Главные вкладки

    Методические особенности обучения учащихся решению текстовых задач в 5 классе
    методическая разработка (5 класс) на тему

    Агеева Юлия Владимировна

    Предлагаю методические рекомендации по обучению пятиклассников решению задач с помощью уравнений

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodicheskie_osobennosti.docx19.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методические особенности изучения темы

     «Решение задач с помощью уравнений» в 5 классе.

    Тема «Решение задач с помощью уравнений» довольно сложная, так как обучающимся предлагается новый подход к решению задач.

    Очень важно показать необходимость и целесообразность такого способа решения, ход логических рассуждений.

    Сначала можно предложить решить задачу «Ваня, Петя и Сережа пошли на рыбалку и поймали вместе 51 рыбку, Ваня поймал рыбок в два раза больше, чем Петя, а Сережа на три рыбки больше, чем Петя. Сколько рыбок поймал каждый мальчик?» методом подбора.

    Для чего на доске чертится таблица, которая заполняется учителем по мере рассуждений обучающихся.

    Ваня

    2

    4

    6

    8

    20

    22

    24

    2x

    Петя

    1

    2

    3

    4

    10

    11

    12

    x

    Сережа

    4

    5

    6

    7

    13

    14

    15

    x + 3

    Всего

    7

    11

    15

    19

    43

    47

    Должно быть 51

    51

    51

    Итак, рассуждения могут быть следующие: если Петя поймал одну рыбку, то Ваня - , то есть две рыбки, а Сережа – 1 + 3, то есть четыре рыбки. Всего они поймали 1 + 2 + 4 = 7 (рыбок), а должны поймать 51 рыбку. Неверно.

    Если Петя поймал две рыбки, то …

    Берется несколько значений. Разумеется, не все значения перебираются. Можно взять 10, 11 и, наконец, 12.

    У Пети 12 рыбок, у Вани  рыбки, у Сережи 12 + 3 рыбки. И всего у них 51 рыбка.

    Задача решена верно. Но у такого решения есть недостаток: много надо перебирать значений, долго. Учитель говорит о том, что таких задач в дальнейшем будет встречаться много и что сегодня они познакомятся с более простым способом их решения.

    Анализируя ход наших рассуждений, можно прийти к такому выводу:  мы не знали, сколько рыбок у Пети, но всякий раз число рыбок у других мальчиков выражали через них.

    Таким образом, обозначим число рыбок у Пети через x. Тогда у Вани – (2x) рыбок, а у Сережи – (x + 3) рыбки. Всего же они поймали 51 рыбку, то есть должно выполняться равенство x + 2x + (x + 3) = 51.

    Решим это уравнение: x + 2x + x + 3 = 51

                                          4x = 48

                                           x = 12 – столько рыбок у Пети.

    У Вани = 24 (рыбки), а у Сережи 12 + 3 = 15 (рыбок).

    Далее учитель дает под диктовку образец оформления решения задачи.

    Решение: Пусть Петя поймал x рыбок, тогда Ваня поймал (2х) рыбок, а Сережа – (x + 3) рыбки.

    Зная, что вместе мальчики поймали 51 рыбку, составляем уравнение:

    x + 2x + (x + 3) = 51

    x + 2x + x + 3 = 51

    4x = 48

    x = 12

    Итак, 12 рыбок поймал Петя.

    2)  = 24 (р.) – поймал Ваня;

    3) 12 + 3 = 15 (р.)

    Ответ: Петя поймал 12 рыбок, Ваня – 24 рыбки, Сережа – 15 рыбок.

    Практика показывает, что после решения нескольких похожих задач обучающиеся хорошо усваивают алгоритм решения и не испытывают серьезных трудностей в дальнейшем.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Методические рекомендации обучения учащихся решению задач с кратким ответом. Текстовые задачи»

    «Методические рекомендацииобучения учащихся решению задач с кратким ответом.Текстовые задачи»...

    Обучение первоклассников решению текстовых задач: методические рекомендации для студентов педколледжа (С.В. Грек)

        Методические рекомендации «Обучение первоклассников решению  текстовых задач» состоят из двух частей: теоретической и практической.      Первая...

    Методические особенности обучения учащихся решению уравнений в курсе алгебры 8 класса

    Данный материал содержит методические особенности обучения учащихся решению уравнений в курсе алгебры 8 класса....

    ИЗ ОПЫТА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ

    Текстовые задачи – традиционно трудный для значительной части школьников материал. Однако, в школьном курсе математики, ему придается большое значение.Умение решать задачи является одним из основных п...

    Практико - значимая работа «Разработка методических рекомендаций обучения учащихся решению задач с практическим содержанием при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ»

    Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития учащихся. В современных учебных пособиях учащимся предлагаются текстовые задачи с разнообразным практическим содер...

    Методика обучения учащихся решению текстовых задач в 5-6 классах

    Методика обучения учащихся решению текстовых задач в 5-6 классах...

    Методическая схема обучения учащихся решению задач по теме "Решение треугольников"

    Методическая схема обучения учащихся решению задач по теме "Решение треугольников"...