Системно-деятельностный подход на уроках математики
статья на тему

Чечко Людмила Анатольевна

Любая деятельность начинается с постановки цели, личностно значимой для учеников.  Когда эта цель «присвоена» учеником, он может понять и сформулировать задачу. Чтобы у учащихся возник познавательный интерес, надо их столкнуть с «преодолимой трудностью», то есть создать проблемную ситуацию; чтобы решить её, выполняются учебные действия, на этом этапе надо создать ситуацию успеха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 340-sistemno_deyatelnostnyy_podhod.docx25.12 КБ

Предварительный просмотр:

Системно-деятельностный подход на уроках математики

Современный человек живет в условиях постоянного обновления знаний, получая ежедневно большой объем информации через телевидение, интернет, печатную продукцию. Уже в начальной школе учащиеся учатся искать, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, представлять, оценивать достоверность получаемой информации. В процессе этой работы они осознают необходимость учиться, потому что именно потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе.

Умение учиться особенно актуально для школьника и обеспечивается целенаправленным формированием у него универсальных учебных действий. Необходимость целенаправленного формирования универсальных учебных действий нормативно закреплена в федеральном государственном образовательном стандарте не только начального общего образования, но и основного.  

Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу стандарта. Анализ методических материалов федерального уровня, сопровождающих процесс введения стандарта, позволяет выявить особенности системно-деятельностного подхода. Системно-деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик-ученик, ученик-группа.) Только через собственную деятельность каждый человек познает мир.

Обучать деятельности - это значит  делать учение мотивированным, учить ученика оптимально организовывать свою деятельность, помогать формировать умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Основа образовательного и воспитательного процесса – развитие личности через формирование универсальных учебных действий.

Функция универсальных учебных действий – обеспечивать ключевую компетенцию учащегося – умение учиться, т.е. учить себя, а также применять  полученные  в школе знания в жизни.         

Любая деятельность начинается с постановки цели, личностно значимой для учеников.  Когда эта цель «присвоена» учеником, он может понять и сформулировать задачу. Чтобы у учащихся возник познавательный интерес, надо их столкнуть с «преодолимой трудностью», то есть создать проблемную ситуацию; чтобы решить её, выполняются учебные действия, на этом этапе надо создать ситуацию успеха.

Структура уроков введения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

  • актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
  •  создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
  • устанавливаются тематические рамки (“могу”).

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

  • актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
  •  актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
  • мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;
  • фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

  • восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;
  • соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой, – подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Пример: На уроке для меня было важно…

               На уроке для меня было сложно…

               Урок помог задуматься…

               Теперь я умею… и т.д.

Системно – деятельностный подход  формирует умение видеть главное, ставить цель, прогнозировать результат, работать на перспективу. При  использовании технологии системно-деятельностного подхода формируются познавательно-психические процессы: внимание, восприятие, память,  воображение, речь, мышление, умение работать в группе, слышать и слушать, смотреть и видеть, задавать вопросы, умение работать с информацией, умение принимать и решать учебную задачу, проблемную ситуацию.

 

Литература:

1.Формирование  универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /  [ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.] ; под ред. А.Г.Асмолова.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-159 с. : ил.- ISBN 978-5-09-024005-5/

2.Примерные программы основного общего образования. Математика.- М.: Просвещение, 2009.- 96 с.-(Стандарты второго поколения).-ISBN 978-5-09-020469-9.

 3. В.П. Сухов «Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников» Уфа,2010.

4.Учим творчески мыслить на уроках математики: пособие для учителей общеобразоват.учреждений / М.Ю.Шуба.- М.: Просвещение, 2012.- 218 с. : ил. – (Работаем по новым стандартам).-/ ISBN 978-5-09-022638-7.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно – деятельностный подход на уроках математики и информатики в рамках стандартов нового поколения ФГОС

Основой, обеспечивающей реализацию Федерального Образовательного Стандарта является системно – деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному о...

Системно - деятельностный подход на уроках математики

Обобщение опыта работы по данной технологии...

Системно-деятельностный подход на уроках математики

          Основной из главных задач моей работы является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении тво...

Организация системно- деятельностного подхода на уроках математики в 5-х классах

особенности системно-деятельностного подхода, который определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, и...

Системно-деятельностный подход на уроках математики

Статья была напечатана во Всероссийском СМИ "Академия педагогических идей".Конкурс "Новация"...