Основы развивающего обучения в школе. Технологии реализации индивидуального подхода в обучении школьников.
статья на тему

Юрченко Светлана Владимировна

(Выступление на ММО учителей информатики ЗМР)

 

 

 

 

 

 

                                                                                                              Выступила

   учитель информатики и математики

                                                                                                                      МБОУ «ЗСОШ № 3»

                                                                                                          Юрченко С.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moe_vystuplenie_noyabr_2014.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

        

        Основы развивающего обучения в школе.

Технологии реализации индивидуального подхода в обучении школьников.

(Выступление на ММО учителей информатики ЗМР)

                               Выступила

   учитель информатики и математики

        МБОУ «ЗСОШ № 3»

                                                                                                          Юрченко С.В.

Основы развивающего обучения в школе.

Процесс информатизации общества на современном этапе ставит перед педагогической наукой задачу организовать подготовку школьников таким образом, чтобы они были готовы осмысленно и творчески использовать информационные технологии в своей учебной и в дальнейшем профессиональной деятельности. 

Для того чтобы осуществить такую подготовку нужно создать наиболее благоприятные условия для развития ученика как индивидуальности.

Данной задаче отвечает технология развивающего обучения.

 Развивающее обучение– это обучение, содержание, методы и формы организации которого прямо ориентированы на потенциальные возможности человека и на их реализацию.

Основная и очень важная задача учителя:  раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Поэтому учителю необходимо проявить все свои творческие и профессиональные качества при подготовке занятий, нацеленных на развитие учащихся. 

В настоящее время считается, что эффективность процесса обучения будет намного выше, если ученик сможет учиться сам, а учитель будет управлять его учением – мотивировать, организовывать, консультировать, этому способствуют новые технологии. Новые технологии сегодня широко используются при изучении всех предметов, и тем более при изучении информатики. В процессе обучения на уроках могут использоваться различные методы (традиционные, элементы блочно-модульной технологии, метод проектов), нацеленные на развитие теоретического (алгоритмического) мышления и сознания школьников, в соответствии с запросами современного информационного общества.

Технологизация развивающего обучения на уроках информатики предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля над личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения можно говорить о построении развивающего процесса.

Основной замысел развивающего урока состоит в том, чтобы раскрыть опыт учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с новым знанием, перевести в соответствующее научное содержание (т.е. "окультурить") и тем самым добиться усвоения материала. Учитель на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его субъектного опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений, относящихся к различным областям знания, переводя этот опыт на научно-значимые образцы, носителями которых он, учитель, является.

Каждому ребенку, для развития и самореализации нужна образовательная среда, включающая:

  • организацию и использование учебного материала разного содержания, вида и формы;
  • предоставление ученику свободы выбора способов выполнения учебных заданий. Каждый выбирает для себя наиболее интересную форму представления: доклад, презентация, реферат, фильм-ролик, стенгазета и т.д.;
  • использование нетрадиционных форм групповых и индивидуальных занятий в целях активизации творчества детей;
  • создание условий для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности (творческие проекты);
  • постоянное внимание педагога к анализу и оценке индивидной  работы, побуждающих ученика к осознанию им результата и процесса своей работы;
  • разработку и использование индивидуальных программ обучения, моделирующих исследовательское (поисковое) мышление.

На развивающем уроке учитель должен принять на себя роль координатора, организатора диалога, помощника в распределении учащихся по группам с учетом их личностных особенностей (а не только успеваемости) в целях создания максимально благоприятных условий для личностной реализации каждого ученика.

Максимально этой цели отвечает использование метода проектов на уроках. В курсе информатики основной школы учащиеся изучают программное обеспечение, которое может быть хорошей средой для оформления результатов работы над проектами не только по информатике, но и по другим дисциплинам.

В 9 классе учащие более подробно изучают основные прикладные программы и компьютерные сети. Учащиеся расширяют свои навыки в способах поиска и применения информации, дальнейшем ее оформлении средствами различных программ,  как результата работы над проектами. Чем богаче образовательная среда, особенно в основной школе, тем легче раскрыть индивидуальные возможности каждого ученика, опереться на них с учетом выявленных интересов, склонностей и разнообразия субъектного опыта ученика, накопленного им в семье, в общении со сверстниками, обучении, реальном взаимодействии с окружающим миром.

Организация такой среды, с одной стороны, устраняет традиционную ориентацию на «среднего» ученика, а с другой — позволяет раскрыться каждому.

Технологии реализации индивидуального подхода в обучении школьников.

Педагогика индивидуального подхода - это не приспособление целей и основного содержания обучения и воспитания к отдельным школьникам (так как цели и содержание воспитания и обучения определяются требованиями общества, государственной программой – они являются общими для всех), а приспособление методов и форм работы к этим индивидуальным особенностям с тем, чтобы развить личность.

Индивидуальный подход обеспечивает устранение трудностей в обучении отдельных школьников. Данный подход обеспечивает возможность развития всех сил и способностей учащихся.

Учитель информатики, как и любой другой предметник, в своей педагогической деятельности вынужден решать самые разнообразные проблемы.  Но именно учитель информатики сталкивается с максимальным разбросом знаний, умений и навыков учащихся по своему предмету в рамках одного класса. 

Самое главное - урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения.

Так, на уроках я предлагаю следующие виды работ:

- индивидуальные задания (карточки) позволяют дифференцированно подойти к проверке и диагностике знаний и умений на каждом этапе процесса обучения. В то же время для сильных учеников или учеников, увлекающихся информатикой, предоставляются большие творческие возможности показать себя разносторонним человеком. Например, участие ребят в конкурсных проектах, дистанционных олимпиадах разного уровня.

-  решение задач, связанных с другими предметами. (Интеграция знаний на уроках информатики и межпредметные связи. Проблема взаимосвязи школьных дисциплин является одной из актуальных проблем современной дидактики, психологии и методики преподавания. Решение задач — конкретных моделей явлений — на уроках информатики, является одним из мощных способов реализации межпредметных связей информатики и других наук. Наиболее важные и значимые общеобразовательные цели информатики и информатизации — установление и усиление межпредметных связей, создание условий для восприятия и понимания информационных процессов в обществе, природе, познании, формирование информационной картины мира.)

-  составление  опорных конспектов. На небольшом листе дети качественно, быстро, кратко, точно и разборчиво записывают самую главную информацию урока. При проверке отмечаю тех, кто «запротоколировал» наибольшее количество информации. (Это ещё и отличная игра-тренинг по конспектированию.)

- проведение самостоятельных и контрольных работ, тестовые задания. Это  форма совместной, единой деятельности учителя и учащихся. Ученик, выполняя самостоятельную работу, активно оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, совершает ту поисковую, творческую, активную деятельность, на которую рассчитывает учитель, и поднимает на новый уровень познания, укрепляя познавательную активность, самостоятельность, интерес. В учении предлагаются подготовленные учителем разнообразные самостоятельные работы, вызывающие многообразие познавательных и практических действий у учащихся.

- проведение практических работ.  После необходимой теоретической подготовки, ученики приступают к самостоятельной практической работе на ПК.  Практические работы подразделяются на работы обучающего характера – выполняя их, ученики знакомятся с новыми возможностями изучаемого приложения, действуя по алгоритму, подробно описывающему порядок выполнения задания, работы тренировочного характера – они содержат краткий алгоритм или подсказку, которые помогают ученикам выполнить задание. Если предлагаемая задача аналогична уже разобранной, то или подсказки она не содержит, работы творческого характера – выполняя их, ученики основываются на умениях и навыках, полученных на предыдущих занятиях для решения новых нестандартных задач, а также вынуждены самостоятельно освоить новую функцию или возможность изучаемого приложения.

Сохранение всех работ в личной папке ученика на рабочем столе обязательна!

- метод проектов. Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта или явления.

обучения.

В настоящее время принято выделять семь основных этапов работы над проектом:

1. Организационный;
2. Выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта;
3. Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся;
4. Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов;
5. Работа над проектом;
6. Подведение итогов, оформление результатов;
7. Презентация проекта.

Проекты могут быть разной степени сложности. Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания учащихся по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще однако темы проектов относятся к какому-то вопросу, актуальному для практической жизни и требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, а также творческого мышления и исследовательских навыков. Таким образом достигается естественная интеграция знаний.

В основе многих учебных проектов лежат исследовательские методы обучения.

В своей работе я замечаю, что проектное обучение стимулирует истинное учение самих учеников, потому что оно: личностно - ориентировано;  использует множество дидактических подходов;  влечёт возрастание интересов детей;  приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.

- творческие домашние задания. Виды домашней работы для учащихся также разнообразны: индивидуальная (проверяю знания конкретного ученика с целью коррекции имеющихся знаний по конкретной теме) – на карточках, в электронном файле; групповая (как часть общего классного задания); творческая (составление докладов, сообщений, макетов слайдов с разным тематическим сюжетом), дифференцированная, одна на весь класс.

 -использование возможностей телекоммуникаций, технологии дистанционного обучения, использование электронных учебников.

- для привлечения учащихся  к познавательной  деятельности используется:

  • Работа с дополнительной литературой, периодическими изданиями;
  • Использование медиатеки (электронные справочники, энциклопедии, обучающие программы);
  • Включение в практику заданий  типа “удалите лишнее слово”, "вставьте букву", “расположите в нужном порядке”, "отредактируйте текст",  “дополните структуру”, “найдите аналогию”, “исключите понятие”, “составьте графическую схему” и т.д;
  • Составление и разгадывание кроссвордов, ребусов, логических задач;
  • Работа с заготовками (на компьютере) по заданному алгоритму;

Организую по мере необходимости консультации учащихся (текущие, тематические, обобщающие).

В обучении информатики на уроках и внеурочно необходимо создавать атмосферу творческого поиска, помогающую школьнику как можно более полно раскрыть свои способности. Для этого на уроках необходимо использовать элементы развивающего обучения: проблемные ситуации, творческие задания, применять проектный метод, привлекать школьников к самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Сочетание нескольких технологий, применяемых учителем на уроке, позволяет сделать каждый урок увлекательным и неповторимым.

Список использованных источников:

  1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М: Педагогика, 1986.
  2. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. М.; 2003
  3. Кильдяева Л.Г. Дифференцированный подход к обучению школьников сельской школы на уроках и во внеурочное время // Гуманизация среднего и высшего образования: методология, теория и практика: Материалы Всероссийской научной конференции. – Саранск, 18–20 сентября 2002 г. Часть 2 / Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2002. – 260 с.
  4. Рабунский Е.С. Теория и практика реализации индивидуального подхода к школьникам в обучении:  Дис. ... д-ра пед. наук / МГУ. М., 1989. 464 с.
  5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т1. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – стр. 336
  6. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971. 125 с.

Модель Фрейер –обучающая структура, помогающая учащимся глубоко понять и осознать изучаемые понятия и концепции. Участники рассматривают какое-либо понятие с разных сторон, записывая его обязательные необязательные характеристики, примеры и антипримеры (то, что не может являться примером).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация индивидуального подхода к обучению чтению на уроках английского языка в начальной школе

Презентация, содержащая формы и методы обучения чтению на английском языке  в начальных классах....

Технологии реализации компетентностного подхода в обучении школьников иностранному языку в условиях перехода на ФГОС второго поколения

Осуществлять компетентностный  подход  необходимо с применением инновационных технологийигровые технологииинформационно-коммуникационные технологиипроблемные технологиипроектные  ...

Проблемы реализации индивидуального подхода в обучении воспитанников с нарушениями интеллекта в условиях Вяземской спец (корр) школы VIII вида

В данной работе представлены коррекционно-педагогические методы и приемы реализации рабочих программы по технологии (швейное дело)....

Реализация индивидуального подхода в обучении как средство развития современной школы

Статья содержит теоретические обоснования реализации индивидуального подхода в обучении....