Критерии оценки устных ответов, письменных работ обучающихся с легкой степенью умственной отсталости по математике и практических работ по геометрии
методическая разработка на тему

Филиппова Наталья Анатольевна

Материал содержит основные рекомендации по оцениванию устных ответов обучающихся с легкой степенью умственной отсталости, самостоятельных письменных и контрольных работ и работ по геометрии, выполняемых на нелинованой бумаге.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СКОШИ VIII вида №7 г. Москвы

Критерии оценки

устных ответов,

письменных работ учащихся

по математике

и практических работ по геометрии

2012-2013 уч.год


Содержание

                                                                                                         Стр.

  1. Критерии и нормы оценочной деятельности                                          3
  2. Критерии оценки устного ответа                                                             4
  3. Оценка самостоятельных письменных

 и контрольных работ                                                                                6

  1. Оценка выполнения практических

(графических) работ по геометрии                                                          7

  1. Общая классификация ошибок                                                                8

  1. Критерии и нормы оценочной деятельности 

В основу критериев оценки знаний, умений и навыков по математике учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида положены объективность и разноуровневый подход. При 5 – и балльной оценке для всех установлены общедидактические критерии.

Оценка «5» ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «4»:

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2»:

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «1»:

Ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.

  1. Критерии оценки устного ответа

Оценка «5» ставится, если ученик:

1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно и безошибочно излагает учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой математической терминологии; делать собственные выводы; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник.

3) Допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с чертежными инструментами, чертежами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка «4» ставится, если ученик:

1) Показывает знание всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; имеет незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дает неполные, имеет небольшие неточности в выводах; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2) Применяет полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдает основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использует математическую терминологию.

3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником. Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится, если ученик:

1) Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

2) Материал излагает фрагментарно, не всегда последовательно;

3) Показывает недостаточное усвоение отдельных знаний и умений; выводы аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4) Допускает ошибки и неточности в использовании математической терминологии, определения понятий дает недостаточно четкие.

5) Отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки, или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

Оценка «2» ставится, если ученик:

1) Не усвоил основное содержание материала.

2) Не делает выводов.

3) Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.

4) При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка «1» ставится, если ученик:

1) Не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

2) Полностью не усвоил материал.

Примечание.

По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

  1. Оценка самостоятельных письменных

и контрольных работ

Оценка «5» ставится, если ученик:

1) Выполнил работу без ошибок и недочетов.

2) Допустил не более одного недочета.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1) Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

2) Не более двух недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

1) Не более двух грубых ошибок.

2) Не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.

3) Не более двух-трех негрубых ошибок.

4) Одну негрубую ошибку и три недочета.

5) Ошибки отсутствуют, но в наличии четыре-пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если ученик:

1) Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3».

2) Правильно выполнил менее половины работы.

Оценка «1» ставится, если ученик:

1) Не приступал к выполнению работы.

2) Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

4. Оценка выполнения

практических (графических) работ по геометрии

Оценка “5” ставится, если ученик:

1) Выполнил работу правильно и аккуратно в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения построений.

2) Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует чертежные материалы.

3) Работу осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с чертежными материалами и оборудованием.

Оценка “4” ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:

1) Было допущено два-три недочета.

2) Было допущено не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка «3» ставится, если ученик:

1) Работу выполняет правильно не менее чем наполовину.

2) Подбор инструментов, а также работы по началу построений проводит с помощью учителя; или в ходе выполнения работы допускает грубую ошибку, которая исправляется по требованию учителя.

Оценка “2” ставится, если ученик:

1) Работу выполняет правильно менее чем наполовину.

2) В ходе работы обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».

3) Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе построений, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с чертежным инструментом, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка “1” ставится, если ученик:

Полностью не выполняет работу; показывает отсутствие чертежных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.

Примечание.

1. В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.

2. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке.

5. Общая классификация ошибок

При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.

Грубыми считаются следующие ошибки:

1) неумение записывать число по его словесной записи или в виде разрядных единиц, неумение составлять число из разрядных слагаемых и, наоборот, раскладывать число на разрядные слагаемые или на разрядные единицы;

2) незнание наименований единиц измерения  величин (длины, массы, стоимости и времени);

3) неумение применять знания для решения задач;

4) незнание алгоритмов выполнения основных арифметических действий;

5) незнание алгоритма выполнения сравнения и правил постановки знаков «больше» и «меньше»

6) незнание алгоритмов нахождения неизвестных компонентов;

7) неумение находить часть, проценты от числа

8) неумение пользоваться учебником, справочной литературой;

9) незнание порядка выполнения действий;

10) незнание правил округления чисел до заданного разряда;

11) небрежное отношение к чертежным инструментам, нарушение техники безопасности при работе с чертежным инструментом.

К негрубым ошибкам следует отнести:

1) неточность в записи числа по его словесной записи или в виде разрядных единиц;

2) ошибки вычислительного характера при решении задач;

3) неточности при выполнении основных арифметических действий;

4) ошибки вычислительного характера при нахождении неизвестных компонентов;

5) ошибки вычислительного характера при нахождении части, процентов от числа

6) неточности в округлении чисел до заданного разряда;

7) ошибки, вызванные несоблюдением условий работы с чертежным инструментом.

Недочетами являются:

1) нерациональные приемы вычислений и преобразований, выполнения заданий;

2) небрежное выполнение записей;

3) орфографические и пунктуационные ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» 8д класса (для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости)

Разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией В.В.Воронковой...

Контрольные работы по предмету "Математика" для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости 5 класса

К​онтрольные работы разработаны для обучающихся 5 класса с легкой степенью умственной отсталости для выявления уровня усвоения программного материала по математике (программа под ред. В.В. Воронк...

Контрольные работы по предмету "Математика" для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости 10 класса

Контрольные работы предназначены для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Разработаны в соответствии с принципами жизненной необходимости и практической значимости содержания образован...

Контрольные работы по предмету "Математика" для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости 9 класса

К​онтрольные работы разработаны для обучающихся 9 класса с легкой степенью умственной отсталости для выявления уровня усвоения программного материала по математике (программа под ред. В.В. ...

Контрольные работы по предмету "Математика" для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости 7 класса

К​онтрольные работы разработаны для обучающихся 7 класса с легкой степенью умственной отсталости для выявления уровня усвоения программного материала по математике (программа под ред. В.В. Воронк...

Контрольные работы по предмету "Математика" для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости 6 класса

К​онтрольные работы разработаны для обучающихся 6 класса с легкой степенью умственной отсталости для выявления уровня усвоения программного материала по математике (программа под ред. В.В. Воронк...

Контрольные работы по предмету "Математика" для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости 8 класса

К​онтрольные работы разработаны для обучающихся 8 класса с легкой степенью умственной отсталости для выявления уровня усвоения программного материала по математике (программа под ред. В.В. Воронк...