Мастер-класс учителя истории по теме "Славные страницы истории Российской Александр Невский – защитник и спаситель Руси. Национальный герой".
методическая разработка на тему

Брит Татьяна Николаевна

Мастер-класс учителя истории на конкурс "Учитель года", проводился на учителях. Использовались карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII веке», «Схема Невской битвы», «Схема сражения на Чудском озере», картина Л.М. Гольдберга   «Александр Невский», стихотворение К. Симонова «Ледовое побоище», лента времени, карточки с заданиями, программированные задания, презентация, фрагмент из кинофильма С.М. Эйзенштейна «Александр Невский»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_brit_a_nevskiy.doc49 КБ
Office presentation icon zanyatie_master_klassa.ppt2.38 МБ
Microsoft Office document icon zadaniya_gruppam.doc163.5 КБ

Предварительный просмотр:

Брит Т.Н,  учитель истории и обществознания

МБОУ Николаевской СОШ Татарского района Новосибирской области

Мастер - класс

Тема. Славные страницы истории Российской

 Александр Невский – защитник и спаситель Руси. Национальный герой.

Цель: создать у учащихся целостный образ А.Невского как выдающегося полководца и дипломата; дать представление о героической борьбе русского народа с иноземными захватчиками

Задачи.

Образовательные: рассказать о целях и тактике ведения боя немецкими рыцарями; с помощью  схемы показать, каков был боевой порядок войска и сил, русских перед                         началом битвы на Чудском озере; объяснить, почему Александр Невский стал национальным героем.

Развивающие: способствовать развитию восприятия, памяти, внимания,         сравнения.

Воспитательные: воспитывать патриотические чувства.

Основные знания:  1240 г – Невская битва.  1242 год – Ледовое побоище.

Основные термины и понятия:  фланг.

Оборудование и материалы.

     Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII веке», «Схема Невской битвы», «Схема сражения на Чудском озере», картина Л.М. Гольдберга   «Александр Невский», стихотворение К. Симонова «Ледовое побоище», лента времени, карточки с заданиями, программированные задания, презентация, фрагмент из кинофильма С.М. Эйзенштейна «Александр Невский»

 Тип занятия:  мастер - класс

Ход занятия

I. Организационный момент. Актуальность темы занятия. Постановка задачи.

В 2009 году было проведено общероссийское исследование - опрос, в котором попытались выяснить – кто же является национальным героем нашей страны, кого по достоинству можно назвать защитником земли русской и ее спасителем. Кто делал все для процветания своей Родины. И чье имя можно назвать именем России.

В результате этого опроса выяснилось, что россияне считают поистине национальным героем своей страны – русского князя Александра Невского, который жил в 13 веке.

Предлагаю Вам сегодня выяснить – почему так получилось, почему Александр Невский заслужил вечную славу своих потомков???

II. Представление системы работы учителя по учебной теме.

- В первой половине 13 века положение Киевской Руси было тяжелым.

- Чем это было обусловлено?

- Процесс  феодальной раздробленности на Руси. (просмотр фильма и заполнение схемы №1)

- Какая угроза нависла над Русью в начале 13 века? (татаро-монголы). Интерактивное задание – Ордынское нашествие на Русь. (работает ученик)

- В результате нашествия татаро-монгол на Русь были разорены многие княжества, которые не сумели объединиться перед лицом внешней угрозы. Князья надеялись на собственные силы. Но не смогли противостоять такому сильному врагу. В результате нашествия степняков – над Русью на 240 лет установилось татаро-монгольское иго. (рассматривание схемы)

- В чем выражалось иго? (дань, набеги, ярлык. Баскак – стремление разобщить русских князей)

Синквейн – Пятистишие по алгоритму:

Название стихотворения – 1 слово существительное

Описание темы – 2 прилагательных

Действия, выражающтеся 3 глаголами

Фраза (4 слова) -  отношение к теме

Повторение сути темы словом

Синоним темы, выраженный существительным.

Например:

Иго

Татарское, жестокое

Пленит, пугает, душит

Два века стонет Русь!

Ярмо.

- В это время над Русью возникла еще одна угроза на северо-западе. Какая угроза?

- Что означает рыцарский орден? Что вы знаете о крестоносцах. Кто они такие?

- Почему походы шведских и немецких рыцарей в Прибалтику характеризуются как крестовые походы? (несли веру католичество – против язычников. Насильственная католизация).

- Какие еще цели преследовали рыцари? (завоевание земель, строят там свои замки, местное население становилось рабами)

- Какое княжество находится ближе к Прибалтике? (Новгородская республика)

- Как реагирует местное население на завоевания рыцарей? (начинают борьбу)

- Как вы считаете, чье иго крестоносцев или монголо-татар было более опасным для Руси? (Они хотели, чтобы русский народ, отрёкся от православной веры и принял католическую веру)

- Русский народ поднимается на борьбу с завоевателями. Им был необходим военный руководитель. Тогда они обратились к новгородскому князю Александру Невскому. Судьба Новгорода оказалась в руках 18-летнего князя Александра Ярославича.

- Почему А Невский имеет такое прозвище?

-С кем воевали русские воины на р. Неве? (Со шведскими  рыцарями)    

-Когда произошла битва на р. Неве? (В 1240 году)

-Чем закончилась Невская битва? (Победой русских воинов)  (рассмотрение схемы Невской битвы)

Задание.

-Выберите, какие из перечисленных черт личности присущи Александру Невскому.

      Мужественный, решительный, открытый, мстительный, злой, талантливый, опытный, мудрый, расчётливый, самолюбивый.     

- Через два года после Невской битвы стали разорять страну немецкие рыцари. Они вошли на Псковскую землю, захватили Псков.    

-Снова собрались новгородские полки под начало Александра Невского на защиту Отечества. Просмотр фильма о Ледовом побоище.

- Летописцы отмечают высокий боевой дух русских ратников перед решающим сражением – как будто у каждого из них в груди билось два сердца.  Полки победителей возвращались на Русь, встречаемые всюду с почётом и радостью.

 Сам работа учеников со схемой № 2.  

Рассказ учеников по схеме – ход Ледового побоища.

Фрагмент из кинофильма  С.М. Эйзенштейна «Александр Невский».

- С какими словами обращается Невский к воинам?

- Какие чувства у вас вызывают сцены, показанные в фильме?

- в чем значение победы над шведскими и немецкими рыцарями?

(Русские воины спасли русских людей от порабощения, они остановили рыцарей. Вскоре после сражения отправили крестоносцы своих послов в Новгород просить мира. Согласился князь Александр на мир, но рыцарей предупредил: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!»)

- Что значат слова  «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!»? Кому принадлежат?

 - Папа Римский ещё не раз посылал послов с предложением принять католичество и вместе с ним титул короля, но  Александр Невский отверг это предложение, сохранив верность православному вероучению.  

       

По свидетельству летописцев, А Невский выглядел как  русскй князь-богатырь, отличался острым умом и личественным и громким голосом. Трижды приходилось Александру Невскому ездить в Орду и своей терпеливостью, осторожностью в высказываниях, благоразумием в отношениях с татарами спасать Русь от их разорительных набегов. Историки считают, что во время последнего посещения Орды Александр был там отравлен. Умер Александр Невский на обратном пути из Орды. Над его гробом были произнесены слова: «Закатилось сердце земли Русской!»

- Александр Невский никогда не проявлял горячности, был не только смел, но и осторожен. Он старался сохранить мир с Ордой, понимая, что не пришло ещё время для открытой борьбы.

Давайте составим синквейн по теме урока.

Например:

Победа

Долгожданная. Выстраданная

Поет, ликует, плачет

Отдых после тяжелого испытания

Свобода!

-Какое значение имела победа русских в Ледовом побоище?  (Русские воины спасли русских людей от порабощения, они остановили рыцарей)

-Семь с половиной веков  прошло, а мы не забываем о славных победах Александра Невского и его дружины. Русская православная церковь причислила храброго князя к лику святых.  

  Пройдёт ещё несколько столетий, и в 1710 году будет основана Александро – Невская  лавра в Санкт -  Петербурге, куда будут перенесены мощи святого Александра.  

  В 1725 году в России был учреждён орден святого Александра Невского.

  В1942 году, в разгар ВОВ, был введён орден  Александра Невского, выдаваемый за особые военные заслуги.  

  Благодарные потомки поставили князю Александру памятник в г. Пскове и др. городах

  В опасные для русского государства периоды всегда вспоминали полководческий талант князя Александра. Веками, из поколения в поколение, передавалась эта память о князе – воине, князе защитнике. Александр Невский самоотверженно боролся  с западными завоевателями, сохранял Русь от разорения, не дал русским погибнуть как нации.

Программированное задание.

 

(Учащиеся выполняют тест)

 1. В каком году произошло Ледовое сражение?

  В 1240г.

  В 1242г.

  В1248г

  2. Где произошло Ледовое побоище?

 На Чудском озере

 На реке Неве

 На реке Калке

  3. Кто был противниками русских дружин в Ледовом побоище?

 Монгольские воины

 Немецкие рыцари

 Шведские войска

  4. Кому принадлежат слова: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет»?

 Ярославу Мудрому

 Александру Невскому

 Юрию Долгорукому

Список литературы

1. Герасимова В.А. Классные часы и беседы о российской истории:7-11 класс. - М.:ТЦ Сфера, 2004.-

    64с.

2. Детская энциклопедия. №1- 2009г.: ЗАО «Аргументы и факты».

3. Соловьёва Т.А., Рогалёва Е.И. Исторические темы курса «Окружающий мир»: Деятельностный развивающий подход. 4 класс.- М.: ВАКО, 2006.-320 с. -  (Мастерская учителя).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занятие мастер-класса Брит Татьяны Николаевны Учителя МОУ Николаевской СОШ

Слайд 2

Тема: «Национальный герой– Александр Невский»

Слайд 3

Александр Невский – имя России Наша задача: выяснить, почему Александр Невский заслужил вечную славу своих потомков???

Слайд 4

Положение Руси в первой половине XIII века задание

Слайд 5

Феодальная раздробленность Новгородская республика Владимиро- Суздальское княжество Галицко- Волынское княжество Сепаратизм Обособленность В каждом княжестве своя власть, армия - дружина, системы мер, денежные единицы, определены границы. Постоянные междоусобицы.

Слайд 6

Какая угроза нависла над Русью в начале XIII века? задание

Слайд 7

Татаро-монгольское иго ярлык дань набеги баскаки 240 лет

Слайд 8

Синквейн Название стихотворения – 1 слово существительное Описание темы – 2 прилагательных Действия, выражающтеся 3 глаголами Фраза (4 слова ) - отношение к теме Повторение сути темы 1 словом ( синоним темы, выраженный существительным)

Слайд 9

Синквейн Иго! Татарское, жестокое. Пленит, пугает, душит. Два века стонет Русь! Ярмо.

Слайд 10

Угроза на северо-западе Руси

Слайд 11

Александр Невский Объясните прозвище

Слайд 12

Мужественный, решительный, открытый, мстительный, злой, талантливый, опытный, мудрый, расчётливый, самолюбивый, властный, коварный. Какие из перечисленных черт личности присущи Александру Невскому?

Слайд 13

Ледовое побоище

Слайд 16

Кинофильм С.М. Эйзенштейна «Александр Невский» С какими словами обращается Невский к воинам? Какие чувства у вас вызывают сцены, показанные в фильме? В чем значение победы над шведскими и немецкими рыцарями?

Слайд 17

«Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет»

Слайд 18

«Закатилось сердце земли Русской!»

Слайд 19

Синквейн Название стихотворения – 1 слово существительное Описание темы – 2 прилагательных Действия, выражающтеся 3 глаголами Фраза (4 слова ) - отношение к теме Повторение сути темы 1 словом ( синоним темы, выраженный существительным)

Слайд 20

Синквейн Победа! Долгожданная. Выстраданная. Поет, ликует, плачет. Отдых после тяжелого испытания. Свобода!

Слайд 21

Семь с половиной веков прошло, а мы не забываем о славных победах Александра Невского и его дружины. Русская православная церковь причислила храброго князя к лику святых.

Слайд 22

Пройдёт ещё несколько столетий, и в 1710 году будет основана Александро – Невская лавра в Санкт - Петербурге, куда будут перенесены мощи святого Александра .

Слайд 23

Орден А Невского Орден А Невского "За особые боевые заслуги в Вов"

Слайд 24

В опасные для русского государства периоды всегда вспоминали полководческий талант князя Александра. Веками, из поколения в поколение, передавалась эта память о князе – воине, князе защитнике. Александр Невский самоотверженно боролся с западными завоевателями, сохранял Русь от разорения, не дал русским погибнуть как нации.

Слайд 25

Спасибо За работу!

Слайд 26

Тестирование 1. В каком году произошло Ледовое сражение? 1. В 1240г. 2. В 1242г. 3. В1248г 2. Где произошло Ледовое побоище? 1. На Чудском озере 2. На реке Неве 3. На реке Калке

Слайд 27

3. Кто был противниками русских дружин в Ледовом побоище? 1. Монгольские воины 2. Немецкие рыцари 3. Шведские войска 4. Кому принадлежат слова: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет»? 1. Ярославу Мудрому 2. Александру Невскому 3. Юрию Долгорукому

Слайд 28

Александр Невский - имя России.



Предварительный просмотр:

Тема: Александр Невский – национальный герой.

Задание 1.

Заполните схему, прослушав рассказ диктора.

Феодальная раздробленность

(крупные княжества)

Задание 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс учителя истории

Мастер класс посвящен составлению кластера и синквейна. В архиве собраны конспект мастер-класса + презентация....

Мастер класс-учителя истории

Применение метода «Активизации познавательной деятельности учащихся через проблемное обучение"....

Мастер класс учителя истории и обществознания

: Применение метода «Активизации познавательной деятельности учащихся через проблемное обучение"....

Мастер-класс учителя истории Головановой Валентины Петровны

Тема моего мастер-класса "Приёмы и методы познавательной деятельности на уроках истории и обществознания". Эпиграфом к своему выступлению взяла слова К.Д. Ушинского "Ученик на уроке уст...

КВЕСТ - игра по истории Отечества. «По страницам истории» 75 лет Великой Отечественной войне

КВЕСТ - игра по истории Отечества.«По страницам истории»  75 лет Великой Отечественной войне...

«Троице-Сергиева лавра - история обители. Трагические страницы истории Троице-Сергиевой лавры»

Цель исследования: изучение  истории создания и развития на протяжении веков одной из наиболее почитаемых святынь православной Руси Свято-Троице-Сергиевой лавры и  её роли в истории Российск...

Дистанционная викторина "Страницы истории. Александр Невский."

Дистанционная викторина "Страницы истории. Александр Невский" проводится с использованием Googie Forms. В викторине отдельными блоками выделены вопросы по истории, географии и ОБЖ....