Доклад "КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К УЧЕНИКУ"
материал на тему

Барбашова Яна Вячеславовна

Доклад на ГМО учителей мтематики, физики и информатики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_gmo.rar204.57 КБ

Предварительный просмотр:

ГМО учителей математики, физики и информатики

Доклад

"КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К УЧЕНИКУ"

                                                        Доклад  подготовила

                                               учитель математики МБОУ СОШ №3

Барбашова Яна Вячеславовна

г.Рассказово

2017

Причины стрессов школьного обучения всем известны – это и неоправданно завышенная учебная нагрузка, и авторитарное поведение учителей, и несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников, субъективное отношение учителя при оценивании ученических работ. Необъективная оценка может отрицательно повлиять на весь образовательный процесс. Получив хорошую оценку слишком легко, ученик теряет побудительный мотив к учению. Незаслуженно плохая оценка может привести к такому же эффекту: ученик вообще перестанет учиться.

Важным звеном на уроке является контроль знаний и умений учащихся. Эффективность учебной работы существенно зависит от того, как организован и на что нацелен контроль. Поэтому все учителя уделяют особое внимание способам организации контроля и его содержанию.

Все мы привыкли оценивать деятельность учащихся традиционно, используя пятибалльную систему оценивания, но при этом не всегда можно объективно оценить работу ученика.

НЕДОСТАТКИ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ

 Отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам; 
 Педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на достижение каждым учеником единых критериев, 
 Отметки, выставляемые учащимся, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика; 
 Отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует высокой мотивации учащихся к обучению. 

В последнее время востребованным оказывается такой подход к оцениванию достижений учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся. Эти умения возможно сформировать, систематически используя в повседневной практике критериальное оценивание. 

Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

В чём преимущества критериального оценивания: 
1. соответствует предметным учебным целям и не зависит от настроения учителя (способствует повышению объективности оценивания); 
2. предоставляет чётко сформулированные уровни достижения; 
3. делает оценивание более “прозрачным” и понятным для всех участников образовательного процесса (учеников, родителей, учителей); 
4. способствует развитию навыков самооценивания; 
5. воспитывает ответственность учащихся за результат своего труда; 
6. способствует росту мотивации к обучению; 
7. повышает качество образования. 

Критериальное оценивание включает в себя два типа оценивания: формирующее и констатирующее.

Формирующее

Констатирующее

производится в ходе обучения (с помощью небольших самостоятельных работ, тестов и т.д.)

в конце изученной темы или раздела (с помощью контрольной или зачётной работы)

помогает учащемуся скорректировать свою работу, достичь более высоких результатов

даёт возможность ученикам продемонстрировать свои достижения по изученной теме

позволяет учителю накапливать информацию об усвоении материала каждым учеником, анализировать ее и планировать дальнейшую работу, то есть осуществлять более качественно процесс обучения

даёт возможность учителю сделать заключительное суждение о достижениях учащихся, выставить итоговые отметки

Формирующее оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неуспехах. При этом у него есть время до итоговой работы, чтобы улучшить то, что в промежуточной работе оказалось выполненным недостаточно хорошо. Соответственно, любые, даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов, так как оценки за них не учитываются при выставлении триместровых (четвертных, полугодовых) оценок. Таким образом, получая оценку за промежуточную работу, ученик получает четкие ориентиры, что надо сделать, чтобы повысить свою оценку за итоговую работу. При критериальном оценивании учитываются результаты только итоговых работ (критериальных).

Для оценивания достижений учащихся по математике применяют четыре критерия. Названия критериев и краткое описание их содержания приводится в таблице:

Обозначение критерия

Название критерия

Краткое описание содержания критерия

А

Знание и понимание

Учащийся демонстрирует знание и понимание изученного материала, способен применять полученные знания в стандартных и измененных ситуациях

В

Исследование закономерностей

Учащийся исследует какую-либо задачу, применяя математические методы, находит закономерности, описывает с помощью языка математики взаимосвязь между ними.

С

Передача информации на математическом языке

Учащийся способен передавать информацию, используя, соответствующую научную терминологию, условные обозначения

D

Рефлексия

Учащийся размышляет о правильности и рациональности выбранного метода решения

Обязательное условие при критериальном оценивании – “общественный договор” понятный всем участникам. Необходимо разработать подробные инструкции (рубрикаторы), которые делают процедуру оценивания максимально “прозрачной”. Рубрикатор должен содержать подробное описание уровней достижений учащегося и соответствующее им количество баллов. Такие рубрикаторы составляются для каждого вида оценочной работы, причем наполнение критерия подбирается в зависимости от содержания темы. Важно, чтобы в рубрикаторе давалась характеристика не ученику, а выполненной им работе.

Наличие рубрикатора для учителя упрощает проверку работы и делает ее более объективной; для ученика – оценка становится аргументированной и, следовательно, понятной; а так же становятся ясны пути корректировки знаний, умений и навыков. 

Практическая значимость критериального оценивания:

  • Оценивается только работа учащегося;
  • Работа учащегося сравнивается с образцом (эталоном) правильно выполненной работы, который известен учащимся заранее;
  • Учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень своей работы и информировать родителей;
  • Оценивают у учащихся только то, чему учили, так как критерий оценивания представляет конкретное выражение учебных целей.

Критериальное оценивание позволяет

Учителям:

Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов обучения;

Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;

Улучшить качество преподавания;

Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;

Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;

Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.

Учащимся:

Использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания;

Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования  результата, осознавать критерии успеха;

Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;

Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.

Родителям:

Получать  доказательства уровня обученности ребенка;

Отслеживать прогресс в обучении ребенка;

Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.

Критериальное оценивание способствует снижению школьной тревожности ученика, а учителя избавляет от бремени “судьи в последней инстанции”, формированию у учащихся навыков: самоанализа, самооценивания, ответственности за результаты своего труда.

“ЗА”

  • Снижение тревожности
  • Сравнение собственных достижений с эталоном
  • Объективность
  • Прозрачность
  • Единство требований
  • Многогранность
  • Возможность самооценки, самоанализа, самоконтроля

“ПРОТИВ”

  • Трудоемкость
  • Издержки адаптационного периода

При условии соблюдения всех этапов критериального оценивания трудоёмкость и издержки адаптационного периода должны окупаться повышением качества знаний у учащихся. Такая система оценивания способствует исключению неудовлетворительных оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кабинет - средство мотивации к учебной деятельности

         Современное образование находится сейчас не в лучшем состоянии. Изучив результаты исследований, которые проводили зарубежные организации, а также подробно разо...

Мировоззренческие аспекты математики как средство формирования мотивов учебной деятельности в классах с гуманитарным уклоном обучения

    В последние годы в связи с дифференциацией обучения, появлением школ и классов  различной профильной направленности по-новому встают вопросы о це­лях, содержании, формах и ме...

«Использование учебно-познавательных задач как средства мотивации к учебной деятельности обучающихся на уроках технологии»

«Использование учебно-познавательных задач как средства мотивации к учебной деятельности обучающихся на уроках технологии»...

"Критериальное оценивание на уроках математики как средство мотивации к учебной деятельности и индивидуального подхода к ученику"

В современной системе образования особенную остроту приобретает вопрос  оценивания результатов обучения учащихся в рамках внедрения ФГОС: сделать оценку учащихся более содержательной, объективной...

ДОКЛАД на тему «Критериальное оценивание на уроках математики как средство мотивации к учебной деятельности и индивидуального подхода к ученику»

Критериальное оценивание на уроках математики как средство мотивации к учебной деятельности и индивидуального подхода к ученику...

Образовательный квест в математике как средство мотивации самостоятельной познавательной деятельностио бучающихся

Данная статья содержит материалы о проведении урока-игры с учащимися посвященного Дню Всемирного наследия памятников и исторических мест г.Санкт-Петербург....