Главные вкладки

    Методическая разработка по теме:
    Конкурсное испытание "Я - учитель"

    Мочалова Татьяна Ивановна

    Эссе на тему "Гражданскач позиция учителя" (в рамках Всероссийского конкурса "Учитель года России" 2018)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ya_-_uchitel_2.docx27.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Всероссийский конкурс

    «Учитель года России» 2018г

    муниципальный этап

    конкурсное испытание

    « Я - учитель»

    Мочалова Татьяна Ивановна

    учитель истории

    МБОУ СОШ №14 с УИОП

    г. Балахна

    Эссе на тему «Гражданская позиция учителя»

    У каждого человека своя гражданская позиция - активная или пассивная. По определению активная гражданская позиция – осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия в отношении к окружающему в личном и общественном плане, направленные на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов.Чтобы понять, каким образом идёт формирование и воспитание активной гражданской позиции необходимо выделить основные компоненты, составляющие её основу. Это социальная активность, гражданское самосознание и гражданские качества. Их воспитание и развитие требуют определённых педагогических условий, специально сконструированных для выполнения данных задач.

    Учитель, воспитай ученика…

    Что же такое гражданская позиция учителя? Можно ли вообще рассматривать это общечеловеческое понятие с точки зрения профессиональной принадлежности, как отдельную категорию? В любом воспитательном процессе личность учителя является центральной фигурой, трибуном, распространителем определённых идей. От его собственной личности, от расставленных акцентов зависит информационное и духовное пространство обучающихся, их гражданская позиция. Учитель становится исполнителем социального заказа по формированию будущих граждан. И его основная задача – создать эти особые педагогические условия для воспитания личности с активной гражданской позицией, личности, способной влиять на ход общественно-политического развития социума, чётко выражая свои духовно-нравственные идеалы и материальные запросы.

    К гражданственности через Личность педагога

    На мой взгляд, в определении сущности гражданской позицииглавными

    -1-

    являются понятия «осознанное» и «сознательное». Именно они отражают основную задачу формирования личности, являющейся прогрессивной силой общественного строя.Как же научить личность мыслить, в нашем случае – мыслить гражданскими категориями?

    Я – учитель истории и обществознания. Свою профессию выбрала..случайно! Нет, конечно, история ещё со школы была моей главной любовью, и на истфак бывшего ГГУ имени Н. И. Лобачевского  я поступила осознанно, чтобы изучать самую интересную из наук. Но вот о карьере школьного учителя я впервые задумалась благодаря уникальной личности – заслуженному учителю РСФСР Борису Самуиловичу Духану. У него я оказалась на педагогической практике в школе №24 и под впечатлением от общения с интереснейшим педагогом и человеком поняла, что эта профессия, возможно, и есть моё настоящее призвание. Думала ли я тогда о Борисе Самуиловиче, как о гражданине, патриоте? Конечно, нет! Сила личности, обаяние незаурядного интеллекта, воспитание благородства и патриотизма в учениках собственным примером – вот что тогда покорило меня и пробудило стремление стать учителем. По сути Борис Самуилович «заразил» меня профессией, и вместе с этим передал мне в наследство свою гражданскую позицию, стремление нести «светлое, доброе, вечное» и быть примером яркой, граждански ответственной личности для своих учеников.

    Рассуждая сегодня об этом, я думаю о роли учителя и его личного примера. Ведь если мои слова и дела будут явно расходиться между собой, ученики сразу почувствуют фальшь и не возникнет особой «химии» доверительных отношений и уважения ко мне, как к личности. Простой пример. Как учитель обществознания я объясняю важность участия в выборах всех уровней. Моя задача – утвердить в сознании подростков гражданское самоуважение и высокую самооценку личного участия каждого гражданина в выборах – ведь с 18 лет все они будут обладать правом голоса. Поэтому, обсуждая эту тему, я

    -2-

    обязательно подчеркиваю своё личное обязательное участие в качестве избирателя. Объясняю, что от моего голоса зависит дальнейшая жизнь страны и моей собственной семьи. Наверное, поэтому чудесные дети моего любимого 9мб класса с радостью восприняли известие о том, что они смогут 18 марта в день выборов Президента  принять участие в местном референдуме по вопросу благоустройства территорий г. Балахны.  

    На уроках и не только…

    У меня есть преимущество перед другими предметниками: именно мои дисциплины рассматривают вопросы общества, государства и права в их развитии. Я всегда имею возможность сослаться на исторический опыт человечества, подчеркнуть уникальную роль личности в истории и значение гражданских инициатив. Но даже такие «выигрышные» предметы не способны одними пустыми знаниями сформировать осознание собственной социальной значимости индивида, включить мыслительную деятельность. Перекинуть мостик между знаниями, полученными на уроках и реальной жизнью очень помогают классные часы – время, когда можно доверительно поговорить о личном в свете общественного. Что я имею ввиду? К примеру, тему выборов, которую я уже упоминала, мы активно обсуждаем с ребятами во время интеллектуальной игры «Гражданином быть обязан», и опосредованно затрагиваем  на классных часах, посвящённых другим вопросам гражданственности: «Мы говорим о нашей Родине», «Что значит быть активным гражданином своего города», «Мои права и обязанности». Это позволяет понять мне, как учителю, настроения и степень гражданской зрелости современных подростков, а им поучаствовать в дискуссии на эти темы и почувствовать свою причастность к понятиям «гражданин» и «гражданственность». Каждый понимает и ощущает это сквозь призму собственного Я, через собственный опыт. Это и является личным пониманием общественного.

    -3-

    Тема гражданственности затрагивается и на других тематических классных часах. Например, посвящённых историческому прошлому страны: «Этот день Победы», «К 75-летию Сталинградской (Московской) битвы», «У войны неженское лицо», «Наш край в годы ВОВ». Все темы о войне, о победе российского и советского оружия – повод вспомнить о вкладе каждой семьи в эти громкие победы. Ученики охотно разыскивают в семейных архивах материалы о предках, приносят фотографии и награды прадедов.

    В дополнение к военной тематике на уроках мужества мы поднимаем темы бытового героизма – «Героями не рождаются – героями становятся». Это прекрасная возможность затронуть тему мужественности, помочь ребенку заглянуть в глубь себя, оценить собственные возможности и задуматься: а смог бы я проявить героизм и чётко обозначить свою гражданскую позицию? Разве это не является весомой каплей в их гражданское самосознание?

       Понять себя, как зрелую и неравнодушную личность помогают темы, посвящённые морально-этическим и правовым нормам: «Как научиться быть ответственным за свои поступки?», «В этом мире все равны», «Что значит быть толерантным?», «Мои права и обязанности». Их дополняют интеллектуальные и деловые игры - «От безответственности до преступления один шаг», «От рождения и до совершеннолетия».

    Особую роль занимает тематика малой Родины, поскольку эти обсуждения подкрепляются близкими каждому примерами из жизни, рассказами о знакомых людях – гражданах родного города: «Родная улица», «Мой город Балахна»…Моя задача, как учителя, создать на этих внеурочных мероприятиях особое настроение, возвышенное, может быть даже с долей здорового пафоса, но очень человеческое и проникающее в сердца и души учеников.

    Вызовы современного общества

       Могла ли я, студентка 80-х годов 20-ого века представить, что через десяток

    -4-

    лет жизнь моей могучей и, казалось, незыблемой страны круто поменяет своё бытие, которое будет определять сознание моих учеников, совсем непохожих на нас в их годы. Не только социальные катаклизмы, но и небывалый скачок технического прогресса увеличил разрыв восприятия жизни между нашими поколениями. Сегодня я обязана учитывать современные реалии и вызовы. Вот тут и важна осознанная гражданская ответственность, основывающаяся на привычке думать. Современных детей необходимо подготовить к жёсткому «нет» опасным привычкам – наркомании, алкоголизму, табако - и спайс-курению. Они должны различать понятия патриотизма и национального экстремизма, быть терпимыми к представителям других культур, религий и национальностей. Их сознание должно быть зрелым настолько, чтобы отличить благотворительную организацию от экстремистской секты, а свободу политического выбора от жонглирования политическими лозунгами, словоблудия и оскорбления исторической памяти народов. Воспитывая гражданственность, я не должна замалчивать и стыдливо обходить многие сложные вопросы и язвы современного общества – рост преступности вообще и в подростковой среде в частности, взяточничество, фальсификацию выборов и, что очень важно для них, нарушение процедуры ЕГЭ, интернет-зависимость и нездоровую склонность к азартным играм, отношение общества к беспризорникам, детям – сиротам и брошенным беспомощным старикам, бытовую и экологическую загрязнённость. Ведь неравнодушие к этим вызовам современного общества и определяет гражданское самосознание и активную позицию личности.

    Сотрудничество с родителями

    Решение этих вопросов даже гениальным педагогомневозможно в одиночку. Да и весь школьный педагогический коллектив нуждается в дополнительной поддержке. Я вижу эту опору в первую очередь в сотрудничестве с родителями – ведь у нас общие цели и задачи. К сожалению, взгляды иногда расходятся. Но

    -5-

    это не является преградой на пути к взаимопониманию. К сожалению, иногда родители недооценивают роль семьи в воспитании полноценной личности, недопонимают всех сложностей возраста и психологических трудностей социализации собственных детей. Для лучшего объяснения сложившейся в современном подростковом сообществе ситуации, мною разработаны темы бесед на родительских собраниях. Наиболее актуальные из них: «Интернет-зависимость подростков: миф или реальность»,  «Помощь семьи в профессиональной ориентации ребенка»,  «О детском одиночестве», «Агрессия подростка, ее причины и последствия», «Нравственные приоритеты семьи», «Воспитание толерантности у детей», «Наркотики и подросток» и многие другие. Я вижу практическую пользу от этих бесед с родителями: многих они заставляют задуматься об очень важных проблемах собственных детей и о том, как сложно ребёнку правильно сориентироваться в современном обществе.

    Близкое завтра новых граждан

    Но, как учитель, я жду поддержки и на государственном уровне: сложно одними запретами заставить ребёнка смотреть исключительно познавательные и патриотические информационные продукты. К сожалению, наши масс-медиа зачастую являются главной угрозой детей, предоставленных самим себе в течение рабочего дня родителей. Я считаю, что все жёсткие запреты должны быть реализованы на государственном уровне, чтобы избавить неокрепшую детскую и подростковую психику от нескончаемого потока насилия, порнографии, деструктивных материалов различных сект и радикальных конфессий. Поэтому на своём уровне пытаюсь объяснить ученикам, что будущее в их руках. От их гражданской позиции зависит очень близкое завтра. Они будут создавать законодательную базу и формировать социальный строй той страны, в которой предстоит жить уже их детям.

    Объяснить им это я считаю своей главной педагогической задачей. Это и есть моя гражданская позиция.

    -6-


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конкурсные работы учителя

    Работы на конкурс "Купель"...

    Конкурсное задание "Учитель года - 2016"

    Дорогие, коллеги!на данном разделе можете познакомиться с моими разработками и другими интересными материалами....

    Пример конкурсного задания "Учитель года 2016" (областное)

    Эссе "Я - Учитель"   Сегодня, как и во все времена актуален секрет деятельности успешного учителя. Мне кажется, заключается он в следующем. Во-первых, педагог обязан систематически приумножа...

    "Педагогический семинар" - конкурсное испытание "Учитель Кубани 2016"

    Сценарий выступления на семинаре в г. Краснодаре....

    Конкурсная работа «Учитель года по версии сайта www.mldv.ru -2016»

    Международный конкурс «Учитель года по версии сайта www.mldv.ru -2016» Тема конкурса «Учитель – это не профессия, а призвание, образ жизни».Номинация - «Когда мы вместе…» Эссе, Музыкаль...

    Конкурсное задание Учитель года 2017 "Я - учитель"

    Эссе раскрывает мотивы выбора мною учительской профессии, отражает мои педагогические принципы и подходы, понимание миссии педагога в современном мире...