Развитие познавательных универсальных учебных действий при обучении математике и информатике с учетом требований ФГОС ООО
статья на тему

Кузнецова Ирина Анатольевна

Выступление на тему «Развитие познавательных универсальных учебных действий при обучении математике и информатике с учетом требований ФГОС ООО»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие познавательных универсальных учебных действий при обучении математике и информатике с учетом требований ФГОС ООО

Слайд 2

Т ермин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Слайд 3

П сихологическое значение термина «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащихся (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Слайд 4

Современная модель учебного процесса, ориентирована на активизацию самостоятельной работы учащихся.

Слайд 5

коммуникативные

Слайд 6

6 класс «Умножение обыкновенных дробей». Найдите значение выражения: 2 . 4

Слайд 8

Перед решением ответьте письменно на следующие вопросы: Какую форму имеет пол в комнате? ____________________________ Чему равна площадь прямоугольника ?_________________________ Следовательно, чему будет равна площадь пола? Составьте выражение: _______________________________________ Замените произведение суммой одинаковых слагаемых и вычислите эту сумму.

Слайд 9

Задание направлено на развитие личностных действий . Учение становиться осмысленным, ученик видит значимость решения данной задачи, увязывая ее с реальными жизненными целями и ситуациями, в нашем случае ремонт квартиры.

Слайд 10

Развиваются регулятивные действия . Например, целеполагание , т.е. происходит соотнесение того, что известно и усвоено и того, что неизвестно (также при помощи письменного диалога учителя).

Слайд 11

Данное задание также развивает познавательные действия . Происходит структурирование знаний, от того что имеем до того, что нужно найти. Перед учащимися возникает вопрос: «Возможно ли, найти значение полученного выражения не зная правила умножения обыкновенной дроби на натуральное число?»

Слайд 12

Данное задание можно проделывать совместно с учителем, а при домашнем его выполнении предполагается общение (консультация) с родителями, следовательно, оно развивает и коммутативные действия , которые в свою очередь развивают у учащихся способность выражать свои мысли.

Слайд 13

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАЛОГА позволяет учащимся на уроках математики при решении заданий формировать и развивать универсальные учебные действия , необходимые каждому человеку в современном мире.

Слайд 14

Информатика 1. Наличие специальных технических средств, в первую очередь — персонального компьютера для каждого ученика, а также задействованной в учебном процессе оргтехники, мультимедийных устройств;

Слайд 15

2. компьютерный класс, в котором проводятся уроки, организован особенным образом: каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой — доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места (особые условия для развития коммуникативных компетентностей);

Слайд 16

3.именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом;

Слайд 17

4. предмет информатика отличает изначальная высокая мотивация учащихся. Некая изначальная «романтизация» компьютера и работы на нём создаёт учителю информатики благоприятные начальные условия для работы в классе, развития компетентности целеполагания , и для органичного внедрения компетентностного подхода.

Слайд 18

Проект «Компьютерные сети» Этап проекта Содержание занятия 1 этап – погружение в проект Вводный урок. Погружение в проектную деятельность. 2 этап – организация деятельности 3 этап – осуществление деятельности Сбор информации по теме. Создание web-страниц. Работа с текстом, списками. Создание web-страницы. Работа с изображениями, гиперссылками. Создание web-страниц. Работа с таблицами. Создание продукта проектной деятельности. 4 этап – презентация (защита проектов) Защита проектов.

Слайд 19

Проблемные вопросы: 1 . Как научно - технический прогресс помогает общаться друг с другом? 2. Какие существуют способы передачи информации? 3. Почему информацию лучше передавать по компьютерным сетям?

Слайд 20

Учебные вопросы: 1 . Что такое компьютерная сеть? 2. В чем отличие функций локальной, глобальной и корпоративных сетей? 3. Какие возможности сетей вы используете для учебы, общения, развлечения? 4. Как построить компьютерную сеть, какие способы подключения существуют? 5. Как настроить сетевое оборудование? 6. Как передавать файлы по сети? 7. Дальнейшие перспективы развития сетей?

Слайд 21

Участие учащихся в проектах позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения и сформировать у учащихся все группы универсальных учебных действий.

Слайд 22

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Развитие познавательных универсальных учебных действий при обучении математике и информатике с учетом требований ФГОС ООО

 

Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Психологическое значение термина «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащихся (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию процесса.

Т.е. современная модель учебного процесса ориентирована на активизацию с.р. учащихся.

В качестве основных видов универсальных учебных действий разработчики стандарта выделяют личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД.

Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.

Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

Познавательные УУД включают общеучебные,  логические действия,  а также действия постановки  и решения проблем.

В постановку и решение проблем  входят формулирование проблемы и создание способов решения проблем.

Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.

Одна из основных задач учителя – найти пути к развитию каждого подростка, а сам процесс обучения превратить в диалог  учителя и ученика.

Для реализации  такого подхода в  условия  предложенных заданий  заложено обучение  решению задачи. Для этих целей мы используем метод, специально выстроенных дополнительных наводящих вопросов. С помощью этих вопросов учитель организует ДИАЛОГ, который содействует в комплексе на развитие различных УУД, в том числе, и коммуникативных.

Покажем, как с помощью математики можно сформировать универсальные учебные действия. Для этого рассмотрим одно задание из 6 класса по теме: «Умножение обыкновенных дробей».

  Задание

    Умножение обыкновенных  дробей

   Найдите значение выражения: 2 ½·4.

При традиционном обучении задание можно давать на разных этапах. Учитель может использовать его как  при введении и закреплении материала, так и при повторении. Можно решить данное задание несколькими способами.

Покажем, как это задание, сделав его математической моделью решения задачи, можно усовершенствовать с помощью метода встроенных дополнительных наводящих вопросов. Заложим в условие самого задания обучение ее решению.

С помощью специально разработанных  вопросов учитель организует ДИАЛОГ, воздействуя в комплексе на развитие различных УУД.

комната

В задании имеется иллюстрация, что дает визуальную информацию о ситуации.

Вы решили  помочь папе делать ремонт, постелить новый линолеум в комнате.

Что для этого вам нужно знать?

Надо узнать:

Сколько линолеума нужно купить?  

А для этого надо найти площадь пола.

Вы измерили и выяснили, что:

– ширина комнаты равна 4 м;

– длина комнаты  2 ½ м от ширины комнаты.

Перед решением ответьте письменно на следующие вопросы:

Какой формы имеет пол в комнате? ____________________________

Чему равна площадь прямоугольника?__________________________

Следовательно, чему будет  равна площадь пола?

Составьте выражение:  _______________________________________

Замените произведение суммой одинаковых слагаемых и вычислите эту сумму.

Решение запишите:

Ответ: площадь пола равна _________________  .

Задание рассчитано на формирование у учащихся всех видов УУД.

  1. Задание направлено на развитие личностных действий.

Учение становиться осмысленным, ученик видит значимость решения данной задачи, увязывая ее с реальными жизненными целями и ситуациями, в нашем случае ремонт квартиры.

2. Развиваются регулятивные действия.

Например, целеполагание, т.е. происходит соотнесение того, что известно и усвоено и того, что неизвестно (также при помощи письменного диалога учителя).

3. Данное задание также развивает познавательные действия.

Происходит структурирование знаний, от того что имеем до того, что нужно найти. Формулируем проблему (сделать ремонт, постелить линолеум) и самостоятельно создаем способы ее решения (нужно узнать, сколько линолеума необходимо, вычислить площадь пола). Происходит развитие логических познавательных действий, выстраиваются логические цепи рассуждений. Перед учащимися возникает вопрос: «Возможно ли, найти значение полученного выражения не зная правила умножения обыкновенной дроби на натуральное число?»

4.Данное задание можно проделывать совместно с учителем, а при домашнем его выполнении предполагается общение (консультация) с родителями, следовательно, оно развивает и коммутативные действия, которые в свою очередь  развивают у учащихся  способность выражать свои мысли.

Данная задача позволяет подойти учащемуся самостоятельно к возможности сформулировать  правило умножения смешанного числа (или дроби) на натуральное число.

Подводя итог можно отметить, что используемая  ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАЛОГА позволяет учащимся на уроках математики при решении заданий, разработанных по данной методике, формировать и развивать универсальные учебные действия, необходимые каждому человеку в современном мире.

Информатика как предмет имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин:

во-первых, наличием специальных технических средств, в первую очередь — персонального компьютера для каждого ученика, а также задействованной в учебном процессе оргтехники, мультимедийных устройств;

во-вторых, компьютерный класс, в котором проводятся уроки, организован особенным образом:

o   каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой — доступ к общим ресурсам;

o   ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места (особые условия для развития коммуникативных компетентностей);

в-третьих, именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом;

в-четвёртых, предмет информатика отличает изначальная высокая мотивация учащихся. Некая изначальная «романтизация» компьютера и работы на нём создаёт учителю информатики благоприятные начальные условия для работы в классе, развития компетентности целеполагания, и для органичного внедрения компетентностного подхода.

Эти  особенности позволяют учителю использовать различные методы и приемы на своих уроках для развития УУД. Рассмотрим некоторые из них.

        

Проект «Компьютерные сети»

Содержание обучения соответствует этапам проекта (см. табл.1).

Таблица 1

Этап проекта

Номер занятия

Содержание занятия

1 этап – погружение в проект

1

Вводный урок. Погружение в проектную деятельность.

2 этап – организация деятельности

3 этап – осуществление деятельности

2

Сбор информации по теме.

3

Создание web-страниц. Работа с текстом, списками.

4

Создание web-страницы. Работа с изображениями, гиперссылками.

5

Создание web-страниц. Работа с таблицами.

6

Создание продукта проектной деятельности.

4 этап – презентация (защита проектов)

7

Защита проектов.

В ходе проекта учащиеся знакомятся с новыми понятиями компьютерная сеть, сервер, рабочая станция, сетевая технология, корпоративная сеть, глобальная сеть, WWW, HTTP, домен.

Проект позволяет развивать коммуникативные навыки, навыки исследовательской, коллективной работы, а также позволит проявить творческие способности и анализировать выполненную работу.

Мы выделили следующие вопросы, направляющие проект:

Основополагающий вопрос:

Что нас объединяет?

Проблемные вопросы:

1. Как научно-технический прогресс помогает общаться друг с другом?

2. Какие существуют способы передачи информации?

3. Почему информацию лучше передавать по компьютерным сетям?

Учебные вопросы:

1. Что такое компьютерная сеть?

2. В чем отличие функций локальной, глобальной и корпоративных сетей?

3. Какие возможности сетей вы используете для учебы, общения, развлечения?

4. Как построить компьютерную сеть, какие способы подключения существуют?

5. Как настроить сетевое оборудование?

6. Как передавать файлы по сети?

7. Дальнейшие перспективы развития сетей?

В результате выполнения работы у учащихся расширяется сфера интересов; углубленное изучение темы; воспитание целеустремленности, работоспособности; они учатся анализировать собственные результаты и результаты коллег.

Таким образом, участие учащихся в проектах позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения и сформировать у учащихся все группы универсальных учебных действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Формирование логических действий и операций в сфере познавательных универсальных учебных действий на уроках математики

Важнейшей задачей свременной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию "научить учиться", а не только освоение обучающимися конк...

Методическая разработка мастер-класса "Формирование универсальных учебных действий при обучении математике как средство реализации ФГОС ООО"

Мастер-класс по теме "Формирование универсальных учебных действий при обучении математике как средство реализации ФГОС ООО" был проведен с учителями математики в рамках районного семинара. Ц...

ФГОС: формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий средствами СДО.

Система заданий для развития познавательный универсальных учебных действий у учащихся....

Педагогический опыт "Применение технологии проектного обучения как средства развития познавательных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности по английскому языку"

Педагогический опыт "Применение технологии проектного обучения  как средства развития познавательных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности   по англ...

«Приемы игровой технологии как средство развития познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе в рамках внедрения ФГОС»

Применение игр для развития познавательных универсальных учебных действий  младших школьников на уроках английского языка оправдано не только тем, что игру можно применять на различных этапах уро...

Развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся при решении нестандартных задач по математике

в работе рассматриваются понятия познавательных УУД, определяются особенности развития познавательных УУД с описонием примера развития этих действий при решении конкретной математической задачи....