Образовательная программа "Международный бакалавриат".
статья по теме
Программа "Международный бакалавриат" была разработана в Швейцарии в 1968 году по инициативе Международной школы в Женеве и Школы ООН в Нью Йорке с целью стандартизации международного образования. В настоящее время Гимназия № 1404 работает в рамках Международного бакалавриата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 74.5 КБ |
![]() | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ «ГАММА» № 1404
ул. Большая Оленья д.3/5
тел. факс (495) 268-46-86. E-mail: Gamma1404.list.ru
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАКАЛАВРИАТ».
Преподаватель английского языка
Рязанова Н.С.
2011 – 2012 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ.
- Введение.
- Основная часть:
- Образовательная программа «Международный Бакалавриат»:
- Программа "Международный бакалавриат" (IB);
- Система оценивания в программах IB;
- Ядро программы;
- Элементы программы.
- Выводы.
- Заключение.
- Библиография.
ВВЕДЕНИЕ.
Русский богослов, философ и педагог В.В.Зеньковский
"… развитие ума путем обогащения его определенным материалом должно занимать второе место, нельзя и не нужно знать ученику "все".
Необходимо, чтобы ребенок развивал свои "умственные силы и уменье ставить и разрешать вопросы, которые ставит жизнь".
В начале XXI века российское общество перестраивается, переоценивает свои ценности и цели. В этих условиях к системе образования предъявляются принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования. Гуманизация, индивидуализация, новые концепции гражданского образования нашли свое место в образовательном процессе.
Школа как важнейший социальный институт отражает состояние и тенденции развития общества и влияет на него. В свою очередь изменения в системе общественных отношений активно воздействуют на образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на задачи, поставленные на новом этапе исторического развития страны.
Определяющими приоритетами государственной политики в сфере образования являются устойчивое и постоянное развитие системы Российского образования, обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективными потребностями личности, общества и государства.
Образованность и интеллект все больше относятся к разряду национальных богатств, а духовное здоровье человека, разносторонность его развития, широта и гибкость профессиональной подготовки, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи превращаются в важнейший фактор реализации потенциала страны. В этих условиях обновление общеобразовательной школы становится объективной необходимостью.
Школьное образование — важный элемент образования в современном обществе, формирующий у ребёнка базовые знания и навыки.
Характерными чертами современного этапа развития общего среднего образования являются следующие:
- образование для всех - разнообразные учебные программы ориентируются на высококачественное обучение всех детей;
- учет интересов и потребностей отдельного ученика и общества в целом;
- максимальное развитие способностей ребенка, независимо от социально-экономического и общественного статуса его семьи, пола, национальности, вероисповедания;
- развитие системы ценностей и отношений, соответствующих многонациональному обществу;
- личностно-ориентированный образовательный процесс, учитывающий и развивающий индивидуальные способности учеников, формирующий у них процессуальные умения;
- адаптация молодежи к меняющимся социальным условиям жизни общества;
- открытость образования, обеспечивающая доступность знаний и информации широким социальным слоям самых различных регионов.
Главная цель общего образования - формирование разносторонне развитой, творческой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества (продолжение традиций, развитие науки, культуры, техники, укрепление исторической преемственности поколений).
Целями и задачами школы как социального института в современных условиях являются:
- формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов;
- воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом;
- формирование целостного научного мировоззрения, экологической культуры, создание предпосылок для вхождения в открытое информационно-образовательное пространство;
- разностороннее развитие детей; их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности.
Реализация этих целей и задач предполагает:
- создание благоприятных условий и возможностей для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности;
- усвоение основ наук, фундаментальных законов развития общества и природы, формирование способностей применять полученные знания в различных видах практической деятельности;
- адаптацию к социальным изменениям, формирование устойчивых мотивов и установок активно влиять на условия достижения как личного успеха, так и общественного прогресса;
- последовательную ориентацию на "культуросообразную" систему преподавания, призванную обеспечить формирование духовного мира человека, приобщение к материальным и духовным ценностям культуры;
- систематическое обновление содержания образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологии;
- непрерывность образования в течение всей жизни человека;
- многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих дифференциацию и индивидуализацию образования;
- преемственность уровней и ступеней образования;
- информатизацию и компьютеризацию образования, включающую изучение в школе основ информатики, освоение новейших средств информационных и телекоммуникационных технологий;
- развитие дистанционного обучения, создание учебных программ и программных средств, реализующих информационные технологии в образовании;
- развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью;
- развитие сети образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, нуждающихся в психолого-педагогической коррекции.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАКАЛАВРИАТ».
Программа "Международный бакалавриат" (International Baccalaureate - IB) была разработана в Швейцарии в 1968 году по инициативе Международной школы в Женеве и Школы ООН в Нью-Йорке с целью стандартизации международного образования.
Программа Международного Бакалавриата в первую очередь рассчитана на то, чтобы дать учащимся знания и умения, необходимые в жизни каждому, независимо от профессии, а также навыки социальной адаптации. В рамках программы главный акцент делается на академических достижениях, умении критически мыслить, навыках самостоятельной работы. Благодаря такому подходу у учеников повышается мотивация и интерес к знаниям, и, следовательно, успеваемость.
Международный бакалавриат - это универсальная программа, которая вобрала в себя все самое лучшее, что существует в школьном образовании различных стран. Это некий универсальный язык, который понятен практически любому университету и колледжу.
Программа Международного бакалавриата направлена на то, чтобы помочь обучающимся стать людьми:
- любознательными и пытливыми (Inquirers);
- знающими и умеющими пополнять знания (Knowledgeable);
- думающими (Thinkers);
- коммуникативными (Communicators);
- имеющими принципы (Pincipled);
- непредубежденными и обладающими широким кругозором (Open-minded);
- людьми, способными принимать решения и отвечать на вызовы (Risk-Tаkers);
- разносторонними (Balanced);
- размышляющими и способными к рефлексии (Reflective).
Международный Бакалавриат предлагает три образовательные программы для детей разного возраста:
- программу дошкольного и начального образования (Primary Years Programm - PYP) - от 3 до 12 лет; сфокусирована на разностороннем развитии ребенка в условиях классной комнаты и во вне ее;
- программу неполного среднего образования (Middle Years Programm - MYP) – от 11 до 16 лет; создает условия для академических занятий и развития навыков социализации при освоении традиционных школьных предметов;
- дипломную программу (полное среднее образование) (Diploma Programm - DP) для старшеклассников от 16 до 19 лет; отвечает потребностям высоко мотивированных учащихся и позволяющий им получить такой уровень подготовки, который удовлетворяет требованиям ведущих университетов мира.
Все три образовательные программы IB обладают преемственностью, последовательно реализуя взгляд на образование как на формирование и развитие целостной личности средствами, обеспечивающими ее интеллектуальный, личностный, эмоциональный и социальный рост.
Все три программы:
- требуют изучения широкого спектра предметов, построенных на содержании, отражающем лучшие мировые образовательные практики;
- придают особое значение освоению и развитию языка;
- поддерживают ребенка при освоении им отдельных предметов;
- фокусируются на развитии навыков учения;
- включают, в варьирующихся границах, изучение индивидуально избранных предметов и тем, междисциплинарных областей;
- обеспечивают возможность обучающимся планировать и проводить индивидуальные и коллективные исследования;
- включают деятельностный компонент, связанный со служением людям и местному сообществу.
Общая гуманистическая и демократическая направленность всех образовательных программ IB проявляется:
- в приоритете общечеловеческих ценностей,
- в ориентации на нужды и интересы ребенка,
- в реализации кооперации и сотрудничества на всех этапах обучения,
- в сочетании с педагогическими средствами достижения этих целей.
Система оценивания в программах IB - один из основных компонентов программы, ее регулятор. Система оценивания обеспечивает единство подходов к образованию при всем многообразии вариантов их реализации в школах различных стран мира.
Система оценивания строится на основе общих для всех образовательных программ принципов:
- Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое, текущее (Formative) и итоговое (Summative) оценивание.
- Оценивание может быть только критериальным. Критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
- Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
- Оценивать можно только то, чему учат.
- Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны педагогам и учащимся.
- Учитель должен включать учащихся в процесс оценивания, формировать навыки самооценки.
В основе учебной программы дошкольного и начального образования лежит представление о том, что каждый ребенок в процессе учебной деятельности привносит в нее свое осмысление и на этой основе самостоятельно конструирует собственные знания.
Ядро программы дошкольного и начального образования образуют пять наиболее существенных элементов, призванных дать представление о том, чему научить детей:
- понятия,
- знание,
- навыки,
- отношения,
- деятельность.
Знаниевый компонент развивается в рамках поисковой познавательной деятельности, направляемой шестью межпредметными темами, опирающимися на содержание шести предметных областей:
- Кто мы
- Где мы – в пространстве и времени
- Как устроен мир
- Как мы выражаем свои мысли, чувства, намерения
- Как мы обустраиваем и организуем нашу жизнь
- Наша общая планета
Элементы программы:
Понятия – включают восемь абстрактных понятий, имеющих универсальное значение, педагогический смысл, назначение и содержание которых определяется и описывается с помощью ключевых вопросов, которые стимулируют процесс познания и межпредметный подход к изучаемым объектам, явлениям и процессам.
- форма (на что это похоже?)
- функция (как это работает?)
- причинность (почему это так устроено, работает, происходит?)
- изменение (как это меняется?)
- связь (как это связано с другими вещами , объектами, событиями, явлениями?)
- точка зрения (позиция) (каковы точки зрения?)
- ответственность (в чем наша ответственность, за что мы отвечаем?)
- размышление (рефлексия) (откуда мы это знаем?)
Знание – внутреннее осмысление и осознание ребенком важных и значимых идей. Оно не сводится к простому усвоению фактов и умений, а появляется как результат учебной и поисковой деятельности ребенка. Его рамки задаются межпредметными темами и учебными предметами.
Межпредметные темы | Учебные предметы |
Кто мы? | Язык |
Где мы – в пространстве и времени? | Социальные науки |
Как мы выражаем свои мысли, чувства и намерения? | Математика |
Как устроен мир? | Искусство |
Как мы обустраиваем и организуем нашу жизнь? | Наука и технология |
Наша общая планета | Личное, социальное и физическое воспитание |
Навыки отбираются по их значимости для процесса познания и дают представление о том, что научатся делать учащиеся в результате обучения.
- навыки размышления,
- навыки коммуникации,
- социальные навыки,
- исследовательские навыки;
- навыки самоорганизации.
Отношения – представление о ценностных ориентациях учащихся; программа нацелена на развитие таких качеств, как толерантность, уважительность, честность, независимость, увлеченность, сопереживание, любознательность, креативность, сотрудничество, уверенность в себе, обязательность и признательность.
Деятельность – представление об осваиваемых способах действий; программа поощряет учащихся размышлять, делать осознанный выбор, и действовать во благо своим сверстникам, школе, другим людям.
Перечисленные пять центральных элементов включаются в учебные планы и программы обучения таким образом, чтобы учащиеся могли:
- приобретать знания, соответствующие их возрасту и имеющие общечеловеческое значение,
- развивать свое представление о концептуальных понятиях, которые будут служить им фундаментом в процессе всего обучения,
- приобретать межпредметные и предметные умения и навыки,
- осваивать систему отношений, способствующую становлению глобального мышления,
- предпринимать действия на основе освоенных знаний.
Педагогическая практика строится на активном вовлечении учащихся в учебно-познавательную деятельность и предполагает:
- субъект-субъектные отношения между учителем и учащимся;
- ориентацию на то, что дети знают, а не на то, чего они не знают;
- введение новых знаний в контекст реальных задач и проблем;
- организацию образовательной среды по принципу гиперпространства.
Одной из важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании, является оценивание
Система оценивания направлена на получение информации, позволяющей:
- учащимся – обрести уверенность в возможности успешного включения в систему непрерывного образования,
- родителям – отслеживать процесс обучения и развития своего ребенка,
- учителям – выносить суждения об эффективности программы обучения, об индивидуальном прогрессе и достижениях учащихся, и в частности, о том
- происходит ли развитие образовательных запросов учащихся, стремятся ли они к более глубоким и основательным знаниям,
- начинают ли учащиеся осознавать, что реальные проблемы требуют интеграции знаний из разных предметных областей,
- cовершенствуют ли учащиеся полученные учебные умения и навыки, наращивают ли свои знания с тем, чтобы более успешно продвигаться в обучении, находить решения учебных задач,
- обнаруживают ли дети как умение работать индивидуально, так и способность к совместной учебной деятельности.
ВЫВОДЫ.
Предмет "иностранные языки" в школе решает разные задачи. Иностранный язык развивает внимание, память, наблюдательность, расширяет кругозор учащихся.
Изучение иностранного языка приобщает учащихся к культурному наследию и духовным ценностям своего и других народов, тем самым решается задача гуманизации образования.
На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы:
1. В центре учебного процесса находится учащийся, его познавательная и творческая деятельность.
2. Роль учителя в таком учебном процессе чрезвычайно ответственна, но она иная, чем при традиционном обучении.
З. Ответственность за успех учебной деятельности школьники в большой степени берут на себя.
4. Главная цель такого обучения - развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников, с тем, чтобы ученик школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Несколько лет назад Россия вошла в число стран-участниц, работающих по программам международного бакалавриата в школах. Эта программа позволяет ее выпускникам поступить в большинство европейских вузов (в том числе и в Великобритании и США) без сдачи дополнительных экзаменов. На сегодняшний день международный бакалавриат в России развит достаточно хорошо в разных уголках страны (Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Перми и других городах — около 18 школ).
Классической программой считается британская — на английском языке — именно она даёт наиболее полные знания, имеет более сильную образовательную базу.
Международный бакалавриат в России преподается как дополнение к основной школьной нагрузке. Несмотря на то, что ученики участвуют в конференциях, пишут эссе, разрабатывают собственные проекты и готовятся к сдаче выпускных экзаменов по программе международного бакалавриата, им также как и всем остальным предстоит в обязательном порядке сдавать ЕГЭ.
После выпуска при успешной сдаче экзаменов, те выпускники, которые изучали международный бакалавриат в России получат уникальную возможность выбирать, где учиться дальше: у себя на родине или за границей.
Каждая школа в России аккредитована по одной или нескольким программам международного бакалавриата: The Primary Years Programme, the Middle Years Programme , the Diploma Programme или IBCC. Все они предназначены для разных возрастных групп. На начальную (Primary Years Programme) могут поступать дети дошкольного возраста. Самая востребованная программа — двухгодичный курс преддипломной подготовки Diploma Programme. Именно она обязательно есть во всех аккредитованных школах.
Начиная с 2009 года появилась возможность обучаться по программе международного бакалавриата параллельно с основной школьной программой — дистанционно.
БИБЛИОГРАФИЯ.
- Приказ №635 от 15 октября 2013 года «О реализации образовательных программ Международного бакалавриата в государственных образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования города Москвы»
- Основы педагогики: учебн. Пособие. Издание 2-е, перераб. и доп. - М., 1999
- Проблемы развивающего обучения. Давыдов В.В. _ М., 1986
- Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. - М., 1987.
- Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. М., 1987.
- Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. М., 1915.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Образовательная программа “Международный Бакалавриат” Программы Международного Бакалавриата: PYP, MYP, DP. Система оценивания в программах IB Элементы программы.
Система оценивания Оценивание - постоянный процесс; Критериальное оценивание; Критерии и алгоритм оценивания известны учащимся и учителям; Оценивается только то, чему учат; Ученики включены в процесс оценивания (самооценка).
Элементы программы понятия, знание, навыки, отношения, деятельность .
Понятия форма ( на что это похоже ?) функция ( как это работает ?) причинность ( почему это так устроено, работает, происходит? ) изменение ( как это меняется ?) связь ( как это связано с другими вещами , объектами, событиями, явлениями?) точка зрения (позиция) ( каковы точки зрения ?) ответственность ( в чем наша ответственность , за что мы отвечаем ?) размышление (рефлексия) ( откуда мы это знаем ?)
Навыки Навыки размышления, Навыки коммуникации , Социальные навыки, Исследовательские навыки, Навыки самоорганизации.
Профиль студента любознательный и пытливый (Inquirers); знающий и умеющий пополнять знания (Knowledgeable); думающий (Thinkers); коммуникативный (Communicators); имеющий принципы (Pincipled); непредубежденный и обладающий широким кругозором (Open-minded); способный принимать решения и отвечать на вызовы (Risk-Tаkers); разносторонний (Balanced); размышляющий и способный к рефлексии (Reflective).
Выводы В центре учебного процесса находится учащийся, его познавательная и творческая деятельность. Роль учителя в таком учебном процессе чрезвычайно ответственна, но она иная, чем при традиционном обучении. Ответственность за успех учебной деятельности школьники в большой степени берут на себя. Главная цель такого обучения - развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников. Ученик школы должен быть способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/06/picture-235041-1365239431.jpg)
Единая информационная образовательная среда и информационная образовательная среда образовательного учреждения» анализ состава ИОС образовательного учреждения
Таблица анализа состава ИОС образовательного учреждения...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/18/picture-449242-1400429223.jpg)
Организация школьного обучения по системе бакалавриата как одна из моделей билингвального образования
Учащиеся билингвальной секции на протяжении 8-ми лет (с 4-го по 11-й классы) обучаются по специально разработанной программе, основанной на социокультурном подходе к языковому образованию и представля...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/07/picture-150982-1591547319.jpg)
Дипломная программа по физике Международного бакалавриата
Программа предлагает более широкий диапазон тем по сравнению с российской программой. Кроме того, больший акцент сделан на практическую работу. Темы основной ч...
Программа по литературе в системе Международного бакалавриата.
Содержание программы по литературе МБ....
презентация к занятию "Why become an Engineer?" по учебнику . Нарочная, Е. Б. Английский язык для технических направлений (для бакалавров) : учебник для вузов / Е. Б. Нарочная, Г. В. Шевцова, Л. Е. Москалец. – М. : КНОРУС, 2015. – 400 c. – (Бакалавриат).
Цель данной презентации: визуализировать подаваемый для изучения на занятии "Why become an engineer?" материал...