Преемственность как условие развивающего обучения по русскому языку и литературе в период реализации ФГОС.
статья ( класс) на тему

Бадмаева Светлана Николаевна

 

Вопрос введения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ООО) в настоящее время, несомненно, является одним из актуальных в жизни нашей страны. И это не случайно, ведь ФГОС - государственный заказ. С его введением кардинально меняются ориентиры современной школы, для которой основой задачей сегодня становится перевод учащегося в режим саморазвития, умеющего творчески подходить к делу, обладающего высокой культурой мышления.

Предмет обсуждения преемственности обучения между начальной и средней ступенями общего образования, несмотря на разносторонние исследования учёных, психологов, педагогов по поиску путей его решения, до сих пор остаётся незавершённым, порождающим серьёзные педагогические проблемы. Учителя жалуются на низкую организованность детей, нарушение дисциплины, затруднения при обучении и снижение результатов успеваемости, многие школьники чувствуют себя неуверенно и тревожно, испытывают стресс. Поэтому особенно важна правильная, продуманная и согласованная позиция при организации адаптационного периода всех заинтересованных сторон при переходе в 5 класс для достижения каждым ребёнком комфортного самочувствия в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл выступление на семинаре20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Преемственность как условие развивающего обучения по русскому языку и литературе

в период реализации ФГОС.

Бадмаева С.Н., учитель русского языка и литературы

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя» - эти слова английского литератора и философа Хаббарда Элберта Грина (1856-1915), сказанные ещё в начале 20 века, как нельзя лучше озвучивают требования стандарта II поколения.

Вопрос введения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ООО) в настоящее время, несомненно, является одним из актуальных в жизни нашей страны. И это не случайно, ведь ФГОС - государственный заказ. С его введением кардинально меняются ориентиры современной школы, для которой основой задачей сегодня становится перевод учащегося в режим саморазвития, умеющего творчески подходить к делу, обладающего высокой культурой мышления.

Предмет обсуждения преемственности обучения между начальной и средней ступенями общего образования, несмотря на разносторонние исследования учёных, психологов, педагогов по поиску путей его решения, до сих пор остаётся незавершённым, порождающим серьёзные педагогические проблемы. Учителя жалуются на низкую организованность детей, нарушение дисциплины, затруднения при обучении и снижение результатов успеваемости, многие школьники чувствуют себя неуверенно и тревожно, испытывают стресс. Поэтому особенно важна правильная, продуманная и согласованная позиция при организации адаптационного периода всех заинтересованных сторон при переходе в 5 класс для достижения каждым ребёнком комфортного самочувствия в школе.

         Причины такого поведения давно установлены - переход от одного учителя к взаимодействию с несколькими разными учителями – предметниками, ломаются привычные стереотипы, меняется самооценка, значимой становится оценка товарищей по классу, сверстников, увеличивается учебная нагрузка, приходится учиться 6 дней в неделю, каждый учитель пользуется своей системой и формами обучения, предъявляет разные требования, притом программы начальной и средней школы не всегда находятся в полном соответствии. В связи с этим любой учитель обязан помочь каждому ученику адаптироваться, ознакомиться с их психологическими портретами, знать, что уже дети знают из начальной школы, на какие знания можно опираться, включить в свою работу те ключевые формы и методы обучения, которые были приоритетны в работе учителя. Обязательно познакомить со своими требованиями к предмету, нормами оценивания устных и письменных ответов. Таким образом, можно будет поддержать ребёнка и помочь ему успешно реализовывать свои способности в дальнейшем.

Адаптацию придётся проходить и учителю, так как новые стандарты рассчитаны на изменение, совершенствование своей педагогической деятельности и  предъявляют новые требования к преподаванию своего предмета. Для русского языка и литературы прежде всего - это усиление мотивации ребенка к познанию русского языка и литературы. Каждый ребёнок должен осознать, что урок – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Для реализации преемственности разных ступеней образовательной системы необходимо ориентироваться на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться. Поэтому в современных условиях учителя должны осваивать и применять, исследуя практические результаты своей деятельности, современные приемы, методы, технологии формирования универсальных учебных действий, которые позволяют поддерживать внимание детей на высоком уровне, снижают утомляемость, повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, и, самое главное, они должны приносить радость.

Русский язык и литература – одни из наиболее сложных и трудоёмких предметов в курсе средней школы.

В связи с этим проблема поиска и подбора методических путей активизации деятельности учеников применительно к изучению русского языка является и по-прежнему важной.

Необходимо выделить и найти такие из них, которые позволят формировать универсальные учебные действия. Я думаю, что нет такого учителя, который бы не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным? Как заинтересовать своим предметом? Как сделать так, чтобы ученик почувствовал на уроке себя успешным?». Каждый творческий учитель размышляет о том, чтобы на его уроке ребята работали с желанием, интересом, творчески.

ФГОС поставил качественно новую задачу – формирование личностных и метапредметных универсальные учебных действий (УУД), формирующих у школьников умение учиться, дающих способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

 Важнейшую роль в формировании УУД на уроках русского языка и литературы играет работа с текстом, так как навык чтения по праву считается фундаментом всего образования.

В ряду школьных дисциплин русский язык как школьный предмет выполняет особую роль, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения всем школьным дисциплинам и должен обеспечить речевое развитие учащихся. Развивать мышление и речь – значит развивать умение думать.

В частности на уроках русского языка есть возможность наиболее эффективно организовать работу по формированию и развитию познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных действий.

Методика русского языка на современном этапе рассматривает использование текста в качестве главного методического средства на уроке, что помогает в единстве реализовать эти цели: так называемый текстоцентрический подход.

С целью адаптации при переходе учащихся из начальной школы в основную необходимо постоянно анализировать свою деятельность, стремиться обновлять методы и приемы обучения для осуществления личностно-ориентированного подхода к каждому школьнику в один из непростых для пятиклассников периодов процесса обучения. Учитель обязан знать, какие знания дети уже получили в начальной школе и с помощью каких используемых методических приёмов, чтобы идти дальше в своём развитии.

В своей работе применяю и провожу апробацию различных приемов работы с текстом.

1.Составление плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. При этом по мере чтения помогает вопрос «О чем здесь говорится?».

2.Использование графических схем (метод наглядности) позволяет выстраивать логическую структуру текста - линейную и разветвленную при помощи абстрактных геометрические фигур (прямоугольники, квадраты, овалы, круги и т.д.), символические изображения и рисунки и их соединения (линии, стрелки и т.д.). В них наглядно отражены связи и отношения между элементами текста. Например, при изучении сказки мы А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», пробовала такую игру (фронтально). В центре доски изобразила треугольник (можно детский рисунок с изображением царевны), в середине записала «Царевна», от рисунка начертила стрелочки, одни ученики должны написать над ними слова из сказки, другие — объяснить, в каком эпизоде встречается то или иное слово. Например, слова: "пирожок, Чернавка, сестрица, яблочко, Елисей, хрустальный и т.д."// Работа со схемой-рисунком «Яркие признаки текста»: Назовите яркие признаки текста. (Заголовок, начало, основная часть, концовка, ключевые слова, абзац, тема. Основная мысль.) Учитель срывает разноцветные лепестки и получается схема-рисунок. – Объясните каждый признак или рисуют вместе ромашку на доске, подписывая признаки.

3.Прием тезирования представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста.

4.Прием составления сводной таблицы — помогает обобщить и систематизировать учебную информацию. В той же сказке А.С. Пушкина в итоговом разговоре об основных образах сказки – Царевна/Царица- записываем в таблицу прилагательные: злая/добрая; гордая/скромная; ленивая/трудолюбивая и т.д.

5.Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.

        Предмет «Литература» имеет особое значение для совершенствования духовно-нравственных качеств личности, воспитания чувства любви к многонациональному Отечеству, формирования морально-ценностной позиции учащихся. Поэтому очень важно специально направить их внимание на поступок героя и дать ему нравственную оценку. Для формирования коммуникативных УУД целесообразно использовать приемы, позволяющие осмыслить содержание текста. На мой взгляд, наиболее приемлемы такие:

- «Чтение с остановками» -  открывает возможности целостного видения произведения. Продумываются вопросы для размышления:

Какие представления вызывают у вас имена, фамилии героев?

Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли?

Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?

Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?

- «Составление кластера» - приём из теории критического мышления. Особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. Например, анализируя образ Герасима из рассказа И.С. Тургенева «Му-му», на уроке литературы в 5 классе можно создать такой кластер: Отношение к Муму-Отношение к барыне (слева) Герасим (центр) (справа) –Описание каморки---Отношения с дворовыми (сверху) Портрет (внизу) Отношения с татьяной.

- Прием «верные – неверные утверждения» (из технологии критического мышления) является удачным и интересным для уроков литературы при знакомстве с биографией поэта или писателя. Примеры утверждений записываются на доске.

-А. С. Пушкин родился в Москве.

- Няня поэта – Арина Родионовна Яковлева.

- Царскосельская Императорская Гимназия

- В Лицее А.С. Пушкин встретил своих лучших друзей – А.Дельвига, И. Пкущина, В. Кюхельбекера и т.д.

На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Неверные утверждения стираются с доски.

Введение нового образовательного стандарта изменило содержание учебных программ, объем нагрузки и методологическая основа обучения. Знания не даются в готовом виде, а «образуются» в процессе личностно-значимой деятельности учащихся. На уроках новый материал учащиеся получают путём наблюдения, сравнения, выявления закономерностей и на этом основании делают собственное открытие нового.

 Также интересна игра «Давай подумаем». Ученикам предлагается подумать, чье рассуждение является правильным, либо задается вопрос «А как ты думаешь?».

На уроке материал выбираем разнообразный, интересный: например, работа с таблицами, со схемами, со словарем, кроссворды, выбор правильного варианта написания, тест «Верные и неверные высказывания» и другие.

Итак, можно дать такие рекомендации по развитию коммуникативных универсальных учебных действий:

1.Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы.

2.Практикуйте «нестандартные уроки», пробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала.

3.Подготовьте для учеников алгоритм пересказа текста, материала.

4.Начиная групповую работу, напомните о правилах ведения дискуссии и беседы.

5.Пусть ребенок сам чаще задаёт уточняющие вопросы по материалу, переспрашивает, уточняет.

6.Используйте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

              Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение необычного вопроса, задания.

Можно разнообразить формы домашних заданий, например:

- творческая работа;

- художественное чтение;

- продолжение неоконченных произведений;

- подготовка словарных диктантов;

- составление своих вопросов к обобщению по теме;

- составление конспекта, опорных схем, таблиц и др.

Внедрение в педагогическую практику описанных приёмов позволит осуществить метапредметный подход к образованию школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе как основа реализации ФГОС»

В  статье рассматриваются вопросы реализации системно-деятельностного подхода через комплекс технологий...

Применение информационных технологий на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС.

Дипломная работа посвящена использованию информационных технологий на уроках русского языка и литературы...

Изменение подходов к оценке результатов обученности по русскому языку и литературе в рамках внедрения ФГОС

Каков характер подходов к оценке результатов обученности в соответствии с ФГОС на уроках русского языка и литературы? Представлены формы работы, способствующие достижению планируемых результатов....

Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство реализации ФГОС

laquo;Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции», - утверждал В. Сухомлинский. Эти ...

Развитие читательской грамотности на уроках русского языка и литературы с учётом реализации ФГОС ООО

Развитие читательской грамотности играет ключевую роль в формировании личности и обеспечивает успешное обучение на всех этапах постижения знаний. Учитывая современные требования ФГОС ООО, задача педаг...