Главные вкладки

    Программа развития и жизнеустройства "Дорога в счастливое завтра"
    рабочая программа на тему

    Медведева Надежда Владимировна

              Программа по жизнеустройству воспитанников ГБУ Республики Марий Эл "Волжский центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в семьи граждан разработана для обеспечения права ребенка жить и воспитываться в семье, устройство детей на воспитание в семью,  возвращение в кровную семью, формирования у детей стремления  иметь социальные, учебные, гигиенические и прочие навыки, для содействия  самоактуализации  личности подростка через освоение им гражданской позиции, развития социальной активности ребенка и усвоения им здорового образа жизни.       

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_zhizn.docx212.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл

    «Волжский  центр для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

         

    Программа

    развития и жизнеустройства воспитанников

    ГБУ Республики Марий Эл «Волжский центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

    «Дорога в счастливое завтра»

    http://baby-garden-28.ucoz.ru/_si/0/61086057.jpg

    Волжск

    2015 г.

    ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

          Жизнь каждого человека связана с семьей. Семья – естественная и необходимая среда, которая обеспечивает интеграцию человека в систему социальных отношений и его успешную жизнедеятельность. Существующие социальные  проблемы затрагивают семью, негативно влияют на способность выполнять предписанные ей функции и социальные обязанности.  Следствием этого – прекращение родителями своих обязанностей,  рост социального сиротства.

          Сегодня отмечается тенденция к увеличению замещающих семей, желающих принять на воспитание ребенка из детского дома.

              Программа Центра по жизнеустройству воспитанников в семьи граждан разработана для обеспечения права ребенка жить и воспитываться в семье, устройство детей на воспитание в семью,  возвращение в кровную семью, формирования у детей стремления  иметь социальные, учебные, гигиенические и прочие навыки, для содействия  самоактуализации  личности подростка через освоение им гражданской позиции, развития социальной активности ребенка и усвоения им здорового образа жизни.       Подготовка семей ведется на нескольких уровнях, выявляется возможность кандидатов быть приемными родителями.

        Главная задача – не отказать, а помочь в решении вопроса об усыновлении, опеки, устройства в приемную семью, возвращение в родную семью. В 2015 – 2016 учебном году из центра в семьи граждан определено 26 детей, 2 ребенка возвращены по решению суда в кровные семьи.

        Жизнеустройство воспитанников в семьи граждан проходит совместно с органами опеки и попечительства администрации городского округа «Город Волжск». Кроме того, осуществляется взаимосвязь со специалистами органа опеки и попечительства других районов, по проблемам семьи сельских поселений по вопросам поиска родственников, жилищно- бытовым условиям. 

      Однако работа по передаче воспитанников в семьи граждан сопряжена с большими трудностями. Большинство кандидатов – это родственники воспитанников бабушки, дедушки. Передовая им под опеку ребенка мы преследуем мотив - сохранение кровных уз. Проблема в том, что контингент воспитанников в основном дети среднего и старшего возраста и осознавая условия сверхопеки, созданные в учреждении интернатного типа  дети уже не хотят жить в семье. Необходимо изменить данный стереотип. Центр должен стать активной структурой, занимающейся вопросами устройства детей в семьи граждан.

    Система целей, их обоснование и возможности реализации.

    Настоящая программа направлена на:

    • проведение специальной психолого - педагогической, терапевтической, коррекционно-развивающей работы с детьми, для обеспечения их готовности к жизни в замещающей семье;
    • обеспечение реализации государственной политики в определении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи граждан;
    •  создание банка данных потенциальных родителей (усыновителей, опекунов, приемных родителей, кровных родителей);
    • оказание консультативной и методической помощи гражданам, желающим стать приемными  родителями, опекунами, усыновителями;
    •  наблюдение, оценка и отбор кандидатов (усыновителей, приемных родителей, опекунов);
    • жизнеустройство воспитанников в семьи граждан (опекунство, приемная семья, кровная семья);
    •  социально-психологисеское сопровождение.

       Задачи программы:

    • поддержка существующей  практики, направленной на передачу ребенка под опеку, приемную семью, усыновление, кровную семью;
    • организация образовательной  подготовки подростков в возрасте от 7 до 18 лет, стимулирующей повышение их социальной активности, адаптации ребенка в условиях семьи;
    •  выявление и развитие у воспитанников способностей, практических навыков и умений  самоорганизации собственной деятельности, необходимых для адаптации ребенка в условиях новой семьи;
    • содействие освоению и закреплению подростками  навыков межличностного и внутригруппового общения;
    • пропаганда работы в СМИ на территории Республики Марий Эл.  

        Программа по жизнеустройству воспитанников в семьи граждан состоит из пяти блоков:

      1. Аналитико – диагностический – на основе личностного подхода к каждому ребенку;

      2. Теоретический блок  складывается из учебных занятий в форме деловых,  имитационных, сюжетно - ролевых, организационных игр, тренингов, познавательных викторин, которые содействуют  развитию творческих способностей, навыков межличностного взаимодействия, информирование детей о том, как живут дети из обеспеченных социальных слоев, люди различных профессий, стремящиеся к жизненному успеху.

      3. Практический блок – знакомство с ребенком (очное, заочное) складывается из  существующей практики « гостевого проживания детей  в семьях граждан», готовности детей жить в семье.

    Ребенок в новой семье благополучен если:

    • произошла адаптация ребенка в новых условиях;
    • есть положительная динамика развития ребенка, при которой он принял созданные ему в новой семье условия и отношения, что они достаточны для позитивных изменений;
    • адаптация на личностном уровне (ребенок изменяет свое поведение, принимает правила жизни семьи, появляется привязанность, удовлетворенность сложившимися отношениями);
    • идет адаптация ребенка в социальном окружении (умение вести себя  в различных ситуациях вне дома, общение с друзьями, знакомыми и другими людьми.

    4.   Блок - жизнеустройство воспитанников, которые остаются в учреждение (продолжение  учебы – связь с учебными заведениями, дальнейшее трудоустройство).   

     5.  Блок - Сопровождение воспитанников, переданных в семьи граждан, которое складывается:

    • с посещения семьи, где проживает приемный ребенок;
    • проведение мероприятий с целью привлечения общественности, средств массовой информации к решению проблем по семейному устройству детей;
    • мониторинг жизнеустройства воспитанников в семьи граждан.

    Ожидаемые результаты:

    1. Рост числа детей, устроенных в семьи граждан.
    2. Создан механизм обеспечения стабильного устройства детей в семьи граждан.

    Ключевые показатели эффективности:

    Количественные показатели: (% рост числа устроенных детей ежегодно)

    Качественные показатели:  для детей (стабильность размещений и безопасность устройства).

     

    3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    1. Диагностический блок -     носит экспертный характер и направлен на решение следующих задач:
    • получение портрета семьи, какая семья берет на воспитание ребенка, станет ли она для ребенка родной семьей;
    • получение прогноза стиля взаимоотношений с ребенком, создание прочных отношений;
    • исключение вторичного сиротства;
    • воспитание ребенка – это цель, или средство личной реализации, истинные мотивы принятия  неродного ребенка в семью.

       Критерии, используемые в диагностике:

    •  личностные качества, гарантирующие характер взаимодействия с ребенком, развитая способность любить детей, готовность понять субъективные переживания ребенка, принять его таким, каков он есть;
    • развитые коммуникативные и эмоционально-волевые свойства, способность к установлению позитивных межличностных отношений.

           Формы реализации:  «Семейная гибкость, сплоченность» опросник «ОСТ (состояния тревожности), опросник родительских отношений (ОРО). «Родитель должен…», « Ребенок должен…» рисунки « Я в приемной семье», тест Лири  (межличностные отношения).

    1. Теоретический блок

    - работа по программе « Дорога в счастливое завтра»;

    Формы реализации:

    Беседы, воспитательские занятия, диагностика.

    1. Практический блок ( знакомство с ребенком- очное, заочное)

    Блок знакомства с ребенком можно разделить на две части:

       Заочное знакомство с ребенком

    На этом этапе каждый специалист, работавший с ребенком, предоставляет кандидату всю имеющуюся у него информацию. Рассказ о ребенке сопровождается показом фотографий. Кандидату предоставляются все условия для возможности принятия решения. Очень важно не утаивать и не приукрашивать информацию.

       Социальная  служба  центра – знакомит кандидата с личным делом и юридическим статусом  ребенка. Рассказывает все, что на данный момент известно об истории его жизни. о наличии и отсутствии у него родственников и возможности контактов с ними.

         Психологическая служба –  рассказывает о психологических особенностях ребенка, предлагает конкретные рекомендации по воспитанию ребенка воспитывающегося в интернатном учреждении.

         Медицинская служба – знакомит с состоянием здоровья ребенка и дает конкретные рекомендации по лечению, гигиене, питанию и т.д.

          Педагогическая  (воспитатели) – рассказывают о характере  ребенка и особенностях его поведения, его способностях, увлечениях. Отношениях со сверстниками и взрослыми.

          Очное знакомство с ребенком.

     Процесс знакомства кандидата в приемные родители и ребенка индивидуален и требует особенного подхода. Многое зависит от возраста и характера ребенка. Данный процесс занимает длительное время. Возможно помещение ребенка в «гостевую семью» на определенный срок.  Для данного этапа характерно тесное сотрудничество специалистов центра с специалистами органа опеки и попечительства. Результат – получение заключения  о возможности временного проживания ребенка в семье.

    Форма реализации: временное проживание воспитанников в семьях граждан по разрешению отдела образования.

     Совместное сотрудничество с семьями опекунов, усыновителей, приемными семьями, кровными родителями, предполагает:

    • тесная связь со специалистами органа опеки и попечительства по подготовке  пакета документов;
    • готовность воспитанников к жизни в семье (социальные, учебные, гигиенические навыки);
    • система своевременного информирования общественности (через работу со СМИ, телевидение, Интернет);
    • посещение семьи до и после приема ребенка в семью;
    • консультация по телефону;
    • подготовка методического материала.
    1. Жизнеустройство воспитанников Центра:
    • определение и продолжение учебы в других образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования;
    • продолжение работы по определению воспитанников в семьи граждан.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа развития студии раннего гуманитарно - эстетического развития воспитанников "Малышок"

    Данная программа предназначена для использования в работе педагогов, осуществляющих предшкольную подготовку воспитанников от 4,5 до 7 лет....

    Опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с задержкой психического развития.

    В настоящеее время в группы для детей с ЗПР всё чаще попадают дети со сложной структурой дефекта, либо с сочетанными нарушениями. Поэтому наиболее актуальной становится индивидуальная коррекционно-раз...

    Рабочая программа по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни "Дорога в счастливое завтра"

    Рабочая программа "Дорога в счастливое завтра" разработана на 3 года. Назначение программы-дать нормативный перечень основных тем, определить важнейшие требования к знаниям и умениям выпускников, необ...

    занятие для 2 класса по программе "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" по теме "Развитие моторики"

    Занятие по программе "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для обучающихся 2 класса С(К)ОУ VIII вида, направлено на развитие моторики....

    Программа спецкурса по английскому языку «Счастливый Английский»

    Обучение английскому языку дошкольников имеет свои особенности, которые основываются на психофизиологическом развитии детей данного возраста. Психологи утверждают, что восприятие, память и внимание у ...

    Программа по социализации «Сегодня здоровые дети – завтра здоровое общество».

    Цель курса внеурочной деятельности:·         укрепление психического и физического здоровья детей в процессе формирования личности, способной реализовать...

    Программа внеурочной деятельности "Литература: вчера, сегодня, завтра"

    Программа внеурочной деятельности по литературе...