Адаптационный период первоклассников (психологическая готовность первоклассников к обучению. Результаты адаптации)
материал на тему

В данном материале Вы сможете познакомиться с понятием адаптация и ее компонетами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптационный период первоклассников (психологическая готовность первоклассников к обучению. Результаты адаптации)

Готовность к обучению в школе рассматривается как комплексное понятие, которое включает в себя физическую, психологическую, личностную и интеллектуальную готовность. Физическая готовность определяется состоянием здоровья ребенка, и физическим развитием.  Определяя понятие «готовность ребенка к школьному обучению необходимо заметить, что «Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» ( Л.А. Венгер). Что же поможет ребенку «всему этому научиться»? Прежде всего его мотивационная готовность, т.е наличие желания учиться.

Определение уровня мотивационной сферы входит и в личностную готовность, которая включает в себя принятие новой социальной роли - роли ученика. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, соблюдать школьные правила, регулировать эмоциональное состояние. И здесь хочется отметить, что большая часть учащихся делать этого не умеет. Дети очень шумные, подвижные, выбегают на перемену с криком, визгом, не могут организовать себя самостоятельно, например, организовать игру без взрослого, посмотреть книгу и т.д.

Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка обширного кругозора, запаса конкретных знаний, сформированности мышления, памяти, развития мелкой моторики руки. О результатах готовности к школьному обучению можно говорить, исходя из наблюдений за учащимися на занятиях в школе. Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для многих из них школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для этих детей период адаптации к школе может быть травмирующим.

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Уровни адаптации.

Наблюдается три уровня адаптации детей к школе

Высокий уровень

  • Первоклассник положительно относится к школе. Предъявляемые учителем требования воспринимает адекватно.
  • Учебный материал усваивает легко, глубоко и полно, успешно решает усложненные задачи.
  • Внимательно слушает указания и объяснения учителя. Выполняет поручения самостоятельно.
  • Проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам).
  • Общественные поручения выполняет охотно и добросовестно. Занимает в классе благоприятное статусное положение

               Средний уровень

  • Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний.
  • Понимает учебный материал, если учитель объясняет его подробно и наглядно.
  • Усваивает основное содержание учебных программ.
  • Поддерживает хорошие отношения со сверстниками и сзрослыми.
  • Самостоятельно решает типовые задачи.
  • Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при условии контроля с его стороны.
  • Общественные поручения выполняет добросовестно.

                Низкий уровень

  • Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе.
  • Нередко жалуется на здоровье, у него доминирует подавленное настроение.
  • Наблюдаются нарушения дисциплины.
  • Объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно.
  • Самостоятельная работа с учебником затруднена.
  • При выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса.
  • К урокам готовится нерегулярно. для того чтобы он начал заниматься, необходимы постоянный контроль: систематические напоминания, побуждения со стороны учителя и родителей.
  • Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания.
  • Пассивен, близких друзей не имеет. Знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников

С целью изучения адаптации первоклассников к школьному обучению были проведены ряд педагогических диагностик и получены следующие рузультаты:

Методика Н Лускановой

Цель: оценка уровня школьной мотивации.

  1. Тебе нравится в школе?
  • не очень – 8% (2 чел)
  • нравится -82% (24 чел)
  • не нравится – 10% (3 чел)
  1. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
  • чаще хочется остаться дома - 48% (14 чел)
  • бывает по-разному – 17% (5 чел)
  • иду с радостью – 35% (10 чел)
  1. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
  • не знаю - 17% (5 чел)
  • остался бы дома – 35% (10 чел)
  • пошел бы в школу - 48% (14 чел)
  1. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
  • не нравится - 38% (11 чел)
  • бывает по-разному -17% (5 чел)
  • нравится – 45% ( 13 чел)
  1. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
  • хотел бы - 33% (8 чел)
  • не хотел бы – 57% (14 чел)
  • не знаю -10% (2 чел)
  1. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
  • не знаю -3% (1 чел)
  • не хотел бы – 52% ( 15 чел)
  • хотел бы – 45% (13 чел)
  1. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
  • часто -80% (23 чел)
  • редко – 10% (3 чел)
  • не рассказываю -10% (3 чел)
  1. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
  • точно не знаю - 0
  • хотел бы – 31% (9 чел)
  • не хотел бы – 69% (20 чел)
  1. У тебя в классе много друзей?
  • мало - 7% (2 чел)
  • много -93% (27 чел)
  • нет друзей
  1. Тебе нравятся твои одноклассники?
  • нравятся - 83 % (24 чел)
  • не очень - 17% (5 чел)
  • не нравятся – 0

Высокий уровень школьной мотивации – 0;

Хорошая школьная мотивация – 20;

Внешняя мотивация – 9 человек.

Рекомендации учителям
по адаптации первоклассников:

1. Обеспечить оптимальный процесс физиологической адаптации, т.е. помнить, что длительное напряжение, утомление и переутомление могут стоить ребёнку здоровья. Т.е.:

  • обеспечить своевременную смену видов деятельности;
  • не давать задания, требующие длительного сосредоточения взгляда на одном предмете, монотонных движений;
  • отводить больше внимания и времени на практические действия с предметами, работе с наглядностью;
  • использовать щадящий режим, который включает в себя прогулки, физические упражнения для поднятия мышечного тонуса.


2. Следует позаботиться об отборе и использовании на уроках специальных упражнений, помогающих детям быстрее войти в непривычный для них мир школьной жизни, освоить новую социальную позицию школьника.
 3. Систематически проводить индивидуальную работу с детьми, имеющими трудности в адаптации.
4. Обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к детям, имеющим особенности в психофизическом развитии и поведении (если такие есть в классе): леворукие, синдром гиперактивности, застенчивость, неврозы и т.п.
5. Необходимо помнить, что процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуациях взаимодействия с учителем и одноклассниками.
6. Используя игровые психологические методики, учитель может создать в классе атмосферу доброжелательности и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться.
7. Включить детей, занимающих низкое статусное положение в группе сверстников, в общественно значимую деятельность, повышая их авторитет и самооценку.
8. Помогать детям организовать свою деятельность, повторять последовательность действий из урока в урок. Просить повторить задание самых невнимательных учеников, но не в качестве наказания.
9. Поощряйте детей задавать вопросы, если им что-то непонятно. Снисходительно относитесь к тому, что первоклашки склонны спросить одно и то же несколько раз. 
10. Организуйте личное общение с каждым учеником своего класса, будьте в курсе их радостей и переживаний.