ПК 4.4
статья на тему

Лубенченко Ирина Владимировна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья по курсовому исследованию21.87 КБ

Предварительный просмотр:

 ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

(по материалам курсового исследования)

Лубенченко Ирина Владимировна

Научный руководитель: Мухина И.Г., преподаватель МДК 01.09. Обществознание с методикой преподавания  высшей квалификационной категории.

В современных условиях важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему самостоятельно  развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Школьники младших классов на уроках по предмету «Окружающий мир» осваивают, прежде всего, целостную картину мира. В то же время именно младший школьный возраст благоприятен для овладения познавательными  универсальными учебными действиями.

В фундаментальных исследованиях В.В. Давыдова, Н.Г Дайри, М.А. Данилова, Б. П. Есипова, Н. А. Менчинской, И. Т. Огородникова и многих других отечественных педагогов и психологов самостоятельная работа школьников рассматривается как одна из основных концепций дидактики.

При помощи формирования системы универсальных учебных действий (УУД), учащийся сможет ставить цели и учиться их достигать. Все УУД обычно делят на 4 группы:

 1) личностные;

2) регулятивные;

3) коммуникативные действия;

4) познавательные.

Для того, чтобы сформировать познавательные УУД нужно подобрать такие задания, где правильный ответ нельзя найти в пособии. Существует множество подсказок, которые помогут ребенку выполнить задания, они находятся на иллюстрациях учебника и в справочной литературе.

Что такое познавательные УУД? Познавательные УУД – это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Познавательные универсальные учебные действия включают в себя несколько компонентов:

  1. общеучебные  действия;  
  2. действия постановки и решения проблем;
  3. логические действия.

Все это помогает лучше познать окружающий мир: готовность осуществлять  направленный поиск, обработку и использование информации.

Хотелось бы отметить, что достаточно благоприятные условия для формирования познавательных УУД можно воссоздать на уроке «Окружающего мира»,  где главной целью является формирование  знаний о природе, обществе, человеке. Уровень сформированности УУД в основном зависит от способов организации самой деятельности. Обязательными структурными элементами урока окружающего мира являются: игры, логические и творческие задачи. Все эти элементы позволяют учителю сорганизовать познавательную деятельность на должном уровне самостоятельности.

Каждый  урок нужно планировать,  прописывая  методы  и  пути  формирования  УУД  на  всех  этапах.

Задача учителя на уроке, при объявлении темы, состоит в подведении учащихся  к  самостоятельной  постановке  задач. На этом этапе  можно применить загадку, которая подходит к данной теме.

Самостоятельная работа по учебнику и в тетради обучает самостоятельно находить  решение данного задания, вопроса, проблемы и определять успешность его выполнения.

При организации работы в парах и группах каждый ученик предлагает своё мнение, разные варианты решения.

При изучении курса «Окружающий мир» развиваются умения извлекать информацию, представленную в разной форме в разных источниках, описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.; пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, моделировать объекты и явления окружающего мира; проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов и явлений, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме.

Учащиеся приобретают различные навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовывать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); кодировать и декодировать информацию (состояние погоды, чтение карты, дорожные знаки и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

Монографии, учебники, учебные пособия

1.        Алексеева Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования. (Стандарты второго поколения) / Л.Л. Алексеева. – М.: Просвещение.

2.        Боричевская В.И. Развитие самостоятельности мышления учащихся. // Начальная школа. - 1992. – №1. – С. 2–3

3.        Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь – «АСАDЕМА», 2000. -–173 стр.

4.        Котова И. Б. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии - «АСАDЕМА», 2000. – 505 стр.

5.        Подласый И. П. Учебник педагогики – МОСКВА «Высшее образование» 2009. – 540.