Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе
статья на тему

Толкачева Ирина Николаевна

Обобщение опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе

Слайд 2

Добрый день!

Ну, а что это значит?

Значит, день был по-доброму начат,

Значит, день принесёт и удачу,

И здоровье, и радость нам всем!

Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться. Это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому–либо или чему–либо.

Одной из наиболее острых проблем современной школы является проблема сохранения здоровья школьника. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И учителя должны помочь  им  справиться  с этими трудностями.  

Слайд 3

 Поскольку «ячейкой» образовательного процесса является урок,  то и оценка его влияния на здоровье обучающихся  является наиболее важной частью общей оценки работы школы в этой сфере.

Так каким же должен быть урок, помогающий сохранять и укреплять здоровье школьника?    

Это  такой урок, с которого дети уходят счастливыми. Счастливыми от того, что испытали новые чувства, от того, что сделали открытия, пусть и «маленькие», но свои, от того, что в процессе творческого труда, с его радостями и огорчениями, испытали состояние наслаждения полётом фантазии, восхищение своей интеллектуальной силой в процессе создания ранее невиданного.

От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Как это сделать?

Слайд 4

Чтобы создать положительный эмоциональный настрой, обстановку доброжелательности,  на первом уроке проводим «Минуту вхождения в день»  На фоне музыки учитель говорит: «Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. На душе тепло и спокойно. Мы все здоровы и бодры. Глубоко вдохните  и со вздохом забудьте вчерашние обиду и беспокойство. Выдохните из себя свежесть весеннего дня и тепло солнечных лучей, которое наполнило ваше сердце добротой, любовью и здоровьем. Желаю вам хорошего настроения! Мы начинаем новый день».

Такие минуты помогают ребёнку глубже заглянуть в себя,  развивают чувства детей, заряжают их эмоциями, заинтересовывают и увлекают.

Одним из приёмов является – приём  «создания ситуации успеха» Как важны ученику  слова: «У тебя всё получится…»,  «Я думаю, что нужно выполнить сначала…», «Контрольная работа довольно лёгкая…» и т. д.

Слайд 5

Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую разноуровневые задания, в том числе и контрольные работы. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.  Учитывая возрастные психологические особенности детей с ОВЗ я продумываю число видов учебной деятельности на уроке, стараюсь  избегать  однообразия, чтобы не наступило быстрое  утомление.

Из всех нагрузок, с которыми ребенок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддерживания рабочей позы. Поэтому нельзя требовать от учащихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока. Переключение в течение урока с одного вида деятельности на другой должно неизбежно сопровождаться с изменением позы ребенка.

    Слайд 6 - 7

  • Активно  внедряю  в урок и игровые технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития учащихся, но и здоровьесбережения, социализации. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. Использую  в практике нестандартные уроки:
  • Подвижные игры на свежем воздухе
  • Уроки – соревнования
  • Уроки – конкурсы
  • Уроки-экскурсии
  • КВНы
  • Ролевые игры, встречи с доктором ВОДЫ и его помощником мылом
  • Праздники, путешествие  с Доктором Пилюлькиным
  • Весёлые старты
  • Сказки-зарядки

В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье.  Элементы игры используются в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников:   хлопанье в ладоши, топанье ногами, поднятие руки или встать около парты, обозначающего “да”, “нет”, “прошу слова”.

Слайд 8

В игровой форме можно провести словарную работу: дети поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова. Приемы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье, используются и на других уроках.

 На своих уроках русского языка активно использую физкультурно-познавательный компонент. Так, проводя орфографические минутки и минутки чистописания, использую поговорки, пословицы и скороговорки на тему здоровья.

  • Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
  • Здоров будешь - все добудешь.
  • Здоровье дороже богатства.
  • Здоровья за деньги не купишь.
  • Чистая вода - для хвори беда.
  • Чистота - залог здоровья.

Часто к урокам русского языка подбирается материал, который способствует формированию интереса учащихся к занятиям физкультурой, спортом. Усваивая его, учащиеся параллельно повторяют знания  о режиме дня, правилах поведения дома и на улице, водных процедурах, плавании, закаливании и свое отношение к этим проблемам выражают в кратких сочинениях.

Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье  практикуется мною на уроках чтения.

Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении. Приведу несколько примеров. После прочтения русской народной сказки «Колобок» дети легко приходят к заключению:

- Если мама отпустила погулять на улицу, никуда со двора выходить нельзя, с незнакомыми людьми лучше не общаться.

Из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» дети делают выводы:

- Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.

- Если вода прозрачная, красивая, она чистая?

- Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.

Учащиеся вспоминают пословицы, подходящие к данному случаю, формулируют правила предупреждения кишечных инфекций:

- Мойте руки перед едой. Мойте руки после туалета. После еды прополощите рот.

На уроках математики задания занимательного характера успешно использую во время устного счета или  на уроках закрепления пройденного материала. Игровые занимательные моменты, дающие большой эмоциональный всплеск, позволяют снять психологическое и физическое напряжение учащихся. У ребят проявляется интерес к учебе, появляется вера в свои силы, дети перестают бояться неудач, появляется смелость браться за сложные задания.

Слайд 9

Включение в урок валеологических минутка  повышает активность детей и познавательные способности.

Валеологическая минутка -  это важная, интересная информация, которая связана с оздоровлением, служит поводом для размышления и может пригодиться ему в жизни.

Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, полезно на уроках рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями "знание своего тела", "гигиена тела", "правильное питание", "здоровый образ жизни", "безопасное поведение на дорогах". В процессе решения таких задач учащиеся не только усваивает общий способ выполнения действий, но и обдумывает полученный результат. В конце каждой задачи стоит вопрос, который позволяет учащемуся осознать ценность здоровья.

Слайд 10

Использование ИКТ на уроке, соблюдая нормы работы с компьютером на уроке. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя  в деле снижения утомляемости учащихся.

        Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п

Слайд 11

Получая большую психологическую, умственную и физическую нагрузку дети быстро утомляются. Отвлекаются, внимание их рассеивается. Занимательная игра активизирует внимание детей, снимает напряжение. Облегчает восприятие нового материала. В значительной мере этому способствуют физминутки.

Слайд 12

 На уроках в начальной школе широко используются веселые физкультминутки в стихотворной форме, когда двигательные упражнения сопровождается выразительным хоровым произношений четверостиший и музыкальным сопровождением.   

Физминутки применяются на разных этапах урока для тренировки и разминки определенных частей тела и органов.

В состав упражнений для физкультминуток я включаю:

 

   Слайд  13    

Упражнения по формированию осанки (с книгой,  мешочками и т. д.) Формирование правильной осанки – первостепенная задача укрепления общего здоровья ребёнка. Так как при этом обеспечивается нормальное функционирование организма.

Слайд 14    

      Чтобы научить детей управлять своими органами речи, широко используем на уроках  письма и литературного чтения речевую и дыхательную гимнастику. Дыхательная гимнастика повышает возбудимость коры больших полушарий мозга, активизирует детей на уроках.

Слайд  15   

Огромная нагрузка ложится на работу мелких мышц кисти и пальцев рук. На каждом уроке ежедневно  уделяем время на развитие мелкой моторики (обязательно с сопровождением речи). Игры с пальчиками способствуют  развитию моторики рук,  мышления, речи; снижают физическую усталость и моральное напряжение во время урока.

Слайд     16

Упражнения для ног (резиновые коврики для массажа, скалки).

Слайд  17   

Ежедневная гимнастика для глаз служит не только профилактикой нарушения зрения, но и оказывает благоприятное воздействие на организм  при неврозах и повышенном внутричерепном давлении. Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке использую схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке и стенах.

Слайд  18  

 Очень интересны детям электронные физкультминутки для глаз. Простейшие упражнения для глаз на уроке не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.

Учитель ведет урок,  не только стоя у доски классной комнаты, а может находиться в любой части класса. Ученики в свою очередь вынуждены поворачиваться вслед за учителем, вращать головой (можно рекомендовать часть необходимого к уроку оборудования размещать с этой целью в разных местах класса).

Слайд 19

С целью стимулирования  мыслительных процессов провожу  мозговую  гимнастику. Такие упражнения, как «Качание головой», «Ленивые восьмерки», «Шапка для размышлений»,  «Моргания»  активизируют структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышают устойчивость внимания, улучшают ясность восприятия и речь,

   

Физкультминутки я провожу в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.

Слайд 20

Точечный массаж  и самомассаж помогает:   

  • Закаливанию детей;
  • Проводить профилактику простудных заболеваний;
  • Научить детей расслабляться, освобождаться от стрессов, 

Слайд    21

Научить школьников  контролировать своё эмоциональное состояние помогают аутотренинги, минуты релаксации. Релаксация – это расслабление или снижение тонуса после напряженной умственной деятельности.  Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения учебного материала.

Слайд    22 

В работе с детьми применяю элементы цветотерапии и музыкотерапии. Оформляются таблицы и схемы разных цветов. На доске школьники пишут мелом разного цвета. Известно, что красный цвет усиливает мышечную деятельность, укрепляет память, желтый — стимулирует зрение, тонизирует нервную систему, улучшает умственные способности, зеленый — лечит простудные заболевания, снимает нервозность и раздражительность, обостряет слух, синий - успокаивает утомленные глаза и нервы.

Слайд    23 

            Прослушивание музыки, которая также благоприятно воздействует на организм: человек меньше устает и выполняет больший объем нагрузки. Классическая музыка избавляет от тревожных состояний. Самой полезной считается музыка В.А. Моцарта. Все его произведения рекомендуются для прослушивания при стрессе, головной боли, для эффективного усвоения учебного материала. Определенная музыка может быть фоном для работы, требующей повышенной концентрации (в этом случае она должна звучать тихо). Музыкотерапией в коррекционной работе с детьми с отклонениями в развитии является хор. Пение развивает голосовой аппарат детей с нарушением речи, задержкой психического развития, улучшает речь, формирует вокально – слуховую координацию. С этой целью дети посещают хоровой кружок при школе.

Слайд     24

В нахождении способов решения читающими детьми своих психологических проблем большое место занимает сказка. Сказка – любимый детьми жанр. Сказка несет в себе важное психологическое содержание, как говорят сами дети, “любовь, добро и счастье”, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Она дает первые представления ребенку о возвышенном и низменном, прекрасном и безобразном, нравственном и безнравственном. Сказка трансформирует героя, превращая слабого в сильного, маленького во взрослого, наивного в мудрого, этим самым открывает ребенку перспективы собственного роста. Сказка дарит надежду и мечты – предощущение будущего. Становится неким духовным оберегом детства.

Слайд 25

Особенно нравятся детям  занятия, которые включают   двигательные и игровые упражнения. У детей, которые занимаются ритмикой лучшая физическая форма, большая выносливость, способность выносить серьезные нагрузки. У них отличное самочувствие и настроение!

Слайд     26

В классе имеется игровая стена «Ладошки». Учащиеся наклоняются и прикладывают свои ладони к ладошкам, нарисованным у пола, затем начинают «шагать» по нарисованным ладошкам вверх, «доходят» до верхних ладошек, встав на цыпочки и вытянув руки вверх. Упражнения у стены полезны для осанки, позволяют снимать утомление в мышцах кистей рук.

Слайд     27

  Создание условий, в которых уютно и комфортно заниматься, также способствуют сохранению здоровья детей. К их числу можно отнести оформление и озеленение класса, так как цветы повышают настроение в классе через восприятие подростками красоты и жизненной силы этих растений, поглощают отрицательную энергию, углекислый газ, вырабатывая при этом кислород, необходимый для дыхания участников образовательного процесса.

В каждом классе оформлен Уголок Здоровья, где в  доступной форме ребята знакомятся с правильным питанием, уходом за зубами, режимом дня, личной гигиеной, гимнастикой для глаз, как оказать первую помощь  при травмах.

Слайд    28

Замечено, что если после урока ученики младшего звена гурьбой выбегают из класса, то это значит, что они сильно утомлены. Переутомление у школьников с ОВЗ  проявляется в двигательной активности. Снять утомление за несколько минут межу уроками помогают динамические перемены. Подвижные игры с малой и средней подвижностью проводим прямо в коридоре перед кабинетами начальных классов. В таких играх большую роль играет эмоциональная окраска игры. Дети отдыхают не только физически, а получают ещё и заряд положительных эмоций.

         

Слайд 29           

Особое место в воспитательной работе учителя начальных классов занимает классный час - форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанника, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и эстетические проблемы.

На классных часах мы говорим о пользе растений, которые нас окружают, узнают о пользе здорового образа жизни, вреде алкоголя, курения, наркотиков, беседуем о том, как уберечь себя от простудных заболеваний.

Педагоги школы уделяют большое внимание воспитанию здорового образа жизни.  В каждом классе есть уголки, которые отражают хорошее настроение детей, внешний вид учащихся, чистоту  класса,  отмечают тех ребят, которые чаще употребляют вежливые слова.

Классные часы, уроки здоровья, спортивные мероприятия, походы, экскурсии, прогулки на свежем воздухе помогают формированию у ребенка

нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании

и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни.

Слайд  30   

Пример взрослых, родителей, с которыми ребёнок вступает во взаимодействие в семье, школе, внешкольных учреждениях — один из решающих факторов, способствующих становлению у школьников здорового образа жизни.  Поэтому вся работа строится в тесном контакте с родителями.

Для родителей проводятся беседы, консультации о значимости режима дня, закаливании, о методах проведения оздоровительных мероприятий. Вместе с родителями и медиком школы  подбираются методы оздоровления каждого ученика с учетом особенностей его здоровья, возможностями, умений. Родители принимают активное участие в праздниках и мероприятиях, которые организуются педагогами школы.

Слайд 31

Купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями, что крайне затруднительно для ребенка, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу. Поэтому в работе с детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером Константином Сергеевичем  Станиславским: «Трудное - надо сделать привычным, а привычное – лёгким и приятным».

Слайд 32

 Спасибо за внимание! Будьте здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого языка в начальной школе

в данной работе используется теоретический материал и даётся практическая направленность...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе. Бинарный урок английского языка и физкультуры в 4 классе "Игра в детективов"

Использование  здоровьесберегающих технологийна уроках в начальной школе.Бинарный урок английского языка и физкультурыв 4 классе....

Статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе"

В настоящее время необходимо уделять огромное внимание здоровьесберегаюим технологиям в образовательном процессе. В статье предложены к обсуждению теоретические аспекты данного вопроса, а также даны п...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальной и средней школе в соответствии с требованиями ФГОС

Современный динамично изменяющийся мир оказывает непосредственное влияние на образовательный процесс, который постоянно усложняется и, как следствие, требует от детей все большего нервно-психического ...

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе

Презентация "Здоровьесберегающие технологии" ,  которая содержит значимость здоровьесберегающей технологий в улучшении состояния здоровья и качества жизни детей начальной школы в процессе уч...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе

Целью  принципа здоровьесбережения в её классе (для детей с глубокой умственной отсталостью) является комплексная медицинская и психолого-педагогическая помощь детям...