Презентация "Художественный текст как универсальное поле для формирования УУД" (из опыта работы)
презентация к уроку по теме

Гончар Татьяна Анатольевна

 Создание условий для развития умений педагогов, определение  уровня сформированности УУД у учащихся при анализе художественного текста.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Художественный текст как универсальное поле для формирования УУД Цель : создание условий для развития умений педагогов, определять уровень сформированности УУД у учащихся при анализе художественного текста.

Слайд 2

Умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта Универсальные учебные действия

Слайд 3

Виды универсальных учебных действий

Слайд 4

Система ценностных ориентаций школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира. Личностные УУД

Слайд 5

Отражают способность обучающегося строить учебно - познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка). Регулятивные УУД

Слайд 6

Система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Познавательные УУД

Слайд 7

Способность обучающихся осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных общественных ситуациях, самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной формах. Коммуникативные УУД:

Слайд 8

1.оформлять своё мнение в устной форме 2. выражать своё отношение к героям, поступкам, событиям 3. на основе анализа текста создавать интерпретации, делать выводы 4. оценивать учебные действия в соответствии с задачей 5. работать с разными источниками информации, владеть литературоведческой терминологией 6. слушать и понимать других 7. высказывать своё предположение на основе работы с текстом 8. ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях Задание: определите виды универсальных учебных действий:

Слайд 9

1.оформлять своё мнение в устной форме К 2. выражать своё отношение к героям, поступкам, событиям Л 3. на основе анализа текста создавать интерпретации, делать выводы П 4. оценивать учебные действия в соответствии с задачей Р 5. работать с разными источниками информации, владеть литературоведческой терминологией П 6. слушать и понимать других К 7. высказывать своё предположение на основе работы с текстом Р 8. ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях Л

Слайд 10

Формирование умения: 1)извлекать информацию из заглавий, текстов, иллюстраций, графиков, схем; 2)работать с разными источниками информации, владеть литературоведческой терминологией ; 3) выявлять сущность, особенность объектов (речь героя, пейзаж, сюжетно-композиционные особенности); устанавливать причинно-следственные связи; 4)на основе анализа текста создавать интерпретации, делать выводы. Познавательные УУД:

Слайд 11

Формирование умения: 1)слушать и понимать других; 2)строить речевое высказывание в соответствии с задачей; 3)оформлять своё мнение в устной форме 4)работать в паре, группе. Коммуникативные УУД:

Слайд 12

Формирование умения: 1) определять цели работы и планировать деятельность; 2)оценивать учебные действия в соответствии с задачей; 3)высказывать своё предположение на основе работы с текстом; 4)осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Регулятивные УУД:

Слайд 13

Личностные УУД: Формирование умения : 1)оценивать поступки героев в соответствии с этическими нормами, принятыми в обществе; 2)выражать своё отношение к героям, поступкам, событиям; 3)ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях; 4)устанавливать связи между результатом учебной деятельности и мотивом, т.е. тем, что побуждает к ней.

Слайд 15

Как будем формировать УУД?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

автор или авторы; наличие заглавия или его возможность; идея; смысловая цельность; членимость ; структурная связность; композиционная завершенность; стилистическое единство . Текст – это речевое высказывание, состоящее из одного или более предложений (сложных синтаксических целых) и обладающее следующими признаками:

Слайд 2

1. способствовать созданию естественной речеведческой среды; 2. способствовать возникновению на уроке полилога учителя и ученика; 3. выявлять функциональные значения различных языковых единиц в речеведческом высказывании; 4. повышать интерес к предмету; 5. создавать условия для исследовательской работы; 6. реализовывать через работу с текстом обучающую, развивающую и воспитательную цели урока; 7. формировать общеучебные умения и навыки. Основные задачи использования текста на уроках русского языка:

Слайд 3

Учитель должен осознавать, что, формируя УУД в процессе работы с художественным текстом , он способствует развитию метапредметных навыков: 1. Анализ, сравнение, обобщение 2. Аргументация 3. Самостоятельное создание алгоритма деятельности.

Слайд 4

ТЕКСТ Личностное развитие Творческое развитие Духовно- нравственное развитие Предметное развитие Мета- предметное развитие

Слайд 5

Смысловое чтение – это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей (А. А. Леонтьев). Под коммуникативной задачей в данном случае следует понимать установку на то, с какой целью осуществляется чтение: где, когда, для чего будет использована извлеченная из текста информация. Смысловое чтение

Слайд 6

Три вида чтения: 1.изучающее 2.ознакомительное 3.просмотровое Так как в процессе чтения могут решаться различные коммуникативные задачи, то реализуются разные виды чтения. . Если требуется максимально полное и точное понимание содержащейся в тексте информации и адекватное ее воспроизведение в тех или иных учебных целях, то читающий должен как можно полнее охватить все содержание текста , вникнуть в смысл каждого из его элементов. Если перед читающим ставится задача найти главное в тексте , выявить, что сообщается по интересующему вопросу (что говорится о ...), либо охватить содержание каждой из частей текста в самом общем виде . Если перед читающим ставится задача получить самое общее представление о содержании текста (о чем говорится в тексте), то потребуется понимание текста в общих чертах.

Слайд 7

Стратегия – это некоторый способ приобретения, сохранения и использования информации, служащий достижению определенных целей в том смысле, что он должен привести к определенным результатам (Дж. Брунер ). Стратегии смыслового чтения - это различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. Этапы работы над текстом : предтекстовая деятельность; текстовая деятельность; послетекстовая деятельность.

Слайд 8

1.Мозговой штурм Цель стратегии: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста (ассоциации, знания, гипотезы и т.д.) Наработанный материал можно оформить графически, после прочтения текста вернуться ( послетекстовая стратегия). Предтекстовые стратегии Цель: развитие такого читательского умения, как предполагать, предвосхищать содержание текста.

Слайд 9

Цель стратегии: актуализация словаря, связанного с темой текста. 2.1. Дать список слов и попросить отметить те, которые могут быть связаны с темой текста. По прочтении текста вернуться к списку. 2.2. До прочтения текста предложить учащимся перечень ключевых понятий темы и попросить составить собственный текст, в котором бы фигурировали данные понятия. После прочтения текста сопоставить собственную версию с полученной информацией ( послетекстовая стратегия). 2.3. Предложить две трактовки одного и того же понятия и попросить обосновать - какая из трактовок будет ближе содержанию текста, после прочтения текста вернуться ( послетекстовая стратегия) 2.4. Предложить ключевые слова темы и попросить связать данные слова по какому-либо критерию или оформить графически, после прочтения текста вернуться ( послетекстовая стратегия). 2.Глоссарий

Слайд 10

Цель стратегии: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста. Попросить отметить верные утверждения. После прочтения текста вернуться ( послетекстовая стратегия). 3. Ориентиры предвосхищения (верные и неверные утверждения) До чтения текста Утверждение После чтения текста

Слайд 11

4.Задай вопрос, предложи задание Ученики обращаются к просмотровому виду чтения и формулируют вопросы и задания. Учите детей задавать разные вопросы. В этом Вам поможет таксономия Блума .

Слайд 12

Цель стратегии: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия. Попросить спрогнозировать содержание текста по его названию. 5. Рассечение вопроса

Слайд 13

1.Чтение про себя с вопросами (индивидуально, работа в парах, в группах). Цель: научить вдумчиво читать текст, задавать вопросы . Чтение текста по абзацам, ответы на вопросы, обмен ролями (при работе в парах и группах). Текстовые стратегии Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации.

Слайд 14

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения. Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу". Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют. 2. Чтение в кружок

Слайд 15

Цель: развитие объёмного, логического, творческого мышления, навыков анализа и синтеза. Методика разработана психологом Тони Бьюзеном . Иногда в русских переводах термин может переводиться как «карты ума», «карты разума», « интеллект-карты », «карты памяти», «ассоциативные карты», «ассоциативные диаграммы» или «схемы мышления». Ментальная карта — способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Может рассматриваться как удобная техника альтернативной записи информации и систематизации знаний. Ментальная карта реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. 3. Ментальная карта

Слайд 16

чем больше лист — тем лучше. Минимум — A4. Расположить горизонтально в центре располагается образ всей проблемы/задачи/области знания от центра исходят толстые основные ветви с подписями — они означают главные разделы диаграммы. Основные ветви далее ветвятся на более тонкие ветви все ветви подписаны ключевыми словами, заставляющими вспомнить то или иное понятие использовать желательно печатные буквы желательно использовать как можно более разнообразную визуальную декорацию — форма, цвет, объём, шрифт, стрелки, значки важно вырабатывать свой собственный стиль в рисовании диаграмм связей Правила построения ментальных карт

Слайд 17

Ментальная карта по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Слайд 18

«Образ дома в произведениях М.Булгакова»

Слайд 19

Цель: заинтересовать учащихся книгой, привлечь их к осмысленному чтению. Схема реализации стратегии "Чтение с остановками": 1.Вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам , обсуждение названия произведения. 2.Осмысление. Учитель заранее выделяет 2-3 остановки. Во время этих остановок задаются вопросы, которые помогают побудить интерес к дальнейшему чтению, вовлечь в работу различные стороны мышления. Обязателен вопрос: «Что будет дальше?» 3. Рефлексия . На этой стадии текст опять представляет единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск. 4. Чтение с остановками

Слайд 20

? ?(однозначный ответ) Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думает6е…? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли Вы…? Верно ли…? 5. Таблица «толстых» и «тонких» вопросов Цель: н аучить учащихся думать над прочитанным, понимать произведение Таблица "толстых” и "тонких” вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова — это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении — демонстрация понимания пройденного.

Слайд 21

Почему- ? соответствуют процессуальным знаниям. Ученик должен найти причинно-следственные связи, описать процессы, происходящие с определённым предметом или явлением. Объясни - ученик использует понятия и принципы в новых ситуациях, применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода или процеду­ры . Назови – ? - на уровень репродукции, т.е. на простое воспроизведение знаний Предложи Придумай Поделись - на активизацию мыслительной деятельности ученика. Он выделяет скрытые (неявные) предположения, проводит различия между фактами и следствиями, анализирует, оценивает значимость данных, использует знания из разных об­ластей, обращает внимание на соответствие вывода имеющимся данным. Стратегии послетекстовой деятельности Цель: достижение понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли 1. Кубик Блума ПОЧЕМУ? ОБЪЯСНИ ПРЕДЛОЖИ ПРИДУМАЙ ПОДЕЛИСЬ

Слайд 22

Цель данной стратегии - обучение пониманию текста. Суть стратегии: учащимся предлагается схема (Где ответ?) и говорится о том, что ответ на вопрос может содержаться в тексте или в голове у читателя. Если ответ в тексте, он может находиться в одном предложении текста (1) или в нескольких его частях (2). В случае 1, чтобы ответить на вопрос, надо найти точный ответ в одном предложении текста. Если он содержится в нескольких частях текста (2), такой ответ надо формулировать, соединяя их. Если ответ находится в голове читателя, то в одном случае (3) читатель составляет его, соединяя то, что автор говорит между строк или в косвенной форме, и то, как сам читатель интерпретирует слова автора. В другом случае (4) ответ находится за пределами текста и читатель ищет его в своих знаниях. Далее учащимся предлагается список вопросов, которые они должны отнести к одной из групп. После этого предлагается дать ответ на поставленный вопрос. 2.Где ответ?

Слайд 24

З – что мы знаем Х – что мы хотим узнать У – что мы узнали и что нам осталось узнать «Знаю – Хочу знать – Узнал» Формирует: • умение определять уровень собственных знаний; • умение анализировать информацию; • умение соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями. Работа с таблицей ведется на всех стадиях урока. На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы « Знаю », учащиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают о данной теме. Через эту деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. Вторая часть таблицы « Хочу узнать » — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний. После обсуждения текста (фильма и т.п.) учащиеся заполняют третью графу таблицы « Узнал ».

Слайд 25

Борис Петрович Екимов За свою многолетнюю писательскую деятельность Борис Екимов создал более 200 произведений. Наиболее заметный интерес у читательской аудитории вызвали публикации Б. Екимова в «перестроечные» годы на пике тиражности «толстых изданий»: сборники рассказов «За тёплым хлебом», «Ночь исцеления», романы «Родительский дом», «Пастушья звезда». Бориса Екимова называют "лучшим русским рассказчиком". Б.Екимов – лауреат Государственной премии РФ, премии И.А.Бунина, Ю.Казакова. В 2008 году ему была присуждена Литературная премия Александра Солженицына за "остроту и боль в описании... русской провинции и отражение неистребимого достоинства... человека...» Бориса Екимова нередко называют «проводником литературных традиций Донского края». Лейтмотив его произведений — реальные жизненные будни простого человека.

Слайд 26

1.О чем пойдёт речь в рассказе? 2.Какую роль играет обращение и дважды повторенный глагол в форме повелительного наклонения? 3.Какие образы возникают? 4.Какую иллюстрацию можно нарисовать по названию? «Говори, мама, говори»

Слайд 27

1.Какие впечатления произвел на вас текст? 2.Какие проблемы поднимает рассказ? 3.Проведите параллели с другими авторами, поднимающими такие же проблемы. 4.Для какого возраста предназначен текст?

Слайд 28

1.назовите приемы работы с текстом; 2.выберите вопросы к тексту из банка готовых вопросов; 3.составьте свои вопросы к тексту; 4.определите, какие УУД формируются в процессе работы с текстом. Цели : 1 группа. Создание условий для развития личностных УД. 2 группа. Создание условий для развития познавательных УД. 3 группа. Создание условий для развития регулятивных УД. 4 группа. Создание условий для развития коммуникативных УД. Задания:

Слайд 30

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий при обучении русскому языку по УМК С. И. Львовой в условиях перехода на ФГОС ООО (из опыта работы).

Предлагаемая статья будет интересна педагогам, заинтересованным в подборе УМК для среднего звена в условиях перехода на ФГОС ООО, так как содержит аналитический материал учебников по русскому языку по...

Из опыта работы: "Приемы, методы и технологии формирования универсальных учебных действий в преподавании начального курса географии"

В материале представлены практические примеры формирования географических понятий и установления причинно-следственных связей....

Формирование универсальных учебных действий на уроках географии и внеурочное время средствами инновационных педагогических технологий. Из опыта работы.

1. В условиях перехода современной школы на новые образовательные стандарты актуальным направлением современной географии продолжает оставаться изучение своего родного края.Методика обучения исследова...

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в старших классах (из опыта работы)

Материал из опыта работы в старших классах для формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка...

«Формирование личностных и метапредметных универсальных действий во внеурочном курсе «Юный жудожник». Из опыта работы Харло Ольги Николаевны, учителя изобразительного искусства МБОУ "СШ № 17 социального развития и успеха" г.Майкопа РА

Введение новых государственных стандартов в образовании способствовало не только открытию широкого дискуссионного поля, но и серьёзному, подчас лихорадочному, самоопределению педагогов в поле своего с...

Изучение зарубежной литературы в основной и старшей школе как средство формирования коммуникативных универсальных действий (из опыта работы).

Важнейшим направлением преподавания западноевропейской литературы в школе должно быть изучение ее памятников в непосредственной связи с русской литературой, так как последняя развивалась не изолирован...