Образовательная программа "Международный бакалавриат".
статья по теме

Программа "Международный бакалавриат" была разработана в Швейцарии в 1968 году по инициативе Международной школы в Женеве и Школы ООН в Нью Йорке с целью стандартизации международного образования. В настоящее время Гимназия № 1404 работает в рамках Международного бакалавриата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mezhdunarodnyy_bakalavriat_ib.doc74.5 КБ
Office presentation icon ib_mezhdunarodnyy_bakalavriat.ppt75.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ  «ГАММА» № 1404

ул. Большая Оленья д.3/5

тел. факс (495) 268-46-86.  E-mail: Gamma1404.list.ru

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА  

«МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАКАЛАВРИАТ».

Преподаватель английского языка          

Рязанова Н.С.

2011 – 2012 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ.

  • Введение.
  • Основная часть:
  • Образовательная программа «Международный Бакалавриат»:
  • Программа "Международный бакалавриат" (IB);
  • Система оценивания в программах IB;
  • Ядро программы;
  • Элементы программы.
  • Выводы.
  • Заключение.
  • Библиография.

ВВЕДЕНИЕ.

Русский богослов, философ и педагог В.В.Зеньковский

"… развитие ума путем обогащения его определенным материалом должно занимать второе место, нельзя и не нужно знать ученику "все".

Необходимо, чтобы ребенок развивал свои "умственные силы и уменье ставить и разрешать вопросы, которые ставит жизнь".

В начале XXI века российское общество перестраивается, переоценивает свои ценности и цели. В этих условиях к системе образования предъявляются принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования.  Гуманизация, индивидуализация, новые концепции гражданского образования нашли свое место в образовательном процессе.

Школа как важнейший социальный институт отражает состояние и тенденции развития общества и влияет на него. В свою очередь изменения в системе общественных отношений активно воздействуют на образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на задачи, поставленные на новом этапе исторического развития страны.

Определяющими приоритетами государственной политики в сфере образования являются устойчивое и постоянное развитие системы Российского образования, обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективными потребностями личности, общества и государства.

Образованность и интеллект все больше относятся к разряду национальных богатств, а духовное здоровье человека, разносторонность его развития, широта и гибкость профессиональной подготовки, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи превращаются в важнейший фактор реализации потенциала страны. В этих условиях обновление общеобразовательной школы становится объективной необходимостью.  

Школьное образование — важный элемент образования в современном обществе, формирующий у ребёнка базовые знания и навыки.

        Характерными чертами современного этапа развития общего среднего образования являются следующие:

  • образование для всех - разнообразные учебные программы ориентируются на высококачественное обучение всех детей;
  • учет интересов и потребностей отдельного ученика и общества в целом;
  • максимальное развитие способностей ребенка, независимо от социально-экономического и общественного статуса его семьи, пола, национальности, вероисповедания;
  • развитие системы ценностей и отношений, соответствующих многонациональному обществу;
  • личностно-ориентированный образовательный процесс, учитывающий и развивающий индивидуальные способности учеников, формирующий у них процессуальные умения;
  • адаптация молодежи к меняющимся социальным условиям жизни общества;
  • открытость образования, обеспечивающая доступность знаний и информации широким социальным слоям самых различных регионов.

        Главная цель общего образования - формирование разносторонне развитой, творческой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества (продолжение традиций, развитие науки, культуры, техники, укрепление исторической преемственности поколений).

        Целями и задачами школы как социального института в современных условиях являются:

  • формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов;
  • воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом;
  • формирование целостного научного мировоззрения, экологической культуры, создание предпосылок для вхождения в открытое информационно-образовательное пространство;
  • разностороннее развитие детей; их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности.

        Реализация этих целей и задач предполагает:

  • создание благоприятных условий и возможностей для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности;
  • усвоение основ наук, фундаментальных законов развития общества и природы, формирование способностей применять полученные знания в различных видах практической деятельности;
  • адаптацию к социальным изменениям, формирование устойчивых мотивов и установок активно влиять на условия достижения как личного успеха, так и общественного прогресса;
  • последовательную ориентацию на "культуросообразную" систему преподавания, призванную обеспечить формирование духовного мира человека, приобщение к материальным и духовным ценностям культуры;
  • систематическое обновление содержания образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологии;
  • непрерывность образования в течение всей жизни человека;
  • многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих дифференциацию и индивидуализацию образования;
  • преемственность уровней и ступеней образования;
  • информатизацию и компьютеризацию образования, включающую изучение в школе основ информатики, освоение новейших средств информационных и телекоммуникационных технологий;
  • развитие дистанционного обучения, создание учебных программ и программных средств, реализующих информационные технологии в образовании;
  • развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью;
  • развитие сети образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, нуждающихся в психолого-педагогической коррекции.

ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ПРОГРАММА  

«МЕЖДУНАРОДНЫЙ  БАКАЛАВРИАТ».

Программа "Международный бакалавриат" (International Baccalaureate - IB) была разработана в Швейцарии в 1968 году по инициативе Международной школы в Женеве и Школы ООН в Нью-Йорке с целью стандартизации международного образования.

Программа Международного Бакалавриата в первую очередь рассчитана на то, чтобы дать учащимся знания и умения, необходимые в жизни каждому, независимо от профессии, а также навыки социальной адаптации. В рамках программы главный акцент делается на академических достижениях, умении критически мыслить, навыках самостоятельной работы. Благодаря такому подходу у учеников повышается мотивация и интерес к знаниям, и, следовательно, успеваемость.

Международный бакалавриат - это универсальная программа, которая вобрала в себя все самое лучшее, что существует в школьном образовании различных стран. Это некий универсальный язык, который понятен практически любому университету и колледжу.

Программа Международного бакалавриата направлена на то, чтобы помочь обучающимся стать людьми:

  • любознательными и пытливыми (Inquirers);
  • знающими и умеющими пополнять знания (Knowledgeable);
  • думающими (Thinkers);
  • коммуникативными (Communicators);
  • имеющими принципы (Pincipled);
  • непредубежденными и обладающими широким кругозором (Open-minded);
  • людьми, способными принимать решения и отвечать на вызовы (Risk-Tаkers);
  • разносторонними (Balanced);
  • размышляющими и способными к рефлексии (Reflective).

Международный Бакалавриат предлагает три образовательные программы для детей разного возраста:

  • программу дошкольного и начального образования (Primary Years Programm - PYP) - от 3 до 12 лет; сфокусирована на разностороннем развитии ребенка в условиях классной комнаты и во вне ее;
  • программу неполного среднего образования (Middle Years Programm - MYP) – от 11 до 16 лет; создает условия для академических занятий и развития навыков социализации при освоении традиционных школьных предметов;
  • дипломную программу (полное среднее образование) (Diploma Programm - DP) для старшеклассников от 16 до 19 лет; отвечает потребностям высоко мотивированных учащихся и позволяющий им получить такой уровень подготовки, который удовлетворяет требованиям ведущих университетов мира.

Все три образовательные программы IB обладают преемственностью, последовательно реализуя взгляд на образование как на формирование и развитие целостной личности средствами, обеспечивающими ее интеллектуальный, личностный, эмоциональный и социальный рост.

Все три программы:

  • требуют изучения широкого спектра предметов, построенных на содержании, отражающем лучшие мировые образовательные практики;
  • придают особое значение освоению и развитию языка;
  • поддерживают ребенка при освоении им отдельных предметов;
  • фокусируются на развитии навыков учения;
  • включают, в варьирующихся границах, изучение индивидуально избранных предметов и тем, междисциплинарных областей;
  • обеспечивают возможность обучающимся планировать и проводить индивидуальные и коллективные исследования;
  • включают деятельностный компонент, связанный со служением людям и местному сообществу.

Общая гуманистическая и демократическая направленность всех образовательных программ IB проявляется:

  • в приоритете общечеловеческих ценностей,
  • в ориентации на нужды и интересы ребенка,
  • в реализации кооперации и сотрудничества на всех этапах обучения,
  • в сочетании с педагогическими средствами достижения этих целей.

Система оценивания в программах IB - один из основных компонентов программы, ее регулятор. Система оценивания обеспечивает единство подходов к образованию при всем многообразии вариантов их реализации в школах различных стран мира.

Система оценивания строится на основе общих для всех образовательных программ принципов:

  1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое, текущее (Formative) и итоговое (Summative) оценивание.
  2. Оценивание может быть только критериальным. Критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
  3. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
  4. Оценивать можно только то, чему учат.
  5. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны педагогам и учащимся.
  6. Учитель должен включать учащихся в процесс оценивания, формировать навыки самооценки.

В основе учебной программы дошкольного и начального образования лежит представление о том, что каждый ребенок в процессе учебной деятельности привносит в нее свое осмысление и на этой основе самостоятельно конструирует собственные знания.

Ядро программы дошкольного и начального образования образуют пять наиболее существенных элементов, призванных дать представление о том, чему научить детей:

  • понятия,
  • знание,
  • навыки,
  •  отношения,
  • деятельность.

Знаниевый компонент развивается в рамках поисковой познавательной деятельности, направляемой шестью межпредметными темами, опирающимися на содержание шести предметных областей:

  • Кто мы
  • Где мы – в пространстве и времени
  • Как устроен мир
  • Как мы выражаем свои мысли, чувства, намерения
  • Как мы обустраиваем и организуем нашу жизнь
  • Наша общая планета

Элементы программы:

Понятия – включают восемь абстрактных понятий, имеющих универсальное значение, педагогический смысл, назначение и содержание которых определяется и описывается с помощью ключевых вопросов, которые стимулируют процесс познания и межпредметный подход к изучаемым объектам, явлениям и процессам.

  • форма (на что это похоже?)
  • функция (как это работает?)
  • причинность (почему это так устроено, работает, происходит?)
  • изменение (как это меняется?)
  • связь (как это связано с другими вещами , объектами, событиями, явлениями?) 
  • точка зрения (позиция) (каковы точки зрения?)
  • ответственность (в чем наша ответственность, за что мы отвечаем?)
  • размышление (рефлексия) (откуда мы это знаем?)

Знание – внутреннее осмысление и осознание ребенком важных и значимых идей. Оно не сводится к простому усвоению фактов и умений, а появляется как результат учебной и поисковой деятельности ребенка. Его рамки задаются межпредметными темами и учебными предметами.

Межпредметные темы

Учебные предметы

Кто мы?

Язык

Где мы – в пространстве и времени?

Социальные науки

Как мы выражаем свои мысли, чувства и намерения?

Математика

Как устроен мир?

Искусство

Как мы обустраиваем и организуем нашу жизнь?

Наука и технология

Наша общая планета

Личное, социальное и физическое воспитание

Навыки отбираются по их значимости для процесса познания и дают представление о том, что научатся делать учащиеся в результате обучения.

  • навыки размышления, 
  • навыки коммуникации, 
  • социальные навыки,
  • исследовательские навыки;
  • навыки самоорганизации.

Отношения – представление о ценностных ориентациях учащихся; программа нацелена на развитие таких качеств, как толерантность, уважительность, честность, независимость, увлеченность, сопереживание, любознательность, креативность, сотрудничество, уверенность в себе, обязательность и признательность.

Деятельность – представление об осваиваемых способах действий; программа поощряет учащихся размышлять, делать осознанный выбор, и действовать во благо своим сверстникам, школе, другим людям.

Перечисленные пять центральных элементов включаются в учебные планы и программы обучения таким образом, чтобы учащиеся могли:

  • приобретать знания, соответствующие их возрасту и имеющие общечеловеческое значение,
  • развивать свое представление о концептуальных понятиях, которые будут служить им фундаментом в процессе всего обучения,
  • приобретать межпредметные и предметные умения и навыки,
  • осваивать систему отношений, способствующую становлению глобального мышления,
  • предпринимать действия на основе освоенных знаний.

Педагогическая практика строится на активном вовлечении учащихся в учебно-познавательную деятельность и предполагает:

  • субъект-субъектные отношения между учителем и учащимся;
  • ориентацию на то, что дети знают, а не на то, чего они не знают;
  • введение новых знаний в контекст реальных задач и проблем;
  • организацию образовательной среды по принципу гиперпространства.

Одной из  важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании, является оценивание

Система оценивания направлена на получение информации, позволяющей:

  • учащимся – обрести уверенность в возможности успешного включения в систему непрерывного образования,
  • родителям – отслеживать процесс обучения и развития своего ребенка,
  • учителям – выносить суждения об эффективности программы обучения, об индивидуальном прогрессе и достижениях учащихся, и в частности, о том
  • происходит ли развитие образовательных запросов учащихся, стремятся ли они к более глубоким и основательным знаниям,
  • начинают ли учащиеся осознавать, что реальные проблемы требуют интеграции знаний из разных предметных областей,
  • cовершенствуют ли учащиеся полученные учебные умения и навыки, наращивают ли свои знания с тем, чтобы более успешно продвигаться в обучении, находить решения учебных задач,
  • обнаруживают ли дети как умение работать индивидуально, так и способность к совместной учебной деятельности.

ВЫВОДЫ.

Предмет "иностранные языки" в школе решает разные задачи. Иностранный язык развивает внимание, память, наблюдательность, расширяет кругозор учащихся.

Изучение иностранного языка приобщает учащихся к культурному наследию и духовным ценностям своего и других народов, тем самым решается задача гуманизации образования.

На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы:

1. В центре учебного процесса находится учащийся, его познавательная и творческая деятельность.

2. Роль учителя в таком учебном процессе чрезвычайно ответственна, но она иная, чем при традиционном обучении.

З. Ответственность за успех учебной деятельности школьники в большой степени берут на себя.

4. Главная цель такого обучения - развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников, с тем, чтобы ученик школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Несколько лет назад Россия вошла в число стран-участниц, работающих по программам международного бакалавриата в школах. Эта программа позволяет ее выпускникам поступить в большинство европейских вузов (в том числе и в Великобритании и США) без сдачи дополнительных экзаменов. На сегодняшний день международный бакалавриат в России развит достаточно хорошо в разных уголках страны (Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Перми и других городах — около 18 школ).

Классической программой считается британская — на английском языке — именно она даёт наиболее полные знания, имеет более сильную образовательную базу.

Международный бакалавриат в России преподается как дополнение к основной школьной нагрузке. Несмотря на то, что ученики участвуют в конференциях, пишут эссе, разрабатывают собственные проекты и готовятся к сдаче выпускных экзаменов по программе международного бакалавриата, им также как и всем остальным предстоит в обязательном порядке сдавать ЕГЭ.

После выпуска при успешной сдаче экзаменов, те выпускники, которые изучали международный бакалавриат в России получат уникальную возможность выбирать, где учиться дальше: у себя на родине или за границей.

Каждая школа в России аккредитована по одной или нескольким программам международного бакалавриата: The Primary Years Programme, the Middle Years Programme , the Diploma Programme или IBCC. Все они предназначены для разных возрастных групп. На начальную (Primary Years Programme) могут поступать дети дошкольного возраста. Самая востребованная программа — двухгодичный курс преддипломной подготовки Diploma Programme. Именно она обязательно есть во всех аккредитованных школах.

Начиная с 2009 года появилась возможность обучаться по программе международного бакалавриата параллельно с основной школьной программой — дистанционно.

БИБЛИОГРАФИЯ.

  1. Приказ №635 от 15 октября 2013 года «О реализации образовательных программ Международного бакалавриата в государственных образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования города Москвы»
  2. Основы педагогики: учебн. Пособие. Издание 2-е, перераб. и доп. - М., 1999
  3. Проблемы развивающего обучения. Давыдов В.В. _ М., 1986
  4. Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. - М., 1987.
  5. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. М., 1987.
  6. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. М., 1915.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЦО «ГАММА» № 1404 Предмет: Английский язык Преподаватель: Рязанова Надежда Сергеевна Образовательная программа “ Международный Бакалавриат”

Слайд 2

Образовательная программа “Международный Бакалавриат” Программы Международного Бакалавриата: PYP, MYP, DP. Система оценивания в программах IB Элементы программы.

Слайд 3

Система оценивания Оценивание - постоянный процесс; Критериальное оценивание; Критерии и алгоритм оценивания известны учащимся и учителям; Оценивается только то, чему учат; Ученики включены в процесс оценивания (самооценка).

Слайд 4

Элементы программы понятия, знание, навыки, отношения, деятельность .

Слайд 5

Понятия форма ( на что это похоже ?) функция ( как это работает ?) причинность ( почему это так устроено, работает, происходит? ) изменение ( как это меняется ?) связь ( как это связано с другими вещами , объектами, событиями, явлениями?) точка зрения (позиция) ( каковы точки зрения ?) ответственность ( в чем наша ответственность , за что мы отвечаем ?) размышление (рефлексия) ( откуда мы это знаем ?)

Слайд 6

Навыки Навыки размышления, Навыки коммуникации , Социальные навыки, Исследовательские навыки, Навыки самоорганизации.

Слайд 7

Профиль студента любознательный и пытливый (Inquirers); знающий и умеющий пополнять знания (Knowledgeable); думающий (Thinkers); коммуникативный (Communicators); имеющий принципы (Pincipled); непредубежденный и обладающий широким кругозором (Open-minded); способный принимать решения и отвечать на вызовы (Risk-Tаkers); разносторонний (Balanced); размышляющий и способный к рефлексии (Reflective).

Слайд 8

Выводы В центре учебного процесса находится учащийся, его познавательная и творческая деятельность. Роль учителя в таком учебном процессе чрезвычайно ответственна, но она иная, чем при традиционном обучении. Ответственность за успех учебной деятельности школьники в большой степени берут на себя. Главная цель такого обучения - развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников. Ученик школы должен быть способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация школьного обучения по системе бакалавриата как одна из моделей билингвального образования

Учащиеся билингвальной секции на протяжении 8-ми лет (с 4-го по 11-й классы) обучаются по специально разработанной программе, основанной на социокультурном подходе к языковому образованию и представля...

Дипломная программа по физике Международного бакалавриата

         Программа предлагает более широкий диапазон тем по сравнению с российской программой. Кроме того, больший акцент сделан на практическую работу. Темы основной ч...

Сертификат Международного Бакалавриата

Подтверждение участия в международной конференции...