Доклад "Взаимодействие педагога и семьи в вовспитании ребенка с ОВЗ."
материал на тему

Шахматова Людмила Борисовна

Данный материал может быть использован для ШМО классных руководителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon doklad_na_shmo_klassnyh_rukovoditeley.zip17.5 КБ

Предварительный просмотр:

             МКОУ «Краснобаковская С(К)ШИ VIII вида

Взаимодействие педагога и семьи

в вовспитании ребенка с ОВЗ.

                                                                                        Шахматова Л.Б.

                                                 2016г.

Все изменилось в современном мире – отношения учителей и детей, детей и родителей. Новое качество образования требует и нового отношения к детям, и, как показывает практика, многие родители не готовы к новым формам общения. Методы воспитания зачастую остаются авторитарными и не дают положительных результатов. В семье возникают конфликты, родители и дети остаются один на один со своими проблемами, не знают как поступить в той или иной конфликтной ситуации и где искать помощь. А ведь не секрет, что создание и поддержание в семье здорового психологического климата служит гарантией гармонического развития ребенка и позволяет полнее раскрыть его потенциальные возможности.

Процесс гуманизации отношения общества к лицам с отклонениями в развитии в России побуждает искать новые наиболее эффективные формы реализации социальной помощи этой одной из самых уязвимых категорий населения. К числу таких форм относится социально-педагогическая, психологическая  поддержка семей, имеющих детей с ОВЗ.

Современная семья, к сожалению, зачастую, бедна – не только материально, но и духовно. Среда жизни и развития ребёнка с ОВЗ зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества, положения, которое они занимают в нём. Современные семьи развиваются в условиях новых противоречий общественных ситуаций, которые приводят к обострению семейных проблем. Это и падение жизненного уровня, и увеличение числа неполных семей, разводов, увеличение числа пьющих родителей, упущения в  воспитании подростков родителями.

Известный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями», а тем более с семьями, где есть «особый» ребёнок. И педагогический коллектив школы стремится решать проблему взаимодействия  с семьями учащихся с ОВЗ, используя в своей работе опыт предыдущих лет, вводя новые современные виды форм  сотрудничества с семьёй. Главными задачами педагогического коллектива  в этом направлении являются:

- способствование единению трёх составляющих: педагог – ребёнок - семья;

- сплочение творческой силы заинтересованных сторон;

- всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка;

- создание условий для всестороннего развития ребенка в семье и школе;

- коррекция взаимоотношений в семье.

Перед педагогами стоят одновременно многие вопросы. Как сделать так, чтобы не только ученик, но и родитель шёл в школу с желанием, без агрессии и страха? Как построить работу всех служб так, чтобы родитель правильно воспринимал, принимал и понимал своего ребёнка? И как подвести родителя к осознанию того, что не только семье, но и школе, в которой учится их ребёнок,  тоже нужна помощь? А выиграют от этого взаимодействия обе стороны.

Вся деятельность строится  по следующим направлениям:

- социальное и психолого-педагогическое сопровождение семей;

- система родительского всеобуча;

- система массовых мероприятий и акций.

Одним из важнейших средств социализации ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, мы рассматриваем праздник. Одной из главных задач является привлечение детей, педагогов и родителей к подготовке праздника. В результате такого подхода появляется возможность для решения многих педагогических задач: сплачиваются дети разных возрастных групп, выявляется творческий актив школы, формируется ответственность за порученное дело, доброжелательность, терпимость друг к другу, уважение к мнению других.

Таким образом, следует отметить, что в школе накоплен положительный опыт взаимодействия педагогов с родителями  для повышения качества учебно-воспитательного процесса, помощи семьям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Итогом целенаправленной работы является тот факт, что в школе сложилась стабильная, творческая группа родителей, на которую можно опираться в вопросах сотрудничества семьи и школы.

1. Зачастую возникают трудности взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, связаны эти трудности с недооценкой педагогами воспитательного потенциала семьи, с недостаточным изучением условий семейного воспитания, характера общения родителей с ребенком и особенно родительских позиций, которые они выбирают в воспитании.

Такое изучение опосредованно можно осуществить во время совместных мероприятий.

2. По характеру влияния родительские позиции во многом определяют личностное развитие ребенка, сформированность его отношений к окружающему миру. Что зачастую заметно при взаимодействии родитель-ребенок с другими детьми, а также ребенок-ребенок.

3. В современных социальных условиях существует необходимость повышения внимания со стороны педагогов к проблемам семейного воспитания и к решению практических вопросов по организации взаимодействия с семьей. Одним из путей успешного решения данной проблемы является создание единого образовательного пространства «семья – ребенок – образовательное учреждение», обеспечивающего реальное сотрудничество родителей и педагогов в вопросах воспитания, обучения, лечения и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, основанного на индивидуальном, системном и комплексном подходах.
Обеспечить создание единого образовательного пространства «семья – ребенок – образовательное учреждение» возможно через специально

разработанные программы сопровождения семейного воспитания и педагогической помощи родителям детей с ограниченными возможностями здоровья. Для этого необходимо:

• включение и реальное участие родителей как субъектов и объектов деятельности в образовательном процессе;

• оказание психолого-медико-педагогической поддержки, консультативной и методической помощи родителям всеми специалистами учреждения;

• интеграция психолого-педагогических методов и средств воспитания и обучения в системе домашнего воспитания.

Педагогическая помощь должна быть ориентирована на конкретную семью, учитывать социальные факторы и реальные условия жизнедеятельности семьи, особенности родительских позиций в воспитании и характер детско-родительских отношений.

Реальное взаимодействие родителей и педагогов в вопросах воспитания, обучения, лечения и социальной адаптации детей создает основу для успешного личностного развития ребенка и может быть обеспечено организацией комплексного сопровождения семейного воспитания в едином образовательном пространстве «семья – ребенок – образовательное учреждение» через реализацию программ педагогической помощи.

Список литературы:

Арнаутова С.П., Иванова В.П. Общение с родителями: зачем? Как?

Белопольская Н.П. Проблемы психологического консультирования детей с отклонениями в развитии 9практикум по парапсихологии) / Под редакцией Б.В. Зейгарник, В.В. Николаевой, В.В. Лебединского. – М.,1987; М.,1986.

Мамайчук И. И. «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии» Санкт-Петербург 2003 г.

Маньшина Н.А. – Система работы школы по защите прав и законных интересов ребёнка, Волгоград, Учитель, 2007 г.

Мустаева Л.Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с ЗПР. – М., Аркти, 2005 г.

Никитина Н. И., Глухова М. Ф. «Методика и технология работы социального педагога» Москва 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка

Традиционно главным институтом воспитания является семья.Семья- колыбель духовного рождения человека. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни....

Урок обществознания в 6 классе на тему: «Ребенок в семье» ( гл.6 «Ребенок в обществе»)

МОУ Краснооктябрьская сош, Аргаяшский район, Челябинская область.Учитель Трускова Наиля ГирфановнаУрок обществознания в 6 классе на тему: «Ребенок в семье» ( гл.6 «Ребенок в обществе»)...

Методические рекомендации для педагогов и родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»

ЦЕЛЬ: Показать доминирующую роль домашнего воспитания в процессе развития личности ребенкаЗАДАЧИ:1.      Содействовать формированию у родителей представлений о необходимости д...

Методические рекомендации для педагогов и родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»

Содействовать формированию у родителей представлений о необходимости домашнего воспитания...

Памятка социального педагога родителям по трудовому воспитанию ребенка в семье

Памятка социального педагога родителям по трудовому воспитанию ребенка в семье...

Взаимодействие педагога и семьи в вовспитании ребенка с ОВЗ.

Материал может быть использован в работе классного руководителя коррекционной школы....

Методические рекомендации для педагогов и родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»

Методические рекомендации для педагогов и  родителей«Роль семьи в воспитании ребенка»...