Развитие речи при обучении математики
статья ( класс) на тему

Миронова Любовь Васильевна

Развитие речи при обучении математики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи при изучении математики

Природа щедро наделила человека, но два ее дара трудно переоценить. Именно они помогли ему стать человеком. Мы имеем в виду две особенности, свойственные только человеку: способность мыслить и передавать свои мысли, имеющуюся у него информацию другим людям посредством речи.

Способность четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли в настоящее время необходимы каждому. В них нуждается ученый и руководитель предприятия, врач и преподаватель, агроном и рабочий, политический деятель и крестьянин. Вот те причины, в силу которых развитие речи является основной задачей начиная с детского сада до аспирантуры. От того, насколько успешно удастся решить эти задачи, зависит многое, и прежде всего прогресс общества, научно-техническое развитие, экономическое и культурное процветание. Общество, которое не заботится о наращивании своего интеллектуального потенциала, обречено на деградацию, на потерю ранее завоеванных позиций. Вот почему все члены педагогического коллектива — математики и физики, биологи и лингвисты, историки и географы — обязаны не просто передавать знания, которые предусмотрены программой обучения, а одновременно настойчиво приучать учащихся к правильной, ясной, убедительной, четкой и краткой, но одновременно насыщенной смыслом речи.

Математика, в том числе и школьная, имеет огромные возможности для воспитания привычки к логически совершенной речи. Чтобы успешно ответить на вопрос преподавателя, провести доказательство теоремы или самостоятельно решить задачу, нужно не просто заучить материал, а самостоятельно размышлять. Ученик, не разобравшись в идее доказательства, обязательно при ответе допустит ту или иную неточность; для правильного ответа он должен понять систему рассуждений, ту мысль, которая положена в их основу. Опытный преподаватель без  труда  определит,   понял   учащийся   материал или заучил; в математике это выясняется однозначно. Ученик должен показать в своем ответе умение не столько запоминать, сколько разбираться в структуре рассуждений, смысле условий теоремы, знать значение каждого слова в определении, самостоятельно мыслить. При этом учитель математики должен обращать внимание на речь ученика, на ее точность, краткость, логическую полноту и обоснованность рассуждений. В математической речи не должно быть слов, не несущих смысловой нагрузки. Впрочем, к этому следует стремиться и в обычной речи, поскольку лишние слова затрудняют понимание существа вопроса, на них затрачиваются внимание, время и мысль слушателя. Все такие слова и фразы следует безжалостно выкинуть за ненадобностью. Лишние слова и даже предложения могут быть сказаны для оказания эмоционального воздействия на собеседника или на группу учеников, для выяснения связей с практическими задачами или с другими научными дисциплинами. Но такие слова нельзя считать лишними, они педагогически и логически оправданны, поскольку ведут к лучшему пониманию дела, к проникновению в суть предмета, к выяснению связей с другими проблемами.

Мы должны с детства воспитывать культуру речи у наших молодых граждан, прививать привычку, о которой раньше говорили: «Мыслям должно быть просторно, а словам тесно». Речь должна быть убедительной, краткой, ясной и одновременно изящной, возбуждающей мысль и эмоции. Нужно убедить молодое поколение, что истинные красота и величие слова состоят в простоте, четкости и доступности.

К сожалению, на практике нередко математики не обращают должного внимания на то, как отвечает ученик, на небрежность его речи, а ограничиваются лишь содержанием ответа, его математической правильностью. Мы считаем это недопустимым. Математик не может проявлять безразличие не только к содержанию, но и к форме ответа. Ведь то, что может сделать учитель математики, порой затруднительно для преподавателя литературы или истории, Действительно, именно на уроках математики школьник должен привыкать к краткой, предельно четкой и логически отточенной речи. Именно на уроках математики следует приучать к тому, что даже в обычной речи следует избегать пустой болтовни, засоренной лишними словами и фразами, которые лишены смысловой и эмоциональной нагрузки.

Каждому человеку приходится выражать словами свои мысли, впечатления, желания, предположения, и во всех случаях нужно добиваться, чтобы требуемое передавалось точно, без искажений и возможности превратного толкования. А для этого необходимо, чтобы лишние слова и ненужные детали не затемняли основного содержания, чтобы каждый произносил все то и только то, что требуется для полноценного понимания дела. Но если это нужно в повседневной жизни, то тысячекратно необходимо для педагогической работы.

Преподавателю, пожалуй, более чем представителям большинства профессий следует постоянно обращать внимание на свою речь и непрерывно ее совершенствовать, добиваясь безукоризненной правильности и прозрачности. Каждое слово учителя, каждый сделанный им жест должны способствовать восприятию учащимися предмета изложения, процессу запоминания, содействовать развитию мышления учащихся. Речь учителя должна быть не только грамматически и литературно правильной, насыщенной идейным содержанием, но и эмоциональной, чтобы владеть вниманием учащихся, направлять их сознание к достижению определенной цели.

Учитель не должен забывать, что четкая мысль и речь доступнее для восприятия, чем расплывчатая, неправильная, переусложненная множеством придаточных предложений и отвлекающих украшений. Она должна быть не слишком медленной, так как при таком изложении теряется нить изложения, может ослабнуть интерес учащихся к предмету изложения, но не должна быть и излишне быстрой, поскольку большинству учащихся за ней трудно уследить, они будут пропускать некоторые части его изложения. В математике же достаточно потерять в одном месте нить рассуждения, чтобы все дальнейшее стало неясным. Если же преподаватель рассказывает так, что все понятно и его не приходится переспрашивать, то экономится время за счет излишних вопросов и ответов, а также сохраняется цельность представления  о  том,  что  излагает  учитель.

Человеческая речь может быть бесцветной, навевающей скуку. Для педагога она противопоказана. Но она может быть и исключительно выразительной, может немногими словами рисовать яркие образы, давать представление о сложнейших процессах и о ходе мысли, звать на подвиги и оставаться в памяти людей на долгие годы. Но для этого должны произноситься нужные слова в соответствующие моменты и с необходимой интонацией. И то, что сегодня прозвучало как нечто потрясающее слушателей, завтра, в другой обстановке, при другом составе слушателей, уже не произведет такого впечатления.

Преподаватель и оратор должны быть и психологами, чтобы уметь улавливать настроение аудитории и, воспользовавшись этим, увлечь слушателей рассказом и повести за собой, за предметом изложения. Тот, кому не дороги интересы ученика или слушателей, на это не может быть способен. Ученика необходимо уважать, и он должен быть убежден в том, что учитель встречается с ним, чтобы сделать его совладельцем собственных знаний и умений, показать новые пути в науке, образовании, практической деятельности. Если учителю удалось найти духовный контакт с учеником, то для обеих сторон дело будет намного облегчено. И в этом установлении взаимного согласия и заинтересованности учителю и его слову принадлежит огромная роль.

Обучение может приносить радость каждому обучающемуся, и этого следует добиваться; при этом возникает полезный и для ученика и для учителя интеллектуальный контакт, позволяющий избежать насильственного процесса передачи знаний, когда учащийся сопротивляется, а учитель пытается заставить его получить очередную порцию новых сведений. Мне неоднократно доводилось наблюдать на уроках математики отсутствие интереса у ряда учеников к предмету. Я пытался выяснить причину такого безразличного отношения к приобретению нового и пришел к выводу, что причин для этого может быть несколько. На первое место я поставил бы непонимание того, о чем говорит учитель, возникшее из-за того, что где-то раньше произошел разрыв понимания. Вторая причина — формальное изложение материала. Учитель не привел достаточных доводов для введения нового, и учащиеся не видят необходимости получения этого, как им кажется, ненужного знания. Третья причина — ученик настолько увлечен чем-то другим, что отрицает необходимость изучения предмета, который его не интересует и отнимает время, мешает целиком отдаться предмету его увлечения. И, наконец, есть учащиеся, которые не желают заниматься ничем, что требует малейшего умственного напряжения. К каждой из перечисленных категорий учащихся нужны различные меры для восстановления нормального отношения к процессу обучения,

Преподаватель, особенно в начале обучения, должен так излагать предмет, чтобы заинтересовать учащихся, быть доступным для понимания. Ни в коем случае не должно быть места скуке, она — нежелательная гостья в любую пору обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по развитию речи и обучению грамоте ПТИЧЬИ ТАРАТОРКИ

Конспект комплексного  логопедического занятия по обучению грамоте и развитию речи в старшей группе....

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Путешествие за солнечными лучиками»

Конспект  итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте  в старшей группе «Путешествие за солнечными лучиками»....

Методическая разработка: "Развитие речи на уроках математики"

В методической разработке обосновывается необходимость развития грамотной математической речи. Предложены различные приемы, пзволяющие работать над данной проблемой....