Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в период подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ»
материал для подготовки к егэ (гиа) на тему

Сазикова Анастасия Олеговна

Данный материал содержит выступление на тему "Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в период подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ»", а так же презентацию по данной проблеме. Кроме того, прилагается диагностическая методика для старшеклассников "Определение уровня тревожности в ситуациях проверки знаний” (на основе методики многомерной оценки детской тревожности (МОДТ) Е.Е. Ромицына)". Данная работа может быть полезна при подготовки к выступлениям на схожие темы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в период подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ

2. Психологическую подготовку учащихся к сдачи ОГЭ и ЕГЭ нужно считать одним из приоритетных направлений работы психолога, потому  что подготовка ученика к успешной сдачи ГИА и ЕГЭ есть результат не последнего года, месяца, дня работы, а это работа должна проводиться на протяжении всего периода обучения.

3. Виды работ по психологическому сопровождению:

Диагностика (индивидуальная и групповая). Диагностическая деятельность в рамках подготовки к ЕГЭ осуществляется с целью выявления нарушений в сфере интеллекта и личности.  Выявление нарушений в интеллектуально-личностной сфере задолго до экзамена помогает скорректировать его образовательный маршрут и определить оптимальные условия обучения.

Консультирование (индивидуальное и групповое).

Задача: контроль за возникновением трудностей обучения ребёнка. Указанная  задача  включает следующие конкретные составляющие:

1) ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка;
2) своевременное первичное выявление детей с различными трудностями обучения  и их психологическое сопровождение;
3) составление (совместно с педагогами) рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей в школьном обучении для учителей, родителей и других лиц;
4) коррекционная работа индивидуально или (и) в специальных группах при консультации с детьми и родителями;

Развивающая, коррекционная работа (индивидуальная и групповая).  

Исходя из результатов диагностики учащихся  школы, становится ясно, что развивающая работа должна вестись по трём основным направлениям:

  • Развитие познавательной сферы учащихся: внимания, памяти, мышления, воображения и т.д.;
  • Снятие тревожности, формирование адекватной самооценки;
  • Развития произвольности, навыков  самоорганизации и самоконтроля;

Кроме этого, в систему  коррекционно-развивающей работы по психологической подготовке к ЕГЭ включает следующие направления:

  • Обучение способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения;
  • Повышение сопротивляемости стрессу;
  • Актуализация внутренних ресурсов.

Психологическое просвещение всех участников образовательного процесса

 Для учащихся выпускных классов по запросу классных руководителей во втором полугодии проводятся занятия «Как готовиться к экзаменам», «Что делать, если…», «Как справиться с тревогой». На занятиях обсуждаем вопросы: как оборудовать рабочее место для подготовки к экзаменам, составить  план занятий, разработать индивидуальный режим дня, с чего начать занятие, учитывать особенности запоминания, использовать методы запоминания, методы релаксации и активизации, приемы снижения экзаменационной тревожности,  как организовать день накануне экзамена, настроить  своих мысли  на успех,  как  вести себя на экзамене, использовать полезные ссылки на Интернет-ресурсы по подготовке к ЕГЭ.

4. Таким образом, условно можно выделить три группы трудностей ОГЭ и ЕГЭ для детей:

познавательные (когнитивные) – связанные с особенностями переработки информации в ходе ОГЭ и ЕГЭ, со спецификой работы с тестовыми заданиями, недостаточным объемом знаний, неспособностью гибко оперировать системой учебных понятий предмета (эти трудности являются результатом всего периода обучения в школе!);

-  процессуальные – связанные с самой процедурой единого государственного экзамена и отсутствием четкой стратегии деятельности;

личностные – обусловленные особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями, отсутствием возможности получить поддержку взрослых.

 

 

5. Задачи психологического сопровождения учащихся, 

 имеющих личностные трудности в процессе подготовки и сдачи ЕГЭ: 

  

  • сохранение психологического здоровья учащихся;
  • обучение навыкам саморегуляции, контроля эмоционального состояния;
  • снятия стресса у учащихся в экзаменационный период;
  • совершенствование коммуникативного общения в системе “ученик-учитель”, “учитель-родитель”, “ученик-родитель”;
  • повышение психологической компетентности учащихся;
  • профилактика конфликтно-опасных ситуаций  в экзаменационный период

6. При разработке своей программы я опиралась на программу занятий по подготовке учащихся одиннадцатого класса к выпускным экзаменам с элементами психологического тренинга Гуськовой Е.В. и Будневич Г.Н. и программу «Путь к успеху» Стебеневой Н., Королевой Н.

7. Разработанная мной программа позволяет нивелировать негативные ожидания и переживания, вызванные ОГЭ и ЕГЭ, кроме того с ее помощью выпускники могут научиться различным приемам эффективного запоминания и работы с текстами, что является основным компонентом подготовки к любому экзамену. Самостоятельным блоком данной программы выступает обучение приемам релаксации и снятия нервно-мышечного напряжения.

8. Цель: психологическая подготовка выпускников к экзамену.

Задачи:

1. Повышение сопротивляемости стрессу.

2. Отработка навыков поведения на экзамене.

3. Развитие уверенности в себе.

4. Развитие коммуникативной компетентности.

5. Развитие навыков самоконтроля.

6. Помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок.

7. Обучение приемам  эффективного запоминания

8. Обучение методам работы с текстом.

9. Методы и техники, используемые в занятиях:

  • Ролевые игры.
  • Мини-лекции.
  • Дискуссии.
  • Релаксационные методы.
  • Метафорические притчи и истории.
  • Психофизиологические методики.
  • Диагностические методики



Предварительный просмотр:

“Определение уровня тревожности в ситуациях проверки знаний”

(на основе методики многомерной оценки детской тревожности (МОДТ) Е.Е. Ромицына)

Инструкция: Ребята, следующее задание позволит вам узнать свой уровень тревожности в ситуациях проверки знаний. Для этого поставьте колонку с ответами “+” (если, вы согласны с утверждением) или “–” (если не согласны). Затем посчитайте количество “+”, учитывая, что один плюс равен одному баллу.

Утверждения

Отв

(“+” / “–”)

Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько хорошо ты знаешь материал?

 

Обычно ты волнуешься при ответе или выполнении контрольных заданий?

 

Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?

 

Мечтаешь ли ты о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

 

Бывает ли так, что, отвечая перед классом, ты начинаешь заикаться и не можешь ясно произнести ни одного слова?

 

Обычно ты спишь неспокойно накануне контрольной или экзамена?

 

Часто ли ты получаешь низкую оценку, хорошо зная материал, только из-за того, что волнуешься и теряешься при ответе?

 

Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

 

Часто ли бывает такое, что у тебя слегка дрожит рука при выполнении контрольных заданий?

 

Беспокоишься ли ты по дороге в школу о том, что учитель может дать классу проверочную работу?

 

Обработка результатов

У мальчиков низкой уровень тревожности при проверке знаний, если набрано 0 баллов;

средний уровень, если набрано от 1 до 4 баллов;

повышенный уровень – от 5 до 6 баллов;

крайне высокий уровень – от 7 до 10.

У девочек низкий уровень тревожности при проверке знаний, если набрано от 0 до 1 балла;

средний уровень, если набрано от 2 до 6 баллов;

повышенный уровень – 7–8 баллов;

крайне высокий уровень – от 9 до 10.

Интерпретация результатов

Низкий уровень. Состояние тревоги в ситуациях проверки знаний вам не свойственно. Демонстрация знаний (или их отсутствия), достижений, возможностей вас не смущает. Напротив, вы стремитесь вызвать как можно более бурную реакцию со стороны окружающих в ответ на собственные высказывания или поступки, смутить учителя или шокировать одноклассников. Вы любите быть на виду вне зависимости от того, какое впечатление вы производите на окружающих. У вас, по всей видимости, учеба и отношение к ней стоят не на первом месте в списке приоритетов. Вероятно, этот вид деятельности конкурирует с другими, ему уделяется меньше внимания. Можно предположить и некоторую облегченность восприятия и мышления, высокую самооценку и уверенность в себе, свободное проявление эмоций в поведении и независимость. Также не следует исключать и нежелание искренне отвечать на тест.

Средний уровень. Нормальный уровень тревожности в ситуациях проверки знаний, необходимый для адаптации и продуктивной деятельности. Ваши эмоциональные переживания в условиях проверки знаний, достижений, возможностей имеют адекватный характер. Вы достаточно ответственно относитесь к подобным ситуациям, объективно оценивая свои возможности. Для вас характерны адекватность самооценки, уравновешенность поведения, отсутствие повышенной чувствительности, социальной зависимости и сверхконтроля. В поведении можно наблюдать черты уверенности, решительности, самостоятельности. Вы достаточно спокойно чувствуете себя у классной доски, демонстрируя свои знания и возможности.

Повышенный уровень. Вы можете испытывать негативное отношение к демонстрации своих знаний, не любить “устные” предметы, предпочитая отвечать письменно. Переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей особенно выражено, когда аудитория слушателей незнакома либо значима для вас. Сама по себе учеба для вас нетрудна, но вы, возможно, боитесь отвечать у доски, т. к. теряетесь, и поэтому ничего не можете вспомнить. Страх перед публичной демонстрацией своих знаний провоцирует чувство тревоги и неуверенности в себе. В то же время вы достаточно успешно справляетесь с письменными заданиями, контрольными и внеклассными работами, поскольку здесь отсутствует так называемая “публичная оценка”.

Крайне высокий уровень. Очень высокий уровень тревожности в ситуациях проверки знаний, проявляющийся как в ситуациях публичной оценки, так и при выполнении индивидуальных и письменных работ. Вы испытываете резко негативное отношение к демонстрации своих знаний, боитесь отвечать перед классом и особенно у доски. Переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей порой бывает неадекватно сильным. У вас иногда может появляться слабость и дрожь в ногах и руках, иногда не можете связно произнести ни одного слова. Экзаменационная ситуация с ее помпезностью, нервозностью родителей, предварительной “накачкой”, с непременным ожиданием своей очереди за дверью становится для вас серьезной психотравмой. У вас могут рано формироваться чувства долга, ответственности, высокие моральные и этические требования к себе. Именно у себя вы находите массу недостатков. Вас отличает склонность к детальному анализу своего поведения и реакций и высокому интеллектуальному контролю над ними. Данные особенности могут обусловливать такие изменения в познавательной деятельности, как ослабление концентрации и переключаемости внимания, трудности при отделении главного от второстепенного и др.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в период подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ » Выступление подготовила педагог-психолог МОУ СОШ №24 Сазикова А настасия Олеговна

Слайд 2

Психологическую подготовку учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ нужно считать одним из приоритетных направлений работы психолога, потому что подготовка ученика к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ есть результат не последнего года, месяца, дня работы, а это работа должна проводиться на протяжении всего периода обучения.

Слайд 3

Виды работ по психологическому сопровождению подготовки к ОГЭ и ЕГЭ: Диагностика с целью выявления нарушений в сфере интеллекта и личности Консультирование Задача: контроль за возникновением трудностей обучения ребёнка. Развивающая, коррекционная работа Развитие познавательной сферы учащихся: внимания, памяти, мышления, воображения и т.д.; Снятие тревожности, формирование адекватной самооценки; Развития произвольности, навыков самоорганизации и самоконтроля; Психологическое просвещение всех участников образовательного процесса

Слайд 4

Т ри группы трудностей ОГЭ и ЕГЭ для детей : познавательные процессуальные личностные

Слайд 5

Задачи психологического сопровождения учащихся, имеющих личностные трудности в процессе подготовки и сдачи ЕГЭ: сохранение психологического здоровья учащихся; обучение навыкам саморегуляции , контроля эмоционального состояния; снятия стресса у учащихся в экзаменационный период; совершенствование коммуникативного общения в системе “ученик-учитель”, “учитель-родитель”, “ученик-родитель”; повышение психологической компетентности учащихся; профилактика конфликтно-опасных ситуаций в экзаменационный период

Слайд 6

При разработке своей программы я опиралась на программу занятий по подготовке учащихся одиннадцатого класса к выпускным экзаменам с элементами психологического тренинга Гуськовой Е.В. и Будневич Г.Н. и программу «Путь к успеху» Стебеневой Н., Королевой Н.

Слайд 7

Разработанная мной программа позволяет нивелировать негативные ожидания и переживания, вызванные ОГЭ и ЕГЭ, кроме того с ее помощью выпускники могут научиться различным приемам эффективного запоминания и работы с текстами, что является основным компонентом подготовки к любому экзамену. Самостоятельным блоком данной программы выступает обучение приемам релаксации и снятия нервно-мышечного напряжения.

Слайд 8

Цель : психологическая подготовка выпускников к экзамену. Задачи : 1. Повышение сопротивляемости стрессу. 2. Отработка навыков поведения на экзамене. 3. Развитие уверенности в себе. 4. Развитие коммуникативной компетентности. 5. Развитие навыков самоконтроля. 6. Помощь в осознании собственной ответственности за поступки , в анализе своих установок. 7. Обучение приемам эффективного запоминания 8. Обучение методам работы с текстом.

Слайд 9

Методы и техники, используемые в занятиях: Ролевые игры. Мини-лекции. Дискуссии. Релаксационные методы. Метафорические притчи и истории. Психофизиологические методики. Диагностические методики

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов "Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в период подготовки к ОГЭ, ЕГЭ»

Цель – создание условий для повышения основных профессиональных компетенций педагогов по вопросам психологического сопровождения предэкзаменационного периода.Задачи: - способствовать осозна...

Презентация.Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в ДОУ.

Психологическое сопровождение участников  образовательного процесса в  ДОУ....

Программа психологического сопровождения участников образовательного процесса к ГИА

Программа направленна на повышение стрессоустойчивости участников государственной итоговой аттестации....

Сертификат участника Всероссийского вебинара «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО РЕЖИМА»

Сертификат участника Всероссийского вебинара «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАВ ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО РЕЖИМА»...

План работы педагога- психолога по сопровождению участников образовательного процесса в период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ

laquo;Утверждаю» Директор МБОУ ЕСОШ №1______________/ Гамова Е.Н./План работы педагога- психолога по сопровождению участников образовательного процесса  в период подготовки к ОГ...

План психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в период подготовки к ГИА-9 В МАОУ «Средняя школа №8»

Для подготовки к ГИА необходим четкий план=дорожная карта психоло-педагогического сопровждения учвщихся....

Семинар - практикум для педагогов "Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в период подготовки к ГИА"

Психологическая подготовка обучающихся к прохождению ГИА является одним из приоритетных направлений работы психолога, от которой, порой, зависит больше половины результата...