть и силу, благотворно воздействовало на детские сердца? Эту проблему культуры речевого общения рассматривал  М.В. Ломоносов в своих трудах  в тысяча семьсот сорок восьмом году и утверждал: «… кто хочет говорить красно, тому надлежит сперва говорить чисто и иметь довольство пристойных и избранных речений к изображению своих мыслей, а это,  в свою очередь, зависит от основательного знания языка, от частого чтения хороших книг и от обхождения с людьми, которые говорят чисто, … которые красоту языка знают и понимают». Уже тогда учёный-лингвист заложил основы нормативной грамматики и стилистики, которые стали фундаментом развития культуры речи как научной дисциплины. В двадцатом веке  лингвисты заметили, что  низкая  языковая  компетенция свойственна большинству  населения. Стала разрушаться основа языка, она сделалась более примитивной, стилистически беспомощной и вульгарной. Русская речь стала отставать от высоких канонов российской словесности, сформировавшей языковое состояние поколений. Всё это свидетельствует о  духовной и нравственной деградации общества.

   Особое влияние на состояние речевой культуры оказывают средства массовой информации. Искусственное внедрение иноязычных слов, путаница в падежах, разброд ударений, приверженность штампам, стремление прикрыть банальность мысли  «престижными словами и словосочетаниями» обнаруживаются в многочисленных высказываниях, звучащих с экранов телевизоров. Именно средства массовой информации формируют языковой вкус нации. Но откуда эта ущербность души,  кому по роду деятельности следовало бы отстаивать идеалы отечественной словесной культуры?  Наиболее уязвимыми в этом отношении оказываются дети: деформируется их языковое чутье, языковой вкус определяется  скорее модой, чем красотой, правильностью и уместностью речи: подростки намеренно отвергают всё, что правильно, стабильно, скучно, рутинно. Жаргон как речевая новация подростков являет собой дерзостный  вызов  «культурной»  жизни, он становится престижным и необходимым для самовыражения.  

     Ёмки, звучные, красивые слова родного языка заменяются словесной  «шелухой», за которой нет содержания. Многим приходится переболеть этой языковой болезнью – бездумности и отрицанием норм, примитивизма, чтобы осознать достоинство и силу русского языка. Но подростку необходимо общение, и он осознаёт, что должен совершенствовать навыки владения литературным языком и совершенствовать себя как личность. Современная молодёжь – это люди, которые  в недалёком будущем будут управлять государством, решать важные вопросы во всех сферах жизнедеятельности.  И о том, какое оно будет,  наше будущее, нужно беспокоиться сейчас и способствовать тому, чтобы молодёжь  всегда знала, что по речи определяют уровень интеллекта, образования, круг общения и интересов. Радует, что в последнее время говорить правильно и красиво становится престижным, и молодые люди осознают это.  

     Одной  из основных характеристик современной личности является умение вести диалог, когда, в совершенстве владея выбором  и организацией  языковых средств и учитывая этику общения, можно достичь в определённой ситуации общения наибольший эффект в достижении поставленных задач коммуникации. Современному  обществу необходима языковая  личность, владеющая нормами русского литературного языка, обладающая  даром  слова, умеющая свободно  пользоваться им для выражения своих мыслей и чувств и соблюдать этические нормы общения.    И если человек заинтересован в повышении своего рейтинга, имиджа, профессионального роста, в уважении окружающих, ему необходимо повышать свою культуру речи.

    И работа  школы   по совершенствованию культуры речи  учащихся - это постоянное педагогическое руководство над речевой деятельностью  детей,   привитие художественного  вкуса к литературному языку , подчинённого норме.  Хотелось  бы, чтобы эта проблема  повышения культуры речи  стала общегосударственной и нашла своё разрешение в совместной деятельности не только школы, но и при поддержке  Управления образования всех уровней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы музыкального образования в ДМШ и ДШИ

В современном мире музыкальное искусство рассматривается как часть общей мировой культуры. Оно одновременно выступает как составной элемент общего процесса познания мира, как часть общего развит...

Актуальные проблемы экологического образования школьников на уроках русского языка и литературы

Cтатья содержит описание опыта работы преподавателя русского языка и литературы по экологическому образованию и воспитанию обучающихся на примерах художественных произведений...

"Актуальные проблемы музыкального образования детей" Доклад на родительском собрании

Актуальные проблемы музыкального образования детей         В современном мире музыкальное искусство рассматривается как часть общей мировой культуры. Оно ...

Актуальные проблемы дистанционного образования

Дистанционное образование. Вдумываешься и удивляешься прогрессу. Не секрет, что такое обучение раскрывает большие возможности. Но, как и любая технология, дистанционное образование имеет и свои ...

Федосеева Т.А. Учебно-исследовательская работа школьников: методические проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы коммуникативного образования в 21 веке: сборник научных статей по материалам VII Международной научно-практической конференция (28 ап

Федосеева Т.А. Учебно-исследовательская работа школьников: методические проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы коммуникативного образования в 21 веке: сборник научных статей по материалам V...

Участник круглого стола "Проблема преемственности учебного модуля "Основы православной культуры" и предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" в школьном образовании", 07.04.2016 г.

Участник круглого стола "Проблема преемственности учебного модуля "Основы православной культуры" и предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" в ш...