Рабочая программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России». 5 класс
рабочая программа (5 класс) на тему

Гайнутдинова Гульнара Зуфаровна

Рабочая программа по предмету  «Основы духовно-нравственной культуры народов России». 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odnknr_5_klass.docx38.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 25»

Нижнекамского муниципального района РТ

                                                                                                           

Принято                                                                        Утверждаю

на педагогическом совете                                           Директор МБОУ «Гимназия № 25» НМР РТ

                                                                                         ______________С.В.Гаранина

Протокол № ___от «___» ______2015 г.                    Приказ № _____от «___» ________2015 г.              

Рабочая программа

по предмету

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»

на 2015-2016 учебный год,

5 б класс

                           Разработчик:

                                                                        Гайнутдинова Гульнара Зуфаровна,

                                                                        учитель русского языка и литературы

                                                                  первой квалификационной категории

Рассмотрено                                                                      Согласовано

На заседании кафедры                                                     Заместитель директора по УР

 русского языка и литературы                                         ____________В.Б.Мишина

Заведующий кафедрой                                                    «____»___________2015 г.

_________Н.В.Суркова

Протокол № ____

от «___» _________2015 г.

г. Нижнекамск

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

        Рабочая программа по предметной области " Основы духовно-нравственной культуры народов России " (модуль «Основы светской этики») в 5 классе составлена на основе:

  • ФГОС ООО: приказ от 17.12.10 № 1897 и об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (зарегистрировано в Минюсте РФ от 01.02.2011 № 19644), письмо от 25 мая 2015 г. N 08-761 «Об изучении предметных областей: "Основы религиозных культур и светской этики» и "Основы духовно-нравственной культуры народов  России"
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).
  • Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий].
  • Авторской программы М.Г. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы светской этики».
  • Учебного плана гимназии на 2015-2016 учебный год.

Настоящая программа рассчитана на 0,5 часов (1 час в неделю первого полугодия, 17 часов в год). Для реализации программного содержания используется учебник под ред. М.Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики», 5 класс, издательство  «Русское слово», Москва, 2012г.

Изучение предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" (далее - предметная область ОДНКНР) в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования направлено  на постижение  основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

Предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ начальной школы.

Изучение основ духовно-нравственной культуры народов России направлено на достижение следующей цели:

нравственное развитие школьников, воспитание культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей.

Задачи предметной области ОДНКНР:

• формировать нормы светской морали;

• дать представления о светской этике;

• познакомить учащихся с основами культур;

• развивать представления о значении нравственных норм;

• обобщить знания о духовной культуре и морали;

• развивать способности к общению;

• формировать этическое самосознание;

• улучшать взаимоотношения детей и родителей;

• противодействовать суициду детей.

 Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются, т.е. при преподавании предметной области ОДНКНР предполагается безотметочная система оценки. Предлагается качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио учеников. 

Планируемые результаты изучения предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России ".

Личностные результаты:

• Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе положительного отношения к труду;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

 Предметные результаты:

• Воспитание способности к духовному развитию, нравствен- ному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

• знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

• формирование представлений об основах светской этики;

• понимание значения нравственности в жизни человека, семьи и общества.

Метапредметные результаты:

• Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Содержание программы

Тема 1. Гражданин России (1 час). Понятия гражданин и гражданство. Конституция — основной закон РФ. Основные права и обязанности граждан РФ. Выполнение обязанностей — гражданский долг каждого гражданина России. Управление государством. Президент, Председатель Правительства, министр. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. Столица, герб, флаг, гимн Российской Федерации. Уважительное отношение к символам государства.

Тема 2. Порядочность (1 час). Понятие порядочности. Связь слов порядочность и порядок. Качества порядочного человека: справедливость, внутренняя стойкость, смелость, решительность. Взаимосвязь порядочности, благородства, достоинства, великодушия. Общественная ценность порядочности.

Тема 3. Совесть (1 час). Понятие совести. Совесть — важнейшая составная часть порядочности человека. Чувство угрызения совести. Развитие чувства совести. Умение понять и простить. Правдивость и ее цена. Взаимосвязь совести и сострадания, совести и стыда. Совесть — «внутренний голос человека». Жить по законам совести. Несовместимость совести с эгоизмом и корыстолюбием. Кодекс взаимоотношений одноклассников.

Тема 4. Доверие и доверчивость (1 час). Доверие — важнейшее качество личности. Понятие доверия. Признаки личного доверия. Возникновение доверительных отношений. Доверие и доверчивость. Правила установления доверительных отношений. Что значит потерять доверие. Понятие самодоверия. Как следует поступить в экстренных случаях. Телефон доверия. Психологическая помощь.

Тема 5. Милосердие и сострадание (1 час). Понятие милосердия. Общественная ценность милосердия. Взаимосвязь сострадания и милосердия, милосердия и жалости. Антиподы милосердия. Обязанности учащихся по отношению к другим людям. Проявление интереса к жизни другого человека, стремление ему помочь. Человеколюбие. Правила милосердия. Воспитание милосердия. Умение понять и простить.

Тема 6. Правда и ложь (1 час). Правда и неправда, полуправда, ложь. Правда — то, что соответствует действительности. Ложь — намеренное искажение действительности. Искренность. Честность. Взаимосвязь правдивости и душевного покоя. Святая ложь. Из истории лжи.

Тема 7. Традиции воспитания (1 час). Традиция. Сословия: крестьяне, казаки, купцы, дворяне. Традиции воспитания у разных сословий. Дворяне России, их традиции и правила поведения. Требования к воспитанию и домашнему обучению мальчиков и девочек. Дворянский этикет.

Тема 8. Честь и достоинство (1 час). Родовая и сословная честь. Представление рыцарей средневековой Европы о чести. Дворянская честь. Дуэль — способ решения вопросов чести. Цена честного слова. Чувство долга. Поступки достойные и недостойные. Достоинство. Благородство — высшее проявление человеческого достоинства. Герои Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. и наших дней. Патриоты России. Проявление патриотизма учащихся.

Тема 9. Терпимость и терпение (1 час). Отношение к людям иной национальности, религии, культуры, привычек и убеждений. Российское многонациональное государство. Что такое терпимость (толерантность). Уважение свободы другого человека, проявление великодушия и расположенности к другим людям. Роль мигрантов в жизни наших городов. Правила толерантного общения. Различие понятий терпение и терпимость.

Тема 10. Мужество (1 час). Понятие мужества. Смелость и решительность, сила духа, продуманность действий, самоконтроль, преодоление чувства страха и неуверенности. Убежденность в необходимости и полезности действий в чрезвычайных обстоятельствах. Повседневное проявление мужества. Взаимосвязь вечных ценностей — чести, достоинства, благородства, доброты, дружбы. Примеры мужества. Умение защитить своих близких и себя. Тренировка мужества. Героизм — высшее проявление мужества. Кавалеры ордена Мужества.

Тема 11. Равнодушие и жестокость (1 час). Проявления жестокости детей и их последствия. Умение и желание контролировать свои поступки. Равнодушие и жестокость. Жизнь человека — высшая ценность. Насилие в отношении детей — нарушение прав человека. Вред сквернословия.

Тема 12. Самовоспитание (1 час). Соблюдение норм нравственности — важнейшее общественное требование. Дисциплинированность и сознательная дисциплина. Умение контролировать свои дела и поступки. Правила учебной работы в группе. Умение осознать ошибки и больше их не повторять. Воспитание воли. Познание своих положительных и отрицательных качеств. Планирование предполагаемых действий, оценка результатов. Пути самообразования и самовоспитания. Воспитание чувства самоуважения.

 Тема 13. Учись учиться (1 час). Цель обучения в школе. Приемы работы учащихся со школьным учебником. Выработка у учеников уверенности в себе и своих делах. Приемы работы учеников на уроке. Рекомендации по развитию воли. Умение распределять внимание. Совершенствование памяти подростка. Правила и приемы запоминания. Сочетание труда умственного и физического.

Тема 14. Речевой этикет (1 час). Средства речи и правила их использования в разных жизненных ситуациях. Начало, основная часть и завершение беседы. Употребление личных местоимений ты и вы. Правила знакомства детей и взрослых. Обращения с просьбой к незнакомым людям в магазине, на транспорте. Формы обращения. Правила общения подростков. Что значит быть эрудированным собеседником. Значимость излагаемой информации. Правила беседы. Человека красят не столько слова, сколько дела. Этикет разговора по телефону.

Тема 15. Мои права и обязанности (1 час). Права и обязанности учащихся. Соблюдение правил школьного распорядка. Обязанность посещения учащимися школьных занятий, добросовестного учебного труда. Участие в самообслуживающем труде. Единство действий классного руководителя и родителей учащихся. Требования к поведению учащихся в школе. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Итоговое повторение (2 часа).

Учебно-тематический план

Четверть

Всего часов

1

9

2

8

Итого

17

Тематическое планирование

№ п/п

Дата

Раздел/тема урока

Виды учебной деятельности

план

факт

1

2.09

Гражданин России.

Слушание собеседника, участие в дискуссии, участие в игре, рефлексия

2

9.09

Порядочность.

Участие в диалоге, анализ ситуации.

3

16.09

Совесть.

Выступление с сообщением.

4

23.09

Доверие и доверчивость.

Рефлексия ценностей обучающихся, рассмотрение  примеров художественной литературы.

5

30.09

Милосердие и сострадание.

Осмысление изображённого в художественном тексте, участие в дискуссиях по нравственным образцам.

6

7.10

Правда и ложь.

Работа по тексту, пересказ сюжета или эпизода от лица героя, рассуждение о личности героя с аргументацией своей точки зрения.

7

14.10

Традиции воспитания.

Высказывание своего мнения, работа по тексту, ответы на вопросы.

8

21.10

Честь и достоинство.

Участие в диалоге, анализ ситуации.

9

28.10

Терпимость и терпение.

Рефлексия ценностей обучающихся, рассмотрение  примеров художественной литературы.

10

11.11

Мужество.

Слушание собеседника, участие в дискуссии, участие в игре, рефлексия

11

18.11

Равнодушие и жестокость.

Осмысление изображённого в художественном тексте, участие в дискуссиях по нравственным образцам.

12

25.11

Самовоспитание.

Высказывание своего мнения, работа по тексту, ответы на вопросы.

13

2.12

Учись учиться.

Участие в диалоге, анализ ситуации.

14

9.12

Речевой этикет.

Слушание собеседника, участие в дискуссии, участие в игре.

15

16.12

Мои права и обязанности.

Высказывание своего мнения, работа по тексту, ответы на вопросы.

16

23.12

Создание и защита творческих проектов.

Составление плана будущих творческих работ

17

24.12

Создание и защита творческих проектов.

Выступление с сообщением.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Учебно-методическое обеспечение

  1. М.Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики», 5 класс, издательство  «Русское слово», Москва, 2012г.
  2. Авторская программа М.Г. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы светской этики».

Образовательные электронные ресурсы

  1. http://www.zavuch.ru/methodlib/164/
  2. http://klassnye-chasy.ru/klassnyy-chas-uchis-uchitsya-znaniya-obrazovanie
  3. http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2012/01/17/klassnyy-chas-razgovor-o-samovospitanii-ili-kak-stat
  4. http://infourok.ru/material.html?mid=26395
  5. http://www.klassnye-chasy.ru/news/2014/8/pervyy-edinyy-klassnyy-chas-2014-1-sentyabrya
  6. http://www.uchportal.ru/load/266


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА проектной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России

Программа “Я – гражданин России” составлена на основе  Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ "Я – гражданин России"

В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за на...

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 9-Б,В,Д класс 2020 - 2021 учебный год

Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 9-х классов -  разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности ж...

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 8-Б,В,Д класс 2020 - 2021 учебный год

Программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, разработана на базе федерального компонента государственного стандарта, руков...

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся 5 – 9 классов

Основы безопасности жизнедеятельности УМК А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников...

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся 10-11 классов 2023 г.

Программа ОБЖ обеспечивает реализацию практико-ориентированного подхода в преподавании ОБЖ, системность и непрерывность приобретения обучающимися знаний и формирования у них навыков в области безопасн...