Особенности профориентационной работы учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
материал на тему

Пономарева Ирина Сергеевна

Профессиональное самоопределение выпускников с недостаточностью интеллекта всегда была острой проблемой. Выбор профессии важный момент в жизни  любого  молодого  человека, а особенно, для данной категории подростков. Это связано со многими ограничениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_ped_sovete.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности профориентационной работы  учащихся с интеллектуальной недостаточностью. 

Профессиональное самоопределение выпускников с недостаточностью интеллекта всегда была острой проблемой. Выбор профессии важный момент в жизни  любого  молодого  человека, а особенно, для данной категории подростков. Это связано со многими ограничениями:

  • ограниченный перечень рекомендуемых профессий,
  • ограниченный перечень учреждений профессионального образования, осуществляющих подготовку,
  • ограниченный перечень возможных рабочих мест  и др.

Вчерашнему  выпускнику школы VIII вида, необходимо  привыкнуть  к самостоятельному существованию, к ответственности  за свою  жизнь, разобраться  в себе, определить  свой  путь.

Несмотря на применяемые меры в решении проблем продолжают оставаться сложности, трудности в вопросах профессионального выбора, получения профессионального образования, трудоустройства. Поэтому, при проведении профориентационной работы важным является сотрудничество всех: родителей, медицинских работников, психологов, педагогов.

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека, что обуславливает повышение требований к кадрам. В этих условиях людям с интеллектуальной недостаточностью, сложно конкурировать со здоровыми людьми, от них требуется постоянное доказательство того, что они выполнят работу лучше, поэтому необходимо выявить: насколько  значима и эффективна работа по профессиональному ориентированию данной категории подростков. Своеобразие профориентации определяется спецификой контингента профориентируемых и конкретных условий ее реализации. Жизненное самоопределение, план того, чего человек хочет достигнуть, а профессиональное самоопределение играет в этом ключевую роль и является важным для социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью.

Судьба наших  выпускников  проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими нормально развивающимися сверстниками. Особенно остра проблема трудоустройства, так как помимо снижения интеллекта, учащиеся имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические, физические и соматические осложнения, мешающие становлению профессиональных навыков, ведущих к квалификационным умениям. Особенности памяти и мышления у умственно отсталых учащихся ведут к затруднениям при формировании технико-технологических знаний, что в свою очередь  влияет на осознанность и мобильность навыков и умений.

Наличие отклонений в умственном развитии сказывается в том, что выбор профессии для умственно отсталых учащихся, как и для других детей с отклонениями в развитии, суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей. Поэтому главным направлением профориентационной работы является воспитание у учащихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей, реализация которых обеспечивается коррекционным характером обучения.

Своим выпускникам мы можем рекомендовать дальнейшее обучение в  ПУ № 29  по следующим профессиям:

  • Мастер отделочных строительных работ
  • Мастер столярно-плотничных работ
  • Швея
  • Штукатур
  • Садовник

Учебнопроизводственный центр «Молодость Запсиба»

Профессии.

  • Слесарь-ремонтник;
  • Станочник деревообрабатывающих станков;
  • Электросварщик ручной сварки;
  • Токарь;
  • Портной (пошив и ремонт нательного и постельного белья);
  • Швея (машинные работы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме «Особенности внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Методы и приёмы развития внимания учащихся с нарушением интеллекта».

В данной статье рассказывается об особенностях внимания детей с нарушением интеллекта, приёмах развития произвольного внимания....

Профориентационная работа как средство формирования социально - трудовых навыков обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Обобщение опыта. Теоретический материал, организация и система мероприятий воспитания и развития профориентационной направленности детей с интеллектуальной недостаточностью...

Статья "Особенности восприятия дошкольников с интеллектуальной недостаточностью"

Статья "Особенности восприятия дошкольников с интеллектуальной недостаточностью"...

«Особенности общения ребенка с интеллектуальной недостаточностью со сверстниками и взрослыми»

Структурно-логическая схема поможет наглядно увидеть особенности общения ребенка с интеллектуальной недостаточностью со сверстниками и взрослыми на всех возрастных этапах....

Статья "Особенности обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях реализации ФГОС"

Познание окржающей действительности начинается с анализа той иноформациию которую ребенок получает при визуалном наблюдении, в звуках, в запах, разных вкусах и т.п. Развиие ощущений и восприятий, пред...

Статья «Особенности обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях реализации ФГОС»

Познание окружающей действительности начинается с анализа той информации,которую ребенок получает при визуальном наблюдении, в звуках,запахах,разных вкусах. Развитие ощущений и восприятий, представлен...