Методическая разработка «Формирование и повышение речевой культуры учащихся»
учебно-методический материал (7 класс) на тему

Камкова Татьяна Сергеевна

Работа посвящена формированию речевой культуры, обучению использования языка как средства общения и самовыражения. Рассматривается позиция о том, что обучение родному языку должно строиться не только на основах описательной грамматики языка, но и на осознании его использования в различных речевых и жизненных ситуациях. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Московский кадетский корпус

«Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации»

125284 г. Москва, ул. Поликарпова д. 21; тел./факс: 8(495)-946-02-95

Методическая разработка

«Формирование и повышение

речевой культуры учащихся»

Составитель: Камкова Т.С.,

Воспитатель 6-го учебного курса

Москва 2015

Аннотация:

Работа посвящена формированию речевой культуры, обучению использования языка как средства общения и самовыражения. Рассматривается позиция о том, что обучение родному языку должно строиться не только на основах описательной грамматики языка, но и на осознании его использования в различных речевых и жизненных ситуациях.

В работе раскрывается актуальность проблемы, а также  основные понятия: культура речи, процесс общения,  повышение эффективности развития культуры речи, живой язык. Выделены основные пути повышения эффективности развития культуры речи.

В заключении делается вывод о формулировании нескольких правил, которые будут приняты обучающимися в процессе общения, что является одной из важнейших задач современного учебно-воспитательного процесса.

Ключевые слова:  саморазвитие, повышение эффективности развития культуры речи, овладение речью, живой язык, повышение речевой культуры, самосовершенствование речи.

Формирование и повышение

речевой культуры учащихся

                                                                               Умен ты или глуп,

                                                                               Велик ты или мал,

                                                                               Не знаем мы, пока

                                                                                 Ты слово не сказал!

Саади

Одной из проблем развития современного общества можно считать значительное снижение уровня речевой культуры. В настоящее время стало модным усиленно наводнять язык вульгаризмами, без разбора использовать заимствования, регулярно демонстрировать в средствах массовой информации стилистическую небрежность. Актуальным является формирование у обучающегося устойчиво высокого уровня речевой культуры на основе осмысленного отношения к русскому языку как духовному сокровищу нации.

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы.

В стране созданы предпосылки для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений и оценок. Всё это требует развития коммуникативных возможностей современного человека. Важнейшим средством коммуникации является слово.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами родного языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в свое речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на школьный период. Педагог обязан совершенствовать речь ребенка, обогащать его словарный запас, развивать и повышать культуру речи и всех ее выразительных возможностей, ибо речь – это важная и широкая сфера деятельности человека. Речевая культура – показатель профессиональной пригодности.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Создание в классе комфортной образовательной среды, способствующей саморазвитию.

2. Развитие социально значимых качеств личности школьника: речевых, коммуникативных, поведенческих.

3. Обучение использованию языка как средства общения и самовыражения.

Итак, каким образом формировать речевую культуру учащихся. Говоря о необходимости повышения культуры устной и письменной речи своим учащимся, необходимо привести в пример исторические сведения о воспитании детей в семье Воронцовых, видных политических деятелей эпохи правления Елизаветы Петровны. По свидетельству историков, они рано пристрастились к чтению. Отец выписал им из Голландии хорошо подобранную библиотеку. К 12 годам были прочитаны Вольтер, Расин, Корнель, Буало. Детей с ранних лет привлекали к участию в серьёзных разговорах, знакомили с иностранными послами. Программу воспитания завершали путешествия, во время которых они были обязаны каждую неделю писать отцу, дяде и другим родственникам. Вот как наставлял отец своего юного сына: «…все, что случится достопамятного, записывай, чтобы вояж служил тебе в пользу». Письма юношей производили большое впечатление своей серьёзностью, зрелостью оценок и взглядов.

Немаловажной является и  работа с наглядным материалом (реклама, газеты, журналы и т.д.).

Активная речевая деятельность вырастает из потребности рассказать о своих наблюдениях, чувствах, мыслях, впечатлениях, переживаниях. Такая потребность возникает и складывается тогда, когда жизнь ребенка наполнена разнообразными познавательными интересами и впечатлениями, богата духовно и эмоционально. Вот и выходит, что учить ребенка говорить - это значит учить видеть и наблюдать, думать и чувствовать, - это значит расширять его жизненный опыт.

Е.Н. Ильин, известный педагог, заметил: «Соедините Духовность и Игру, а проще – учебу и интерес, вот и выход на все проблемы и из всех проблем, какие давно и мучительно волнуют школу».

Еще одним эффективным методом формирования речевой культуры учащихся считается применение игровых, ролевых ситуаций. Обращение на уроке или во внеурочное время к игре объясняется тем, что её эмоциональность, спонтанность позволяет: во-первых, включить учащихся в занятие неформально, стимулирует его к активному участию в уроке; во-вторых, игры - грамматические, лексические, литературные, ролевые способствуют совершенствованию словарного запаса школьников, развитию грамматических, речевых умений и навыков, повышают интерес к предмету. Вот некоторые примеры, задания и упражнения, направленные на развитие речевой культуры учащихся.

1. Игра со словом – расширяет словарный запас, развивает орфографическую зоркость, закрепляет знания о грамматических категориях. В качестве исходного выбирается орфографически трудное слово – «умозаключение» – за 1 минуту составить из букв, входящих в это слово, новые слова (можно составить более 30 глаголов в форме инфинитива). Можно дать дополнительное задание: обозначить в образованных словах орфограммы или морфемы.

2. «Кто больше?» – подбор как можно больше определений к существительному (яблоко, чай, утро), прилагательному (горячий, твердый, зеленый и т.п.)

3. Составить рассказ о своей семье. Отвечая  на вопросы, учащиеся учатся правильно использовать слова и составлять предложения.

4. Составить рассказ по картине.

Целью таких упражнений является формирование устной речевой культуры учащихся, привитие навыков выступления перед аудиторией, развитие наблюдательности и воображения учащихся.

Речевая культура проявляется в трёх взаимосвязанных между собой аспектах.

Первый – нормативный. Охрана норм литературного языка является делом национальной важности, так как литературный язык – один из факторов (наряду с единством территории и хозяйственной жизни), объединяющих нацию в единое целое.

Второй аспект – коммуникативный. В каждой конкретной ситуации общения из всех языковых средств необходимо выбрать такие, которые с максимальной полнотой и эффективностью выполнят поставленную коммуникативную задачу. Развитие коммуникативного аспекта культуры речи возможно только в свободной речевой деятельности, любая диктатура и творчество несовместимы.

Третий аспект культуры речи – этический. В каждом обществе существуют общепринятые нормы поведения, которые в рамках культуры речи определяются как речевой этикет. Уже древние риторики (руководства по красноречию) указывали на тесную связь речи с её содержанием и именно последнему отдавали приоритет при оценке высказывания.

Исходя из данных аспектов культуры речи, можно сформулировать несколько правил, которые будут приняты обучающимися в процессе общения.

Речь должна быть грамотной и правильной, тогда она будет понятна для слушателя.

Речь говорящего должна быть правдивой и искренней, не нарушающей общепринятые нормы поведения и нравственности.

В процессе общения необходимо соблюдать культуру слушания.

Данные правила должны быть осознаны и приняты всеми участниками общения, так как их выполнение обеспечит эффективность общения.

Повышение речевой культуры учащихся – одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой, которая должна подготовить человека думающего, чувствующего, знающего и умеющего использовать свои знания в жизни. Известно, что одним из показателей уровней культуры человека, интеллекта, мышления является речь. Речь школьника – показатель общего развития языковой личности. Недостаточное владение речью не дает возможности школьнику свободно общаться как со своими сверстниками, так и с взрослыми.

Овладение речью – сложный и длительный процесс. Учитель должен помочь учащимся осмыслить требования к речи, следить за правильностью, точностью и выразительностью при формулировке мыслей.

Работа по развитию речи в школе многогранна. Методисты и психологи отмечают, что ребенок усваивает родную речь, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих. Если в речи окружающих встречаются случаи нарушения норм литературного языка, то они могут легко воспроизводиться детьми. К сожалению, родители в наше время, в силу своей занятости часто забывают об этом и процесс развития речи ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, а не в живом общении. Сейчас все меньше и меньше видишь детей, читающих книги. Основы речевой культуры закладываются в самом раннем детстве. В школе эту заботу призвана взять на себя начальная ступень образования.

Ответственность педагога за культуру собственной речи чрезвычайно высока. Слово учителя остается главным средством общения в школе. Поэтому именно учителю, педагогу принадлежит право демонстрировать перед учениками образцы верного произношения. Постоянно имея перед собой образец, ребенок невольно начинает подражать ему, усваивая тем самым норму литературного языка.

Научить школьника ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело. Оно требует от педагога напряженного труда, а главное – эффективно действующего подхода к развитию речевой деятельности в самом широком понимании, его организации и корректировке.

В чем же пути повышения эффективности развития культуры речи?
Во – первых,
повышению эффективности развития культуры речи способствует целенаправленная подготовка учителя к уроку, внеклассному мероприятию. Цель необходимо планировать как для учащихся, так и для учителя. С целью обогащения словарного запаса эффективно нестандартное начало любого занятия. Учить школьников строить свободные высказывания.

Во – вторых, это обучение живому языку. Слово должно представляться не только с позиций формально – грамматических, но в первую очередь нравственно – эстетических. Следует приобщать детей к искусству слова, помочь им понять и почувствовать эстетическую ценность русского слова. Придерживаться позиции, что обучение родному языку должно строиться не только на основах описательной грамматики языка, но и на осознании его использования в различных речевых и жизненных ситуациях.

Стало очевидным, что при формировании речевой культуры, наряду с традиционными, необходимо больше использовать так называемые активные формы и методы обучения, имитирующие актуальные жизненные ситуации. Несколько иначе подходить к контролю и оценке, активнее опираться на самоанализ и рефлексию, использовать различные формы совместной продуктивной деятельности педагога и учащегося во внеурочной работе, сочетать групповую работу с индивидуальной.

Одной из главных задач школы и педагогов на сегодняшний день является подготовка учащегося, который умел бы общаться, говорить так, чтобы его слушали, умел оценивать свою и чужую речь.

«Речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры».

В.А.Сухомлинский

Используемая литература

1. Десяева Н.Д., Лебедева Т.А., Ассуирова Л.В. Культура речи педагога./Десяева Н.Д.-М.: «Академия», 2003

2. Ладыженская Т.А и др. Детская риторика в рассказах и рисунках. М.: Компания С-инфо «Баллас», 1997. – 208 с.

3. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. – М.: Просвещение, 1995. – 192 с.

4. Сейтенова  С.С. Введение новых педагогических технологий в учебный процесс высших учебных заведений.//Международный научный альманах- 2010. - №9. с. 166-169.

5. Ксенофонтова А. Н. Речевая культура – основа речевой деятельности школьников.//– Оренбург.- 1999. – 48 с.

6. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения: Науч.-попул. – М.: Высш.шк., 1989. – 159 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование страноведческой компетенции в диалоге культур на уроках английского языка в старших классах"

Образование в настоящее время становится более интернациональным, многоязычным, поликультурным. И именно проблема поликультурного образования, в центре которого находится личность, обладающая социокул...

Методическая разработка «Формирование и развитие профессиональных компетенций учащихся через проблемно - развивающие педагогические технологии»

Методическая разработка «Формирование и развитие профессиональных компетенций учащихся через проблемно - развивающие педагогические технологии»...

Методическая разработка _Формирование музыкальной культуры детей_

Музыкально-эстетическая работа концертмейстера, педагога ДО, учителя музыки неразрывно связана с занятием и уроком музыки, является их продолжением, она развивает и углубляет музыкально-практичес...

Методическая разработка _Формирование музыкальной культуры детей_

Музыка музыкальные занятия формируют основы музыкальной культуры учащихся, развивают художественный вкус и интерес к музыкальной деятельности....

Методическая разработка «Формирование культуры безопасного поведения на дорогах в общеобразовательном учреждении »

В методической разработке рассмотрены теоретические вопросы формирования культуры безопасного поведения на дорогах . Проанализированы различные технологии педагогической деятельности , направленные на...

Методическая разработка: Формирования экологической культуры школьников на уроках ОБЖ.

Осваивая экологические знания, ребенок узнает о неразрывной связи живого организма с внешней средой, приспосабливается к среде обитания. Экологические знания становятся основой экологического воспитан...

Методическая разработка «Формирование функциональной грамотности на уроках физической культуры»

Методическая разработка«Формирование функциональной грамотности на уроках физической культуры»Шеломенцева Анна Геннадьевнаметодист ИМЦ Адмиралтейского района Функциональная грамотност...