"Формирование читательской культуры современных детей и подростков"
статья по теме

Скворцова Маргарита Викторовна

Материал статьи раскрывает пути формирования читательской культуры современных школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование читательской культуры современных детей и подростков.

В современном обществе, перенасыщенном информационными технологиями (Интернет, социальные сети, виртуальное пространство в компьютерах, планшетах, айфонах), наблюдается резкое снижение интереса к  чтению книг. Кроме того, изучение предмета «Литература» с предлагаемыми текстами оказалось оторванным от реальных интересов детей и подростков. Произведения классической литературы оказываются невостребованными. Отсюда низкий уровень читательского восприятия, речевой грамотности, коммуникативной культуры.

Бесспорно, чтение художественной литературы развивает творческое воображение, будит чувства и мысли, призывает к сопереживанию, задаёт жизненные ориентиры, формирует незыблемые ценности, обогащает речь и воспитывает чувство языка. Изучая литературу, современный школьник изучает жизнь, изображенную в ней, получая ответы на различные возникающие вопросы. Однако не у всех вообще возникают какие-либо жизненные вопросы. К сожалению, все чаще детей ничего, кроме игр в виртуальном пространстве, вообще не интересует.

Выдающиеся педагоги прошлого считали литературу великим учебником жизни. Они развивали у читателей способность соизмерять свой внутренний мир с духовным миром персонажей, черпать у них жизнестойкость, находить в них поддержку в решении своих проблем. Эта задача в наши дни чрезвычайно осложнилась, у детей появляются ложные ценности, уводящие от реальности и социальных задач в мир монстров, магов, мутантов  и другой нечисти, размывающей понятия добра и зла, заставляющей ребенка верить в какие-то «потусторонние» силы, а не в свои собственные. 

Будущее поколение постепенно утрачивает веру в силу слова, веру в значимость художественной литературы для формирования личности. Недостаточно широкий кругозор, бедность словарного запаса в целом нарушает прежде всего коммуникативное функционирование личности в обществе.

Коммуникативная функция литературы способствует духовному росту личности, самосовершенствованию человека, адаптации человека в социуме. Работая на уроках с художественным текстом, в первую очередь мы работаем со словом. Чтобы привлечь молодежь к изучению литературы, к прочтению, на их взгляд, утратившее актуальность, скучное произведение какого-либо автора прошлых веков, приходится проводит аналогии с современной жизнью. К примеру, любимый диван Обломова, «заменяем» любимым компьютерным креслом какого-нибудь Пети Иванова и при обсуждении ситуации понимаем, что разницы между этими предметами мебели в сущности нет никакой, результат один: размякшая, несостоятельная, инертная персона. Таким образом мы пополняем и словарный запас, и формируем понимание значимости вещей для человека и для общества в целом.

Перед учителем литературы стоит сложная и ответственная задача – воспитание многогранной личности, способной жить в быстро меняющемся мире. Влияние литературы в целом, и чтения, в частности, на формирование личности школьника является неоспоримым фактом. Однако чтение серьёзных книг перестало быть кодом образованности и интеллигентности. Информированность для современного человека часто важнее глубоких знаний, навыков анализа, способности к сопереживанию.

Итак, цель литературного образования – постижение сущности художественного произведения как вида искусства, формирование культуры читательского восприятия.

Какие же методы и приёмы, служащие повышению литературного образования, используются на уроках литературы? Большинство из них традиционны, но существенным отличием современного урока стало то, что используются они в сочетании с ИКТ, которые позволяют осуществить различные подходы к изучению текста.

Чтобы воспитать грамотного читателя, необходимо научить его технике комплексного анализа художественного произведения, а также стимулировать развитие образного мышления и воображения. Вот некоторые способы, которые обеспечивают достижение этой цели.

1. Эмоциональное восприятие текста. Это самый важный этап при работе с текстом. Необходимо зафиксировать первичное восприятие, чтобы впоследствии соотнести его с новым пониманием произведения, которое появится после его анализа.

2. Структурно-содержательный анализ текста. Художественное произведение – многослойная система. Текст – только первый знаковый уровень, порождающий виртуально-предметный, мифологический и другие.

3. Проблемные вопросы, которые выходят за рамки анализа содержания и связаны с личным опытом школьника, затрагивает его мировоззрение. При постановке таких вопросов нельзя ожидать однозначных ответов, а потому выработать единственно верную точку зрения часто бывает невозможно.

4. Вопросы культурологического характера.

Если ребёнок способен вступить в диалог с текстом и его творцом, как носителем идеи, то становится соавтором. Чтение – это труд и творчество. Знание нельзя давать в готовой форме. Только при соблюдении этого условия чтение развивает личность, работает на формирование читательской культуры.

Важным элементом урока являются ролевые игры: «я – читатель, писатель, критик, экскурсовод»…

Ролевая игра «Я – критик» направлена на анализ произведения. Здесь можно взять интервью у писателя или литературного героя, создать алгоритм анализа текста, организовать дискуссию критиков по одному и тому же произведению. Можно за круглый стол пригласить писателей, которые создали произведения на одну и ту же тему, и поговорить о жизненных уроках, которые вынесли они из детства. Такой разговор возможен лишь тогда, когда обе повести с одноимённым названием будут прочитаны.

Ролевая игра «я – писатель» направлена на овладение навыками написания сочинения. Нелюбовь к одной из самых сложных форм работы могут помочь преодолеть творческие задания малого объёма, например, анонсировать книгу.

Ролевая игра «я – экскурсовод», конечно, самая востребованная. Учащиеся активно привлекают ИКТ, отбирают текстовый материал.

На формирование читательских компетенций работают такие формы уроков: урок - путешествие, пресс-конференция, дискуссия, литературная игра.

Самое интересное, что, работая на уроках литературы со словом, и на уроках русского языка становится легче. Ребята стремятся обратиться непосредственно к художественному слову. При изучении темы «Антонимы» для построения антитезы пытаемся вспомнить строки из стихов и песен: «Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лёд и пламень…» «Вы – свет, а я похож на тьму, Вы веселы, а я печален, Вы параллельны ко всему, А я, напротив, вертикален» Образуя из антонимов пары опять-таки обратились к художественной литературе. Антоним к слову ум: вспомните Грибоедова «Горе от ума». В чём смятение героя? «Ум с сердцем не в ладу». А ведь это очень актуально для молодого поколения: Ах, как непросто быть мужчиной в нашем веке, Быть – лучшим, победителем, стеной, Надежным другом, милым чутким человеком, Стратегом между миром, меж войной. Быть сильным, но... покорным, мудрым, очень нежным, Богатым быть, и ... денег не жалеть. Быть стройным, элегантным и ... небрежным. Все знать, все успевать и все уметь. А приводя пример односоставных предложений, в памяти сразу возникают блоковские строки: «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.» Очень приятно наблюдать, как порой молодежь откладывает свои мобильные телефоны и обращается к живому тексту, а не к интерпретации блоггеров. Тогда и в глазах появляется огонёк: я смогу найти ответ, я сделаю, у меня есть мнение, я хочу, чтоб меня выслушали.

Подводя итог сказанному, хочется отметить, что школа слова – это, прежде всего школа – мысли. В бессмертном памятнике русской культуры «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля даны четыре определения слова:

1 – исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои; дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками; словесная речь.

2 – сочетанье звуков, составляющих одно целое, которое, по себе, означает предмет или понятие; реченье;

3 – разговор, беседа;

4 – речь, проповедь; сказание.

Приведенные в словаре значения могут выступать в нераздельном единстве (так, например, в текстах Ахматовой, Гумилева, Мандельштама). Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает молодое поколение к духовному опыту человечества, развивает его умственные способности. Проблемы, связанные с необходимостью возрождения интереса к чтению, выходят на одно из первых мест потому, что становится очевидным факт разрыва связей между поколениями. А человеку необходимо «помнить» свое кровное родство с природой, с родной землей, языком и дорожить, несмотря на натиск повседневности, тем, что получил в наследство. Об этом всегда говорили такие выдающиеся деятели культуры, как Д.С. Лихачев, В.Г. Распутин и другие. Природа и язык дают человеку то, без чего трудно представить национальный характер и с чего начинается духовность: «Русский язык, отечественная словесность и отечественная история – когда бы оберечься этим триединством в их нераздельности, да еще с молитвой, – встали бы мы на путь спасения», – призывал В.Г. Распутин.

Все эти методы и формы направлены на активное сотворчество, а также на осознание литературного произведения как единой художественной системы. Важно помнить, что в центре любого урока – текст, а все действия, которые разворачиваются вокруг него, направлены на его понимание. Критерием же адекватного понимания произведения становится соответствие трактовки текста его устройству, а также соотношение между организацией текста и структурой изображённого мира.

Формирование читательской культуры – процесс длительный, но увлекательный. Цель достигнута тогда, когда чтение становится процессом сотворчества, когда читатель владеет навыками анализа художественного текста, обладает самостоятельностью суждений. Каждый учитель должен быть терпелив, последователен, требователен и гибок, иначе все его усилия не приведут к положительному результату.

Чтение остается одним из способов интеллектуального развития личности  ребенка.  Только оно  дает  возможность  школьнику  более глубоко и  точно  понимать окружающий мир, находить свое место в нем и делать свою жизнь духовно богатой.

Литература должна быть в центре общественной жизни, и тогда у ученика появится потребность читать. Современное культурное сообщество делает определённые шаги в этом направлении. В последние годы появились новые телепостановки классики, в большом количестве выходят аудиокниги, теле- и радиопрограммы предлагают различные передачи, посвященные художественной книге, в эфире обсуждаются литературные новинки, авторитетное мнение высказывают критики и писатели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект «Чем люди живы?» (формирование культуры толерантности детей и подростков средствами театральной деятельности)

В поисках эффективных средстввоспитания толерантности у детей и молодежи обусловлен актуальностью данной социально-педагогической проблемы. В настоящее время акцентируется внимание на формировании тол...

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Научно-теоретическое обоснование путейсовершенствования управления физкультурно-спортивной работы с детьми имолодежью на основе использования инновационных форм этой работы....

Проблемы информированности специалистов в области физического воспитания в вопросах формирования физической культуры личности детей и подростков

Проблемы информированности специалистов в области физического воспитания в вопросах формирования физической культуры личности детей и подростков...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Читательский клуб: современная литература для подростка" для учащихся 6-7 кл.

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Читательский клуб: современная литература для подростка" для учащихся 6-7 кл.- пояснительная записка- планируемые личностные, метапредметные и п...

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Для последних десятилетий характерно осознаниеучеными и специалистами двух важных факторов, касающихся управленияфизкультурно-спортивной деятельностью и ее значение для детей имолодежи.С одной стороны...

Проблемы информированности специалистов в области физического воспитания в вопросах формирования физической культуры личности детей и подростков.

Проблемы информированности специалистов в области физического воспитания в вопросах формирования физической культуры личности детей и подростков....