презентация "Учебное сотрудичество"
статья на тему

лунегова лариса ивановна

Доклад на семинаре временной творческой группы педагогов "Учебное сотрудничество" с целью изучения методологических основ ФГОС второго поколения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие метапредметных умений обучающихся УЧЕБНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО Автор: учитель биологии КГБОУСУВУ «Уральское подворье» Муржина Лариса Ивановна

Слайд 2

2 Основа стандартов нового поколения - разработки и внедрения стандартов второго поколения повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов Задача современной школы - формирование и развитие у школьников таких качеств личности, которые позволили бы им самостоятельно конструировать свое знание и активно использовать его для решения проблем, постоянно возникающих в реальных жизненных ситуациях Принципиальное отличие ФГОС - усиление их ориентации на результаты образования – личностные метапредметные и предметные

Слайд 4

сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности , система ценностных отношений учащихся – в частности , к себе , другим участникам образовательного процесса , самому образовательному процессу , объектам познания , результатам образовательной деятельности и т.д . Личностные результаты: 4

Слайд 5

Выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов Предметные результаты 5

Слайд 6

освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях Метапредметные результаты: 6

Слайд 7

Основная педагогическая задача: организовать условия, инициирующие деятельность учащихся 7 « Деятельность – такая активность, которая связана с существенным преобразованием предметной и социальной действительности, окружающей человека». В.В.Давыдов. «Теория развивающего обучения» Системно - деятельностный подход – методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второго поколения Цель Деятельность Результат системы → системный подход → деятельность

Слайд 8

ФГОС: пункт 7 «В основе стандарта лежит система деятельностного подхода, который представляет: - воспитание и развитие качества личности, отвечающих требованиям информационного общества; - переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования; -о риентацию на результаты образования ( развитие личности обучающихся на основе универсальных учебных действий ), что означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Системно- деятельностный подход 8

Слайд 9

Деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Этот подход противостоит вербальным методам и формам догматической передачи готовой информации, монологичности и обезличенности словесного преподавания, пассивности учения школьников, наконец, бесполезности самих знаний, умений и навыков, которые не реализуются в деятельности" Механизм реализации системно – деятельностного подхода - технология деятельностного метода Деятельностный метод обучения. метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. Меня учат Я учусь!

Слайд 10

УУД лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося, формируются в контексте разных учебных предметов Термин «универсальные учебные действия» означает: в широком значении – умение учиться , т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта в собственно психологическом значении – совокупность обобщенных способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса Универсальные учебные действия (УУД) 10

Слайд 12

Личностные УУД 12 Обеспечивают: ценностно-смысловую ориентацию учащихся умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения самоопределение и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях Формирование личностных УУД можно рассматривать как основное содержание личностных результатов, определяемых ФГОС

Слайд 13

Обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности: целеполагание планирование прогнозирование контроль коррекцию оценка саморегуляция Регулятивные УУД 13

Слайд 14

Обеспечивают : социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей умение слушать и вступать в диалог , участвовать в коллективном обсуждении проблем , интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми Коммуникативные УУД 14

Слайд 15

Познавательные УУД Знаково-символические Логические Общеучебные

Слайд 16

Формирование регулятивных , коммуникативных и познавательных УУД в своей совокупности рассматривается как основное содержание метапредметных результатов образования , обозначенных ФГОС 16

Слайд 17

Коммуникативные универсальные учебные действия Коммуникативная деятельность и общение определяются как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. (М.И. Лисина, 1986)

Слайд 18

Состав коммуникативных действий (по А.Г. Асмолову) Умение общаться и взаимодействовать с партнёрами по совместной деятельности или обмену информацией. Способность действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Умение работать в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества. Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности

Слайд 19

Условия формирования коммуникативных действий Организация совместной деятельности школьников на уроке: - работа учеников в группе; - дискуссия как форма учебного сотрудничества; - игровая деятельность Совместное планирование деятельности учителем и учащимися: - проектные формы деятельности

Слайд 20

Учебное сотрудничество По определению Г.А.Цукерман , - это совместная работа нескольких человек,направленная на достижение общих целей.

Слайд 21

Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять вместе

Слайд 22

Формы учебного сотрудничества: Сотрудничество с учителем Сотрудничество со сверстниками Сотрудничество с самим собой

Слайд 23

Сотрудничество со сверстниками необходимо для: формирования способности строить свои действия с учетом действий партнера Понимания и принятия мнений друг друга Обладания готовностью к составлению плана совместной деятельности Умения решать конфликт Проявления самокритичности и дружелюбия

Слайд 24

Сотрудничество со сверстниками предполагает умение сотрудничать с учителем: Ситуации учебного сотрудничества с педагогом возникают, когда группа учащихся при решении поставленной учителем задачи замечают причины своего «незнания» и обращаются за помощью к учителю Ученик, умеющий отделить известное от неизвестного и умеющий формулировать свой вопрос по теме обучения, становится субъектом учебной деятельности, умеющим учить себя с помощью учителя

Слайд 25

Сотрудничество ученика с самим собой предполагает: Умение ребенка определять границы известного и неизвестного Способность к определению границ собственных возможностей, что он знает и умеет и чего не знает и не умеет

Слайд 26

Известны основные формы организации учебного сотрудничества: Работа в парах Работа в группах постоянного и сменного состава Коллективное взаимодействие(игра, дискуссия, проектная деятельность) Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества.

Слайд 27

Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества.

Слайд 28

Существуют разные виды организации групповой работы : Совместно-групповая – характеризуется тем, что проблема будет решена даже тогда, когда не все ученики активно взаимодействуют; Коллективно-кооперативная – общий результат достигается действиями всех учеников; если же кто-то прекратит свою работу, то и у остальных возникнут затруднения; Коллективно- творческая – в процессе обучения имеет место учебная творческая работа коллектива; количество учащихся варьирует от двух до целого класса.

Слайд 29

Оценивание результатов групповой работы Наряду с учебными достижениями учеников и выставлением им отметок, необходимо оценивать и коллективистские качества, подмечать проявления помощи товарищам, взаимовыручки, подчеркивать вклад в общее дело.