Главные вкладки

    Рабочая программа по предмету биология (раздел "Животные") 8 класс
    рабочая программа (8 класс) на тему

    Рабочая программа по предмету биология (раздел "Животные") предназначена для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rab.progr_.8_klass.docx46.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

    «Школа № 854»

    отделение для обучающихся

    с особыми образовательными потребностями

    «Согласовано»

    Председатель МО

    ______________

    Протокол № ______ от

    «____» _______20_____ г.

    «Принята»

    На педагогическом совете

    Протокол №_____

    «_____» ______ 20______.

    «Утверждаю»

    Директор ГБОУ  №854

    ________  

    «_____» _______20____ г.

    Рабочая программа

    по учебному предмету биология для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости

    8 класс

    Разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» под редакцией В.В.Воронковой,«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» под ред. И.М. Бгажноковой.

    Одобрена Министерством образования РФ для использования в образовательном учреждении.

    Составитель:

    Карасева М.А.

    Учитель-дефектолог

    Высшая квалификационная категория

    Москва 2016

    Пояснительная записка

         Рабочая программа по предмету биология (раздел «Животные») составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» под редакцией В.В.Воронковой,«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» под ред. И.М.Бгажноковой.

    Нормативным основанием для составления учебной программы являются следующие документы:

    1.Закон Российской Федерации «Об образовании».

    2.Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

    3.Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)». Принят государственной думой 18 июля 1996 г.

    4.Ратифицированные Россией международные документы, гарантирующие права «особого» ребенка:

         Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959г.;

         Декларация о правах инвалидов от 9 ноября 1971г.;

         Декларация о правах умственно отсталых лиц от 20 декабря 1971г.;

         Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989г.;

         Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30 сентября 1990 г.

    5.Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Утверждено постановлением правительства Российской Федерации от 12.03. 1997г. №288).

    6.Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Постановление Правительства РФ от 10.03. 2000 г. № 212., 23.12.2002 г., № 919.

    7.«О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-8 видов». Письмо Минобразования России от 4 сентября 1997 года № 48 (с изменениями от 26.12.2000г.).

    8.Единая концепция специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.

    9.«Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классов» под редакцией В.В.Воронковой. Москва, издательство «ВЛАДОС», 2011

    10.Бгажнокова И.М.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы.М.: Просвещение, 2010.

    11.Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / [Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова]. – М.: Просвещение, 2013

        Рабочая программа по предмету биология (раздел «Животные») рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).

        Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности на весь курс обучения. Учебный курс базируется на принципах доступности, наглядности, индивидуального подхода, практической направленности и принципа коррекции.

          По этому разделу предусматривается изучение многообразия животного мира и образа жизни некоторых животных; получение сведений о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни.

    Преподавание биологии (естествознания) направлено:

    • на коррекцию недостатков умственного и физического развития учащихся;
    • на развитие наблюдательности, речи и мышления (в процессе знакомства с различными группами животных и сред их обитания);
    • на обучение установления простейших причинно – следственных отношений и взаимозависимости живых организмов между собой и с неживой природой.

    Основными задачами преподавания биологии по разделу «Животные» являются:

    1.Формирование представлений о многообразном мире животных, который окружает человека.

    2.Сообщение учащимся знаний о строении и жизни животных.

    3.Проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий необходимых для жизни растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе.

    4. Ознакомление с некоторыми видами животных, которых можно содержать дома (правила обращения и уход за ними).

    5.Воспитание у учащихся бережного отношения к животным.

    Формирование жизненных компетенций.

    Компонент жизненной компетенции рассматривается в структуре образования для детей с ОВЗ как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимых ребенку в повседневной жизни. Овладение академическими знаниями, умениями и навыками (в доступной для ребенка форме, структуре и объёме) направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. При этом движущей силой развития жизненной компетенции становится опережающая наличные возможности ребенка интеграция в более сложное социальное окружение ребенка.

    Учебно-познавательные компетенции.

    1.Организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности.

    2.Задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме.

    3. Выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации).

    Информационные компетенции.

    1.Владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-RОМ, Интернет.

    2.Владеть элементарными навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, принтера, модема.

    3.Применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.

    Коммуникативные компетенции.

    1.Уметь представлять свой класс, школув ситуациях межкультурного общения.

    2.Владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог.

    3.Владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями.

    4.Владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы.

    Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции.

    1.Иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.).

    2.Знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми.

    3.Позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции и самоконтроля.

    4.Знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи.

    Средства обучения: наглядные, ТСО, дополнительные пособия, изготовленные учителем.
    Наглядные средства: натуральные объекты (гербарии, образцы культурных и дикорастущих растений, коллекции, модели, муляжи), учебные картины, таблицы, фотографии, звукозаписи, раздаточный материал.
         При проведении уроков активно используются информационно-коммуникативные технологии. Учащимся предлагаются для просмотра мультимедийные презентации, учебные, документальные и художественные фильмы.

    Методы и приемы, используемые в ходе обучения: наблюдения, работа с натуральными   наглядными пособиями, опорными демонстрационными карточками, беседа, работа с учебником, с изобразительными наглядными пособиями, таблицами, лабораторные и практические задания: игровые ситуации, дидактические игры, игровые тренинги, физкультурные минутки и релаксация.

         Формы организации учебного процесса:

    Урок сообщения новых знаний

    Комбинированный урок

    Повторительно-обобщающий урок

    Практический урок

       

    Содержание программы

    8 класс

    Животные (2 ч в неделю)

    Введение

         Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных.

    Беспозвоночные животные

         Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета).

    Черви

         Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения.  Демонстрация живого червя или влажного препарата.

    Черви-паразиты (глисты). Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.

    Насекомые

         Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблочная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.

          Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда. Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.

     Демонстрация живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям. Демонстрация фильмов о насекомых.

    Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.

    Позвоночные животные.

         Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).

    Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб.

          Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах.

         Земноводные. Общие признаки земноводных (обитание и на суше, и в воде).

         Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения.

         Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки.

    Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.

         Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни. Значение и охрана земноводных.

    Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.

         Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся. Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни. Демонстрация влажных препаратов. Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.

         Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие. Питание птиц.

    Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).

    Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица.

    Хищные птицы (сова, орел).

    Водоплавающие птицы (утка-кряква, цапля).

    Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).

         Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц.

    Значение и охрана птиц.

    Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.

         Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, влажного препарата, модели строения яйца, фильмов о птицах.

         Экскурсия в зоопарк или на птицеферму.

         Млекопитающие, или звери. Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни.

    Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров, рождение живых детенышей и вскармливание их молоком.

         Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система.

         Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных препаратов.

         Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.

         Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана.

         Значение кролиководства в народном хозяйстве.

    Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана.

    Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.

    Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.

         Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.

         Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.

         Растительноядные животные дикие и домашние. Общие признаки растительноядных животных. Дикие растительноядные животные (лось).  Дикие всеядные животные (дикая  свинья). Характеристика этих животных, распространение, значение   и охрана их. Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верблюд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные животные — свинья, северный олень.

         Корова: Внешнее строение. Молочная продуктивность коров.

    Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров.

         Выращивание телят.

         Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец.

         Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах.

    Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.

         Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.

         Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.

         Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова.

    Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.

         Лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей.

    Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки.

    Содержание лошадей. Выращивание жеребят.

    Приматы. Общая характеристика.

    Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких животных и уход за домашними животными.

    Практические работы на животноводческих фермах.

    Практическая работа на любой животноводческой ферме, расположенной вблизи школы: участие в уходе за помещением и животными, участие в раздаче кормов.

    Экскурсии.

         Экскурсии в зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой-либо питомник или морской аквариум для наблюдений за поведением животных, за их кормлением и уходом.

    Основные требования к знаниям и умениям учащихся

    Учащихся должны знать:

    • основные отличия животных от растений;
    • признаки сходства и различия между изученными группами животных;
    • общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;
    • места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;
    • названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях;
    • значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;
    • основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).

    Учащиеся должны уметь:

    • узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);
    • кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;
    • устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней особенностями строения организма, поведения животных;
    • проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для сельских вспомогательных школ) или за домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома; рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и
      повадках).

    Учащиеся 1 уровня должны знать:

    • основные отличия животных от растений
    • общие признаки животных
    • названия некоторых представителей изученных групп животных, значение животных;
    • особенности внешнего и внутреннего строения
    • места обитания, образ жизни и поведение изучаемых животных;
    • основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).

    Учащиеся 1 уровня должны уметь:

    • узнавать изученных животных
    • кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных      животных;
    • устанавливать взаимосвязь между животными и их средой обитания.

    Учащиеся 2 уровня должны знать:

    • общие признаки животных
    • места обитания, образ жизни и поведение знакомых им животных
    • названия некоторых представителей изученных групп животных (особенно местных), значение животных;
    • основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными    животными (известными учащимся).

    Учащиеся 2 уровня должны уметь:

    • узнавать изученных животных
    • кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;
    • проводить несложный уход за домашними животными.


    Тематическое планирование по предмету биология

    (раздел «Животные») 8 класс

    2-й уровень предполагает снижение объёма сведений по сравнению с 1-м уровнем, конкретизацию ответов учащихся с помощью опорных вопросов и словарных слов, использование средств наглядности для пояснительных и описательных рассказов.

    8класс

    I четверть

    № п/п

    Темы уроков

    Часы

    Учебно-методическое

    обеспечение

    Оценочная работа

    1.

    Многообразие животного мира.  

    Значение животных и их охрана.        

    Учебные таблицы

    Животное – живой организм.

    Как животные питаются.

    Животное – живой организм. Как животные передвигаются.

    Дождевой червь.

    Человеческая аскарида.

    Свиной цепень.

    Отряд насекомых.

    Размножение, рост и развитие животных (бабочка, жаба, окунь).

    Речной окунь.

    Промысел рыб.

    Китообразные.

    Морские рыбы.

    Искусственное разведение рыб.

    Пресноводные и проходные промысловые рыбы.

    Влажный препарат Развитие комнатной мухи

    Влажный препарат рыбы

    Скелет рыбы

    Видеоматериалыпо темам:

    Дождевой червь

    Черви-паразиты

    Насекомые

    Рыбы

    Коллекции насекомых.

    Иллюстрации

    Карточки

    Файлы с заданиями

    Учебник

    А.Н.Никишов

    А.В.Теремов

    Животные.

    8 класс

    2.

    Черви. Дождевой червь.

    3.

    Черви-паразиты.

    4.

    Насекомые. Внешнее строение и образ жизни насекомых.

    5.

    Бабочка-капустница.

    Яблонная плодожорка.

    6.

    Майский жук.

    7.

    Комнатная муха.

    8.

    Медоносная пчела.

    9.

    Тутовый шелкопряд.

    10.

    Обобщающий урок «Насекомые».

    Тестовые задания

    11.

    Позвоночные. Рыбы.

    Общие признаки. Внешнее строение и скелет рыб.

    12.

    Внутреннее строение рыб.

    13.

    Размножение рыб.

    14.

    Речные и морские рыбы.

    15.

    Рыбный промысел и рыбоводство. Охрана рыб.

    16.

    Обобщающий урок по теме: «Рыбы».

    Тестовые задания

    Итого: за I четверть – 16 ч

    Знания и умения учащихся

    Учащиеся должны знать:

    • основные отличия животных от растений;
    • пользу дождевых червей;
    • вред, приносимый червями-паразитами и меры борьбы с ними;
    • общие признаки насекомых;
    • некоторых наиболее типичных представителей насекомых;
    • некоторые особенности внешнего вида и образа жизни насекомых;
    • меры борьбы с вредными насекомыми;
    • общие признаки рыб;
    • некоторые особенности внешнего вида и образа жизни рыб;
    • значение рыб в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека.

    Учащиеся должны уметь:

    • узнавать и называть изученных насекомых и рыб;
    • устанавливать взаимосвязь между средой обитания и

    приспособленностью животного (внешний вид, питание).

    • соблюдать правила гигиены в целях борьбы с червями-паразитами и вредными насекомыми;

    8 класс

    II четверть

    № п/п

    Темы уроков

    Часы

    Учебно-методическое

    обеспечение

    Оценочная работа

    17

    Общие признаки земноводных.

    Среда обитания и внешнее строение лягушки.

    Учебные таблицы

    Лягушка.

    Развитие лягушки.

    Класс пресмыкающиеся

    Редкие и исчезающие виды птиц.

    Клювы и ноги птиц.

    Скелет и внутренние органы голубя.

    Плакаты

    Многообразиеприспособлений

    Класс птицы.

    Внутреннее строение птицы (голубь).

    Происхождение птиц.

    Влажный препарат «Птица вскрытая»

    Скелет голубя

    Видеоматериалы

    Иллюстрации

    Карточки

    Файлы с заданиями

    Учебник

    А.Н.Никишов

    А.В.Теремов

    Животные.

    8 класс

    18

    Внутреннее строение лягушки.

    19

    Размножение и развитие лягушки.

    20

    Общие признаки  пресмыкающихся. Среда обитания и внешнее строение пресмыкающихся.

    21

    Внутреннее строение пресмыкающихся.

    22

    Экологическое мероприятие «День моржа».

    Выступления учащихся

    23

    Размножение и развитие пресмыкающихся.

    24

    Обобщающий урок «Пресмыкающиеся и земноводные». Охрана и экологические проблемы.

    Тестовые задания

    25

    Общие признаки птиц. Особенности внешнего строения птиц.

    26

    Особенности скелета птиц.

    27

    Особенности внутреннего строения птиц.

    28

    Размножение и развитие птиц.

    29

    Обобщающий урок по теме: «Особенности внешнего и внутреннего строения птиц».

    Тестовые задания

    30

    Биологический турнир.

    Итого за II четверть – 14ч

    Знания и умения учащихся

    Учащиеся должны знать:

    • общие признаки земноводных;
    • некоторые особенности внешнего и внутреннего строения земноводных
    • общие признаки пресмыкающихся;
    • некоторые особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся;
    • значение земноводных и пресмыкающихся в природе и жизни человека;
    • общие признаки птиц;
    • некоторые особенности внешнего и внутреннего строения птиц.

    Учащиеся должны уметь:

    • сравнивать земноводных и пресмыкающихся между собой и с другими изученными животными;
    • устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания;
    • соблюдать правила поведения в природе;
    • описывать внешний вид птицы, живущей около дома;
    • сравнивать птиц с другими изученными животными;
    • подкармливать птиц в зимнее время;
    • наблюдать и осуществлять несложный уход за птицами в домашних условиях.

    8 класс

    III четверть

    № п/п

    Темы уроков

    Часы

    Учебно-методическое

    обеспечение

    Оценочная работа

    31

    Хищные птицы.

    Учебные таблицы

    Утки и гуси.

    Редкие и исчезающие виды птиц.

    Ежи.

    Кролики.

    Волки.

    Бурые медведи.

    Белые медведи.

    Львы.

    Тигры.

    Лисица.

    Слоны.

    Учебные плакаты

    Класс птицы.

    Внутреннее строение птицы (голубь).

    Происхождение птиц.

    Специализированные формы млекопитающих.

    Многообразиеприспособлений

    Скелет тела и кости конечностей млекопитающих.

    Строение головного мозга позвоночных.

    Пищеварительная система млекопитающих.

    Схемы кровообращения.

    Внутреннее строение кролика.

    Череп.

    Китообразные.

    Ластоногие.

    Оборудование

    Скелет млекопитающего.

    Копыто млекопитающего.

    Скелет нижних конечностей копытного млекопитающего

    Кролик – макет

    Собака- макет

    Видеоматериалыпо темам:

    Птицы

    Грызуны

    Хищные

    млекопитающие.

    Иллюстрации

    Карточки

    Файлы с заданиями

    Учебник

    А.Н.Никишов

    А.В.Теремов

    Животные.

    8 класс

    32

    Птицы леса.

    33

    Птицы пресных водоемов.

    34

    Птицы, обитающие около жилья человека.

    35

    Обобщающий урок «Птицы различных сред обитания». Охрана и экологические проблемы.

    Тестовые задания

    36

    Общие признаки млекопитающих. Внешнее строение млекопитающих.

    37

    Особенности скелета и нервной системы млекопитающих.

    38

    Внутренние органы млекопитающих.

    39

    Грызуны. Значение грызунов в природе и жизни человека.

    40

    Зайцеобразные.

    41

    Разведение домашних кроликов.

    42

    Дикие хищные звери.

    43

    Дикие пушные хищные звери.

    44

    Разведение норки на зверофермах.

    45

    Домашние хищные звери (кошки и собаки).

    46

    Ластоногие и китообразные.

    47

    Парнокопытные дикие животные.

    48

    Непарнокопытные дикие животные.

    49

    Приматы.

    50

    Обобщающий урок «Млекопитающие».

    Тестовые задания

    51

    Интеллектуальная игра «Экологическая тропа».

    52

    Экскурсия в питомник для собак.

    Итого за III четверть-22 ч

    Знания и умения учащихся

    Учащиеся должны знать:

    • некоторые особенности образа жизни изученных экологических групп птиц;
    • значение птиц в природе и в жизни человека;
    • некоторых птиц, занесенных в Красную книгу;
    • меры по охране птиц;
    • общие признаки млекопитающих;
    • основные внутренние органы млекопитающих;
    • особенности внешнего вида, образа жизни каждой изученной группы млекопитающих;
    • значение млекопитающих в природе и жизни человека;
    • некоторых представителей млекопитающих, занесенных в Красную книгу.

    Учащиеся должны уметь:

    • узнавать и называть некоторых представителей изученных экологических групп птиц;
    • устанавливать взаимосвязь между средой обитания иприспособленностью птиц (внешний вид, питание);
    • подкармливать птиц в зимнее время года;
    • соблюдать правила поведения в природе;
    • узнавать изученных животных;
    • называть основные внутренние органы млекопитающих;
    • устанавливать взаимосвязь между средой обитания и приспособленностью животного(внешний вид, питание);
    • называть некоторых млекопитающих, занесенных в Красную книгу.

    8 класс

    IV четверть

    № п/п

    Темы уроков

    Часы

    Учебно-методическое

    обеспечение

    Оценочная работа

    53

    Сельскохозяйственные млекопитающие. Корова.

    Учебные таблицы

    Свинья с поросятами.

    Ослы.

    Лошадь с жеребенком.

    Корова с теленком.

    Овцы с ягнятами.

    Верблюды

    Домашние животные и их дикие предки.

    Видеоматериалы

    По темам:

    Сельскохозяйственные животные

    Иллюстрации

    Карточки

    Файлы с заданиями

    Учебник

    А.Н.Никишов

    А.В.Теремов

    Животные.

    8 класс

    54

    Содержание коров на фермах. Выращивание телят.

    55

    Овцы.

    56

    Содержание овец и выращивание ягнят

    57

    Верблюды.

    58

    Северные олени.

    59

    Домашние свиньи.

    60

    Содержание свиней на свиноводческих фермах. Выращивание поросят.

    61

    Домашние лошади.

    62

    Содержание лошадей и выращивание жеребят.

    63

    Домашние куры, гуси, утки. Птицеводство.

    64

    Обобщающий урок по теме: «Сельскохозяйственные животные».

    Тестовые задания

    65

    Экскурсия в фермерское хозяйство.

    66

    Мероприятие юных экологов «Берегите природу».

    67

    Всемирный день окружающей среды.

    68

    Экологическая игра викторина «Животные рядом с человеком».

    Итого: за IV четверть - 16 ч      

    Итого: за год – 68 ч      

    Знания и умения учащихся

    Учащиеся должны знать:

    • некоторые особенности внешнего вида, образа жизни сельскохозяйственных животных;
    • значение сельскохозяйственных животных в природе, жизни и хозяйственной
    • деятельности человека;
    • некоторые условия содержания, ухода и кормления сельскохозяйственных животных, распространенных в данной местности (свиньи, лошади,куры, гуси, утки, коровы, овцы).

    Учащиеся должны уметь:

    • узнавать изученных сельскохозяйственных животных;
    • кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;
    • осуществлять уход за некоторыми животными дома и в живом уголке;
    • составлять рассказы о своих питомцах (их породах, повадках);
    • устанавливать взаимосвязь между средой обитания и приспособленностью

    животного (внешний вид, питание).

    Учебно – методическая литература образовательного процесса

    1.А.Н.Никишов, А.В.Теремов «Биология. 8 класс». «Просвещение» ОАО «Московские учебники»- Москва, 2008

    2.А.И.Никишов. Биология. Животные. Рабочая тетрадь для учащихся 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва., «Просвещение», 2007

    3.Лифанова Т.М. Дидактические игры и занимательный материал для уроков естествознания.М.1993

    4.Худенко Е.Д. Естествознание во вспомогательной школе \Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых школьников.-М:МГПИ,1987

    5. Худенко Е.Д. Использование словесных методов на уроках естествознания Дефектология.- 1989. - №1.

    6. Худенко Е.Д. Формирование биологических понятий на уроках естествознания \Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых школьников. -М.: МГПИ,1983

    7. Веселова Т.М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала \\ Начальная школа, 2003 №2.

    8.Т.В.Маркова. Оценка сформированности естествоведческой компетентности учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. 2014.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории

    Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...

    Рабочая программа учебного предмета « Биология » 8 класс

    Рабочая программа учебного предмета « Биология » по программе «Человек и его здоровье» авторов А.Г. Драгомилов и Р.Д. Маш, опубликованной в сборнике «Биология в основной школе». Программы. М. Ве...

    Рабочая программа учебного предмета «Биология» 9 класс

    Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, федеральной  Примерной программы основного общего образования...

    Рабочая программа учебного предмета «Биология» 7 класс

    Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7...

    Рабочая программа по предмету Биология, 5 класс, ФГОС

    Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")...

    Рабочая программа по предмету Биология, 6 класс, ФГОС

    Рабочая программа по предмету Биология, 6 класс, ФГОС (по учебнику Н.И. Сонин "Биология. Живой организм", УМК "Сфера жизни"...

    Рабочая программа по предмету Биология, 7 класс, ФГОС

    Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Биология: Многообразие живых организмов» 7 кл. : учебник/ В.Б. Захаров, Н.И. Сонин...