Статья «Приоритетные направления деятельности региональных систем образования в 2015\2016 учебном году».
статья ( класс) на тему

Выступление Министра образования и науки РФ Д.В.Ливанова на Всероссийском совещании руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования, 3-4 июля 2015 года. На тему:«Приоритетные направления деятельности региональных систем образования в 2015\2016 учебном году».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление Министра образования и науки РФ Д.В.Ливанова на Всероссийском совещании руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования, 3-4 июля 2015 года, на тему

«Приоритетные направления деятельности региональных систем образования в 2015\2016 учебном году».

Уважаемые коллеги!

В новом учебном году нам с вами предстоит продолжить работу по повышению качества образования.

Конкретные меры, о которых я сегодня скажу, для вас не станут неожиданными, но для их внедрения потребуются определенные усилия. И ваша задача – заблаговременно сообщать о предстоящих изменениях педагогам, родителям, детям.

С 1 сентября 5-е классы начинают учиться по федеральному стандарту. Примерная программа основной школы недавно была внесена в государственный реестр, а до этого прошла обсуждение, в котором участвовали десятки тысяч человек. Каждая школа теперь разрабатывает свои программы – на основе стандарта и с учетом примерной программы.

По-хорошему, программу для 5-го класса нужно было разработать до того, как учителя ушли в отпуск. Но время еще есть. Информацию о количестве организаций, разработавших программы в срок, мы вас попросим предоставить. И теперь необходимо провести разъяснительную работу с родителями: они должны понимать, что изменится в жизни их ребенка в связи с переходом на новый стандарт.

Продолжается создание примерной программы старшей школы – включайтесь, пожалуйста, в эту работу, вовлекайте педагогов, родителей. Сайт, где проводятся общественные консультации, прежний – edu.crowdexpert.ru. Надеюсь, обсуждение будет не менее масштабным и полезным.

Следующая новация две тысячи пятнадцатого-шестнадцатого учебного года – электронные учебники. У всех учебников, включенных в федеральный перечень, теперь есть электронная версия. С 1 сентября школы могут использовать как бумажные учебники, так и электронные. Можно одновременно и те, и другие.

Всех учителей нужно научить работать с электронными учебниками. Координатор этой работы - Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, ее ректор Евгений Юрьевич Малеванов расскажет об этом подробнее. Во всех федеральных округах академия проводит семинары-совещания, посвященные электронным учебникам, начинается подготовка тьюторов из регионов, которые, в свою очередь, обучат учителей на местах.

В некоторых регионах – например, в Москве - электронные учебники уже используются в рамках эксперимента. Мы провели всероссийский опрос школьников и их родителей, какую форму учебника они предпочитают, - бумажную или электронную. Большинство не собирается отказываться от бумажного учебника, готово использовать и традиционный, и электронный формат.

Рост качества образования невозможен без постоянного совершенствования содержания и методов преподавания учебных предметов.

С 1 сентября в школах появятся новые учебники истории, написанные на основе Историко-культурного стандарта. На конкурс было представлено 8 линеек, 3 прошли экспертизу и включены в федеральный перечень. К новому учебному году будут изданы брошюры по трудным вопросам отечественной истории. С участием двух институтов РАН подготовлено порядка 500 тьюторов из регионов.

Реализуется Концепция развития математического образования в Российской Федерации, ее ключевой посыл – «нет детей, неспособных к математике». В этом году каждый десятый учитель математики пройдет обучение по вопросам обновления структуры и содержания математического образования. Как и было предусмотрено Концепцией, ЕГЭ по математике был впервые проведен на базовом и профильном уровне.

Одной из мер по повышению качества преподавания и изучения русского языка должна стать Концепция школьного филологического образования, проект которой разработан РАО и Ассоциацией учителей литературы и русского языка. Мы предлагаем обсудить этот проект на августовских педагогических совещаниях. Точками роста, где необходимы особые усилия в данном направлении, уже сейчас стали 10 регионов, в том числе на Северном Кавказе. В этих регионах школы, показавшие низкие результаты по русскому языку, получают особую, адресную поддержку, ведется работа с отстающими учениками, учителя повышают квалификацию. Анализируются и распространяются успешные практики, совершенствуются методики преподавания русского языка.

В этом году на ЕГЭ по русскому языку и математике есть некоторые улучшения - в среднем рост составил 3 балла. Динамику результатов по русскому языку мы связываем, прежде всего, с успешным введением итогового сочинения.

Какими бы интересными и современными ни были учебники и программы, ключевую роль в повышении качества образования играет учитель. Мы с вами не раз говорили о профессиональном стандарте педагога – срок его внедрения перенесен на 1 января 2017 года. Но подготовка к этому идет, обсуждаются различные темы, так или иначе связанные с профстандартом.

В их числе – разработка и утверждение отраслевой рамки квалификаций, в которой было бы 4 или 5 уровней, введение различных должностей учителя, как, например, учитель-наставник. Выпускникам педвузов и факультетов будет предложено сдать экзамен на вход в профессию. Его могли бы принимать не только профессора, но и работники системы общего образования, работодатели. Важно сделать такой экзамен действительно независимым.

Работа по профессиональному стандарту является неотъемлемым элементом эффективного контракта с педагогами: он должен быть заключен с теми из них, кто соответствует требованиям стандарта, прошел необходимые аттестационные процедуры. Это позволит нам связать повышение зарплаты с повышением качества образования.

Весной мы заключили с вами дополнительные соглашения о повышении оплаты труда на текущий год. Фактически договорились сохранять заработную плату педагогов дошкольного образования на уровне 100% от средней зарплаты в школе; зарплату школьных педагогов – на уровне 100% от средней зарплаты в ваших регионах. Учитывая непростые экономические условия, поставлена задача сохранить зарплату в номинальном выражении педагогам дополнительного образования детей, педагогам и мастерам производственного обучения.

Ряд регионов обратились в федеральный центр с предложением заранее формулировать целевые значения по зарплатам педагогов. Мы поддержали этот подход, в последний месяц согласовали позицию на федеральном уровне с Минтрудом и Минэкономразвития, и со следующего года будем действовать следующим образом – поясню на примере: предположим, в 2015 году средняя зарплата в регионе составит 30 тысяч рублей, а прирост номинальной зарплаты в регионе на 2016 год прогнозируется на уровне 5%. Соответственно, по школьным педагогам целевое значение зарплаты на 2016 год - 31,5 тысяч рублей. Такой подход снимет с нас с вами огромную часть рисков.

Повышение качества образования невозможно без особого внимания к воспитанию как неотъемлемой части образовательного процесса.

Разработаны два ключевых документа - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации, она недавно утверждена, и программа «Патриотическое воспитание в Российской Федерации», на днях она будет внесена в правительство.

В ближайшее время мы представим федеральный план мероприятий по реализации Стратегии воспитания, а затем вы сможете представить свои планы с учетом региональных особенностей. Такой же алгоритм – и для реализации программы патриотического воспитания.

Никто не предлагает посвящать воспитанию специальные уроки с объяснением нового материала и ответами у доски. Но каждая школа может проводить мероприятия, организовывать интересные детям и родителям события, которые будут обсуждаться в семьях, оставят теплые воспоминания.

Минобрнауки направило в регионы письмо «О календаре образовательных событий на две тысячи пятнадцатый-шестнадцатый учебный год». Мы рекомендуем включать образовательные события в программы воспитания и социализации. Прежде всего это события, посвященные Дню народного единства, Дню воссоединения Крыма с Россией, Дню России и другим памятным датам, а также всероссийский урок ГТО, урок безопасности в Интернете и другие.

Еще одной нашей приоритетной задачей остается контроль качества образования.

Хочу вас поблагодарить за объективное проведение ЕГЭ в этом году, хотя в отдельных регионах наблюдались организационные сбои.

В Республике Тыва при проведении досрочных экзаменов пришлось сменить председателя ГЭК. В Мордовии был выявлен факт массового списывания в аудитории - ученики пронесли мобильные телефоны в пункт проведения экзамена. В Севастополе также были проблемы… Это свидетельствует о безответственном отношении, в результате - негативные публикации в СМИ, необоснованная напряженность вокруг экзамена. Впредь в таких случаях мы будем ставить вопрос перед руководством регионов о кадровых изменениях. Тем более что информационную работу, включая обучение ваших специалистов по подготовке к ЕГЭ, Рособрнадзор проводит.

Мы не придаем огласке средние баллы ЕГЭ в разрезе регионов. Для нас основным показателем качества вашей работы является объективность проведения экзамена. Итоги ЕГЭ не должны сводиться к сравнению учителей, школ, муниципалитетов и тем более не должны быть основанием для увольнений.

Результаты ЕГЭ – это основание для совершенствования методик преподавания, для повышения квалификации учителей. Разрабатывайте соответствующие программы совместно с институтами повышения квалификации, мы готовы оказать организационную и методическую помощь.

Отдельно прошу провести совещания по анализу результатов ЕГЭ в ваших регионах, сделать выводы. При формировании региональных бюджетов на 2016 год нужно предусмотреть средства на проведение ЕГЭ, в том числе на видеонаблюдение онлайн и доставку экзаменационных материалов.

Мы не поддерживаем использование результатов ЕГЭ как критерия оценки качества работы учителей, когда говорим об эффективном контракте. Освоение образовательной программы школьником – результат огромной работы всего учительского коллектива в течение всего времени обучения этого школьника. Выделить результаты работы отдельного учителя здесь просто невозможно.

Подробно о результатах ЕГЭ рассказал Сергей Сергеевич Кравцов.

В новом учебном году начнутся изменения ГИА. Помимо русского языка и математики, 9-классники должны будут выбрать еще 2 предмета. В последующие годы количество предметов по выбору будет расти: в 2018 году – до трех, в 2020 году – до четырех. Уже в 2017 году баллы будут выставляться с помощью федеральной шкалы и влиять на оценку в аттестате.

Ключевое направление государственной образовательной политики – обеспечение единства образовательного пространства, в том числе и через единую систему оценки качества образования.

Одной из новых форм оценки качества образования является проведение всероссийских проверочных работ. Проверочная работа – это оценка соответствия школьников требованиям, установленным образовательными и федеральными государственными стандартами. Проверочные работы будут проводиться по единым материалам и оцениваться по единой методике.

Всероссийские проверочные работы в 2015/2016 учебном году впервые будут писать четвероклассники по русскому языку, математике и окружающему миру. В последующие годы, по мере утверждения примерных образовательных программ и государственных стандартов, проверочные работы, будут проведены и в других классах. Во многих регионах подобный опыт уже есть, но теперь мы говорим о всей стране и ожидаем более значимые эффекты.

Оценка качества образования – это не только ГИА, ЕГЭ и проверочные работы, но и национальные исследования качества образования – НИКО. Мы также развиваем независимую оценку качества работы системы образования, которая проводится силами общественности.

К обсуждению темы независимой (общественной) оценки качества образования мы приступили еще в 2013 году. На федеральном уровне создана нормативная база, методические рекомендации были вам направлены, и теперь слово за вами. В регионах должны быть разработаны регламенты, созданы общественные советы, в полномочия которых входит проведение независимой оценки. Должны быть определены организации-операторы этой оценки. И здесь важно избежать формальных решений, договориться о содержании оценочных процедур, понятных не только специалистам, но и широкой общественности. Хорошо известно, какой интерес в обществе вызывают всевозможные рейтинги, пусть даже возникают дискуссии по поводу целесообразности тех или иных методов ранжирования.

Это только начало пути, промежуточные итоги этой работы в регионах мы хотели бы подвести в конце года.

Теперь о нашей работе по обеспечению доступности образования.

Федеральный центр оказывает серьезную поддержку регионам по данному вопросу.

Это софинансирование региональных программ:

модернизации дошкольного образования, в 2014 году – 50 млрд. рублей;

реализация программы «Доступная среда» и строительство в регионах объектов в сфере образования в 2014 году – по 6,6 млрд. рублей;

развитие спортивной инфраструктуры в сельских школах, в 2014 году – 1,8 млрд. рублей;

субсидии в рамках федеральной целевой программы развития образования, в 2014 году – 2,1 трлн. рублей.

Отдельно хотел бы упомянуть, что федерация выделяет значительные средств на обеспечение жильем детей-сирот, в 2014 году это 6,5 млрд. рублей.

Всего в 2014 и 2015 годах в эти мероприятия вложено почти 120 миллиардов рублей – огромные деньги. Давайте остановимся на том, каких результатов нам удалось достичь и что нам предстоит сделать.

Вы хорошо знаете, что к 1 января 2016 года должно быть выполнено положение майского указа Президента о всеобщей доступности дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет. На 1 июня 2015 года средний показатель доступности – почти 96 процентов, в 29 регионах местами в детских садах обеспечены практически все дети этого возраста. В 9 субъектах Федерации показатель доступности ниже 90 процентов, особенно напряженная ситуация в отдельных регионах Северо-Кавказского федерального округа.

Для выполнения указа Президента необходимо еще 350 тыс. мест, на это нужно 50 млрд. рублей из федерального бюджета. Пока удалось найти только 30 млрд., и сейчас заключаются дополнительные соглашения с субъектами Федерации с обязательным условием софинансирования. Прошу вас не затягивать с подписанием соглашений. Если регион получает субсидию МРСДО, 100-процентная доступность должна быть обеспечена.

Согласно нашим прогнозам – при таких объемах финансирования - в 56 регионах указ Президента будет выполнен, в остальных есть риск сохранения очередности. Так что нужно активно развивать альтернативные формы дошкольного образования – частный сектор, семейные детские сады, заимствуя опыт тех регионов, где это удается, - например, Самарской области с хорошо известным проектом «Билдинг-сад».

В регионах сейчас действует электронная очередь в детские сады, у этой системы есть недостатки, на которые указывали эксперты Общероссийского народного фронта. Нужно прислушиваться к их рекомендациям, учитывать замечания. Мы готовим изменения в законодательство, в соответствии с которыми электронная очередь станет государственной услугой, работающей в той же информационной системе, что ГИА и ЕГЭ. Будут использоваться единые подходы к управлению электронной очередью, а не как сейчас – в каждом регионе по-своему.

Теперь о создании мест в школах – проекте МРСО-2.

Постановление правительства о новом этапе модернизации региональных систем общего образования сейчас проходит согласование. Федеральные средства – почти 2 млрд. рублей плюс региональное софинансирование. Деньги пойдут только на строительство новых школ, на ремонт и прочие нужды их использовать нельзя. О нехватке мест вы хорошо знаете – почти четверть всех школ страны работает в две, а в отдельных регионах и в три смены. В общей сложности в ближайшие годы нужно ввести более 6 млн. мест.

Но не нужно рассчитывать только на эту программу – есть и другие механизмы создания новых мест. Сеть общеобразовательных классов можно создавать на базе техникумов и вузов - в адрес вузов мы направим необходимые разъяснения. На нашем совещании мы услышим опыт Москвы и Томской области. Если старшие классы занимаются на базе вуза, достигается синергетический эффект: качество образования повышается, для профессуры это дополнительная занятость, новые проекты. Вуз может и просто предоставлять школе помещения для занятий.

Мы предлагаем отойти от обязательного норматива 25 человек в школьном классе – пусть эта норма будет рекомендательной. СанПины должны быть функциональны, и если у школы есть возможность обеспечить нормальные условия получения образования, пусть наполняемость классов будет немного другой. Соответствующее предложение нашим министерством внесено.

И несколько слов о профессиональном образовании.

Как я уже сказал, в ближайшие годы предстоят изменения в государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов. Будут усложняться требования к выпускникам, и доля не получивших аттестат об основном общем образовании возрастет. Сейчас в нашей стране эта доля символическая – менее 1 процента, в других странах – от 5 до 15 процентов.

Детям, не получившим аттестат, должна бы обеспечена возможность построения успешной жизненной траектории. Они могут осваивать программы профессионального обучения – получать рабочие специальности, и на эти программы можно поступать без аттестата, такова норма закона. Человек научится работать с конкретным оборудованием, технологиями, получит квалификационный разряд. В 2015\16 учебном году регионам предстоит сформировать сеть образовательных организаций, предлагающих программы профессионального обучения.

И, конечно, нужны дальнейшие меры по развитию профессионального образования. Как сказал Владимир Путин, именно те регионы, которые добились существенного прогресса в развитии среднего профессионального образования, как правило, являются лидерами регионального рейтинга и демонстрируют высокую социально-экономическую динамику.

Акцент в развитии профессионального образования нужно делать на связь с практикой, с работодателями. Во многих регионах успешно внедряются схемы практико-ориентированного образования (в том числе дуального). В 2014-2015 годах из средств ФЦПРО были поддержаны комплексные программы развития профессионального образования в 45 регионах.

В следующем году министерство продолжит оказывать государственную поддержку развития региональных систем профессионального образования. Программа поддержки будет нацелена на масштабное внедрение практико-ориентированных схем обучения, в государственную итоговую аттестацию будет введен демонстрационный экзамен. Предстоит развитие инфраструктуры профессиональных образовательных организаций, расширение участия субъектов Российской Федерации в конкурсах профессионального мастерства по методике WorldSkills.

В первую очередь апробацию данных инициатив планируется проводить по пятидесяти наиболее востребованным и перспективным специальностям СПО, которые будут одобрены Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям в текущем году.

В новой ФЦПРО на 2016-2020 годы запланированы средства на развитие общего образования, в том числе через субсидии регионам. Например, будут выделяться деньги на новые организационно-экономические модели в дошкольном образовании, на создание сети инновационных школ, на модернизацию технологий и содержания обучения в конкретных предметных областях. Чтобы участвовать в конкурсах и получать субсидии, необходимо, как и раньше, софинансирование из региональных бюджетов. Показатели и индикаторы региональных программ должны соответствовать основным целям ФЦПРО – это зачастую вызывает большие трудности.

Еще одна целевая программа на ближайшие 5 лет – «Русский язык». Регионы впервые смогут получить субсидии на развитие содержания, форм, методов повышения кадрового потенциала педагогов-русистов и тех, кто исследует русский язык. За 5 лет на это планируется выделить 825 млн. рублей, обучение пройдут более 16 тыс. специалистов.

Через месяц начнутся августовские педагогические конференции, мы, как обычно, подготовили рекомендации по их тематике.

Целесообразно обсудить особенности реализации новых стандартов с учетом примерных программ и концепций учебных предметов, различные аспекты разработки основных образовательных программ, вопросы соотношение единства образовательного пространства и свободы выбора участников образовательных отношений. Полный список тем вы найдете в нашем письме.

На конференциях будут присутствовать представители Минобрнауки, график командировок мы в ближайшее время определим. Надеюсь, обсуждения будут интересными и плодотворными, вы предложите еще и свои темы с учетом региональных особенностей.

Желаю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Результаты использования оборудования, поставленного в рамках реализации проекта модернизации региональных систем образования"

Информация о результатах использования поставленного оборудования ( интерактивные доски, ноутбуки, система ProClass и т.д.) в ГБОУ СОШ с. Петровка...

Статья "ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ"

На доске написаны все учебные предметы, которые изучают уча­щиеся класса. Им предлагается Переживания юношеского кризиса связаны с обнаружением того, что в содержании собственного «я» ничего собственн...

Статья."Приоритетные направления в преподавании татарского языка и литературы"

Статья "Приоритетные направления в преподавании татарского языка и литературы" . Обозначены основные цели работы.Приведен пример из авторской разработки....

Участие во II Международной заочной научно-практической конференции с изданием печатного сборника статей «Приоритетные направления развития науки и образования» (29.07.2014)

Приглашаем педагогов и руководителей образовательных учреждений всех типов (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования, учреждений начально...

Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории в средней школе, как эффективный способ активизации познавательного интереса учащихся и приоритетное направление модернизации российского школьного образования.

Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории в средней школе, как эффективный способ активизации познавательного интереса учащихся и приоритетное нап...

Основные задачи и приоритетные направления деятельности методической службы на новый учебный год.

Основные задачи и приоритетные направления деятельности методической службы на новый учебный год....