Игровые приемы, используемые при формировании лексико - грамматического строя речи у детей.
консультация по теме

Бабанина Нина Алексеевна

Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в это время закладывается фундамент для любых специальных знаний, умений, отношения ребенка к окружающему миру.

«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания» - эти слова принадлежат русскому педагогу Н. К. Крупской.

. Игра создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений. Игровой метод дает наибольший эффект при умелом Сочетании игры и учения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsii.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые приемы, используемые при формировании лексико - грамматического строя речи у детей.

Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в это время закладывается фундамент для любых специальных знаний, умений, отношения ребенка к окружающему миру.

«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания» - эти слова принадлежат русскому педагогу Н. К. Крупской.

Не может быть здорового развития без деятельной, интересной жизни. Такую деятельную жизнь ребенок ведет в игре, свободной, создаваемой им самим, или в играх с правилами.

Игра - единственная форма деятельности ребенка, которая во всех случаях отвечает его организации. Никогда она не предъявляет ему требований, которые он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него некоторого напряжения сил, связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость - залог здоровья.

Игра возникает у ребенка не самопроизвольно. Для ее возникновения нужен целый ряд условий, наличие впечатлений от окружающего мира, наличие игрушек, общение со взрослым, в котором игровые ситуации занимают значительное место.

Вот почему проблема детской игры является актуальной в настоящее время.

Игра занимает значительное место в жизни детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений. Игровой метод дает наибольший эффект при умелом Сочетании игры и учения.

Развитие ребенка в игре происходит, прежде всего, за счет разнообразной направленности ее содержания. Есть игры, прямо нацеленные

  • на физическое воспитание (подвижные),
  • эстетическое (музыкальные),
  • умственное (дидактические и сюжетные).
  • Многие из них в то же время способствуют нравственному воспитанию (сюжетно-ролевые, игры - драматизации, подвижные и др.).
  • Особым видом игровой деятельности детей является дидактическая игра.
  • По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.
  • 1).Предметные игры - это игры с народной дидактической игрой (деревянные конусы из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки, грибки и др.), мозаикой, различными природными материалами (листья, семена и т. д.). Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.
  • 2).Настольно-печатные - направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.)- парные картинки, лото, домино, разрезные картинки и складные кубики.
  • 3).Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Обязательным компонентом игры являются и ее правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом.

Основная цель правил игры - организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной. «Чем правила жестче, тем игра становится напряженнее, острее...» Л.С.Выготский. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.

Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируют корректность, доброжелательность, выдержку.

Для детей - дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.

Однако недостатки звукопроизношения, недостаточно четкое восприятие звукового образа слов, ограниченность словаря, полное или частичное отсутствие грамматических форм, а также изменения темпа речи, ее плавности - все это, в разной степени влияет на их игровую деятельность, порождает у них и особенности поведения в игре.

При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.

Однако у некоторых детей при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетика, лексика, грамматика. Это нарушение впервые было установлено Р.Е. Левиной и определено как общее недоразвитие речи. У всех детей с ОНР всегда отличается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.

Среди лексических ошибок выделяются следующие:

а)        замена названия части предмета названием целого предмета (циферблат - «часы», донышко - «чайник»);

б)        подмена названий профессий названиями действий (балерина - «тетя танцует», певец - «дядя поет»);

в)        замена видовых понятий родовыми и наоборот (воробей - «птичка», деревья - «елочки»);

г)        взаимоотношение признаков (высокий, широкий, длинный - «большой», короткий - «маленький»).

В свободных высказываниях дети мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способы действий.

Многие дети допускают ошибки в словообразовании (столик - «столенок», вазочка - «вазка»).

Большое число ошибок приходится на образование относительных прилагательных со значением соотнесенности с продуктами питания, материалами, растениями и т.д. («пуховный», «пухный» - платок, «клюкин», «клюкный», «клюконный» - кисель...)

Среди ошибок грамматического оформления речи наиболее специфичны следующие:

а)        неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже («Книги лежат на большими столах»).

б)        неправильное согласование численных с существительными («три медведем», «двух карандаши»).

в)        ошибки в использовании предлогов - пропуски, замены, недоговаривания («Ездили магазин мамой и братиком», «мяч упал из полки»).

г)        ошибки в употреблении падежных форм множественного числа («Летом я был деревне у бабушки», «Там речка, много деревов, гуси»).

Фонетическое оформление речи у детей с речевыми нарушениями значительно отстает от возрастной нормы; наблюдаются все виды нарушений звукопроизношения.

Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушения слоговой структуры в наиболее трудных словах («Гинасты выступают в цирке»).

Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе, без помощи логопеда.

Совокупность выше перечисленных пробелов в фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом строе речи ребенка служит серьезным препятствием для овладения им программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.

Таким образом, можно сформулировать основные задачи коррекции речи по преодолению лексико-грамматического недоразвития.

  1. Образование множественного числа существительных.
  2. Образование новых форм слова.
  3. Правильное образование трудных форм повелительного наклонения глаголов.
  4. Образование относительных и притяжательных прилагательных.
  1. Согласование   существительных   с   прилагательными,   числительными   и местоимениями.
  2. Согласование слов в предложении с использованием предлогов.
  3. Развитие умения грамматически правильно строить предложения (простые, сложносочиненные, сложноподчиненные).
  4. Формирование навыков связной речи.

Выделяют 2 этапа работы по преодолению лексико-грамматического недоразвития.

I. Работа над словом.

И. Работа над предложением.

Работа с именами существительными осуществляется по нескольким направлениям:

Изменение существительных по числам, по падежам:

Игры: «Что спрятано», «Парные картинки», «Что нужно кукле», «Кому что нужно», «Кто, чем защищается», «Лото». Изменение имен существительных по рода: Игры: «Один, одна, одно», «Мой, моя, мое». Формирование обобщающих понятий:

Игры: «Что это», «Игра в загадки», «Обобщения», «Чьи детки», «Рыбы, звери, птицы», «Сложи животное», «Угадай, что это».

  • Например, игра «Урожай». Цель:
  • Обобщить знания по темам «Овощи», «Фрукты», «Ягоды».
  • Развивать словарь и понимание обращенной речи.

•        Закреплять лексику по вышеуказанным темам и дифференцировать данные понятия.

Словообразование.

При словообразовании имен существительных используются игры: «Назови ласково», «Что для чего», «Кто у кого», «Назвать животных парами», «Игра с мячом», «Папа, мама, детеныш», «2 брата ИК и ИЩ», «Назвать профессии».

        Например, игра «Барсук-почтальон».

Цель: формировать навыки употребления имён существительных в родительном и дательном падежах.

При словообразовании имен прилагательных; используются игры типа «Чьи хвосты?», «Правильно назови листья», «Что из чего сделано», «Составь картинку из разрезных частей».

        Например, игра «КАРЛСОН В ГОСТЯХ У МАЛЫША».

Цель:

  • формировать и развивать навыки образования относительных прилагательных от существительных.
  • учить измерению образовательных прилагательных по родам

Закрепляя понятия «цвет», «форма», «размер», «вкус», дети учатся согласовывать имена прилагательные с существительными в роде, числе и падеже. Игры: «Опиши овощи и фрукты», «Опиши животное», «Угадай, какой фрукт», «Что такого же цвета».

Также проводится работа над словообразованием глаголов. Педагог учит детей дифференцировать глаголы совершенного (что сделать?) и несовершенного (что делать?) видов. Например: застегнуть - застегивать, умыть - умывать, заталкивать -затолкнуть. Педагог учит детей дифференцировать глаголы с приставками в, вы, под, от, при, у, пере, за, на, вы. Например: входит - выходит, влетает - вылетает, t V въезжает - выезжает; прибегает - убегает, приезжает - уезжает, прилетает - улетает, приходит - уходит; подходит - отходит; закрывает - открывает; наливает -выливает, насыпает - высыпает.

При словообразовании глаголов используются игры «Кто как голос подает?», «Кто как ест?» (Кошка - лакает, собака - грызет, корова - жует, курица - клюет), «Кто как передвигается?».

Для . согласования числительных с именами существительными и прилагательными можно использовать игры «Один - много», «Сколько предметов», «Волшебный мешочек».

Наречия. Игры «Я - мы», «Холодно - жарко», «Когда это бывает?», «Что справа?», «Найди игрушку», «Куда пойдешь?».

Параллельно проводится работа над предлогами и местоимениями. Например, игры «Домик» и «Найди флажок».

II. Работа над предложением.

В работе над простым предложением основной акцент необходимо делать на составление предложений и определение количества слов. Предложение составляется с опорой на картинку и дается его схема. Далее считается количество слов в предложении, ставятся вопросы к каждому слов: «Кто?», «Что делает?». Игры: «Какая полоска нужна?», «Какое слово по порядку?», «Чего не хватает», «Составь предложение по картинке». В ходе игр закрепляются понятия «начало, конец предложения», «первое, последнее слово».

С целью распространения предложений используются игры «Чья вещь», «Чей хвост», «Чем», «Угадай».

При работе над предложением дается понятие предлога. Предлог - это маленькое, но самостоятельное слово, и замена одного предлога другим меняет смысл предложения.

Игры: «Спрячь предмет», «Когда это бывает», «Найди такое дерево», «Ключи» (предлоги за, в, с, у, на), «У кого?» (У кого рога? У кого длинные уши? У кого быстрые ноги? У кого острые когти? У кого большие зеленые глаза и длинные усы? У кого длинный пушистый хвост?).   Вводятся сказочные персонажи.

Например, игра «Цветочная сказка»

Цель:

  • формировать умения употреблять предлоги   на, под, в, за, к, от, с, из-за, из-под;
  • развивать ориентацию в пространстве;
  • закреплять названия основных и оттеночных цветов, садовых, луговых, полевых цветов и насекомых.

При работе над сложным предложением ставятся цели:

правильно составлять предложение с опорой на наглядный материал или действие;

вводить противопоставление, обращать внимание на причинно-следственные связи.

Игры: «Кто у кого», «Закончи предложение», «Магазин». «Почемучка», «Мяч и Петя», «Малыши», «Про Потому и Почему».

Следует отметить, что все навыки развития лексико-грамматического строя речи необходимо отрабатывать в игре, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. Включение различных видов игр и игровых ситуаций в процессе обучения способствует успешной коррекции по преодолению лексико-грамматического недоразвития у детей с ОНР. Использование предложенной серии игр и упражнений в коррекционной работе показывает эффективные результаты по формированию лексико-грамматического строя речи.

Игровые приёмы автоматизации звуков.

Автоматизация звуков в слогах.

  • Каждый палец здоровается с большим пальцем. При соприкосновении произносить слог с автоматизируемым звуком. Все движения выполнять обеими руками одновременно и попеременно.
  • Загибать поочерёдно пальцы и произносить слоги: указательный – са, средний – со, безымянный – сы, мизинец – су.
  • Сгибать кисти в кулак и разгибать, одновременно произнося слоги.
  • Произносить слоги, надавливая подушечками пальцев одной руки на пальцы другой.
  • Проговаривая слоги, проводить пальцем по пути полёта бабочки, помогая пароходику доплыть до берега и т.д.

Особенности автоматизации звуков у детей с разной доминантной модальностью.

Визуалисты: для них эффективны игры, основанные на индивидуальной ориентировке.

Для автоматизации изолированного звука.

  • Веди глазами по прямой, волнистой или ломаной линии и тяни чистый звук.
  • Глядя на ряд букв, назови только ту, в которой живёт заданный звук.

Для автоматизации звука в словах пригодны игры для развития целостного зрительного восприятия, но насыщенные нужным звуком.

  • «Незаконченные рисунки», «Наложенное изображение».
  • «Найди точечный рисунок на заданный звук, назови его, обведи по контуру».
  • «Весёлое путешествие». Проведи путь от одного героя к другому, перемещаясь глазами по ячейкам с картинками только с заданным звуком.

Для автоматизации звуков в предложениях и связной речи.

  • «Кто чем занимается». Ребёнок по контурным изображениям и опорным картинкам догадывается, чем занимаются дети.
  • Составление рассказа по опорным картинкам на заданный звук. Например, белка, волк, лапа, дупло.

Осязатели: пригодны игры, основанные на тактильной чувствительности.

Для автоматизации изолированного звука.

  • Потяни звук, проводя пальцем по дорожкам из солёного теста. Обходя бугорки, звук усиливай – произноси громче.
  • Повтори звук, одновременно раздвигая пальцами тугую или слабую резинку.
  • Потяни звук, одновременно пропуская между подушечками пальцев шнур, проволоку, ниточку.

Для автоматизации звука в словах.

  • «Чудесный мешочек». Опрели на ощупь и назови предметы, подобранные на заданный звук. Например, для звука «ш» - шарик, шуруп, матрёшка, шишка, карандаш.
  • Определи на ощупь, какая поверхность, и найди наоборот. Например, при автоматизации звука «р»: гладкая – шершавая, мягкая – твёрдая, сухая – мокрая.

Кинетики: им важно ощущать движение во время игры.

Для автоматизации звука в слогах.

  • Звуковой парад. Маршируй, повторяя на каждый шаг слог ша-ша-шу.
  • Звуковая зарядка. Ша – руки в стороны, шу – руки вперёд, ши – вверх прямые руки, шо – вверх круглые руки, шэ – руки на пояс.
  • Проговаривая слоги с движением игрушки (машинки, самолёта, мотоцикла) к буквам.

Для автоматизации звука в словах.

«Весёлый лабиринт». Назови картинки, проводя пальцем по лабиринту.

Для автоматизации звуков в связной речи.

  • «Расскажи стихи руками».
  • Нарисуй картину на тему. Например, «Огород»: изобрази всё, что видишь на звук «р» в огороде.

  • Кнопочки. Ребенок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком, нажимая пальчиком на «кнопочку» (нарисованный кружок, квадрат, рыбку, цветок и т.д.). Сколько кнопочек – столько повторов.
  • Метроном. Ребенок проговаривает слоговые ряды, слова, словосочетания под заданный логопедом ритм метронома.
  • Песочные часы. Ребенок проговаривает речевой материал, пока течет песок в часах (1 или 3 минуты).
  • Колокольчик. Ребенок проговаривает речевой материал с отрабатываемым звуком. Логопед оценивает правильное произношение звоном колокольчика.
  • Шарик. Во время произнесения слова дети перекладывают (передают из рук в руки) шарик от пинг-понга, мячик.
  • Волшебная веревочка. Ребенок наматывает веревочку (ленточку)  на пальчик, проговаривая предложения, чистоговорки.
  • Лабиринт. По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, проговаривая предложения, чистоговорки.
  • Заборчик. Дети рисуют вертикальные палочки с одновременным проговариванием слогов, слов.
  • Дорожка. Дети рисуют или выкладывают поочередно вертикальные и горизонтальные палочки с одновременным произнесением двух заданных слов.
  • Узоры. Ребенок рисует (выкладывает) чередующиеся фигурки с одновременным произнесением слов. Каждая фигурка обозначает слово.
  • Су-джок. Ребенок прокатывает ребристое колечко по пальчику, отрабатывая речевой материал.
  • Пирамидка. Ребенок нанизывает колечки на стержень пирамидки, проговаривая слоговые ряды, слова.
  • Часики. Ребенок проговаривает слово, предложение столько раз, сколько показывает стрелка на часиках.
  • Бусы. Ребенок перебирает крупные бусины, пластмассовые шарики, нанизанные на леску, проговаривая речевой материал.
  • Счеты. Ребенок произносит слово столько раз, сколько косточек отложено на счетах, либо произносит речевой материал с одновременным движением косточки.
  • Улиточка. Ребенок проговаривает (пропевает) изолированные звуки, слоги, слова, проводя пальчиком по спирали – домику улитки.
  • Тихо-громко. Ребенок  «проходит» дорожку из больших и маленьких геометрических фигур, проговаривая заданные слоги, слова. На большой фигуре говорит громко, а на маленькой – тихо.
  • Песенка. Ребенок поет знакомую мелодию, используя вместо слов слоги с отрабатываемым звуком.
  • «Помоги змее дотянуться до яблока» Игра используется для автоматизации изолированного звука [ш]. В тетради логопед и ребенок рисуют змею, от которой пунктиром тянется дорожка к яблоку. Ребенок на одном выдохе произносит [ш] и одновременно пальцем ведет по дорожке. Затем карандашом отмечает попытки дотянуться до яблока.
  • «Поедем на машине» Игра используется для автоматизации изолированного [р]. В тетради логопед и ребенок рисуют горы, в начале пути – машину, от которой по горам тянется пунктирная линия. Ребенок ставит палец на начало маршрута и, длительно произнося [р], ведет пальцем по дорожке. Для автоматизации [с] выбирается образ свистящего чайника, [л] образ гудящего парохода.
  •  «Пальчики здороваются» Ребенок большим пальцем руки прикасается к указательному, среднему, безымянному, мизинцу, одновременно произнося заданный звук или слог. Логопед следит за правильным произношением.
  • «Маленькие ножки, бежали по дорожке» Указательным и средним пальцами ребенок шагает по столу, произнося на каждый шаг заданный звук или слог.
  • «Ступеньки» Ребенок выкладывает из спичек или палочек ступеньки на столе, шагая пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно повторяя звук или слог.
  • «Ромашка» В тетради у ребенка логопед рисует крупную ромашку, в центре которой пишет необходимую согласную букву. На лепестках пишутся гласные. Ребенок, переходя от одного лепестка к другому, прочитывает слоги (для детей 5-7 лет).
  • «Раз шажок, два другой» Ребенок стоит, руки на поясе. Логопед советует ему прошагать всю комнату, на каждый шаг, повторяя заданный слог.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по коррекции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья. Формирование лексико - грамматического строя речи.

Нарушение речи у детей с ограниченными возможностями здоровья носит системный характер. Это проявляется в недостаточной сформированности основных компонентов речи: её звуковой стороны, лексико - ...

Игры и упражнения по формированию лексико - грамматического строя речи у детей с ОНР 5 - 6 лет по теме: "Животные Севера и Юга"

Перечисленные игры и упражнения помогут специалистам, воспитателям, родителям успешно вести работу по формированию грамматического строя речи, обогащения словаря, развитию связной речи....

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР.

Дидактические игры и упражненияпо формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР. Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый ...

Использование дидактических игр при формировании лексико- грамматического строя речи у детей с ОНР

Консультация для педагогов, работающих с детьми, имеющими нарушения речи содержит дидактические игры для развития лексико - грамматического строя речи...

Основные аспекты формирования лексико-грамматического строя речи у детей с ТНР

Выступление на совместном семинаре учителей начальных классов и учителей-логопедов «Формирование лексико-грамматического строя в урочное и внеурочное время»...

Логопедические игры по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшей и подготовительной группы: «Закрепление знаний о предлогах»

Предложенные игры помогут учителям-логопедам сделать процесс обучения более интересным и разнообразным по характеру используемых методов и приёмов, а учащихся более активными и самостоятельными....

"Формирование лексико-грамматического строя речи у детей"

Формирование лексико-грамматического строя речи у детей...