Развитие фонематического слуха у младших школьников
учебно-методический материал на тему

Кононова Светлана Александровна

Развитие фонематического слуха

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_fonematicheskogo_sluha.docx30.24 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие фонематического слуха.

Что же такое фонематический слух?

Фонематический слух – это способность различать речевые звуки, части речи, из которых состоят слова.  Понятие «фонематический слух» пошло от слова «фонема» - обозначающего минимальную единицу языка.

У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.

От рождения слух малыша не приспособлен к тонкому различению речевых звуков. Эта способность развивается в общении со взрослыми на протяжении первого года жизни, а особенно интенсивно — в полуторагодовалом возрасте. Слух ребенка быстро приспосабливается к звукам  родного языка.

Ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове. Например, если его спросить, есть ли звук ”а” в слове ”лампа”, то он должен ответить утвердительно.

Различают несколько категорий слуха не зависящих друг от друга, но без них ребёнок, а впоследствии человек не может нормально развиваться. 

 К первой категории относится неречевой слух, который отвечает за ориентирование и восприятие в музыке, шумах и других звуках, не произнесенных человеком.

 Ко второй категории относят речевой слух – способность воспринимать и различать звуки речи, к этой категории и относится фонематический слух.

В нашем родном языке фонемами считаются все гласные звуки (о, а, и, у, э) и их ударность, их перемена или смена ударности ведёт к смене смысла слова, фразы и приводит к искаженности восприятия.

Фонематическое восприятие – это различение на слух звуков речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, коса щиплет травку, а Мишина машина превращается в мыши на машине. Родители часто жалуются – у моего ребенка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах – виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух.
         Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов (даже не обладая возможностью выговорить все звуки, ребенок сохраняет структуру слова «кар-ти-на» - «ти-ти-та»), основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения.

Возрастные нормы развития фонематического слуха:
 Первый год жизни - уже на третей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто употребляемые слова.

На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь еще далека от совершенства, ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.

            Самое важное достижение третьего года жизни – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

            На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

            На пятом году формируется
звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.

Для чего нужен  ребенку хороший фонематический слух?

Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Ребенок с хорошо развитым фонематическим слухом способен производить звукобуквенный анализ, то есть слышать и различать звуки, соотносить их с буквами, правильно их произносить, что, безусловно, крайне необходимо при любом обучении.

Нужно научиться не путать между собой фонемы, различающиеся одним звуком, понимать смысл ударений в словах и значение смыслообразующих частиц слова — суффиксов, префиксов и т. д.

При освоении языка ребенок делает множество ошибок, которые обусловлены тем, что он пытается применить ко всему говоримому наиболее общие правила. Многие ошибки детей типичны.

Согласно исследованиям Р.Е. Левиной, возможны два источника нарушения фонематического восприятия.

Первый коренится в недоразвитии собственно перцептивных процессов (восприятие). Результатом оказывается нарушение фонематического анализа и соответствующие дефекты произношения, заключающиеся в произносительном неразличении звуков речи.

Ребенок либо не слышит существенных (с точки зрения данной языковой культуры) фонологических различий, либо не придает им значения.

Чаще, однако, источником фонематической дисфункции становится дефект артикуляционного аппарата или закрепившаяся ошибка артикуляции, что затрудняет, а то и вовсе блокирует слуховое различение в пределах той или иной бинарной оппозиции. Иначе говоря, звуки речи не различаются из-за того лишь, что они должным образом не разведены в произношении.

Выделяются следующие типы фонетических ошибок:

  • Смешение понятий «буква» и «звук»;
  • Неумение правильно вычленять звуки из слова и характеризовать их при звуковом анализе;
  • Неправильное определение ударного слога;
  • Неверное деление слова на слоги.

Ошибки, возникающие из-за несформированности фонематического слуха.

1.Смешение звуков:

а) звонких согласных с глухими (“блакала” – плакала, “крафин” – графин, “нака” – нога, “том” – дом, “ картовель ” – картофель;

б) свистящих согласных с шипящими (“чаши” – часы, “пирозное” – пирожное, “какели” – качели, “ждорово” – здорово, “ жолотистый ” – золотистый;

в) твердых согласных с мягкими (“потерала” – потеряла, “ягоди” – ягоды, “синая” – синяя);

г) сонорные: звук [р] на [л] и обратно (“лжи ” – ржи, “тли” – три), звук [м] на [н] и обратно (“ небель ” – мебель, “несок” – мешок), звук [й] на [л] (“таль” – чай), звуки [р] и [л] на [й] (“бойно” – больно);

 д) аффрикат [ ц, ч ] с составляющими их звуками [ т + с, т + ш] (“вселился” – вцепился, “светы” – цветы, “ птичы ” – птицы, “ чветы ” – цветы); [с] и [ з] со звуками [т] и [ д ] (“кратит” – красит, “кординка” – корзинка)

2. Перестановка и включение отдельных звуков (“наушинки” – наушники, “каторная” – картонная, “ нулжа ” – лужа);

 

3. Пропуск гласных и согласных звуков, пропуск звуков при стечении нескольких согласных (“днь” –день, “межу” – между, “латочка” – ласточка, “оманул” – обманул)

 

4. Пропуск слогов, безударных частей слова, лишние слоги (“метает” – подметает, “сматривает” – подсматривает, “дети  учат (учатся)   в  школе”,  “ дожке ” – дорожке,

“ тишинына ” – тишина)

5.Двойная замена (звонких - глухими, шипящих - свистящими) “зляпка” – шляпка;

6. Расщепление звуков: нарушения типа “абискво” – яблоко, замена сложных простыми (“патица” – прячется);

7. Замена звука [з] на [д]: “данка” – занка;

8. Замена звука [с] на [т]: “табака” – собака.

 

9. Замена гласных в ударном положении (задача — «задоча»);

10.Замена йотированных гласных (идёт — «идют», посёлок — «посялок»);

обозначение твердости — мягкости согласных на письме гласными (кругом - «крюгом», люди — «луди»);

10. Раздельное и слитное написание слов, предлогов (по лицу — «полицу», столбам — «с толбом»)

11. Недописывание  слов  (мышка-«мышк»);

12. Замена слов, искажение слов (мишка — «книжка», лепечут — «требпечут»);

13. Обозначение мягкости при помощи ь (васильки — «василки», большие — «болшие»);

 

 

                 Ошибки, возникающие при чтении.

 

 

1.Пропуск букв, слогов, предлогов;

2.Замена и перестановка букв, слогов;

3.«Застревание» на какой-либо букве, слоге, слове;

4.Недочитывание окончаний слов;

5.Искажение слов;

6.Добавление лишних букв, слогов и даже слов;

7.«Угадывание» слов.

При обучении русскому языку встает задача написать буквами воспринимаемое на слух слово. Для этого необходимо, чтобы ученики могли владеть способами анализа звуковой структуры слова, позволяющими установить количество, последовательность звуков в слове и их фонематические характеристики и умением отражать звуковую структуру слова в графической модели. Для решения этой задачи нужно научить детей воспринимать фонематические качества звука (например, твердость-мягкость согласного) и его положение в слове. Очень важно научить ребенка анализировать то, что он слышит, и изображать это в буквах.

Влияние фонематических затруднений различным образом сказывается на усвоении начертания букв. В одних случаях наблюдается прямое влияние недостаточной дифференциации фонем на формирование графемы и на употребление соответствующих букв. В других случаях зависимость проявляется в более сложных формах. Затруднения в протекании фонематического анализа при письме ослабляют внимание к начертанию буквы, вследствие чего возникает так называемая графическая ошибка.

Частота графических ошибок зависит, в частности, от степени автоматизированности фонематического и морфологического анализа. У детей, страдающих ослабленной концентрацией внимания, ошибок графического начертания всегда больше, чем у детей, обладающих хорошим самоконтролем. Изучение устной речи детей, делающих графические ошибки, выявило значительное преобладание проявлений фонематического и общего недоразвития речи.

Итак, выделим аспекты, на которые оказывает влияние фонематический слух:

          Нарушение фонематического слуха влияет на общеречевое развитие ребенка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции.

Развитый фонематический слух необходим для выработки орфографического навыка: в русском языке огромное количество орфограмм связано с необходимостью соотнести букву с фонемой в слабой позиции (русскую орфографию называют фонематической).

Слабо развитый фонематический слух вызывает трудности при овладении чтением.

Без сформированности фонематического слуха невозможно овладеть операциями звукового анализа и синтеза.

Развитый фонематический слух положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов.

Развитый фонематический слух является непременным условием успешного обучения грамоте.

Учитывая важность фонематического слуха, можно рекомендовать включать в уроки русского языка упражнения по развитию фонематического слуха, тем более, что учителя, как и логопеды, тоже учат детей различать гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, соотносить звуки и буквы, производить звукобуквенный анализ слов и т.д. Думается, что это позволит значительно сократить количество вышеперечисленных ошибок, а в некоторых случаях и полностью предотвратить их появление.

         Важно обращать внимание учеников на звуковой состав слов. Также включение в работу учителя скороговорок и ребусов тоже способствует развитию фонематического слуха.

Можно 5-7 минут на уроке русского языка еженедельно отводить отработке звуко-буквенного анализа слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития фонационного дыхания у младших школьников с нарушением слуха

Упражнения для развития фонационного дыхания у младших школьников с нарушением слуха...

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

РАЗВИТИЕ   ФОНЕМАТИЧЕСКОГО   СЛУХА   У   МЛАДШИХ   ШКОЛЬНИКОВ...

Консультация для учителя "Развитие фонематического восприятия у младших школьников "

Основные понятия проблемы. Приёмы работы по развитию фонематического восприятия у младших школьников....

Упражнения для развития фонематического слуха у младших школьников

Фонематический слух формируется у ребенка в процессе его обучения пониманию устной речи, как первичная форма речевой деятельности. Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам рече...

развитие фонематического слуха и фонематического восприятия на уроках русского языка в начальной школе

Данная презентация рассказывает об особенностях работы с детьми, имеющими нарушения фонематического слуха, дисграфию и дислексию на уроках русского языка...

Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха у детей младшего возраста"

В данной консультации, даны игры для развития чувства ритма у детей....

Развитие фонематического слуха у детей младшего школьного возраста

Количество фонематических расстройств речи на различных этапах её формирования растет из года в год. Вместе с тем систематизация научных представлений о фонематической составляющей восприятия речи в р...