Главные вкладки

    Формы организации методической работы в школе
    статья на тему

    Чупина Людмила Александровна

    В данной учебно-методическом материале вы найдете рекомендации по организации работы  ШМО, используя ее различные  формы, которые описаны в данной статье. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon formy_organizatsii_metodocheskoi_raboty_1_.doc165 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формы организации методической работы в школе

    Наиболее эффективными формами организации методической работы на современном этапе являются: семинар-практикум, научно-практическая конференция, методическая декада, методический фестиваль, мастер-класс, методический мост, дискуссия, методический ринг, деловая игра, тренинг, видеотренинг, педагогические чтения, профессиональная выставка, защита проекта, творческие отчеты учителей, педагогические консилиумы, открытый урок, учебные, организационно-деятельностные, деловые, ролевые и другие игры, которые способствуют формированию интеллектуальной культуры и культуры саморазвития.

    Семинар

        Семинарское занятие является формой обучения, позволяющей эффективно организовать самостоятельную работу.

         Целевая установка семинара — получение и углубление знаний, их систематизация и обобщение  на основе изучения разнообразных источников, развитие  широкого спектра аналитических умений, в том числе конспектирование, рецензирование, подготовка развёрнутых тематических выступлений. Но в отличие от других форм заседаний ШМО  участники семинара не просто овладевают новыми знаниями, а представляют их на коллективное  обсуждение.

    Педагогическая мастерская

    Педагогическая мастерская — это такая форма  обучения, которая создаёт условия для восхождения к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия. В мастерской она представлена так: творческий процесс — творческий продукт — осознание его  закономерностей — соотнесение полученного с достижениями — коррекция своей деятельности — новый продукт.

          В мастерской достигается максимальное приближение  к реальному опыту, потому что каждый её участник движется от осознания личного опыта к опыту общечеловеческой культуры в свободной деятельности. Эта деятельность имитирует метод проб и ошибок, но реализуется по строгим правилам мастерской. Внутри же установленных рамок всем участникам предоставляется право свободного выбора. Это создаёт условия, необходимые для творчества.

         Другой особенностью мастерской является реализация идеи диалога во всех его  аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах. Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание  или умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта.

    Методический практикум

    Методический практикум – система практических работ слушателей по совершенствованию методического мастерства. Отличительной чертой методического практикума является его четко осознанная методическая направленность.

    Целесообразно провести предварительную подготовку участников, включающую обсуждение и уточнение целей, плана практических работ, выдвижение и инструктаж старших групп, обеспечение участников учебным материалом.

    Организационные формы методического практикума: методический диалог, деловая игра, педагогический ринг, тренинг и т. п.

    Структура методического практикума:

    • введение участников в методическую проблему, обоснование актуальности данной проблемы;
    • практическая работа;
    • защита выполненной работы;
    • выработка методических рекомендаций

    Научно-практические конференции и педагогические чтения

    Научно-практические конференции и педагогические чтения – формы выявления и обобщения лучшего практического опыта. Данные формы методической работы являются своеобразным подведением итогов работы школы или отдельных педагогов над актуальными педагогическими проблемами. Представленные доклады обязательно обсуждаются.

    Фестиваль педагогических идей

    Фестиваль педагогических идей, калейдоскоп уроков – знакомство широкого круга учителей с интересными  педагогическими находками коллег.

    Круглый стол

    Круглый стол – обсуждение актуальных вопросов воспитания и обучения детей; встречи с интересными людьми, знакомство с новыми исследованиями и опытом коллег; сопоставление своего мнения с мнением коллег и т. п. Для того, чтобы круглые столы проходили результативно необходимо заранее разослать буклеты с тематикой встреч и предлагаемыми вопросами для обсуждения. Участники обеспечиваются методическими материалами, нормативными документами и т. д.

    Индивидуальное наставничество, консультации, собеседования

    Эта форма широко применяется руководителями школ, опытными учителями в работе с молодыми учителями, стажерами, а также с учителями, испытывающими затруднения в решении педагогических проблем. Здесь особенно важен педагогический такт, уважение к учителю в сочетании с высокой принципиальностью. Большую роль в такой работе играет хорошее знание личностных качеств учителя, а также умение наставников анализировать ход и результаты деятельности учителей, формулировать на основе анализа конкретные рекомендации.

    Методические выставки, бюллетени

    Методическая работа требует наглядности, поэтому в связи с единой методической темой школы организуется методические выставки, выпускаются методические бюллетени с информацией о ценных методических приемах, находках и т. п. Таким образом, творческие педагогические находки одного учителя оперативно могут стать достоянием его коллег.

    Открытые уроки и внеурочные мероприятия

    Практически все формы методической работы так или иначе связаны показом практических умений учителя перед коллегами. Предназначение открытых уроков: показ отработанной учителем методики, дающей высокий конечный результат или показ урока-эксперимента, когда новая методика-прием только создается, когда у учителя есть исследовательская задача и предполагаемые способы решения (гипотеза), но конечный результат не очевиден и необходимо экспертное мнение коллег. Открытый урок – это всегда показ нового педагогического открытия. При ином подходе происходит девальвация открытых уроков.

    Целесообразно открытый урок проводить следующим образом:

    • До начала урока учитель рассказывает проект будущего урока: его место в теме, разделе, курсе; раскрывает идею опыта, задачи обучения, воспитания, развития; рассказывает о путях и средствах решения поставленных задач; дает характеристику реальных возможностей класса, т. е. знакомит гостей со своей творческой лабораторией, включает их в осознанный процесс анализа проекта урока. В этом случае коллеги присутствуют уже  не как наблюдатели, а как соучастники процесса.
    • По окончании урока – самоанализ: что удалось, что нет и почему; как использовались запасные методические ходы.
    • Коллеги, компетентность которых значительно возросла благодаря проведенной предварительной работе, высказывают свое мнение; дают рекомендации по дальнейшему развитию опыта.

    Реально проведенный урок может оказаться как лучше, так и хуже своего проекта, может быть проведен и по совершенно новому, экспромтом возникшему варианту. Во всех этих случаях анализ обогащает и автора урока, и его коллег. Это активная форма методического обучения, активного распространения педагогического опыта, что существенно повышает эффективность методической работы.

    Школа передового опыта

    Школа передового опыта реализует цели и задачи индивидуального и коллективного наставничества. Основное ее назначение состоит в методической помощи опытного учителя менее опытным коллегам. Формируется она на добровольных началах. Ценность данной формы работы в двусторонней эффективности. Руководитель школы, посещая уроки учителей, консультируя их по планированию, методике и технологии урока, обсуждая теоретические проблемы, совершенствует и собственное педагогическое мастерство, убеждается в правильности педагогических позиций. А учителя имеют возможность непосредственно изучать творческую лабораторию педагога-мастера.


    Школа молодого учителя

     Задача ее заключается в содействии профессиональному становлению молодых учителей. Как правило, их работой занимается опытный учитель или руководитель школы. Обычно деятельность школы молодого учителя сосредотачивается на вопросах по технике и методике проведения урока, внеклассного занятия, планировании работы классного руководителя, других аспектах психологического и профессионального самоутверждения молодого педагога.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация методической работы в школе

    материалы районного семинара для заместителей директоров по УВР...

    Открытые уроки как форма организации методической работы.

    Открытые уроки и воспитательные мероприятия — одна из важных форм организации методической работы. В образовательной практике иногда не различают открытые и обычные уроки, не представляют особенностей...

    Новая форма организации методической работы в рамках внедрения ФГОС в современное образовательное пространство

    В данной статье освещена новая форма организации методической работы в МОУ «Коменской СОШ» Прибайкальского района РБ, суть которой заключается в том, что вместо традиционных методических объединений п...

    Организация методической работы в школе

    В презентации идёт речь об  алгоритме организаци методической работы в школе, дан перечень документации зам. директора по УВР, перечислены основные направления организационно-методической деятель...

    Организация методической работы в школе

    В статье представлен опыт методической работы в школе, представлены приоритетные направления и формы методической работы....