ФГОС: актуальные проблемы введения.
материал на тему

Семенова Ольга Степановна

1. Вопросы материально- технической базы.

2.Переподготовка педагогических кадров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vypusknaya_rabota_1.docx35.66 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ДПО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ

РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

Кафедра гуманитарных дисциплин

Тема: «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВВЕДЕНИЯ»

          Выполнена:

                                                                             Семеновой Ольгой Степановной  

                                                                        учителем иностранных языков              

                                                             первой квалификационной категории                                                        

                                                                    МБОУ СОШ № 11 п. Рыздвяный

                                                                                                 Руководитель:

Масюкова Наталья Георгиевна, руководитель

кафедры гуманитарных дисциплин

                                        г. Ставрополь, 2014

СОДЕРЖАНИЕ:

-ВВЕДЕНИЕ

-АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

     1. ВОПРОС МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ

     2. ПЕРЕПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

-ВЫВОДЫ

-СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

"Горе нашего образования заключается в том, что в нашем образовании наблюдается обнищание души при обогащении информацией".

А.Н. Леонтьев

Введение.

   29 декабря 2012 года был принят новый основополагающий нормативный правовой акт в сфере образования - Федеральный закон №273 «Об образовании в Российской Федерации» и это определило начало нового этапа развития российского образования. Закон РФ от 10.07.1992 г. №3266-1 «Об образовании» уже не удовлетворял постоянно меняющимся условиям социокультурной и экономической жизни общества. Новыми нормами становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

Одним из проблемных вопросов системы школьного образования XX – начала XXI вв. являлось то, что при хорошем академическом уровне подготовки школьники затруднялись в практическом применении знаний, решении нестандартных задач.

Наличие такой проблемы подтвердил и мониторинг проведённый в учреждениях профессионального образования. Выяснилось, что одной из главных проблем при обучении бывших выпускников является низкое качество сформированности у обучающихся общеучебных умений и навыков. Например, учебно-информационные навыки сформированы лишь у 11% учащихся, а учебно-проектировочные – у 22% опрошенных. Кроме того, одной из существенных причин, обусловливающих подобные трудности, оказалось отсутствие так называемых универсальных учебных действий и умений:

- самостоятельно распределять своё время, принимать определённые решения в процессе текущей работы;

- самостоятельно работать и т.д.

        Мониторинг обозначил проблемы не только у школьников, но и у всей системы образования в целом.

        Инновационное развитие экономики и современные потребности общества определили новые требования к выполнению человеком его профессиональных функций и социальных ролей. Современному человеку в течение жизни приходится неоднократно менять сферу занятости и осваивать новые профессии. В настоящее время повышенная профессиональная мобильность, конкурентноспособность является главным критерием «выживаемости» в быстром течении жизни. В связи с этим возникла острая необходимость концептуального изменения системы образования. Развитие личности в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества в период перехода от индустриального к информационному обществу становится смыслом и целью современного образования.

В настоящий момент состояние педагогической деятельности характеризуется переходом к работе по федеральным государственным образовательным стандартам (далее - ФГОС), которые выдвигают новые социальные требования к системе школьного обучения. Какой должна быть школа, чтобы выполнить задачу, поставленную перед ней государством? А.А. Фурсенко определил это словами: "Мы должны подготовить ребенка к будущей жизни, чтобы он был успешным человеком, независимо от того, как он учится"*. Введение ФГОС - это новый этап модернизации российского образования.

       В соответствии с Декларацией прав ребенка: «Емудолжно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развивать свои способности и личное суждение, чувство моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества». Федеральные государственные образовательные стандарты − один из основных инструментов реализации конституционных гарантий права человека и гражданина на образование. В контексте прав человека ФГОС является документом, который создает важные условия осуществления права на образование и который по своему содержанию должен соответствовать как правам ребенка, так и правам лиц, занимающихся образовательной деятельностью.

Актуальные проблемы введения ФГОС:

В ФГОС выделены направления, реализуя которые, мы сможем достичь результатов, определенных стандартом:

  1. Приведение ресурсной и материально-технической базы школы в соответствие с требованиями, изложенными в ФГОС. Это одно из главных условий, от выполнения которого зависит решение задач нового стандарта.
  2. Подготовка будущего учителя к работе в принципиально новой системе образования и переподготовка учителей со сложившейся системой работы.
  1. Вопрос материально – технической базы.

    В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом требуется позаботится о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности (в том числе о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся);

     Желание модернизировать учебный процесс в школе соответствующе  новым информационным технологиям очень похвально, но на мой взгляд, и по отзывам на форумах, в действительности обеспечение школ происходит не всегда качественным оборудованием, подчас не работающим совместно со всеми модулями. В школах нет соответствующих специалистов, которые могли бы настроить поступившее оборудование. К тому же многие учителя, особенно старшего поколения, оказались не готовы ктакого рода нововведениям (появлению в образовательных учреждениях инновационных технологий). Должны организовываться соответствующие курсы, которые научили бы педагогов правильно пользоваться новым оборудованием, чтобы они смогли полноценно использовать ИКТ в процессе педагогической деятельности.

     Также в Федеральном Государственном Общеобразовательном Стандарте рекомендовано в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формировать библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям). Это с трудом будет реализовано в малогабаритных сельских школах, так как не во всех на сегодняшний день есть возможность подключения интернета.

       В системе образования в соответствии с законодательством Российской Федерации могут создаваться и действовать осуществляющие обеспечение образовательной деятельности научно-исследовательские организации и проектные организации, конструкторские бюро, учебно-опытные хозяйства, опытные станции, а также организации, осуществляющие научно-методическое, методическое, ресурсное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования.

        В большинства сельских школ это практически не выполнимо. Средств на реализацию этих пунктов программы из федерального бюджета выделено не так много, основной источник финансирования – это краевые, областные и районные статьи финансирования, а их как известно, всегда не хватает. Данные рекомендации осуществимы лишь в крупных городах, где помимо выделения некоторых средств из городского бюджета возможно привлечение спонсорских средств. В сельских же школах эти рекомендации труднореализуемы из-за недостаточного финансирования и отсутствия спонсорской помощи.

2.Переподготовка педагогических кадров.

       Для педагогов задачи поставлены новые, а как их решать - не сказано. Необходимость изменения своей профессиональной деятельности ведет к стрессу. У молодых же специалистов еще не сложились стереотипы, которые трудно разрушать. Они более мобильны и быстрее адаптируются к происходящим изменениям. В школу должен прийти новый учитель, с новым мышлением, способный реализовать задачи, выдвинутые ФГОС. Новый стандарт   повышает требования к учителю. Он должен становиться и психологом, и социальным педагогом в какой-то степени. Но это не значит, что серьезно расширяет функционал учителя. Усложняются требования к качеству труда учителя, к результатам его деятельности. И без современных профессиональных компетентностей учителю уже не обойтись.

     Новые требования к образовательным результатам задают новые целевые ориентиры. Для достижения результатов требуется новый педагогический инструментарий. Сделать это старыми педагогическими способами невозможно, а это значит, что педагогам надо не только поменять элементы педагогической системы, но и пересмотреть всю систему своей деятельности, научиться проектировать урок в логике учебной деятельности: ситуация -проблема - задача - результат.

    Основа стандарта - системно-деятельностный подход в обучении. Это заставляет пересмотреть способы взаимодействия с учеником в познаватель -ном процессе. Целью обучения становится не передача определенной суммы знаний, а создание условий для максимального развития индивидуальности ребенка, его способностей, склонностей, интересов. Содержание образования в связи с этим отбирается на основе выделения компетенций, которые необходимы каждому человеку. Соответственно вычленяются проблемы, которые ученик должен научиться решать, и учебный материал группируется вокруг этих проблем. Меняется и роль учителя: из "транслятора" информации он превращается в организатора деятельности ученика. Соответственно и ученик не просто сидит, слушает и воспроизводит полученную информацию на уроке, а становится активным участником по приобретению и освоению этой информации. Ученик должен стать субъектом деятельности. В концепции ФГОС осуществляется "перенос акцента с изучения основ наук на обеспечение развития универсальных учебных действий на материале основ наук". Педагог и психолог В.В. Давыдов писал: "Давно уже пора сменить цель образования -не просто давать практические навыки, а учить учиться". Концепцией ФГОС фиксированного содержания образования не предусмотрено, ученик формирует его сам в процессе учения, и учитель должен идти от потребностей ученика в той или иной информации, а не к ученику: "Возьми мои знания!". Учитель должен строить урок так, чтобы он учил решать проблемы.

      С определением новых образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных) встает вопрос об организации контрольно-оценочной деятельности. Эффективная оценочная деятельность учителя предполагает наличие следующих компетентностей:

-умение выбирать и применять современные образовательные технологии и технологии оценки, адекватные поставленным целям (технология "Портфолио", технология оценивания учебных достижений учащихся и др.);

-корректно применять разнообразные оценочные шкалы и процедуры (комплексная итоговая работа, уровневый подход к представлению планируемых результатов и др.);

-формировать оценочную самостоятельность учащихся.

      Новое понимание образовательных результатов определяет необходимость обновления традиционной оценочной деятельности учителя.

     Основой для достижения личностных и метапредметных результатов является организация внеурочной деятельности. За счет нее расширяется пространство взаимодействия участников образовательного процесса, появляется возможность для организации проектной и поисковой работы. Внеурочная деятельность позволяет создать условия для овладения учеником другими неучебными видами деятельности, которые научат его решать проблемы, развивать свои индивидуальные способности и возможности. После распада СССР, когда по всей стране в каждом образовательном учреждении было множество различных кружков, система кружковой работы, других видов внеурочной деятельности, практически была сведена на нет. Российский психолог А.Н. Леонтьев говорил: "Горе нашего образования заключается в том, что в нашем образовании наблюдается обнищание души при обогащении информацией".

Выводы

      Стремительные изменения в обществе и экономике требуют от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Задача современной школы - подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Этим требованиям в полной мере соответствует Федеральный государственный стандарт. Главное правильно и качественно его реализовать.                                                                                                      

Список литературы:

  1.  Федеральный закон «Об образовании в РФ».

 zakonrf.info

  1.  Федеральный государственный образовательный стандарт [электронный           ресурс], − режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=227
  2.  Министерство образования и науки Российской Федерации/ официальный сайт   [электронный ресурс], − режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html
  3.  Указ В.В. Путина от 07 мая 2012 г. «О мерах по реализации государственной     политики в области образования и науки».
  4.  Приказ Министерства образования и науки России от 28 декабря

2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к

образовательным учреждениям в части охраны здоровья

обучающихся, воспитанников».

http://www.fgos-kurgan.narod.ru/norm_federal.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Актуальные проблемы преподавания географии в аспекте требований к результатам ФГОС" Работу создала Барбашова Наталья Алексеевна учитель географии и экономики МКОУ СОШ № 251 Г. Фокино Приморского края

В презентации рассматриваются требования к результатам обучения ФГОС начальных классов, а в соответствии и та база знаний, с которыми прийдёт ученик изучать географию и какие проблемы могут возникнуть...

Актуальные проблемы развития профессиональной компетенции учителя иностранного языка (в условиях ФГОС)

Актуальные проблемы развитияпрофессиональной компетенции учителяиностранного языка (в условиях введения ФГОС)...

Итоговый исследовательский проект "Актуальный проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС" Рабочая программа по предмету "Музыка" 5 класса

Итоговый  исследовательский проект "Актуальный проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС" Рабочая программа по  предмету "Музыка" 5 класса...