ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА.
учебно-методический материал (9 класс) на тему

Мухаммадиева Ильсия Ильдусовна

В своей работе воспитателя я  стараюсь воспитать успешную, адаптированную личность, делая большой акцент на нравственное воспитание. Воспитание нравственных ценностей должно начинаться в младшем возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_nravstvennyh_tsennostey.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Ново-Кинерская общеобразовательная школа-интернат                    для детей с ограниченными возможностями здоровья»,                                 Республика Татарстан



ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА.

Мухаммадиева И.И.

В своей работе воспитателя я  стараюсь воспитать успешную, адаптированную личность, делая большой акцент на нравственное воспитание. Воспитание нравственных ценностей должно начинаться в младшем возрасте.

   Младший школьный возраст — это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.

   Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Именно мы воспитатели , имеем возможность влиять на воспитание ребенка и должны  уделять  этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.

   В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». В младшем школьном возрасте, когда душа податлива к эмоциональным воздействиям, необходимо учить нормам нравственности, азбуке морали.

  Нравственные потребности не даются человеку от природы, их необходимо воспитывать.

   Проблема нравственности школьников на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальна. Одна из задач воспитания – правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества.

   Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на решение специфических задач – коррекция недостатков познавательной деятельности и эмоционально – волевой сферы, социально психологической адаптации. Подготовить учащихся к активной жизни.    Переживания, связанные с нравственными проявлениями личности: ее отношение к «малой родине», к труду, другим людям, к природе, к себе являются одной из сторон патриотического воспитания. Оно является частью нравственного воспитания.

    Ребята приходят в школу из семьи с низким уровнем воспитанности.  Дети не знают, соответственно,  не соблюдают,  элементарных норм поведения в обществе, недостаточно грамотны, не владеют культурой общения со сверстниками и старшими,  часто конфликтуют, не понимают и не принимают требований педагогов и родителей. Поэтому работа воспитателя состоит в том, чтобы правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества.

      В своей работе я использую различные методы обучения. К методам  обучения относятся беседы, воспитательные часы, праздники, участие в кружках. Эти занятия требуют большей раскованности детей, возможности свободно проявить своё эмоциональное состояние, самостоятельность.  Обсуждая близкие им темы (о семье, о друзьях, о природе и прочие) в непринуждённой обстановке дети учатся рассказывать, беседовать, описывать, рассуждать, вести диалог, проявлять своё творчество.  

    Ребята нашей группы принимают активное участие в общешкольных мероприятиях, что способствует воспитанию у них нравственных качеств личности, любви к Родине, уважительного отношения к нравственным ценностям своей семьи. Во время подготовки и проведения праздника, посвященного «Дню урожая», ребята заранее разучивали стихи, приготовили открытки своими руками, для своих мам.  На празднике посвященной встрече ветерану нашей школы  Галимзяновым  Накипом  Шариповичем    ребята разучили песни, танцы, подарили подарки сделанные своими руками, это тоже воспитывает в детях гуманные чувства  ,уважение, почтение к старшему поколению. Внимательно слушали рассказ о трудной жизни ветерана, сопереживали ему, задавали много вопросов.

    Участие детей в праздниках - это не только воспитание ребенка через  искусство, но и прежде всего лечение его души: укрепление духовных сил, гармонизация психо-эмоционального состояния. Ведь не секрет, что большинство детей, обучающихся в школе, далеки от мира искусства, живущие зачастую в проблемных и асоциальных семьях, ограничены домом, двором, улицей.        

     Проводим мероприятия, направленные на закрепление у детей тех качеств личности, которые прививаются во время бесед, воспитательных часов. Дети активно участвовали в рамках Декады инвалидов: в конкурсе рисунков, принимали активное участие всей группой в спортивном соревновании: «Весёлые старты», самостоятельно придумали название команды и девизы, чувствовалась крепкая дружба среди детей. При посещении  общественных мест, во время экскурсий в магазин, на почту, дети ведут себя дисциплинировано, не шумят, друг другу относятся вежливо, ведут себя культурно, это говорит о том, что дети  закрепляют все полученные ранее знания, умения и навыки на практике, и умеют их правильно применять.

    В нашей группе 13 детей,4 девочки и 9 мальчиков. Дети сплочённые, живут дружно, мы стараемся воспитывать в них доброту, честность, сочувствовать, сопереживать, делиться, помогать слабым ,быть уверенными в себе, умение наслаждаться окружающим миром. С детьми проводим воспитательную работу направленную на воспитание нравственных ценностей, через такие  беседы как:

  1. «Ты на свете не один»
    "Понять себя",
    "Как понимать человека без слов".

       "Отворите волшебные двери добра и доверия"

Взаимоотношения со сверстниками: 

"Ты + я",

"Вглядись в себя, сравни с другими",

"Конфликт (предотвращение, управление, выход),

"Мужская честь и достоинство",

«Что делать с собственной агрессивностью?"
    "Скверная компания",
     " Портрет неприятного человека",
    "Враги",
    "Вымести свою злость").,

"Поговорил бы кто со мной»,

"Как понимать человека без слов",

2)О доме и о маме:

"Любите ваших матерей (о мамах и о себе)",

"Тепло родительского дома"

3). "Хорошие манеры".

4)Поведение в гостях.

5)Взаимоотношения в семье.

6)Дружная семья.

7)Отношение к старшим.

Проводим тесты на определение уровня воспитанности нравственных ценностей , как правильно вести себя на уроках и занятиях,  в столовой, в спальне; вежливо здороваться и прощаться с взрослыми; заботливо относиться к старшим; бережно относиться к школьному имуществу. Провожу психологический тренинг, на котором использую изобразительную деятельность, дети  рисуют и по рисункам можно определить их внутреннее ,эмоциональное и психологическое состояние, настроение, обстановку в доме, в семье, проводим игру: «Золотой стул», здесь дети говорят сидящему на стуле только положительные его стороны, которые приятно слушать ребёнку, и она поднимает его самооценку. Проводим дни рождения детей, дети поздравляют именинника, говорят добрые пожелания, всё это  даёт положительную оценку в воспитание нравственных качеств, таких как доброта, умение радоваться за своего товарища, сближает и укрепляет отношения детей.     Если в нашей группе дети нарушают дисциплину, или  не ладят между собой, то мы с детьми обсуждаем, объясняем, что так  поступать не хорошо, не правильно и тогда дети сами делают выводы, кто прав, а кто виноват, забывают обиды и идут мериться.

   Главное в работе воспитателя – это эмоциональный отклик детей на ситуацию, развитие умения видеть нравственную сторону того или иного события, поступка.

    В своей работе я всегда стараюсь учитывать место каждой обучающей ситуации, и каждого метода в общей системе воспитания, направленной на нравственное формирование личности школьника.     В стенах нашей школы ребенок должен научиться правильно вести себя в обществе, знать нравственные ценности, уметь решать жизненные проблемы и стать полноценным членом нашего общества.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие музыкальных способностей у детей старшего возраста»

Развитие музыкальных способностей, их формирование одна из интереснейших проблем, привлекающая внимание исследователей на протяжении многих лет. Изучение этой проблемы актуально в связи с тем, ч...

Дело его жизни (сценарий устного журнала для детей старшего возраста, посвященного 165-летию со дня рождения выдающегося чувашского педагога-просветителя И.Я.Яковлева).

                         Дело его жизни(сценарий устного журнала для детей старшего возраста, посвященного 165-летию со дн...

Методические особенности построения комплексных уроков по физическому воспитанию школьныков среднего и старшего возраста.

1)Возрастные особенности детей среднего школьного возраста. 2) Особенности возрастного развития детей старшего школьного возраста. 3) Методические особенности построения комплексных уроков. ...

Экологическое воспитание детей старшего возраста.

Экологическое воспитание детей старшего возраста....

Статья: "Формирование духовно-нравственного сознания детей старшего дошкольного возраста, посредствам художественной литературы".

В статье дано описание работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию духовно-нравственного сознания, посредством художественной литературы....

Педагогические условия воспитания нравственных качеств у старших дошкольников с нарушением слуха и лёгкой умственной отсталостью

Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и буде...

Формы, методы, средства и направления воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением в образовательном учреждении

Девиантное поведение старших подростков является педагогической проблемой, эффективное решение которой на современном этапе позволит повысить уровень педагогической работы с будущими поколениями и, со...