Сообщение на районном МО учителей математики по теме "Методическая компетентность учителя"
статья на тему
Компетентность - это способность действовать в ситуации неопределенности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_kompetentnost_uchitelya.docx | 18.05 КБ |
metodicheskaya_kompetentnst_uchitelya.pptx | 103.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая компетентность учителя
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, — ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой сама школа мало что знает. Дети, которые пришли в первый класс в 2004 г., будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2060 года. Каким будет мир в середине XXI века, трудно себе представить не только школьным учителям, но и футурологам. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Иными словами, основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей школьников.
Что же такое компетентность? Компетентность — это способность действовать в ситуации неопределённости. Уровень образованности человека тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределённости ситуаций, в которых он способен действовать самостоятельно, чем более широким спектром возможных способов деятельности он владеет, чем основательнее выбор одного из таких способов.
Реализация потребностей современного общества в системе образования невозможна без качественной подготовки квалифицированных специалистов, прежде всего, учителей, обладающих профессиональной компетентностью. Обратимся к структуре профессиональной компетентности учителя, которая включает в себя следующие компоненты:
- научно-теоретическая компетентность (владение знаниями, умениями, навыками, необходимыми для реализации профессиональной деятельности);
- методическая компетентность (владение методами и способами организации педагогического процесса);
- психолого-педагогическая компетентность (знание и учет психологических и возрастных особенностей учащихся);
- профессиональная позиция учителя (заинтересованность в эффективности своей профессиональной деятельности).
Более детально остановимся на понятии «методическая компетентность», приобретающую в последнее время все большую актуальность в связи со стремлением вырастить поколение, способное разобраться в огромном потоке разного рода информации. Чтобы легче усвоить содержание понятия, разобьем его на отдельные составляющие. Итак, методическая компетентность – это, во-первых, вид профессиональной компетентности, во-вторых, данный вид компетентности включает в себя систему знаний, умений и навыков, необходимую для эффективного осуществления профессиональной деятельности учителя, и, наконец, третье составляющее, оптимальные сочетания методов оперирования с педагогическими объектами.
В структуре методической компетентности выделяют 4 уровня:
- методическая информированность (образованность) – естественные и приобретенные в процессе методической подготовки свойства и качества личности, проявляющиеся в стандартных ситуациях;
- методическая грамотность – готовность выполнять профессиональную деятельность в соответствии с принятыми стандартами и нормами;
- методическое творчество – способность решения профессиональных задач в нестандартных ситуациях и нестандартными способами;
- методическое искусство как высшее проявление компетентности. Однако этот уровень достигается немногими учителями и не может быть целью обучения в ВУЗе.
Для достижения более высокого уровня методической компетентности необходимо создать для учителей ряд условий:
- современная информационная образовательная среда учебного заведения;
- модернизация системы методической работы учебного заведения;
- профессиональная позиция учителя.
Часто отождествляют понятия «методическая компетентность» и «методическое мастерство». И это не случайно, ведь эти понятия связаны смысловым единством и оба включают мотивационный, когнитивный, поведенческий, ценностно-смысловой и эмоционально-волевой аспекты.
Для более тщательного изучения методической компетентности учителя советуем обратиться к следующим исследованиям:
- Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр./ под ред. А. В. Хуторского.
- Маслова И. С. Сущность и уровни методической компетентности учителя.
- Соколова Г. А. Методическая компетентность в области способов формирования знаний и умений учащихся.
Закончить свое выступление хочется словами М. Горького, который считал, что «плох тот учитель, который не учится или учится мало». И с ним трудно не согласиться, ведь профессия «учитель» подразумевает постоянное самосовершенствование и саморазвитие.
01.11.2016г. Ожерельева Г.А. – учитель математики МБОУ «СОШ №15 пос. Штыково»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что же такое компетентность? Компетентность — это способность действовать в ситуации неопределённости. Уровень образованности человека тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределённости ситуаций, в которых он способен действовать самостоятельно, чем более широким спектром возможных способов деятельности он владеет, чем основательнее выбор одного из таких способов.
С труктура профессиональной компетентности учителя включает следующие компоненты: научно-теоретическая компетентность (владение знаниями, умениями, навыками, необходимыми для реализации профессиональной деятельности); методическая компетентность (владение методами и способами организации педагогического процесса); психолого-педагогическая компетентность (знание и учет психологических и возрастных особенностей учащихся); профессиональная позиция учителя (заинтересованность в эффективности своей профессиональной деятельности).
Методическая компетентность методическая компетентность – это , во-первых , вид профессиональной компетентности, во-вторых , данный вид компетентности включает в себя систему знаний, умений и навыков, необходимую для эффективного осуществления профессиональной деятельности учителя , третье составляющее, оптимальные сочетания методов оперирования с педагогическими объектами
В структуре методической компетентности выделяют 4 уровня : методическая информированность (образованность) – естественные и приобретенные в процессе методической подготовки свойства и качества личности, проявляющиеся в стандартных ситуациях; методическая грамотность – готовность выполнять профессиональную деятельность в соответствии с принятыми стандартами и нормами; методическое творчество – способность решения профессиональных задач в нестандартных ситуациях и нестандартными способами; методическое искусство как высшее проявление компетентности. Однако этот уровень достигается немногими учителями и не может быть целью обучения в ВУЗе.
Для достижения более высокого уровня методической компетентности необходимо создать для учителей ряд условий : современная информационная образовательная среда учебного заведения; модернизация системы методической работы учебного заведения; профессиональная позиция учителя.
Часто отождествляют понятия « методическая компетентность » и « методическое мастерство ». И это не случайно, ведь эти понятия связаны смысловым единством и оба включают мотивационный, когнитивный, поведенческий, ценностно-смысловой и эмоционально-волевой аспекты.
Для более тщательного изучения методической компетентности учителя советуем обратиться к следующим исследованиям : Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр./ под ред. А. В. Хуторского. Маслова И. С. Сущность и уровни методической компетентности учителя. Соколова Г. А. Методическая компетентность в области способов формирования знаний и умений учащихся.
Слова М. Горького «Плох тот учитель, который не учится или учится мало». И с ним трудно не согласиться, ведь профессия «учитель» подразумевает постоянное самосовершенствование и саморазвитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессинальная компетентность учителя математики
Основные пути развития профессиональной компетентности педагога. p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; } Большой опыт работы ...
Обобщение опыта учителя математики и председателя ШМО учителей математики и физики В.А. Воробьевой
Презентация о методических находках учителя как обобщение опыта за последние 5 лет и отчет о проведении предметной недели в школе....
Доклад на августовское совещание учителей родного языка "Повышение компетентности учителя удмуртского языка и литературы в рамках введения ФГОС. ИКТ – компетентность"
Данный доклад был подготовлен к выстплению на августовском совещании учителей родного языка...
Из опыта работы учителя математики Бондарчук Ирины Витальевны, учителя математики первой квалификационной категории
Опыт работы по развитию мыслительных способностей обучающихся на уроках математики и применению знаний в различных жизненных ситуациях. Главная задача учителя сегодня не только обеспечить прочное и о...
Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя математики (программа дополнительного образования: уравнения и неравенства с параметром)
программа дополнительного образования: уравнения и неравенства с параметром...
От компетентного учителя к компетентному ученику. (повышение компетентности учителя, как залог повышения компетентности ученика)
От компетентного учителя к компетентному ученику. (повышение компетентности учителя биологии. как залог повышения компетентности ученика)...
Аналитический отчет по результатам проведения мониторинга оценки профессиональной компетентности учителей математики и достижений обучающихся 8-х классов по математике в Салемальской школе-интернат
В конце 2016-2017 учебного года в школе-интернат проведен региональный мониторинг по оценке профессиональной компетентности учителей математики и достижений учащихся 8 классов по мат...