Критериальный подход в организации работы над метапредметным итоговым сочинением как формой допуска к ГИА
статья на тему

Бушина Любовь Сергеевна

С 2014/15 учебного года введено сочинение как форма государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) (п. 9.1 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400, письмо Минобрнауки России от 26.08.2014 № НТ-904/08 "Об итоговом сочинении (изложении)"). Введение итогового сочинения связано с выявлением уровня сформированности метапредметной коммуникативной компетенции обучающегося. Сочинение оценивается по ряду критериев, обзор которых представлен в редлагаемом материале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rmo_kriterialnyy_podhod.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Глазовская средняя общеобразовательная школа»

Конышевского района Курской области

РМО учителей русского языка и литературы

Критериальный подход

в организации работы

над метапредметным итоговым сочинением как формой

допуска к ГИА

учитель русского языка и литературы

Бушина Л.С.

2015 г.

С 2014/15 учебного года введено сочинение как форма государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) (п. 9.1 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400, письмо Минобрнауки России от 26.08.2014 № НТ-904/08 "Об итоговом сочинении (изложении)"). Написание сочинения не является абсолютно новой формой проведения экзамена, т. к. оно было обязательной частью ГИА учащихся в форме единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ). Сочинение включалось в контрольно-измерительные материалы как часть с развернутым ответом не только по русскому языку и литературе, но и по истории, обществознанию.

Введение итогового сочинения связано с выявлением уровня сформированности метапредметной коммуникативной компетенции обучающегося. Но это не единственная задача. Учителю необходимо стимулировать желание учащихся читать, посещать театры, выставки, развивать мировоззрение, жизненную позицию, определять свое отношение к морально-этическим проблемам, рефлексировать на основе прочитанного и увиденного.

Сочинение является обязательным условием допуска к ГИА, его пишут все выпускники 11-х классов в тех ОО, где они обучаются. Проверяют экзаменационные работы учителя-предметники или представители администрации ОО.

Выпускное сочинение – это проверка умения письменно размышлять на заданную тему, которое формируется на любом уроке. Поэтому готовить учащегося к этому сочинению должны все учителя: истории, обществознания, географии, иностранных языков. Учителя русского языка и литературы занимаются формированием умения писать сочинение, т. к. каждому выпускнику необходима грамотная речь. Но если выпускник собирается получать юридическое образование, то он должен уметь работать с юридическим текстом, который отличается от литературного произведения и не предусматривает литературоведческий анализ. Следовательно, выпускнику, поступающему в вуз, связанный с юриспруденцией, необходима специальная подготовка – он должен уметь рассуждать на темы, раскрывающие проблемы реализации прав человека, исполнения долга гражданина и т. п.

Конечно, подготовка к сочинению ведется не только в старших классах, а начинается с 5 класса. Говоря о критериальном подходе в организации работы над итоговым сочинением, следует обращать внимание не только на критерии оценивания, но и на требования, которые предъявляются к объему текста и его самостоятельности. И если с объемом работы вопросов практически не возникает, то с первых моментов написания любых сочинений следует говорить о самостоятельном выражении своих мыслей, а не списывании чужих. Данное отношение к тексту как самостоятельно созданному произведению должны вырабатываться на протяжении всех школьных лет.  Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям (объем и самостоятельность), оценивается по пяти критериям:

  1.  «Соответствие теме»;
  2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
  3. «Композиция и логика рассуждения»;
  4. «Качество письменной речи»;
  5. «Грамотность».

Критерии № 1 и № 2 являются основными. 

Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также «зачет» по одному из других критериев (№ 3- № 5).

Критерий № 1 «Соответствие теме»

Задача учителя в ходе подготовки к сочинению - научить обучающихся рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия. Приемы работы по данному критерию могут быть самыми разнообразными: озаглавить текст, задать вопросы к тексту, составить план. Еще с начальной школы обучающиеся знакомятся с понятием темы текста и учатся определять ее. Если говорить о темах сочинений, то они могут быть сформулированы в фирме вопроса или повествовательного, побудительного предложения. Значит, ребенок может отвечать на конкретный вопрос, поставленный в теме, или размышлять над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов. Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Подготовка к данному критерию должна вестись преимущественно на уроках литературы. Ни для кого не секрет, что дети сейчас мало читают, а значит, перед учителем встает задача привить интерес к чтению, а, может, и просто заставить читать. Но знания текста не всегда достаточно. Обучающиеся должны иметь навык анализа текста литературного произведения в том аспекте, который требуется темой: характеристика образа героя, проблематики произведения, идейного своеобразия, сюжета и т.д..  При этом может быть показан разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

Как этому научить? Конечно, обучающиеся должны знать не только содержание произведения, но и его теоретический анализ. На мой взгляд, немаловажным является знакомство с примерами анализа текста, т.е. сочинений, ведь часто бывает необходимо показать, как должно быть правильно. Как прием работы возможен анализ готовых сочинений по критерию.

«Незачет» ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. Над логическими ошибками обучающиеся работают в ходе написания изложений  сочинений на уроках русского языка, редактируют тексты. Еще в ходе подготовки к ОГЭ в 9 классе, думаю, были рассмотрены виды логических ошибок, отработаны приемы их исправления в ходе редактирования текстов. При проверке сочинений не подсчитывается общее количество логических ошибок, а анализируется текст в целом: «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Важно научить обучающихся перечитывать тезис и вывод своего сочинения. Зачастую, пускаясь в рассуждения на тему, они уходят от первоначального тезиса и начинают формулировать вывод по совсем другой теме.

Конечно, невозможно уйти при подготовке к метапредметному итоговому сочинению от критериев качественной речи, которые включают и умение точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов, речевых ошибок, и орфографическую  пунктуационную грамотность. Данные требования выражаются в двух критериях: «Качество письменной речи» (нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения: «незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения) и «Грамотность» («незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов)).

Таким образом, одиннадцатиклассникам нужно прочесть книги, активизировать свой культурный багаж и потренироваться с помощью учителя (или самому) в связном и развернутом письменном высказывании суждений по направлениям тем итогового метапредметного сочинения, не углубляясь в литературоведческий анализ. Знания по литературоведению могут понадобиться при написании тем, связанных с анализом произведений из учебной программы по литературе. Мышление выпускника, уровень развития и качество его письменной речи – это самое главное в оценивании.

Написание тем предполагает обращение к произведениям вне рамок программы, но и не запрещает обращаться к произведениям, изученным на уроках литературы. При проверке сочинения члены комиссии четко должны понимать, что читательский опыт выпускников может не совпадать с их читательским опытом. Главное, чтобы у выпускника был читательский опыт, а также умение размышлять над прочитанным.

Таким образом, обучающимся и педагогам в ходе подготовки к сочинению необходимо организовать работу по расширению литературного кругозора, словарного запаса и над его грамотным использованием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Набор оценочно – критериального инструментария, обеспечивающего выявления метапредметных результатов на уроках географии».

Цель работы:  - изучить методики и критерии обеспечивающие выявление метапредметных результатов на уроках географии....

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению для участников итогового сочинения

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Использование метапредметных связей при подготовке обучающихся к написанию итогового сочинения.

В данной статье говорится о том, как учитель готовит своих учеников к итоговому сочинению. А также о том, что в процессе подготовки можно проводить бинарные уроки совместно с учителем обществознания...

Приказ об организации и проведении итогового сочинения

Приказ об организации и проведении итогового сочинения...

Приказ об организации и проведении тренировочного итогового сочинения

Приказ об организации и проведении тренировочного итогового сочинения...