Урок "Дворцовые перевороты"
план-конспект урока (10 класс) по теме

Луста Елена Андреевна

План-конспект и презентация урока на тему "Дворцовые перевороты"

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект урока.

Класс: 10, профильный уровень.

Учебник: Буганов, Зырянов, Сахаров «История России XVII – XIX века».

Тема урока: «Эпоха дворцовых переворотов».

Цели урока:  1. воспитательная:  

- воспитать в детях интерес к родной истории;

 - попытаться привить чувство гордости и патриотизма за принадлежность к русскому  народу.

2. образовательная:  

- познакомить детей с причинами, обстоятельствами и последствиями дворцовых переворотов в России XVIII веке;

- показать детям смену правителей и особенности их внешней и внутренней политики;

- ознакомить детей с оценкой историками Эпохи дворцовых переворотов.

3. развивающая:  

- развивать в детях навыки  работы с источниками;

- учить детей давать объективную оценку прошедшей эпохи. 

Тип урока: комбинированный.

Форма: лекция с элементами беседы.

Оборудование: - системный блок, мультипроектор, экран;

- схема династии Романовых;

- глоссарий по 18 веку;

- портреты императоров и их фаворитов;

- источники: Платонов «Курс русской истории»

                     Эйдельман « Твой 18 век»;

- карточки для игры в « Историческое лото».    

Ход урока:

I. Организационный момент

а) приветствие класса;

б) организация внимания школьников;

в) отметка присутствующих.

II. Опрос домашнего задания.

Фронтальный опрос по теме.

Охарактеризуйте Петра I как личность:

1. Сведения о жизненном пути;

2. условия, повлиявшие на формирование личности;

3. Личные качества Петра I и степень их соответствия задачам, стоявшим перед страной;

4. Способы достижения целей;

5. Противоречия в деятельности;

6. Роль личности в истории, результат и значение деятельности.

III. Мотивационный (переходный этап от опроса к новой теме). ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Мотивация деятельности учащихся через неожиданную для начала урока фразу Ф. Прокоповича: «До чего же мы дожили, россияне!!! Кого погребаем?! Петра Великого!», которую он произнес на похоронах Петра I.

Формулирование цели урока вместе с учениками.

IV.  Выяснение причин дворцовых переворотов по источникам.  

 Ученикам предлагается для внимания текст из «Курса русской истории» Платонова. Класс читает и выявляет позицию автора данного источника. Вместе с учителем формулируют основные причины дворцовых переворотов.

V.  Правители эпохи дворцовых переворотов. 

5.1.  Теоретическая часть. Учитель с помощью презентации рассказывает в хронологическом порядке о правителях эпохи дворцовых переворотов, о характерных чертах их внутренней и внешней политики.  

Перед этим он дает ученикам опережающее задание: чертит на доске таблицу, которую ученики перечерчивают себе в тетрадь и по ходу рассказа учителя заполняют её.

Таблица.

Правитель

Годы правления

Родство с Петром I

Опора власти (на кого опирался)

Внутренняя политика

Внешняя политика

Результаты правления

Екатерина I

Петр II

Анна Ивановна

Елизавета Петровна

Петр III

Во время рассказа учителя на доске должна висеть схема династии Романовых, для облегчения как рассказа, так и понимания.  

5.2.  Практическая часть. Опрос по личностям правителей.

На слайде выводится цитата, дети читают и пытаются узнать какого правителя она характеризует.

1. В.О. Ключевский писал о ней «Наиболее законная из всех приемников и преемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными гвардейскими штыками, она унаследовала энергию своего великого отца.»   (Елизавета)  

2. По мнению историка В.О. Ключевского, «…Это царствование – одна из мрачных страниц нашей истории, и наиболее тёмное пятно на ней - сама императрица….немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забились на самые доходные места в управлении…»   (Анна Ивановна)

3. «Несколько месяцев пребывания у власти с наибольшей полнотой выявили противоречивость характера ….., его не только слабые и вызывающие сожаление, но и сильные привлекательные стороны. Почти все современники … отмечали такие черты характера императора, как жажда деятельности, неутомимость, доброта и доверчивость….Но наряду с этим они же писали о его вспыльчивости, гневливости, поспешности, отсутствии политической гибкости». (Петр III)

 4. «Судьба бывшей портомои сложилась удачно, даже ярко – для женщины «подлого» происхождения. Как правительница она ничем себя не проявила; да и трудно было от неё этого ожидать. Самое важное в её жизни и судьбе - близость к великому человеку. Преобразователю России».   (Екатерина I)

5.  «Вообще, юный царь производил тяжелое впечатление на окружающих: гордый и капризный, он вырос человеком недобрым и скрытным. Отличался насмешливым, желчным умом и только одного человека ещё как то слушался – свою старшую сестру Наталью. Но осенью 1728 года она умерла, и управы на царя-охотника уже не стало никакой». ( Петр II)

6.  «Она оказалась во главе Российского государства по воле случая, что как нельзя лучше характеризует «эпоху дворцовых переворотов».   (Анна Леопольдовна)

Затем на слайды выводятся портреты правителей и дети должны назвать их имена.

VI. Выяснение характерных черт и особенностей эпохи дворцовых переворотов на основе источников.

Чтение отрывков из « Курса лекций» Платонова. Обсуждение с классом особенностей и характерных черт, присущих дворцовым переворотам.

VII. Закрепление материала.

7.1. Работа с новыми понятиями.

Каждой паре учеников дается по 1 термину и они должны сообща сформулировать его понятие. ( дворцовые перевороты, кондиции, Верховный Тайный совет, Абсолютная монархия,  временщик, фаворит, регент, гвардия) Затем совместно обсуждают и дается правильный вариант из словаря на слайде.

  1. Работа с основными датами темы.

Закрепление знаний с помощью игры «Историческое лото». Дети играют в парах, делая ходы по очереди. Для выстрела выбирают номер клетки ( 5в), если клетка пустая – мимо, если в клетке дата, то стреляющий должен назвать событие этого года, если не назвал, то корабль остается целым. Побеждает тот, кто быстрее уничтожает противника.

Учитель раздает заранее заготовленные карточки с игрой.

Пример карточки.

1

2

3

4

5

а

1725

1722

б

1740

1741

в

1762

1763

г

1730

1756

VIII. Рефлексия.

Ученикам предлагается высказать собственное суждение на вопрос: « Какая из  личностей дворцовых переворотов у Вас вызывает уважение или сочувствие? Кто из них и в какой степени повлиял на дальнейшую историю?»

XI. Домашнее задание.

Дополнить таблицу с помощью учебника и написать вывод по итогам дворцовых переворотов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Э поха дворцовых переворотов» План урока

Слайд 2

Цели урока 1. воспитательная : - воспитать в детях интерес к родной истории; - попытаться привить чувство гордости и патриотизма за принадлежность к русскому народу. 2. образовательная: - познакомить детей с причинами, обстоятельствами и последствиями дворцовых переворотов в России XVIII веке; - показать детям смену правителей и особенности их внешней и внутренней политики; - ознакомить детей с оценкой историками Эпохи дворцовых переворотов. 3. развивающая: - учить детей анализировать исторические события по просмотренным эпизодам фильмов; - развивать в детях навыки работы с источниками; - учить детей давать объективную оценку прошедшей эпохи.

Слайд 3

Тип урока : комбинированный. Форма : лекция с элементами беседы. Оборудование : - системный блок, мультипроектор , экран; - схема династии Романовых; - глоссарий по 18 веку; - портреты императоров и их фаворитов; - фильмы: - источники: Платонов «Курс русской истории» Эйдельман « Твой 18 век» - карточки для игры в « Историческое лото»

Слайд 4

Ход урока 1 . Организационный а) приветствие класса; б) организация внимания школьников; в ) отметка присутствующих.

Слайд 5

2. Опрос домашнего задания. Фронтальный опрос по теме. Охарактеризуйте Петра I как личность: 1. Сведения о жизненном пути; 2. условия, повлиявшие на формирование личности; 3. Личные качества Петра I и степень их соответствия задачам, стоявшим перед страной; 4. Способы достижения целей; 5. Противоречия в деятельности; 6. Роль личности в истории, результат и значение деятельности.

Слайд 6

3. Переходный этап (от опроса к новой теме) Просмотр начального эпизода из фильма «Завещание императора». Моменты убийства царевича Алексея. Обсуждение с классом последствий казни царевича Алексея. Вопрос к классу: « Возможно ли бы было избежать последующих дворцовых переворотов, если бы Петр не приказал казнить сына?»

Слайд 7

4. Выяснение причин дворцовых переворотов. 4.1. Просмотр эпизода из фильма «Завещание императора». Момент смерти Петра I и общей обстановки во дворце. Класс пытается самостоятельно определить причины последующих частых дворцовых переворотов. ( Это, в первую очередь, указ о престолонаследии 1722 года, потом существование различных политических группировок при дворе, а также большое количество претендентов на престол)

Слайд 8

4.2. Выяснение причин по источникам. Ученикам предлагается для внимание текст из «Курса русской истории» Платонова. Класс читает и выявляет позицию автора данного источника.

Слайд 9

5. Усвоение новых знаний 5 .1. Учитель с помощью презентации рассказывает в хронологическом порядке о правителях данной эпохи, о характерных чертах их внутренней и внешней политики. Перед этим он дает им опережающее задание: чертит на доске таблицу, которую ученики перечерчивают себе в тетрадь и по ходу рассказа учителя заполняют её. Во время рассказа учителя на доске должна висеть схема династии Романовых, для облегчения как рассказа, та и понимания.

Слайд 10

ТАБЛИЦА Правитель Годы правления Родство с Петром I На кого опирался Внутренняя политика Внешняя политика Результаты правления Екатерина I Петр II Анна Ивановна Елизавета Петровна Петр III

Слайд 12

Екатерина I ( 1725-1727) Вторая жена Петра I , до принятия православия Марта Скавронская . Вступила на престол благодаря поддержке Меншикова А.Д. При Екатерине I : Создан Верховный Тайный Совет; снаряжена экспедиция Беринга; открыта Академия Наук; издано объяснение закона о наследствах; Россия вступила в союз с Австрией

Слайд 13

Петр II (1727-1730) Внук Петра I , сын царевича Алексея; Отказался от всех начинаний Петра I , в первую очередь, от флота ; Реальная власть находилась в руках Долгоруковых и Голицыных (судьба Меншикова - сослан) Переехал в Москву; Большую часть времени проводил на охотах и пирах.

Слайд 14

Анна иоановна ( 1730-1740) племянница Петра I ( дочь Ивана V) ; герцогиня Курляндская; вступила на престол, подписав условия (кондиции); период ее правления получил название бироновщины

Слайд 15

бироновщина Фаворит императрицы Анны Иоанновны; правитель-регент при малолетнем Иване VI Антоновиче (17 октября — 9 ноября 1740). предпринял обновление гвардии за счет выходцев из податных сословий. снизил подушную подать, амнистировал осужденных по ряду дел. Запретил ношение придворных платьев из дорогих тканей.

Слайд 16

кондиции … Наикрепчайше обещаем… по принятии короны российской в во всю супружество мою жизнь не вступать и наследника… никого не определять. Еще обещаемся, что… мы ныне учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного … совета согласия: Ни с кем войны не всчинять . Миру не заключать. Верных наших подданных никакими новыми податями не отягощать. В знатные чины… выше полковничьего ранга не жаловать, и гвардии, и прочим полкам быть под ведением Верховного тайного совета. У шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать. Вотчины и деревни и деревни не жаловать. В придворные чины… не производить Государственные доходы в расход не употреблять – и всех верных подданных в… милости содержать. А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской. Вопросы к классу: Кто подписал документ и был ли он исполнен? Кто обладал реальной властью по этому документу? Как можно назвать систему правления, которая установилась бы в России, если бы проект был бы осуществлен?

Слайд 17

Иван VI ( 1740-1741) Регентшей при Иване VI после ареста Э.Бирона стала племянница Анны Иоанновны – Анна Леопольдовна; судьба его самого и его семьи была очень трагичной;

Слайд 18

Елизавета Петровна ( 1741- 1761) Дочь Петра I и Екатерины I ; Пришла к власти с помощью гвардейских войск; Восстановлена роль Сената; 23 марта 1743 г. подписала указ об отмене смертной казни и пыток детей, а в 1757 г. было запрещено клеймение женщин; Под непосредственным надзором Елизаветы Петровны основывались инвалидные дома и богадельни; Основаны два заемных банка (для дворянства и купечества); Уничтожены внутренние таможни и увеличены пошлины на ввозимые товары

Слайд 19

Петр III ( 1761-1762) Немецкий принц Карл Петр Ульрих, сын герцога Голштейн-Готторпского Карла Фридриха и Анны Петровны, внук Петра I. С 1742 в России. В 1761 заключил мир с Пруссией, что свело на нет результаты побед русских войск в Семилетней войне . Ввел в армии немецкие порядки. Свергнут в результате переворота, организованного его женой Екатериной, убит.

Слайд 20

ОЦЕНКИ ПЕТРА III крайне противоречивы (186 дней царствования) Манифест о вольности дворянства, Освобождавший дворян от обязательной службы Ликвидация Тайной канцелярии Прекращение преследования раскольников Секуляризация (передача в государственную собственность) церковно-монастырских земель Указ об уравнении всех религий Презрение ко всему русскому Расчет перевести население России в лютеранство Унизительное для русского народа прекращение победоносной Семилетней войны в угоду прусскому императору Фридриху II Готовность вступить в войну с Данией за чуждые России голштинские интересы План вывести гвардейские части из столицы

Слайд 21

ЕКАТЕРИНА ii (1762-1796) Переворот 28 июня 1762 г., совершенный Екатериной II при поддержке гвардии и активном участии Григория и Алексея Орловых, в результате которого был свергнут Петр III , был последним в череде дворцовых переворотов Х VIII в. После нее императорская власть в России передавалась строго по принципу старшинства, по мужской линии.

Слайд 22

5.2. ОПРОС ПО ЛИЧНОСТЯМ ПРАВИТЕЛЕЙ. На слайде выводятся цитата, дети читают и пытаются узнать какого правителя она характеризует. 1. В.О. Ключевский писал о ней «Наиболее законная из всех приемников и преемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными гвардейскими штыками, она унаследовала энергию своего великого отца.» (Елизавета) 2. По мнению историка В.О. Ключевского, «…Это царствование – одна из мрачных страниц нашей истории, и наиболее тёмное пятно на ней - сама императрица….немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забились на самые доходные места в управлении…» (Анна Ивановна) 3. «Несколько месяцев пребывания у власти с наибольшей полнотой выявили противоречивость характера ….., его не только слабые и вызывающие сожаление, но и сильные привлекательные стороны. Почти все современники … отмечали такие черты характера императора, как жажда деятельности, неутомимость, доброта и доверчивость….Но наряду с этим они же писали о его вспыльчивости, гневливости, поспешности, отсутствии политической гибкости». (Петр III)

Слайд 23

4. «Судьба бывшей портомои сложилась удачно, даже ярко – для женщины «подлого» происхождения. Как правительница она ничем себя не проявила; да и трудно было от неё этого ожидать. Самое важное в её жизни и судьбе - близость к великому человеку. Преобразователю России». (Екатерина I) 5. «Вообще, юный царь производил тяжелое впечатление на окружающих: гордый и капризный, он вырос человеком недобрым и скрытным. Отличался насмешливым, желчным умом и только одного человека ещё как то слушался – свою старшую сестру Наталью. Но осенью 1728 года она умерла, и управы на царя-охотника уже не стало никакой». ( Петр II ) 6. «Она оказалась во главе Российского государства по воле случая, что как нельзя лучше характеризует «эпоху дворцовых переворотов». (Анна Леопольдовна) Затем на слайды выводятся портреты правителей и дети должны назвать их имена.

Слайд 25

6 . ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ, ОСОБЕННОСТИ ЭПОХИ 6.1. Просмотр отрывков из фильма. После подведения промежуточного контроля ученикам предлагается просмотреть эпизоды из фильмов: « Завещание императора», « Смерть императора» с опережающим заданием: подумать какие общие особенности эпохи дворцовых переворотов можно выделить на примере этих частных эпизодов? ( большая роль фаворитов, борьба различных политических группировок при дворе, особая роль гвардии и т.д.)

Слайд 26

6.2. Выявление особенностей эпохи на основе источников. Чтение отрывков из « Курса лекций» Платонова. Обсуждение с классом особенностей и характерных черт, присущих дворцовым переворотам.

Слайд 27

7. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА 7.1. Работа с новыми понятиями. Каждой паре учеников дается по 1 термину и они должны сообща сформулировать его понятие. ( дворцовые перевороты, кондиции, Верховный Тайный совет, Абсолютная монархия, временщик, фаворит, регент, гвардия) Затем совместно обсуждают и дается правильный вариант из словаря на слайде.

Слайд 28

глоссарий Эпоха дворцовых переворотов - принятое в отечественной историографии название периода 1725—62, когда в Российской империи смена власти происходила главным образом путём дворцовых переворотов, совершавшихся дворянскими группировками при содействии гвардейских полков. III. Временщик - человек случайный, нечаянно достигший почестей и знатности; любимец, жалуемый (из словаря В.И.Даля). Фаворит - любимец высокопоставленного лица, получающий выгоды и преимущества от его покровительства. Регент - правитель который, правит страной, в виде опекуна, при малолетнем или недееспособном государе. Гвардия - ( итал . guardia ), отборная привилегированная часть войск, отличающаяся лучшим вооружением, обмундированием и обучением и выполняющая, кроме боевых задач, функции охраны монарха. Играла значительную роль в политической жизни и неоднократно совершала дворцовые перевороты. Кондиции - уговор, условия, сделка.

Слайд 29

7.2. работа с основными датами темы Закрепление знаний с помощью игры «Историческое лото». Дети играют в парах, делая ходы по очереди. Для выстрела выбирают номер клетки ( 5в), если клетка пустая – мимо, если в клетке дата, то стреляющий должен назвать событие этого года, если не назвал, то корабль остается целым. Побеждает тот, кто быстрее уничтожает противника. Учитель раздает заранее заготовленные карточки с игрой.

Слайд 30

Пример карточки 1 2 3 4 5 а 1725 1722 б 1740 1741 в 1727 1763 г 1762 д 1730 1756

Слайд 31

рефлексия Ученикам предлагается высказать собственное суждение на вопрос: « Какая из личностей дворцовых переворотов у Вас вызывает уважение или сочувствие? Кто из них и в какой степени повлиял на дальнейшую историю?»

Слайд 32

ДомашнЕе задание Дополнить таблицу с помощью учебника и написать вывод по итогам дворцовых переворотов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Октябрьский переворот

Презентация по истории России начала 20 века(9 класс)...

Презентация к уроку истории "Дворцовые перевороты"

Презентация поможет при проведении урока истории в 7 класса по теме "Дворцовые перевороты"...

Дворцовые перевороты

Презентация по истории России по теме: "Дворцовые перевороты". В презентации отражены причины дворцовых переворотов в России, а так же исторические персонажи эпохи дворцовых переворотов....

тест "От Смутного времени до эпохи дворцовых переворотов"

Проверочный тест по истории России "От Смутного времени до эпохи дворцовых переворотов"...

Эпоха дворцовых переворотов

Это мероприятие разрабатывалось к аттестации на 12 разряд. Основной посыл в том, чтобы облегчить запоминание довольно запутанного материала. Чередование правителей на троне показывается "в лицах".Мину...

Дворцовые перевороты

Конспект урока по истории для 7 класса...

Разработка урока и методические рекомендации учителю по теме: "Дворцовые перевороты"

Обилие информации на сегодняшний день, окружающей ребенка по телевидению и Интернету, создает как благо, так и колоссальную опасность, так как школьник  получает доступ к любой информации и точка...