Роль школьного музея в воспитательном процессе
статья по теме

Аминина Наталья Владимировна

Материал содержит два текста выступления на МО учителей истории о музейной педагогике

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие интеллектуальных возможностей учащихся

на базе школьного музея

Значительная роль музеев в образовании и воспитании учащихся ни  у кого не вызывает сомнений. Разработаны и успешно реализуются многочисленные формы включения музеев в образовательный процесс: экскурсии, уроки в стенах музея, конференции, круглые столы.

Исключительная особенность школьного музея состоит в том, что созданный и действующий в образовательном пространстве школы, он, прежде всего, должен реализовывать задачи обучения школьников, получения и накопления ими новых знаний, служить развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Школьный музей создает условия для применения активных форм обучения, реализации деятельного подхода к усвоению новых знаний. Учащиеся из пассивных объектов обучения превращаются в настоящих коллег учителя в процессе познания, что служит дополнительной мотивацией к учебе. Активность, самостоятельность в учебной и воспитательной работе – такие качества формируются у школьников в процессе обучения при использовании методов музейной педагогики. Особенность школьного музея заключается в том, что образовательно-воспитательная функция практически реализуется на всех направлениях его деятельности, так как учащиеся сами собирают, изучают, экспонируют и  пропагандируют музейные материалы, постоянно знакомятся с ними в процессе внеурочных и учебных занятий.

Музей «Родная старина» нашей школы имеет историко-этнографическую направленность и насчитывает более 2000 экспонатов, что дает возможность рационально использовать его в учебном процессе и воспитательной работе.

Особую роль деятельность школьного музея играет в таком сложном направлении педагогической деятельности, как работа с одаренными детьми. Учащиеся, проявляющие повышенный интерес к предмету, становятся помощниками учителя в организации музейной деятельности, формируют актив музея. Работа в школьном музее способствует развитию их познавательной активности, углублению знаний по предмету, всестороннему развитию личности. Такие учащиеся успешно участвуют и побеждают в предметных олимпиадах и конкурсах различного уровня, поступают в ВУЗы.

Основную часть работы выполняет актив. Он постоянно пополняется новыми учащимися.

Актив изучает литературно-исторические и другие источники соответствующей профилю музея тематики; систематически пополняет фонды музея, обеспечивает сохранность музейных предметов, организует их учет в инвентарной книге музея; создает и обновляет экспозиции, стационарные и передвижные выставки, проводит экскурсионно-лекторскую работу; оказывает содействие в использовании экспозиции и фондов музея в учебно-воспитательном процессе. На сегодняшний день актив музея полностью обновился и включает в себя учащихся 6 «А» и 8 «Б» классов. Актив постоянно повышает свой профессиональный уровень. В рамках дополнительного образования учащимися реализуется программа «Этнография», которая позволяет с одной стороны наглядно продемонстрировать многие аспекты музейной работы, а с другой стороны способствует интеллектуальному развитию подростков.

В основу реализации программы развития музея положен проектный метод организации работы (разработка и создание временной выставки и разработка и проведение экскурсии). Такой метод позволяет школьникам актуализировать теоретические знания, полученные на занятиях.

Учащиеся активно включаются в исследовательскую деятельность и определяют свои интересы внутри изучаемого курса (фондовая, поисковая, экспозиционная, экскурсионная, художественно-оформительская работа). Результатом большой работы в данном направлении являются авторские экскурсии по улицам города, стационарным и временным выставкам.

Успешность данного метода доказывают высокие результаты наших учащихся в различных смотрах и конкурсах:

Фролова Дарья - 2 место в районном конкурсе «Юный экскурсовод» с экскурсией по ул. Б.Покровская;

Мамин Роман – 1 место в районном, 2 место в городском смотре временных выставок с экскурсией по временной выставке «Гончарное производство в Нижегородской области»;

Гущина Екатерина – 1 место в районном, 2 место в городском конкурсе поисковых групп «Выдающиеся нижегородцы – наши современники».

Еще одним из направлений деятельности музея в образовательном процессе школы является научно-исследовательская деятельность школьников.

Школьный музей выступает организационной и предметной базой этой работы. Участие в конференциях НОУ формирует у учащихся навыки публичных научных выступлений, участия в дискуссиях и умения аргументировано и доказательно выражать свое мнение перед оппонентами.

Знания и практические навыки, полученные учащимися, расширяют их кругозор, обогащают внутренний мир и способствуют развитию культурного уровня.

На слайде представлены достижения наших учащихся в конкурсе «Моя семья в истории страны», проводимом в рамках НОУ.

Еще один метод вовлечения школьного музея в образовательный процесс современной школы – это ролевые игры и костюмированные спектакли. Такие формы обучения способствуют развитию творческого потенциала каждого ребенка, формируют у него навыки общения и взаимодействия в коллективе.



Предварительный просмотр:

«Роль школьного музея в образовательном пространстве школы»

Аминина Наталья Владимировна,

МОУ СОШ №33 с углубленным изучением отдельных предметов г. Нижний Новгород,

Заместитель директора по ВР, учитель истории высшей категории

Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества.

Д.С.Лихачёв

Педагогическая цель любого музея – формирование эмоционально – личностного отношения школьников к ценностям культурного наследия, постижение мира культуры посредством знакомства с подлинниками всего того, что определяет понятие «культура».

        

В системе воспитательной работы миссия музея – быть активно действующим звеном в деле формирования личности. Социально-значимая деятельность музея сплачивает и детей, и взрослых, придавая образовательному и воспитательному процессу совершенно новые качества. Музей формирует чувство причастности и уважения к прошлому.

Воспитательная функция музея в том, что он создает особую образовательную среду для формирования у учащихся целостного отношения к культурно-историческому наследию. Музей представляет собой культурно-исторический феномен, ценностно-ориентирующий ребенка в исторической действительности. Музей в силу своих специфических возможностей способен дать ему эмоционально-оценочные знания о культурно-историческом прошлом, преобразовав их в систему ценностных отношений. Образование в музее, в отличие от школы, происходит в особой, эстетически значимой, предметно-пространственной среде, где ребёнок ощущает свою сопричастность к былому.

Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, поскольку этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и учащиеся под руководством взрослых.

Одним из основных видов образовательной и воспитательной деятельности музеев является экскурсия. Именно экскурсия создает благоприятные условия для усвоения информации, которая заложена в экспонатах музея. Экскурсия — коллективный осмотр музея, временной  выставки, по определенному маршруту под руководством экскурсовода, вследствие которого группу людей связывает особая психологическая атмосфера, вызванная общностью переживаемых эмоций.

Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В школьных музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации. Во время музейных экскурсии очень часто используется метод чувственного восприятия.

Включение в деятельность активных форм работы приводит к тому, что школьники проявляют интерес к проводимым мероприятия в музее, с большим удовольствием посещают музейные занятия. У детей формируется уважительное отношение к музеям, появляется желание посещать музеи во время туристических поездок, походов. На экскурсиях в музее школьники становятся более внимательными, сосредоточенными.

История музея нашей школы насчитывает более 30 лет. За этот период накоплен богатый материал и опыт музейной работы. Музей «Родная старина» нашей школы имеет историко-этнографическую направленность, что дает возможность рационально использовать его в учебном процессе и воспитательной работе. Экспозиция музея составляет более 2000 экспонатов в разделах «Русская изба - хоромина», «Всероссийская художественно-промышленная выставка 1896г.», «Мещанская комната начала XX века», «Русский труженик - солдат».

В музейную деятельность вовлечена вся школа, но основную часть работы выполняет актив. Он постоянно пополняется новыми учащимися.

Актив изучает литературно-исторические и другие источники соответствующей профилю музея тематики; систематически пополняет фонды музея, обеспечивает сохранность музейных предметов, организует их учет в инвентарной книге музея; создает и обновляет экспозиции, стационарные и передвижные выставки, проводит экскурсионно-лекторскую работу; оказывает содействие в использовании экспозиции и фондов музея в учебно-воспитательном процессе. В настоящее время в Совете музея занимаются  учащиеся 6-11 классов в возрасте от 12—16 лет. В целях лучшей организации работы постоянного актива в музее созданы отделы. Для учащихся этих отделов проводятся занятия «узкого профиля» (экскурсоводов, экспозиционеров, поисковых групп и проч.). В музейном пространстве проходят вечера, встречи с интересными людьми, диспуты, концерты.

Актив постоянно повышает свой профессиональный уровень. В рамках дополнительного образования на базе музея реализуется программа «Этнография», которая позволяет с одной стороны наглядно продемонстрировать многие аспекты музейной работы, а с другой стороны способствует интеллектуальному развитию подростков.

Деятельность музея в образовательном пространстве школы заключается в сочетании традиционных технологий и музейной педагогики сотрудничества, в тесном взаимодействии Совета музея и социума, в создании разновозрастных и разноуровневых групп детей.

В школьном музее учащиеся активно проводят поисковую и исследовательскую работу, разрабатывают проекты: краткосрочные - «История одной вещи», среднесрочные - «История улицы», «Моя родословная», долгосрочные - «Летопись родного края», «Великие нижегородцы». Музей активно участвует в издательской деятельности школы, издает собственные буклеты, брошюры, методические материалы для классных часов и занятий по краеведению. В настоящее время разрабатывается каталог музея.

Приобретение в ходе музейной работы знаний и умений оказывается полезным и нужным, какую бы профессию в будущем не избрали школьники. Ведущая идея такой организации  воспитания состоит в том, что в центре нее находится личность учащегося, готовая включиться и внести свой индивидуальный вклад в развитие общества.

Благодаря тому, что дети вовлечены в социально-инициативную деятельность, происходит личностный рост подростка, осознание своих возможностей и способностей, углубление сферы эмоциональных переживаний. Ребенок, получая признание и осознавая возможность самореализации в одном или нескольких видах социальной деятельности, участвуя в различных акциях, стремится к достижению подобного успеха в любой другой ситуации. Приобретенный социальный опыт в районных и городских конкурсах, активизирует стремление подростков участвовать в соуправлении, школьных и районных научно-практических конференциях школьников, в совместной деятельности с другими детскими и молодежными общественными организациям. В условиях погружения в непрерывный творческий процесс, каждый ребенок имеет возможность пройти путь от простого любопытства и случайного интереса до  потребности в социально-значимой деятельности. Эта деятельность позволяет добиваться поставленных целей в рамках гражданского воспитания и   формировать активную жизненную позицию школьников.

В основу реализации программы развития музея положен проектный метод организации работы (разработка и создание временной выставки и разработка и проведение экскурсии). Такой метод позволяет школьникам актуализировать теоретические знания, полученные на занятиях.

Учащиеся активно включаются в исследовательскую деятельность и определяют свои интересы внутри изучаемого курса (фондовая, поисковая, экспозиционная, экскурсионная, художественно-оформительская работа). Результатом большой работы в данном направлении являются авторские экскурсии по улицам города, стационарным и временным выставкам.

Успешность данного метода доказывают высокие результаты наших учащихся в различных смотрах и конкурсах:

Фролова Дарья - 2 место в районном конкурсе «Юный экскурсовод» с экскурсией по ул. Б.Покровская в 2013/14 уч. году;

Гущина Екатерина – 1 место в районном, 2 место в городском конкурсе поисковых групп «Выдающиеся нижегородцы – наши современники» в 2013/14 уч. году;

Мамин Роман – 1 место в районном, 2 место в городском смотре временных выставок с экскурсией по временной выставке «Гончарное производство в Нижегородской области» в 2013/14 уч. году;

Казиев Михаил, Морозов Антон – 1 место в районном, 1 место в городском смотре временных выставок с экскурсией по временной выставке «Технические средства обучения» в 2013/14 уч. году.

Еще одним из направлений деятельности музея в образовательном процессе школы является научно-исследовательская деятельность школьников.

Школьный музей выступает организационной и предметной базой этой работы. Участие в конференциях НОУ формирует у учащихся навыки публичных научных выступлений, участия в дискуссиях и умения аргументировано и доказательно выражать свое мнение перед оппонентами.

Знания и практические навыки, полученные учащимися, расширяют их кругозор, обогащают внутренний мир и способствуют развитию культурного уровня.

На слайде представлены достижения наших учащихся в конкурсе «Моя семья в истории страны», проводимом в рамках НОУ.

Еще один метод вовлечения школьного музея в образовательный процесс современной школы – это ролевые игры и костюмированные спектакли. Такие формы обучения способствуют развитию творческого потенциала каждого ребенка, формируют у него навыки общения и взаимодействия в коллективе.

Таким образом, музей сегодня рассматривается как одно из важнейших средств образования, выполняет функции дополнительного образования и осуществляет их в специфической форме - символическом акте встречи прошлого и настоящего, в диалоге музея и школьника, обладающего правом выбора и интерпретации увиденного и услышанного.