Методический семинар по теме “Современные педагогические технологии и их роль в образовательном процессе”.
учебно-методический материал на тему

Фролова Ольга Федоровна

Методические семинары должны стать связующим звеном методической работы с одним из компонентов системы повышения квалификации педагогов. Они  предназначены  для обеспечения творческой работы педагогов, самообразования и совершенствования педагогического мастерства, а также для анализа и обобщения опыта методической работы, накопленного в коллективе педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskiy_seminar.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методический семинар по теме

“Современные педагогические технологии и их роль в образовательном процессе”

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства педагога, связующим в единое целое всю систему работы учреждения дополнительного образования, является методическая работа. Роль методической работы значительно возрастает в современных условиях в связи с модернизацией образования. Требования к педагогу повышаются.

Современный педагог должен хорошо ориентироваться не только в своей предметной области, но и владеть современными педагогическими технологиями, уметь работать в информационном пространстве, быть способным к системному действию в профессионально-педагогической ситуации, обладать креативными способностями, аналитической и рефлексивной культурой.

Методические семинары должны стать связующим звеном методической работы с одним из компонентов системы повышения квалификации педагогов. Они  предназначены  для обеспечения творческой работы педагогов, самообразования и совершенствования педагогического мастерства, а также для анализа и обобщения опыта методической работы, накопленного в коллективе педагогов.

Проведение  методического семинара осуществляется в 3 этапа: подготовительно-организационный, собственно методический, аналитико-заключительный.

1. Подготовительно-организационный этап включает в себя подготовку и организацию проведения единого методического семинара. Для проведения методического семинара по указанной теме использовались следующие ресурсы:

формы и методы – анкетирование педагогов, подготовка открытых занятий педагогов, использование  листов обратной связи во время методического семинара;

материальные – затрачены средства на приобретение бумаги, заправочных чернил для оргтехники и множительной техники.

2. Собственно методический этап включает в себя проведение заранее распланированного единого методического семинара, согласно разработанному сценарию.

3. Аналитико-заключительный этап проводиться в завершении открытых мероприятий, а также после всех методических семинаров  и на методическом фестивале  подводятся итоги , дается полный анализ всех мероприятий.

Цель:

  • Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
  • Освоение способов последовательности действий по конструированию занятий с использованием современных педагогических технологий;
  • Выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих учителей.

Подготовительно-организационный этап:

  • Оформление рабочего кабинета: на доске при помощи мультимедийного проектора – тема, цель методического семинара, на столах – раздаточный материал.
  • Раздаточный материал:  листы обратной связи, листы для работы с сиквейном.

Методический этап:

  • Сценарий проведения методического дня.
  • Открытие методического семинара  (сопровождается мультимедийной презентацией).

Организационный момент

 

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня мы рады приветствовать Вас в этом зале на методическом семинаре , тема которого звучит так: “Современные педагогические технологии и их роль в образовательном процессе”. Целей у нашего сегодняшнего методического семинара несколько - это:

  • Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
  • Освоение способов последовательности действий по конструированию занятия с использованием современных педагогических технологий;
  •  Выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих учителей.

Позвольте мне начать свое выступление со слов педагога прошлых лет Адольфа Дистервега: “Без стремления к научной работе педагог попадает во власть трех демонов: механичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается”.

Для начала я познакомлю вас с  листами обратной        связи, сейчас мы начнем с ними работать, а по окончанию методического семинара эти листы вы должны сдать   Для начала подпишите свою фамилию, имя и отчество.

Следующий этап работы .   Перед вами четыре лица, символизирующее мимикой эмоциональное состояние человека. Укажите, какое эмоциональное состояние у Вас на начало нашего методического семинара? Кроме того, вы можете воспользоваться пустым кругом и указать другое эмоциональное состояние, не представленное в этом листе.

Теоретические основы проблемы:

Современная реформа системы образования осуществляется в двух основных направлениях

1. обновление содержания образования

2. внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие личности ребенка.

Само слово «технология» - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

.

На схеме представлены еще несколько подходов к определению понятия педагогическая технология (см. слайд).

Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным критериям технологичности:

  • системность. 

Педагогическая технология - это не произвольный набор отдельных дидактических средств, а система действий и средств, соединённых определенной логикой процесса, обладающая всеми признаками системы: взаимосвязью всех его частей, целостностью, целенаправленностью и др.;

  • управляемость.

Предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов;

  • эффективность. 

Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях  и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

 Дополнительное образование детей – это особая сфера, которая должна быть не только местом их обучения, но и пространством разнообразных форм общения.

Следовательно объектом технологии в УДОД является не столько предметное содержание, сколько способы организации различных видов деятельности.

Система дополнительного образования имеет все возможности для того, чтобы, учитывая индивидуальные особенности и интересы детей, учить всех по- разному, причем содержание и методы обучения могут быть рассчитаны на разные уровни умственного развития детей.

А теперь рассмотрим характеристику основных педагогических технологий и дадим небольшое разъяснение по каждой группе

. Современные передовые педагогические технологии

  • Личностно-ориентированные технологии
  • Технология коллективного взаимообучения
  • Технология адаптивной системы обучения
  • Технология полного усвоения
  • Технология разноуровневого обучения
  • Технология творческой деятельности
  • Технология проблемно-поискового обучения
  • Технология исследовательского обучения
  • Технология интегрированного обучения
  • Технология тестового обучения
  • Проектное обучение
  • Информационные технологии
  • Технология игрового обучения

                   Личностно- ориентированные технологии

Именно эти технологии вызывают наибольший интерес у педагогов дополнительного образования – в центре внимания которых лежит личность каждого ребенка , реализующего свои возможности.

 Содержание, методы и приемы  этих технологий направлены на то, чтобы раскрыть и использовать опыт каждого ребенка, помочь становлению его личности путем организации познавательной деятельности.

 Основу   таких  технологий составляют дифференциация индивидуализация. 

Технология коллективного  (группового) обучения .

 Педагоги учреждений дополнительного образования детей широко используют элементы технологии коллективного взаимообучения, авторами которой являются талантливые педагоги: Ривин А.Г., Дьяченко В.К.. Ее применяют при организации занятий по декоративно-прикладному и техническому творчеству, акробатике, хореографии, рукопашному бою и карате и т.д.. Основными принципами предложенной системы обучения является самостоятельность и коллективизм: все учат каждого и каждый учит всех. Работа в парах сменного состава позволяет развивать у воспитанников самостоятельность, коммуникативные умения, каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе, в процессе общения развиваются речь, память, логическое мышление, формируется адекватная самооценка личности. Воспитанник быстро усваивает то, что тут же применяет на практике или передает другим. Роль педагога при этом сводится к организации процесса обучения. Всю информацию дети добывают сами, при этом обучая друг друга. Ребенок должен научиться работать с любой трудной темой, упражнением или заданием, иначе он не будет готов к непрерывному самообразованию в будущем. При реализации этой технологии в образовательном учреждении любого типа могут формироваться разновозрастные группы, которые уже успешно действуют в системе дополнительного образования. проведенный анализ результативности применения данной педтехнологии позволил выделить ее преимущества: в процессе обучения развиваются мышление и память, актуализируется предшествующий опыт, знания, развивается логика мышления, тренируются все виды памяти: слуховая, моторная, воспитанники чувствуют себя раскованно и комфортно.

Технология адаптивной системы обучения .

 Автором данной педагогической технологии является Границкая А.С.. работа в парах сменного состава рассматривается как одна из форм организации устно-самостоятельной работы на занятии. Обучающая функция педагога сводится до минимума, а время на самостоятельную работу воспитанников максимально увеличивается. При этом обучающиеся могут работать в трех режимах: совместно с педагогом, с педагогом как индивидуально, так и самостоятельно. Таким образом, суть подобного обучения – это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению самостоятельно добывать знания. Преимущества технологии адаптивной системы обучения состоит в том, что каждый ребенок работает в индивидуальном темпе: сильные развивают свои способности, слабые получают помощь.

Технология полного усвоения .

 Особый интерес у педагогов учреждений системы дополнительного образования вызывает технология полного усвоения Она используется при организации раннего развития детей дошкольного возраста и на занятиях групп изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества. Авторами технологии выдвинута гипотеза о способностях воспитанника, которые легко определяются при оптимально подобранных условиях для этого ребенка. Поэтому необходима система обучения, позволяющая всем воспитанникам усвоить программный материал. Технология задает единый для всех детей уровень знаний, умений и навыков, но делает переменным для каждого обучающегося время, методы и формы, условия труда, то есть на занятиях создаются дифференцированные условия для усвоения учебного материала. Такая ситуация в условиях дополнительного образования дает возможность отвести каждому ребенку необходимое для усвоения учебного материала время: скомплектовать уровневые группы или организовать внутри группы работу по индивидуальным планам.

В работе по данной системе важно определить эталон полного усвоения для всего курса. Педагоги дополнительного образования при создании программ дополнительного образования составляют перечень конкретных результатов обучения, которые стремятся получить. Заранее продумываются коррекционные меры и готовятся коррекционные задания. Педагог знакомит детей с тем, как они будут учиться, чтобы достигнуть полного усвоения. По результатам обучения дети делятся на две группы _ достигших и не достигших полного усвоения. Первые изучают дополнительный материал, со вторыми – педагог организует коррекционную работу, которая завершается диагностическим тестом, конкретным заданием. Заключительная проверка по всему курсу проводится на основе проверочной творческой работы, о которой дети знают заранее и могут сравнить ее с эталоном.

Технология разноуровневого обучения .

Разноуровневое обучение основывается тремя принципами. Первый принцип - всеобщая талантливость – нет бесталанных людей, есть люди, занятые не своим делом. Второй принцип - взаимное превосходство – если у кого-то одно дело получается хуже, чем у других, значит, другое должно получаться лучше, а это «другое» нужно искать педагогу. Используя метод наблюдения, педагог выявляет, что у воспитанника получается лучше и предлагает обучающемуся более глубокое изучение данного дела (предмета). Третий принцип – неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным. Даже если у пришедшего к вам ребенка (на первый взгляд) нет ярких данных, это еще не значит, что из него ничего не получиться. Суть данной педагогической технологии сводится к следующему: для воспитанника должно отводиться то время, которое соответствовало бы его личным способностям и возможностям, что позволило бы ему усвоить учебную программу. Технология разноуровнего обучения имеет много общего со Стратовой технологией дифференциации. Термин «страта» был введении русским социологом и философом Питиримом Сорокиным и обозначает группу людей, объединенных по способу усвоения и переработки информации. При этом учебные группы формируются по темпу (высокий, средний, низкий) обучение, в процессе которого обеспечивается переход обучающихся из одной группы в другую внутри одного направления. Технология разноуровнего обучения направлена на достижение результатов со своими факторами результативности. Психофизические факторы, когда результат обучения зависит от интереса к занятиям в коллективе, от возрастных особенностей детей, от стойкости внимания и уровня развития памяти. Коммуникативные - когда успешная деятельность коллектива зависит от взаимодействия воспитанников и руководителя, а так же воспитанников и всего коллектива. Организационные - когда результативность зависит от умения руководителя рационально распределять время.

Технология творческой деятельности

 

Технология творческой деятельности предполагает такую организацию  совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют  в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.

Мотивом такой деятельности является стремление к самовыражению и самосовершенствованию. Разрабатывая технологию  творческой деятельности авторы исходили из того, что способность детей к творчеству проявляются достаточно рано и нужно их вовремя заметить. Иногда дети, которые плохо учатся в школе, активно проявляют себя в театральной, музыкальной и других видах деятельности. Поэтому эта технология активно используется в системе дополнительного образования.

 

Технология проблемно-поискового  обучения .

Наиболее популярна во всех сферах образования. Под проблемными технологиями понимается такая организация образовательного процесса, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных противоречивых ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению. Разновидностью проблемного образования является технология совместного научного исследования, реализуемая сегодня в разработке моделей, направленных на освоение нового опыта. Эти технологии предусматривают также учебно-игровую, дискуссионную, коммуникативно-диалоговую и др. виды деятельности.

Технология исследовательского обучения ,

Рассматривает учебный процесс как поиск новых познавательных ориентиров. Обучающиеся самостоятельно постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их от педагога в готовом виде. Эта технология применяется при организации учебных занятий по естественно- научному циклу, когда детям предлагается выбирать альтернативные решения и находить подтверждение их на практике. Обучающиеся сталкиваются с новыми явлениями и представлениями в лабораторных опытах, экспедициях, прежде чем они излагаются на занятии. Обучающимся предоставляется возможность самостоятельно планировать своё исследование, предполагать возможные результаты.

Технология интегрированного обучения 

 Она даёт возможность устанавливать межпредметные связи: в течение одного дня проводятся занятия по разным предметам, объединённые общей проблемой. Это способствует целостности знаний обучающихся, достигается единство действий педагогов (преподающих разные предметы) в формировании личности ребёнка. Если в школе внедрение этой технологии сопряжено с о значительными организационными трудностями, то условия учреждения дополнительного образования она применяется весьма успешно.

Технология тестового обучения .

Она широко используется в зарубежном обучении, но для России - "хорошо забытое старое". В системе дополнительного образования детей эти технологии применяются чаще всего в детских коллективах, ориентированных на развитие интеллектуальных, умственных способностей или отслеживание результатов обучения, психологических особенностей на различных этапах продвижения детей в образовании. Наиболее продуктивны и многозначны тесты, обрабатываемые на компьютерах. Принцип тестового обучения: чёткое знание содержания предмета; понимание детьми их степени обученности; контролируемость, диагностичность обучения.

Проектное обучение 

Технология, которая противопоставляется классно-урочной системе: готовые знания не даются, а используются технология защиты индивидуальных проектов. Проектное обучение является непрямым, и здесь ценен не столько результат, сколько сам процесс. В полной форме работа над проектом проходит 6 стадий: подготовка, планирование, исследование, выводы, представление, отчёт, оценка результата и процесса. Педагог превращается в куратора или консультанта: помогает детям в поиске источников, сам является источником информации, поддерживает, поощряет обучающихся, координирует весь процесс, поддерживает непрерывную обратную связь.

Информационные технологии 

 все технологии, использующиеся специальные технические информационные средства: компьютер, аудио-, видео-, теле- средства обучения и др. Наиболее часто используемыми и эффективными являются технологии медиаобразования , выступающие за изучение закономерностей массовой коммуникации.

Основная задача медиаобразования - подготовить новое поколение к жизни в современных условиях, к восприятию различной информации, осознанию последствий воздействия её на психику. Компьютерная технология - одна из разновидностей программированного обучения с использованием компьютере, главной особенностью которой является систематизация, хранение, воспроизведение и постоянное увеличение базы информации.

Технология игрового обучения

В практической работе педагоги часто используют готовые, хорошо проработанные игры с предлагаемым учебно-дидактическим материалом. Тематические игры связаны с изучаемым материалом, например, «Моделирование случаев из жизни», «Стихийное бедствие», «Путешествие во времени», и т.п. Учебные игры применяются в работе с воспитанниками различного возраста, о самых маленьких до старшеклассников и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает обучающимся ощутить себя в данной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни.

А сейчас я предлагаю Вам немного поработать самостоятельно. В листах обратной связи вы видите таблицу с перечнем всех предложенных нами педагогических технологий. Отметьте , пожалуйста, свое мнение по поводу каждой из них: применяю на занятиях, заинтересовала, хочу узнать подробнее, неинтересна, неприемлема для УДО.

.

Ведущий 1. Ну, а в заключении мы просим вас вернуться к  листу обратной связи. И снова эмоциональное состояние. На наш взгляд,  методический семинар  сегодня носил позитивный творческий характер. Оцените, пожалуйста, свое эмоциональное состояние в конце методического семинара.

Спасибо за работу. Просим все  листы сдать.

Библиографический список

Галкина Т.И. Организация и содержание методической работы в современной школе: книга современного завуча/ Т.И. Галкина, Н.В. Сухенко. Изд. 2-е, доп. И пер. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 448 с. (Административное управление образованием).

Дик Н.Ф. Педагогический совет в общеобразовательном учреждении / Н.Ф. Дик – Изд. 3-е дополн. И перераб. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 288 с. – (Сердце отдаю детям).

Кульневич С.В., Гончарова В.И., Мигаль Е.А. Управление современной школой. Выпуск III. Муниципальные методические службы: Практич. пособие для руководителей и методистов методических центров (кабинетов), школьных методистов, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Ростов-н/Д: Изд-во “Учитель”, 2005. – 224 с.

Лизинский В.М. Работа администрации школы с учителем./ М.: Центр “Педагогический поиск”, 2000 – 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар на тему: "Современные педагогические технологии. Технология "Портфолио".

Технология «Портфолио» - эффективная современная педагогическая технология, ведущий показатель системы оценки качества образования, наглядно представляющий целостную картину о степени сфор...

Методическая разработка проведения единого методического дня по теме: "Современные педагогические технологии и их роль в образовательном процессе"

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Роль методической работы значительно возрастает в со...

Педагогические чтения «Современные педагогические технологии и инновационная деятельность участников образовательного процесса в рамках реализации, актуализированных ФГОС СПО»

Педагогические чтения «Современные  педагогические технологии и инновационная деятельность участников образовательного процесса в рамках  реализации,  актуализированных ФГОС СПО&r...

Современные педагогические технологии и инновационные формы организации образовательного процесса в ходе повторения и подготовки к экзаменам по математике.

В общеобразовательных школах при пенитенциарной системе учащиеся – осужденные,  в основном,   имеют низкую мотивацию, большие пробелы в знаниях, длительный перерыв в учебе.Для тог...

Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса в деятельности педагога. технологии современной инфомационно-образовательной среды в условиях реализации ФГОС О УО (ИН)

Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемог...

«Современные педагогические технологии и их роль в образовательном процессе»

Без стремления к научной работе учитель попадает во власть трех демонов: механичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается.Адольф Дистервег...

«Современные педагогические технологии и их роль в образовательном процессе»

Цели: Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий. Освоение способов последовательности действий по конструированию урока с использованием современных педагогиче...