Доклад на МО воспитателей
методическая разработка (7 класс) на тему

Крячко Евгения Валерьевна

Тема: «Использование игр и упражнений для развития эмоционально – личностной сферы детей с ОВЗ»

ЦЕЛЬ : Развитие эмоционально – личностной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья , социальная адаптация и реабилитация детей средствами игротерапии.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

1.     Формирование познавательного интереса детей к окружающей действительности средствами игротерапии;

2.     Укрепление собственного Я ребенка, развитие чувства самоценности;

3.     Развитие способности эмоциональной саморегуляции;

4.     Коррекция и профилактика поведенческих отклонений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mo.docx33.25 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на МО воспитателей

Тема: «Использование игр и упражнений для развития эмоционально – личностной сферы детей с ОВЗ»

ЦЕЛЬ : Развитие эмоционально – личностной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья , социальная адаптация и реабилитация детей средствами игротерапии.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

  1. Формирование познавательного интереса детей к окружающей действительности средствами игротерапии;
  2. Укрепление собственного Я ребенка, развитие чувства самоценности;
  3. Развитие способности эмоциональной саморегуляции;
  4. Коррекция и профилактика поведенческих отклонений.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Имеется достаточно большая группа детей  с ограниченными возможностями здоровья и особыми  потребностями в развитии, которые не могут быть включены в имеющиеся образовательные программы вследствие тяжести и сложности нарушений развития или расстройств поведения, приводящих к социальной дезадаптации. К таким нарушениям можно отнести, например, нарушение общения в сочетании с умственной отсталостью, выраженные эмоциональные и поведенческие расстройства,  Дети указанных категорий нуждаются в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем поддержку их личностного развития. А осуществление игровых программ, ориентированных на эту категорию детей и подростков является важной составной частью программ по социально-педагогической реабилитации  детей-инвалидов. Единство развивающих возможностей игры для формирования личности ребёнка-инвалида осуществляется, во-первых, средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребёнку с учётом степени и вида его инвалидности, во-вторых, путём осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер ИГРОТЕРАПИИ.       

Особенности развития эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья.


Развитие личности в онтогенезе происходит по двум взаимодополняющим линиям: линии социализации (присвоение общественного опыта) и линии индивидуализации (приобретение самостоятельности, относительной автономности).

Все аспекты личностной сферы у детей с ОВЗ формируются замедленно и с большими отклонениями. Детям свойственно резко выраженное отставание в развитии эмоций, недифференцированность и нестабильность чувств, ограничение диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья.

Проявление эмоций не зависит от качественного своеобразия структуры дефекта, т. е. от принадлежности ребенка к определенной клинической группе. Развитие эмоций умственно отсталых детей в значительной мере определяется правильной организацией всей их жизни и наличием специального педагогического воздействия, осуществляемого педагогами. Благоприятные условия способствуют сглаживанию импульсивных проявлений гнева, обиды, радости, вырабатыванию правильного бытового поведения, закреплению необходимых для жизни в семье или в учебном учреждении навыков и привычек, а также позволяют детям сделать первые шаги в направлении контроля за своими эмоциональными проявлениями. Волевая сфера детей с ОВЗ находится на самых начальных этапах формирования. 

Коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере у детей с ОВЗ практически всегда осуществляется двумя путями:
формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
преодоление негативных качеств формирующегося характера, предупреждение и устранение аффективных проявлений, отклонений в поведении 
В процессе коррекции ЭВС важно научить ребенка с ОВЗ справляться со своими отрицательными эмоциями, так как малейшие неприятности или трудности могут вызвать в нем неадекватную реакцию, «эмоциональный взрыв». Кроме того, неумение выражать свои эмоции, не причиняя вреда другим, будет постоянно создавать конфликтные ситуации в жизни ребенка.
Поскольку ребенок с ОВЗ не знает, как справиться со своими эмоциями, а выражать свое несогласие или сердиться ему зачастую запрещено, у него появляется неосознанное желание вывести из равновесия тех, кто имеет над ним власть. Сладить с ребенком в этом случае очень тяжело, так как он начинает делать прямо противоположное тому, что от него хотят. Например, ребенок упрямится, оттягивает временя. Он не способен выполнить требуемое и хронически все забывает. Ребенок, которому не позволяют выразить свой гнев, пытается вызвать его в тех, кто предъявляет к нему нередко завышенные требования, либо что-то запрещает.
Чем старше становится ребенок, тем сложнее справиться с его поведением. Проявления нарушений эмоционально-волевой сферы могут быть следующие:
нежелание учиться, в частности выполнять домашние задания;
мнимая неспособность усвоить материал занятия;
отказ под разным предлогом от помощи старшим;
рассеянность, неумение сосредоточиться;
неаккуратность, неряшливость;
беспомощность [34].
Приемы коррекции эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ.

Игротерапия – используется как средство самовыражения, достижения эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. В процессе игры они познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Игра может быть охарактеризована как сфера самореализации личности и как реальность коррекционного процесса.
М.Р. Битянова выделяет следующие коррекционные возможности игры:
в игре человек чувствует себя естественно, адекватно своей человеческой природе, т.к. естественное состояние человека – это состояние деятеля, инициатора собственного развития; 
игра предоставляет широчайшие возможности для развития и саморазвития, т.к. человек находится в состоянии «максимальной готовности» к этому;
игра предоставляет значительные возможности для формирования саморегуляции, навыков планирования, самоконтроля и самооценки;
игра позволяет осмыслить и понять себя, увидеть (почувствовать) перспективы изменения, построить новые модели поведения, научиться по-другому относиться к миру и себе;
игра развивает важнейшие социальные навыки и умения, способность к эмпатии, кооперации, разрешению конфликтов путем сотрудничества, учит человека видеть ситуацию глазами другого.
Ресурсы игры поистине огромны. Помимо коррекционной функции, она обладает еще развивающим, воспитательным, диагностическим и лечебно-профилактическим потенциалом.
2. Арт-терапия - это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. В узком смысле слова под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние человека.
Для детей это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. 
Арт-терапия в сочетании с музыкой дает очень положительных эффект при работе с данной категорией детей. Участие ребенка с проблемами в умственном развитии в художественной деятельности со сверстниками развивает его социальный опыт, учит его адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы.
3. Сказкотерапия. Сказка может в увлекательной форме и доступными словами показать окружающую жизнь, людей, поступки, в самое короткое время показать к чему приводит тот или иной поступок. Обязательным условием для детей с ОВЗ является использование наглядной опоры. Сказкотерапию можно использовать как для младшего школьного возраста так и для старшего. 
2 Музыкотерапия - один из видов арттерапии, направленный на профилактику, психокоррекцию личностных отклонений в развитии ребенка с проблемами, где музыка используется как символическая форма, вспомогательное средство, основное воздействие которого нацелено на регуляцию нарушений психосоматических и психоэмоциональных процессов, коррекцию рефлексивно-коммуникативной сферы ребенка.
По организации и способу воздействия подразделяется на рецептивную, активную и интегративную.
-рецептивная – направлена на восприятие музыки, помогает ребенку преодолеть проблемы в эмоциональном развитии. Проводится в индивидуальной форме.
- активная - активное исполнительское участие ребенка в музыкальном процессе: пении или игре на простом музыкальном инструменте.
- интегративная – построена на синтезе музыкального и наглядно-зрительного восприятия.
3.Библиотерапия - литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений. 
4.Психогимнастика (танцевальная терапия, мимические и пантономические этюды) – это метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Психогимнастика предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, эмоциональных проблем с помощью движений, мимики, пантомимики.
Подобрать методы для работы с данной категорией детей очень сложно, поэтому многие задания приходится упрощать, переделывать, давать инструкции на доступном языке. При рефлексии дети могут, хотя и с трудом определить, что им понравилось и запомнилось, но вычленить то, что они при этом чувствовали – очень проблематично.

Условия подбора техник и приемов создания изображений

Условие 1. Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности.
Ребенок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку.
Условие 2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.
Условие 3. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.
Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание. Во-вторых, имеет значение получение ребенком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации. Маленькие дети с удовольствием включаются в создание изображений необычным способом, например, с помощью сухих листьев или ниток.
Арсенал способов создания изображений широк: акватушь, рисование сыпучими продуктами или засушенными листьями, рисование пальцами и ладонями, пульверизатором и т.д.
Приёмы, используемые для преодоления патологии эмоций, развитие  выразительности движений и речи детей с овз.

 

  1. мимические и пантомимические игры и упражнения.

Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, вязанных с переживанием телесного и психологического удовольствия и неудовольствия. Осознание детьми пространства собственного тела для выработки умения управлять им.

  1. игры на выражение отдельных черт характера.

Цель: выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой (Доброта, жадность, честность), их моральная оценка. Обучение детей навыкам самоконтроля, перевода агрессивных реакций в социально приемлемые формы с помощью игровых приёмов.

  1. игры, имеющие психотерапевтическую направленность.

Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера. Развитие умения чувствовать чужое настроение и эмоционально откликаться на него.

  1. психомышечная тренировка.

 Цель: снятие психоэмоционального напряжения, обучение детей навыкам произвольного расслабления.

  1. формирование адаптивных форм поведения.

Цель: развитие навыков совместной деятельности, закрепление конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций.

  1. развитие речевого дыхания.

Цель: развитие ритмичной и выразительной фразовой речи на плавном выдохе.

  1. развитие голоса.

Цель: развитие тембра, силы, высоты  голоса.  Активизация мышц губ и нижней челюсти.

  1. формирование эмоциональной лексики

Цель: обогащение специфического словаря.

В общении человек использует в качестве орудия речевой коммуникации лексику, которая является критерием определения способности мышления и интеллекта личности. Эмоциональная лексика выражает чувства, настроения, переживания человека, для неё характерна неоднозначность в понимании места и роли эмоционального компонента в значении слова, что предопределяет многообразие классификации данной лексики.  Традиционно к сфере эмоциональной лексики принято относить:

- слова, называющие чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом;

- слова – оценки, квалифицирующие вещь, предмет, явление с положительной или отрицательной стороны всем своим составом;

    - слова, в которых эмоциональное отношение к называемому выражается грамматически.

Рассматривая проблему оценки, Н.Д. Арутюнова отмечает, что оценочные значения представлены в языке двумя основными типами: общеоценочным и частнооценочным. Первый тип реализуется прилагательными (хороший – плохой), а также их синонимами с разными стилистическими и экспрессивными оценками (прекрасный, превосходный, великолепный, нехороший, скверный и т.д.). Вторая группа более обширна и разнообразна. В нее входят лексические значения, дающие оценку с определенной точки зрения:

а) сенсорно – вкусовые (приятные, невкусные);

б) интеллектуальные оценки (интересный, скучный);

в) эмоциональные оценки (радостный, грустный);

г) эстетические (прекрасный, уродливый);

д) этические (безнравственный, добрый, злой).

Объем и последовательность овладения эмоциональной лексикой зависят от многих факторов, интеллектуального уровня, речевого развития, возрастных особенностей, средового влияния.

  1. отработка дикции

Цель: выработка чёткой правильной спокойной эмоционально окрашенной речи.

  1. составление описательных рассказов

Цель: обучение разным типам высказываний.

При описании дети опираются на восприятие наглядного материала, вычленяют характерные признаки предметов и явлений. Первоначально описательный рассказ составляется детьми по образцу рассказа логопеда.

Дети в конце описательного рассказа выражают свое отношение к игрушкам, к тем или иным ситуациям. Они высказывают, объясняют,   доказывают своё мнение. При этом они активно используют эмоциональную лексику, состоящую из слов – оценок, с помощью которой возможно квалифицировать вещи, предметы, явления с положительной или отрицательной стороны.

  1. составление рассказов по серии картин с «проблемным» сюжетом

Цель: обучение умению связно и последовательно отображать в речи события, обращая внимание на красочность и точность высказываний, постепенно расширяя диапазон употребления эмоциональной лексики.

  1. приобщение детей к русской народной культуре (фольклор, предметы быта, традиции, праздники, народные промыслы)

Цель: развитие патриотических качеств личности. Обогащение чувственного и эмоционального опыта детей.

Россия – родина для многих. Духовный и нравственный патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому необходимо пробудить, а не навязывать, чувство любви к Родине, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

В работе необходимо использовать все виды фольклора. В русском фольклоре особым образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Потешки, прибаутки звучат как ласковый говорок, выражая заботу и нежность. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.

Для уточнения лексики, звучащей в потешках, пословицах, закличках, необходимо использовать предметы быта русского народа.

В процессе развития эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР необходимо погружать их в атмосферу народных гуляний, традиций, праздников.

Также познакомить детей с народными промыслами, дать самим ощутить себя древними русскими мастерами.

  1. организация театрализованной деятельности воспитанников.

     Цель: обучать детей навыкам партнёрства в игре.

     Продолжать формировать у детей желание участвовать в совместной       

    деятельности.

     Учить детей регулировать свои эмоциональные проявления и чувства.

      Снятие психоэмоциональной зажатости.

      Игра – ведущий вид деятельности детей. В игре часто и сложное становится доступным. Только в игре познается окружающий мир, накапливаются знания, осваивается язык. Развивается умение общаться.

Особое значение игры проявляется в том, что она  является основой формирования у детей рефлексивного мышления. Рефлексия – это способность человека анализировать свои действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с поступками, действиями,  мотивами других людей.

 Среди сюжетно – ролевых игр выделяют особую роль театрализованным играм.

        Театрализованная игра – необыкновенно насыщенная в эмоциональном отношении деятельность, в которой дети допускают руководство взрослого, не замечая его, поскольку желание поиграть в сказку огромно. Сказка доставляет и большую радость и удивление, в которых заложены источники креативности, поэтому значение её в решение дидактических задач велико.

        Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой.


Нами использовались следующие игры и упражнения: «Пиктограммы», «Мимическая гимнастика», «Азбука настроения», «Этюды на выражение различных эмоций».

Игра «Пиктограммы»

Цель: тренировка распознавать эмоциональное состояние по мимике.

Оборудование: два набора карточек (разрезанный и целый)

Ход игры: детям даётся набор, по которым они распознают эмоции и оречевляют эмоцию. После определения настроения, изображённого на каждой пиктограмме, дети разбиваются на пары. У каждого свой набор пиктограмм. Один называет эмоцию, другой должен найти у себя соответствующую пиктограмму.

    В процессе реализации следующего приёма, игры на выражение отдельных черт характера, проводились игры «Подумай и изобрази», «Как поступить», «Рисуем эмоции пальцами», «Как улучшить настроение»

Игра « Рисуем эмоции пальцами»

Цель: упражнение направлено на выражение осознания своего эмоционального состояния.

Оборудование: лист бумаги, гуашь разных цветов.

Ход игры: педагог предлагает нарисовать свои эмоции или настроение пальцами, используя баночки с гуашью. Рисунки, отражающие плохое настроение, можно порвать или выбросить.

      Реализуя третий приём коррекции эмоционально –волевой сферы детей с ЗПР, игры, имеющие психотерапевтическую направленность, использовались следующие задания: «Комплименты», «Зеркало», рисование на темы: «Моё лицо», «Мои сны», « Я боюсь…»,  «Когда я злой…».

Упражнение «Комплименты»

Ход упражнения: ребёнок встаёт в центр круга, а дети по очереди говорят ему несколько добрых слов, хвалят и желают что – то.

      Четвёртый приём, используемый нами в работе, психомышечная тренировка, проводился чаще всего как физкультминутки на занятиях.

Упражнения для мышечного расслабления проводились для рук, туловища, ног, шеи.

     Приём формирование адаптивных форм поведения реализовывался в повседневной жизни. Педагогами отрабатывалось формирование положительных отношений со сверстниками, формирование конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций.

    Продолжение коррекционной работы было направлено на отработку правильного речевого дыхания, и отрабатывалось в следующих играх: «Приятный запах»,  «Соседи»,  «Обгони»,  «Волшебное зеркало», «Дождик – дождик», «Палочка – выручалочка»,  «Повар» и другие.

Игра «Приятый запах»

Цель: развитие фразовой речи на плавном выдохе.

Оборудование: один душистый цветок, фрукт.

Ход игры: дети по очереди подходят к вазочке с цветком и нюхают его. На выдохе произносят с выражением удовольствия слово или фразу, например такую, «Очень хорошо», «Очень приятный запах» и т. д.

Игра «Повар»

Цель: развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений.

Оборудование: поварской колпак.

Ход игры: дети становятся в круг. Водящий ходит за кругом. У него в руках колпак. Дети хором произносят стихотворение:

Будем в повара играть,

Никому нельзя зевать.

Если повар будешь ты,

То скорей кругом иди.

После слов « Скорей кругом иди» водящий останавливается и надевает колпак на рядом стоящего ребёнка. Получивший колпак и водящий становятся спиной друг к другу и по сигналу идут по кругу.  Кто первым обойдёт ( не бежать!) круг, тот выигрывает.

        Развитие голоса проходило назанятиях по образовательной области

«Коммуникация» и специализированных занятиях «Коррекционная ритмика». На этих занятиях проводились такие игры: «Успокой куклу», «Вьюга», «Перебежки», « Кто кого?», «Узнай по интонации»

Игра «Перебежки»

Цель: развитие силы голоса, активизация мышц губ.

Оборудование: мел, стульчики.

Ход игры: дети расходятся по своим домам. По сигналу педагога один из детей по своему выбору вызывает другого: «АУ, ау, Петя». Петя в свою очередь отвечает ему и они меняются местами.

       Формирование эмоциональной лексики проходило на занятиях по всем образовательным областям.

Проводились игры на подбор антонимов и синонимов: «Скажи наоборот», «Подбери словечко»,  «Скажи ласково»,  «Какое слово не подходит»

    Ещё одним приёмом работы над эмоционально - волевой сферой дошкольников  является- отработка дикции.

В работе использовались такие игры и упражнения: «Цапля», «Хомячок», «Зайка», «Цветок»

Игра «Цапля»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, выработка правильной дикции и звукопроизношения, отработка конкретного образа.

Ход игры: Дети встают на одну ногу, руки разводят в стороны и представляют, что они цапли. В таком состоянии дети проговаривают следующее стихотворение.

Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не спускать.

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

Игра «Цветок»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, выработка правильной дикции и звукопроизношения, отработка конкретного образа.

Ход игры: руки подняты вверх (бутон), дети представляют, что они цветы. Во время чтения стихотворения руки постепенно раскрываются (бутон распускается), покачивают руками, а затем снова соединяют руки.

Наши нежные цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки.

Тихо засыпают – головой качают.

 

Отработка дикции тесно связано с произношением, поэтому мною был

подобран  сборник  «Малые формы русского народного фольклора в работе над звукопроизношением». Он включает в себя потешки, поговорки, пестушки, заклички, подобранные для отработки определённого звука в речи и дифференциации  с другими звуками. Например, на звук [С] : «Не в свои сани не садись», «Весна красна цветами, а осень снопами», дифференциация с другими звуками:

Скачет зайка маленький

Около завалинки.

Быстро скачет зайка,

Ты его поймай – ка.

 

       Подробнее хочется остановиться на работе по приобщению детей к русской народной культуре (фольклор, предметы быта, традиции, праздники, народные промыслы)

 Чтобы дать детям верные знания русской культуры, мы разработали систему работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на МО воспитателей ГПД "Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях ГПД"

Доклад о духовно-нравственном воспитании младших школьников в рамках ФГОС....

Статья по теме: "Игра как метод развития коммуникативной компетенции младших школьников" (доклад на МО воспитателей).

Доклад о том, как с помощью игры происходит совершенствование коммуникативных навыков....

Доклад на МО воспитателей "Создание коррекционной-развивающей, воспитательной и социальной среды в коррекционном учреждении"

В настоящее время в нашем обществе сложилась сложная ситуация с социальной адаптацией детей - сирот вообще и детей - детей с недостатками развития в частности. Раньше в условиях планового развития хоз...

Доклад на МО воспитателей "Поощрение и наказание"

доклад и презентация на МО воспитателей "Поощрение и наказание"...

«Направления воспитательной работы школы с семьями обучающихся, их эффективность в воспитании и обучении детей с ОВЗ» Доклад на МО воспитателей

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют воспитатели и классные руководите...