Методические особенности обучения учащихся решению текстовых задач в 5 классе
методическая разработка (5 класс) на тему

Агеева Юлия Владимировна

Предлагаю методические рекомендации по обучению пятиклассников решению задач с помощью уравнений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_osobennosti.docx19.33 КБ

Предварительный просмотр:

Методические особенности изучения темы

 «Решение задач с помощью уравнений» в 5 классе.

Тема «Решение задач с помощью уравнений» довольно сложная, так как обучающимся предлагается новый подход к решению задач.

Очень важно показать необходимость и целесообразность такого способа решения, ход логических рассуждений.

Сначала можно предложить решить задачу «Ваня, Петя и Сережа пошли на рыбалку и поймали вместе 51 рыбку, Ваня поймал рыбок в два раза больше, чем Петя, а Сережа на три рыбки больше, чем Петя. Сколько рыбок поймал каждый мальчик?» методом подбора.

Для чего на доске чертится таблица, которая заполняется учителем по мере рассуждений обучающихся.

Ваня

2

4

6

8

20

22

24

2x

Петя

1

2

3

4

10

11

12

x

Сережа

4

5

6

7

13

14

15

x + 3

Всего

7

11

15

19

43

47

Должно быть 51

51

51

Итак, рассуждения могут быть следующие: если Петя поймал одну рыбку, то Ваня - , то есть две рыбки, а Сережа – 1 + 3, то есть четыре рыбки. Всего они поймали 1 + 2 + 4 = 7 (рыбок), а должны поймать 51 рыбку. Неверно.

Если Петя поймал две рыбки, то …

Берется несколько значений. Разумеется, не все значения перебираются. Можно взять 10, 11 и, наконец, 12.

У Пети 12 рыбок, у Вани  рыбки, у Сережи 12 + 3 рыбки. И всего у них 51 рыбка.

Задача решена верно. Но у такого решения есть недостаток: много надо перебирать значений, долго. Учитель говорит о том, что таких задач в дальнейшем будет встречаться много и что сегодня они познакомятся с более простым способом их решения.

Анализируя ход наших рассуждений, можно прийти к такому выводу:  мы не знали, сколько рыбок у Пети, но всякий раз число рыбок у других мальчиков выражали через них.

Таким образом, обозначим число рыбок у Пети через x. Тогда у Вани – (2x) рыбок, а у Сережи – (x + 3) рыбки. Всего же они поймали 51 рыбку, то есть должно выполняться равенство x + 2x + (x + 3) = 51.

Решим это уравнение: x + 2x + x + 3 = 51

                                      4x = 48

                                       x = 12 – столько рыбок у Пети.

У Вани = 24 (рыбки), а у Сережи 12 + 3 = 15 (рыбок).

Далее учитель дает под диктовку образец оформления решения задачи.

Решение: Пусть Петя поймал x рыбок, тогда Ваня поймал (2х) рыбок, а Сережа – (x + 3) рыбки.

Зная, что вместе мальчики поймали 51 рыбку, составляем уравнение:

x + 2x + (x + 3) = 51

x + 2x + x + 3 = 51

4x = 48

x = 12

Итак, 12 рыбок поймал Петя.

2)  = 24 (р.) – поймал Ваня;

3) 12 + 3 = 15 (р.)

Ответ: Петя поймал 12 рыбок, Ваня – 24 рыбки, Сережа – 15 рыбок.

Практика показывает, что после решения нескольких похожих задач обучающиеся хорошо усваивают алгоритм решения и не испытывают серьезных трудностей в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методические рекомендации обучения учащихся решению задач с кратким ответом. Текстовые задачи»

«Методические рекомендацииобучения учащихся решению задач с кратким ответом.Текстовые задачи»...

Обучение первоклассников решению текстовых задач: методические рекомендации для студентов педколледжа (С.В. Грек)

    Методические рекомендации «Обучение первоклассников решению  текстовых задач» состоят из двух частей: теоретической и практической.      Первая...

Методические особенности обучения учащихся решению уравнений в курсе алгебры 8 класса

Данный материал содержит методические особенности обучения учащихся решению уравнений в курсе алгебры 8 класса....

ИЗ ОПЫТА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ

Текстовые задачи – традиционно трудный для значительной части школьников материал. Однако, в школьном курсе математики, ему придается большое значение.Умение решать задачи является одним из основных п...

Методика обучения учащихся решению текстовых задач в 5-6 классах

Методика обучения учащихся решению текстовых задач в 5-6 классах...

Методическая схема обучения учащихся решению задач по теме "Решение треугольников"

Методическая схема обучения учащихся решению задач по теме "Решение треугольников"...

Приемы решения уравнений в 5-6 классах и обучение учащихся решению текстовых задач методом составления уравнений

Приемы решения уравнений в 5-6 классах и обучение учащихся решению текстовых задач методом составления уравнений...