Коррекция познавательной деятельности на уроках ремесла с глубоко умственно отсталыми детьми
методическая разработка (6 класс) на тему

 

В процессе трудового обучения дети должны освоить изготовление клеевых и сборных коробок, научиться в течение продолжительного времени выполнять определённую работу, у них необходимо сформировать организационные навыки производительного труда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

У детей с глубокими нарушениями интеллекта тотально недоразвита познавательная сфера личности: восприятие, внимание, память, речь, мышление. Эта особенность психической деятельности носит стойкий характер, так как является результатом органических поражений на разных этапах развития. Но необратимость этого явления не означает, что оно не поддается коррекции.

Особенностью обучения курса «Ремесло» является предметно-практическое обучение, которое соответствует уровню психических возможностей детей. При планировании учебного материала учитываются основные разделы, предусмотренные программой: работа с бумагой, работа с картоном, работа с ножницами, работа с клеем. На занятиях учащиеся выполняют практические работы по изготовлению различных простых изделий.

Задачи курса «Ремесло»

-формировать знания о видах материалов и инструментов;

-формировать навыки обращения с материалами, инструментами;

-формировать навыки выполнения технологических операций;

- прививать учащимся навыки самостоятельности;

-обучать доступным приемам труда;

-прививать интерес к труду;

-формировать организационные умения в труде;

- развивать речь, пополняя словарный запас специальными терминами;

- развивать мелкую моторику, глазомер в процессе практических работ;

- развивать пространственную ориентировку при подготовке к выполнению отдельной операции;

- развивать зрительную и слуховую память при освоении техники ПКД;

- развивать мышление;

- развивать внимание, используя учебный и игровой вид деятельности;

- развивать сенсорную сферу (восприятие цвета, формы, пространства, линии).

- развивать познавательную активность и художественный вкус;

- прививать бережное отношение к инструментам и материалам;

- приветствовать творческую фантазию и самостоятельность;

- воспитывать аккуратность, трудолюбие и уважительное отношение к своему труду

В процессе трудового обучения дети должны освоить изготовление клеевых и сборных коробок, научиться в течение продолжительного времени выполнять определённую работу, у них необходимо сформировать организационные навыки производительного труда.

 Дети учатся рассказывать о проделанной работе, объяснять допущенные ошибки, оценивать своё и чужое изделие.

Учащиеся    должны уметь:

- мастерить из бумаги предметы после показа способа действия;

- соединять углы и стороны, сглаживать пальчиком по линии сгиба;

- пользоваться орудиями труда;

- соблюдать последовательность в выполнении поделок из различных материалов после показа способа действия или речевой инструкции;

- понимать вопросы, которые необходимы для анализа образца;

- по напоминанию педагога следит за действием руки;

- по слову взрослого находить и показывать предмет, который необходим для выполнения поделки;

- мастерить поделки после совместных действий с педагогом;

- уметь сравнивать с образцом (такой, не такой).

Для детей с глубокой умственной отсталостью характерно поверхностное, глобальное восприятие. Они не анализируют воспринимаемый предмет, не сравнивают и не сопоставляют его с другими объектами. На своих уроках я использую готовые формы: конусы, стаканчики от мороженого, коробки, цилиндры от бумажных полотенец и прочее для изготовления поделок, моделей и игрушек.

На уроках туда активно развивается речь детей. И в короткой беседе о пройденном материале на основном уроке и в связи его с заданием нашего урока. И в ответах на вопросы при самостоятельной работе, касающихся инструкции (что ты делаешь, что будешь делать дальше?). И в анализе готовых работ (что и как мы сделали? нравится ли тебе твоя поделка?) А самое главное, и здесь даже не требуется помощи педагога, поделки изготовленные руками наших воспитанников сами стимулируют их на беседу или диалог: персонажи для настольного театра разговаривают голосами детей.

Содержание курса «Ремесло»

Работа с бумагой и картоном способствует развитию у детей координированной деятельности различных анализаторов, корригирует мелкую моторику пальцев рук и общее физическое недоразвитие.

  Работа с бумагой и картоном требует лишь незначительного мускульного напряжения, а поэтому доступна даже для самых слабых детей.

  Для работы необходимо иметь бумагу разных сортов: тонкую и толстую, проклеенную и не проклеенную, белую и цветную. Картон тоже должен быть нескольких сортов.

  Детям сообщаются элементарные сведения о бумаге и картоне, их назначении. Учитель предлагает найти в классе предметы, сделанные из бумаги и картона. Объясняет, что бумага и картон бывают разных сортов, демонстрирует коллекцию образцов бумаги и картона. Сообщает элементарные сведения о свойствах бумаги и картона: они легко обрабатываются – сгибаются, режутся, разрываются, прокалываются; их можно склеивать, сшивать, окрашивать; они очень легки, размокают в воде. Рассказ о свойствах бумаги и картона должен сопровождаться наглядным показом этих свойств.

  Обучение начинают с наиболее лёгких операций, не требующих применения инструментов. С этой целью проводятся упражнения с максимальным упрощением задания, не предусматривающие изготовление какого-либо изделия.

  Затем переходят к тем операциям, при которых надо пользоваться инструментами (гладилкой, ножом, ножницами, щёткой или кистью для намазывания клеем, шаблонами). Особое внимание следует обратить на правильную хватку инструментов, с тем, чтобы в дальнейшем не пришлось переучивать учащихся.

  На всех этапах трудовой деятельности осуществляется развитие устной речи учащихся. Дети  учатся рассказывать о проделанной работе, объяснять допущенные ошибки, оценивать своё и чужое изделие.

    Обучение картонажному делу должно быть построено таким образом, чтобы обучающиеся могли выполнять работу как бригадным способом, так и самостоятельно от начала, до конца.

Обучение глубоко умственно отсталых детей является сложным и специфическим периодом. У них затруднено принятие и понимание задачи.      В ее решении их затрудняет не только овладение отдельными действиями и звеньями задачи, сколько установление связей и отношений между ними. Они не могут организовывать свою деятельность, не используют образца. У них отсутствуют и с трудом формируются основные навыки и приемы систематической умственной деятельности: различения и идентификации, им не доступен осознанный выбор адекватного способа действия, перенос усвоенного приема и т. д. Даже имеющимися у них  элементарными знаниями они не умеют пользоваться в практической деятельности.

Цели и задачи:

- развитие зрительных, слуховых, осязательных восприятий, тактильных ощущений;

- координация работы анализаторов;

- развитие пространственной ориентации, ручной умелости, наглядного мышления;

- формирование умений и навыков работы с инструментами;

- воспитание аккуратности, умения убирать за собой рабочее место;

- формирование ориентироваться в задании: анализировать объект, условия работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Коррекция психопатических форм поведения у детей с глубокой умственной отсталостью на уроках-занятиях коммуникативной стимуляции».

Статья написана на основании материалов М.С.Певзнер и Т.А. Власовой, а так же на основании опыта работы в специальной коррекционной школе VIII вида.Здесь описаны особенности поведения детей-психопатов...

Коррекция познавательной деятельности на уроках трудового обучения.

Новые направления трудового обучения умственно отсталых детей....

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ И ОПЫТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

Рабочая программа курса "Экспериментальная и опытная деятельность на уроках изобразительного искусства с умственно отсталыми детьми младшего возраста" предназначена для  обучения умственно отстал...

«Коррекция познавательной деятельности на основе ознакомления с окружающим у детей с умственной отсталостью». (4-5 класс)

laquo;Коррекция познавательной деятельности на основе ознакомления с окружающим у детей с умственной отсталостью»....

Активизация познавательной деятельности глубоко умственно отсталых детей на уроках ремесла.

Работа с бумагой и картоном способствует развитию у детей координированной деятельности различных анализаторов, корригирует мелкую моторику пальцев рук и общее физическое недоразвитие....

Индивидуальный и дифференцированный подход как условие для формирования и развития познавательной активности на уроках математики при обучении умственно отсталых школьников

В работе раскрыт вопрос о индивидуально-дифференцированном подходе обучающихся с умственной отталостью, предполагающий возможность индивидуализации обученя в условиях одного класса на уроках математик...

Индивидуальный и дифференцированный подход как условие для формирования и развития познавательной активности на уроках математики при обучении умственно отсталых школьников

В работе раскрыт вопрос о индивидуально-дифференцированном подходе обучающихся с умственной отталостью, предполагающий возможность индивидуализации обучения в условиях одного класса на уроках математи...