Управление инновационной деятельностью педагогов в рамках работы школьных методических объединений.
материал на тему

Гафурова Гульнур Масгутовна

Предварительный просмотр:

Управление инновационной деятельностью педагогов в рамках работы       школьных методических объединений.

Методическое объединение учителей является основным структурным подразделением методической службы образовательного учреждения, осуществляющим руководство учебно-воспитательной работой по одному или нескольким учебным предметам, методической, опытно-экспериментальной и внеклассной работой.
 Школьное методическое объединение – коллегиальный орган, способствующий повышению профессиональной мотивации, методической культуры учителей и развитию их творческого потенциала. 
Школьное методическое объединение (ШМО) – это объединение педагогов, преподающих один предмет или несколько предметов в рамках одной образовательной области. 
Целью деятельности ШМО является создание условий для творческой работы, обеспечение единой воспитательно-образовательной среды формирования и развития личности учащихся, практического решения проблем межпредметных связей, осуществления преемственности между ступенями обучения.
В работе методических объединений через различные виды деятельности предполагается решение следующих задач:
- обеспечение профессионального, культурного, творческого роста педагогов;
- создание атмосферы ответственности за конечные результаты труда; изучение и анализ состояния преподавания учебного предмета или группы предметов определенной образовательной области;

- обобщение прогрессивного педагогического опыта, его пропаганда и внедрение в практику работы школы.

 - освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности; организация экспериментальной, инновационной деятельности в рамках предмета или предметной области.

Инновация – это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.                                   

                                    Понятие «инновация»

Критерии

Инновация

Масштаб целей и задач

Системный

Методологическое обеспечение

Выходит за рамки существующих теорий

Научный контекст

Может вызвать ситуацию непонимания, разрыва и конфликта, поскольку противоречит принятым «нормам» науки

Характер действий (качество)

Целенаправленный поиск и максимально полное стремление получить новый результат

Характер действий (количество)

Целостный, продолжительный

Тип действий

Проектирование новой системы деятельности в данной практике

Реализация

Проращивание, культивирование (изнутри), организация условий и пространства для соответствующей деятельности

Результат, продукт

Полное обновление позиции субъектов практики, преобразование связей в системе и самой системы

Новизна

Открытие новых направлений деятельности, создание новых технологий, обретение нового качества результатов деятельности

Последствия

Возможно рождение новой практики или новой парадигмы исследовании разработок

Инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или случайно открытыми в порядке педагогической инициативы. В качестве содержания инновации могут выступать: научно-теоретическое знание определённой новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению. Нововведения – это новые качественные состояния учебно-воспитательного процесса, формирующиеся при внедрении в практику достижений педагогической и психологической наук, при использовании передового педагогического опыта.

Инновации разрабатываются и проводятся не органами государственной власти, а работниками и организациями системы образования и науки.

 Особое внимание следует обратить на то, что инновационный процесс в какой-то момент может быть стихийным (неуправляемым) и существовать за счёт внутренней саморегуляции (то есть всех элементов приведённой структуры как бы нет; могут быть самоорганизация, саморегулирование, самоконтроль). Однако отсутствие управления такой сложной системой, как инновационный процесс в школе, быстро приведёт к его затуханию. Поэтому наличие управленческой структуры является стабилизирующим и поддерживающим этот процесс фактором, что, разумеется, не исключает элементов самоуправления, саморегуляции в нём

В педагогической практике выделяют следующие стадии развития инноваций:

1.Формирование идеи, целеполагание, разработка путей реализации.

2.Освоение на стадии апробации.

3.Распространение новой практики.

4.Рутинизация (устаревание) новшества.

В практической работе наиболее сложными являются вопросы о критериях, показателях инновационной деятельности и стимулировании инновационного потенциала педагога.

Критерии -  средство для суждения, признак, на основании которого производится оценка. Разработка критериев оценки инновационных процессов направлена на создание механизмов управления этими процессами на основе новых подходов к образованию как развивающей и развивающейся среде. Такими критериями могут стать:

- актуальность (соответствие инновации социокультурной ситуации развития общества);

- новизна (степень оригинальности инновационных подходов, комбинирование известного, представляющего в совокупности новизну);

- образовательная значимость (степень влияния инновации на развитие системы образования в целом);

- общественная значимость (воздействие инновации на развитие системы образования в целом);

- полезность (практическая значимость);

- реализуемость (реалистичность инновации и управляемость инновационных процессов).

Сложность применения оценочных суждений (критериев) к инновациям состоит в том, что инновационные процессы программируются на будущее, а оцениваются в настоящем, т.е. оценке подвергается то, что не представлено, чего ещё нет.

Как ориентировать учителя к инновационной деятельности и  у каждого ли учителя есть  инновационный потенциал?  Инновационный потенциал – совокупность социокультурных и творческих характеристик личности педагога, которые выражаются  в готовности совершенствовать педагогическую деятельность. Наличие инновационного потенциала связано со способностью совершенствовать новые идеи, а главное моделировать их в практической деятельности.

В основе мотивов, то есть побуждений личности к нововведениям, лежат самые разные потребности:

-  желание сделать процесс обучения более интересным, действенным, привлекательным, и тем самым  активизировать обучение;

- повышение статуса в коллективе, достижение большего признания, большая конкурентоспособность специалиста;

- расширение возможности трудоустройства, профессиональное самоутверждение и  самореализация, повышение разряда и т.д.

 В целом деятельность человека всегда полимотивирована, то есть он руководствуется не каким-то одним, а несколькими мотивами. Лучшей мотивацией служит показ успешной деятельности коллег, работающих в инновационном режиме.

Как определить готов ли педагог к инновационной деятельности?

        Профессионализм человека складывается в основном на протяжении зрелого периода его жизни, то есть в среднем с 20 до 45-50 лет. Темп, скорость, с которой происходит развитие мастерства, различны. Особенно быстро осуществляется профессиональный рост в первые 5-8 лет, когда происходит профессиональное становление. Затем развитие несколько замедляется и возобновляется под влиянием внешних и внутренних побуждающих к этому факторов, в том числе и под влиянием обучения.

        Человек получает два рода знаний:

  • знания, полученные в ВУЗе, курсах повышения квалификации и т.д.;
  • знания, в результате собственной аналитической работы, критического отношения к своему опыту и к самому себе.

Под готовностью педагога к инновационной деятельности  принято понимать сформированность необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей; высокий эмоциональный статус; готовность к творчеству) и специальных качеств (знание новых технологий; овладение новыми методами обучения; умение разрабатывать проекты; умение анализировать  и выявлять причины недостатков).

Инновационная деятельность педагога зависит от понимания им смысла употребления тех или иных новшеств, умений осуществлять их поиск, выбор и применение.

Важным в деле         подготовки учителя к инновационной деятельности является участие в семинарах – практикумах, профессиональных конкурсах,  посещение открытых уроков.         Инновационная деятельность стимулирует к глубокому аналитическому подходу в методической работе.

Учет и систематизация инновационной деятельности. Стартовая экспертная оценка опыта учителей. Это может быть опрос-беседа по следующим вопросам:

1.Назовите проблему, над которой Вы работаете? В течении какого срока Вы работаете над ней? Чем она Вас привлекает?

2.Разработан ли Вами план работы над данной проблемой?

3.Какую литературу Вы изучили, работая над проблемой?

4.Какие идеи Вы внедряли в образовательный процесс за этот период?

5.Что изменилось в результате Вашей работы? Подтвердите данными анализа.

6.Ваше мнение об эффективности проводимой работы.

7.Продолжите ли  Вы работу над данной темой?

Вместо опрос-беседы можно предложить учителю сделать письменный самоанализ работы над самообразованием. На основе самоанализов можно создать банк данных опыта учителей.

- экспертная карта инновационной деятельности учителя

1.Разработчик (ФИО)__________

2.Сфера осуществления инновационной деятельности ___________

3.Тема________________________

4.Цель_________________________

5.Задачи_____________________

6.Стадия развития инновации__________________

7.Масштаб_____________________

8.Форма представления результата___________________

Организация мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетентности участников инновационной деятельности.

Задача заместителя директора по УВР – создать условия, мотивирующие профессиональное мастерство, обобщение и распространение  педагогического опыта:

1.Проведение профессиональных конкурсов (конкурс программ, уроков, «Учитель года», и др.).

2.Проведение методических конференций.

3.Участие в районных и республиканских конкурсах.

Систематизация и обобщение опыта инновационной деятельности: публикации, выступления, открытые уроки, творческие отчеты, мастер-классы.

Проблемно-ориентированный анализ результатов инноваций делается заместителем директора по УВР как раздел проблемно-ориентированного анализа в годовом плане работы школы.  

Результативность инновационной работы достигается при наличии следующих условий:

  • знание руководителями школы профессиональных запросов, потребностей учителя, уровня профессионализма, мотивации, затруднений каждого учителя;
  • создание системы работы с учителем;
  • стимулирование профессионального роста учителя, поддержка его личностных стремлений движения к новому;
  • включенность учителей в решение проблемы школы.

Решение проблемы формирования высокой готовности к инновациям заключается не в навязчивом требовании инноваций от всех участников образовательного процесса, а в предоставлении возможности проявления готовности и стимулировании этого процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированное управление инновационной деятельностью педагогов

Изменение ценностно- целевых ориентиров в образовании способствует развитию инновационной деятельности педагогов. Широкое развитие инноваций в практике, переход ОУ в режим раз...

План работы школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2015-2016 учебный год МБОУ «Основная общеобразовательная школа №7, осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам»

 Работа ШМО гуманитарного цикла направлена на повышение профессионального мастерства учителей русского языка, истории. Значительную помощь в овладении новыми педагогическими технологиями у...

Доклад в рамках заседания школьного методического объединения учителей английского языка Учебная деятельность. Содержание, структура, развитие.

Доклад в рамках заседания школьного методического объединения учителей английского языка Учебная деятельность.Содержание, структура, развитие....

Методическое объединение учителей математики Московского района Санкт-Петербурга на пути совершенствования работы школьных методических объединений в условиях реализации инновационной деятельности

В 2018-2019 учебном году методическое объединение учителей математики Московского района Санкт-Петербурга много внимания уделяло на развитие инновационного образования, на совершенствование образовате...