Доклад для педсовета
статья на тему

Тимофеева Виктория Николаевна

Самообразование учителя

необходимое условие

профессиональной деятельности педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_k_pedsovetu.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование учителя

необходимое условие

профессиональной деятельности педагога.

В условиях модернизации образования, формирования и обустройства новой модели школы, использования современных технологий обучения и воспитания, способствующих повышению качества образовательного процесса требуется корректировка работы по совершенствованию профессиональной компетентности учителя. Большую роль играет работа по самообразованию педагога. В литературе «самообразование» раскрывается как непрерывное продолжение общего и профессионального образования, благодаря которому актуализируются и расширяются знания  и восполняется пробелы в интеллектуальном развитии человека. Характеристиками самообразования являются:

  • Свободный выбор круга интересующих проблем;
  • Самостоятельная работа с источниками информации;
  • Самостоятельная организация процесса самообразования.

Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Педагог должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в ближайших научных сферах, различных областях общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике, культуре. Способность к самообразованию определяется психологическими и индивидуальными показателями учителя, но не в меньшей мере эта способность  вырабатывается в процессе работы. Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике, и очень часто к вопросу самообразования мы относимся скептически. Причины, которые чаще всего называют учителя – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов, можно услышать фразу «чего я только не делаю, а они не учат». Но это всего лишь отговорки, проявления инертности и лености мышления.

Что же мешает процессу самообразования?

1.

позиция «обучающего»                                

позиция ученика

и «научающего»

Человеку, который много лет учит постоянно других, иногда очень трудно занять позицию ученика. Изучать новый материал, систематизировать и доказывать!

2. Позиция «Хорошие знания предмета», «Я хорошо знаю свой предмет, учился в институте, защитил диплом. Отлично знаю методику. Ночью разбуди, проведу любой урок» . но эта позиция не учитывает то, что:

  • В мире постоянно происходят изменения;
  • Происходят научные открытия;
  • Меняются политические системы;
  • Меняются требования, программы, стандарты.

Функциональный план самообразовательной деятельности.

  • Экстенсивная – накопление, приобретение новых профессиональных знаний;
  • Компенсаторная – ликвидация «белых пятен» в своём образовании;
  • Методическая – преодоление профессиональной узости;
  • Сотворческая – содействие творческой работе, дополнение её;
  • Функция преодоления сложившихся стереотипов, предупреждение застоя в развитии учителя и в целом образовательного учреждения.

Следовательно, самообразование – необходимое, постоянное слагаемое педагогической деятельности и саморазвития учителя как важного фактора и условия развития его профессиональной компетентности.

Самообразование можно поделить на два вида, оперативное и перспективное.

Оперативное (то чем мы занимаемся очень часто, скорее, по необходимости). Самообразование учителя, как необходимое условие педагогической деятельности: это подготовка к уроку, подготовка к родительскому собранию, классному часу, разработка внеклассных мероприятий.

Перспективное (проблема, тема над которой работает учитель на протяжении определённого количества времени). Самообразование учителя как условие эффективности педагогической деятельности. Это глубокое и всестороннее изучение соответствующей науки, совершенствование педагогического мастерства, исследование, написание методических пособий.

Определим мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:

  • Ежедневная работа с информацией (готовясь к уроку, мероприятию, везде возникает необходимость новой информации)
  • Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не может из года в год работать по одному и тому же плану, сценарию. Должно появиться желание большего! Работа должна быть интересной и приносить удовольствие.
  • Стремительный рост современной науки, особенно педагогики и психологии. В эпоху автомобилей, чего же пользоваться телегой.
  • Изменения, происходящие в обществе. Эти изменения отражаются на учениках, формируют их мировоззрение и соответственно очень часто формируют образ учителя как «несовершенного человека».
  • Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику, классному руководителю.
  • Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают ли его «хорошим» или «плохим». «Плохим» учителем быть обидно.
  • Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, звания, награды. Это всё зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний – этого не добиться.
  • Интерес. Учиться просто интересно! Говорят врачу: «Исцелись сам!». Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать?!

Конкретное содержание и формы самообразования учителя зависят от многих аспектов: стажа, преподаваемого предмета, индивидуальных интересов, подготовленности учащихся, с которыми учитель работает, специфики образовательного учреждения.

Тема самообразования, над которой работает учитель, выбирается педагогом, согласовывается с руководителем методического объединения, фиксируется в планах работы методического объединения.

При анализе работы по самообразованию в школе используется разно уровневый подход. Педагогический коллектив условно можно разделить на три группы, которые отличаются уровнем владения педагогического мастерства.

1 группа – обладают высокими педагогическими способностями. Главные проводники новых технологий, разработчики диагностических материалов (50%)

2 группа – группа совершенствования педагогического мастерства (36%)

3 группа – группа становления педагогического мастерства. Её составляют молодые учителя или вновь начинающие работать педагоги (16%)

Конечно, педагоги, входящие в первую группу – это профессионалы, которые дают открытые уроки, публикуют материалы из опыта работы, участвуют в конкурсах, руководят ШМО и РМО. Естественно, что темы по самообразованию этой группы педагогов должны отличаться от тем педагогов, которые условно входят во вторую и третью группы. Анализ тем педагогов первой группы показывает, что иногда темы очень общие: «Актуализация процесса обучения», «Начальная школа XXI века», «Игровые технологии», «Компетентностный подход в обучении», «Информатизация образовательного пространства».

Учителя высшей категории, победители ПНПО уже должны выходить на иной уровень – уровень исследовательской, экспериментальной работы. Можно создавать временный научно-исследовательский коллектив или временную проблемную группу, в рамках которых определяется общая тема научно-методического поиска и тематика конкретных индивидуальных заданий для каждого участника.

Каждый руководитель ШМО имеет карту профессионального роста учителя, рассчитанный на 5 лет, которую заполняет в начале учебного года. В конце года каждый учитель анализирует, систематизирует свою деятельность, работая над заполнением диагностической карты учебного года.

Тема по самообразованию выбирается для работы в течении 3-5 лет.

1 этап – установочный,

2этап – обучающий,

3 этап – практический,

4 этап – теоретическое осмысление,

5 этап – итоговый контрольный.

Итогом работы по теме может стать творческий отчёт, обобщение опыта, программа, методическая разработка. Не стоит забывать о том, что с 2011 года аттестация обязательна для всех педагогов, поэтому выбирая тему по самообразованию необходимо подумать о том, что предстоит давать открытые уроки, творческий отчёт, показывать свою работу. Не надо делить: тема самообразования одна, а для аттестации – другая. Анализируя работу следует обратить внимание коллектива, что отсутствует:

  • Внеурочная деятельность (интерес к предмету),
  • Работа с одарёнными детьми,
  • Вопросы дифференцированного подхода,
  • Методы опроса и оценивания знаний,
  • Профильное, предпрофильное обучение.

Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, наблюдать, писать.

Составляющие процесса самообразования.

Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы и методы обучения

На уровне целостной системы:

  • Технологии развивающего обучения
  • ИКТ-технологии
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Игровые технологии
  • Технологии критического мышления
  • Личностно-ориентированное обучение

На уровне элементов системы, методы:

  • Проблемного изложения
  • Проектные
  • Исследовательские
  • Частично-поисковые

Совершенствовать свои знания в области классической и современной педагогики и психологии

  • Курсы ПК 100 %
  • Участие в семинарах, конференциях, заседаниях, пед.советах

Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности

  • Диагностика
  • Аттестация
  • Выступления по теме на семинарах, конференциях
  • Публикации
  • Участие в конкурсах профессионального мастерства

Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом работы

  • Взаимопесещение уроков
  • Открытые уроки
  • Заседание ШМО, РМО

Систематически интересоваться событиями современной жизни, повышать уровень своей эрудиции, культуры

  • Творческие встречи
  • Выставки
  • Посещение музея, театра

Участие в профессиональных сетевых сообществах

  • Общение с коллегами, обмен опытом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете "Личность педагога в современной школе", 2010

Доклад на педсовете "Личность педагога в современной школе" - О профессионализме учителя + презентация....

Доклад на педсовете "Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся", 2008

Доклад на педсовете "Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся"...

Доклад на педсовете "Педагогические приемы создания ситуации успеха ученика", 2010

Педагогические приемы создания ситуации успеха ученика ...

Доклад на педсовете «Пути совершенствования предпрофильной подготовки и профильного обучения в условиях модернизации»

Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, в содержании и организации образовательного процесс...

доклады к педсовету

ПедсоветТема «Компетентный учитель – компетентный ученик»Цель: актуализация развития профессиональной компетентности учителя.Задачи:Познакомиться с понятием «профессиональная компетентность», ви...

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...