Применение метода проектов на уроках математики
материал (6 класс)

Применение метода проектов на уроках математики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение метода проектов на уроках математики

из опыта работы МБОУ СОШ №1

1. Метод проектов – это целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.

В основе метода проектов лежит развитие у учащихся познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, а также навыков критического мышления.

Этапы работы над проектом:

  • постановка цели;
  • выявление проблемы, противоречия, формулировка задач;
  • обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов;
  • самообразование при помощи учителя;
  • продумывание хода деятельности, распределение обязанностей;
  • исследование: решение отдельных задач, компоновка;
  • обобщение результатов, выводы;
  • анализ успехов и ошибок, коррекция.

2. Примеры:

2.1. Краткосрочный практико-ориентированный проект "Измерение длины окружности". 6 класс.

Класс заранее делится на группы по 4-5 человек.

Группам выдается лист с заданием: (конспект урока в отдельном файле)

1. Постановка цели: необходимо измерить длину и диаметр как можно большего числа окружностей, найти смый рациональный способ измерения длины окружности.

2. Обсуждение возможных вариантов, выбор способов.

3. Работа в группах. Учитель направляет, дает советы, отвечает на вопросы, помогает заполнить таблицы, оформить выводы.

4. Обобщение результатов, обсуждение выводов групп.

При обобщении выводов учитель дает группам домашнее задание: подготовить сообщения об истории решения этой задачи и о числе пи.

2.2. Темы долгосрочных проектов в 5-6 классах (в основном, информационные):

- системы счисления;

- делимость чисел;

- числа Фибоначчи;

- золотое сечение;

- решето Эратосфена и т.д.

        Это чаще всего индивдуальные работы под руководством учителя, часто с помощью родителей. Продукт демонстрируется на уроке. Автор проекта сам ведет часть урока, представляя свой материал и предлагая вопросы и задания одноклассникам.

        Пример: 5 класс системы счисления. (презентация проекта в отдельном файле)

2.3. В 7-9 классах более популярны групповые проекты.

Такие проекты способствуют расширению возможностей обучения в классе и позволяют учащимся принимать на себя определенные роли, например:

  • решающий проблему;
  • принимающий решение;
  • исследователь;
  • дизайнер информации;
  • документалист.

Самые удачными у нас получались информационные и практико-ориентированные проекты на темы:

- графики линейных функций и их применение (7 класс);

- применение подобия для измерений на местности (8 класс);

- способы решения квадратных уравнений (8-9 класс);

- история и способы доказательства теоремы Пифагора;

- применение арифметической и геометрической прогрессий при решении практических задач (9 класс) и т.д.

В 10-11 классах обучающиеся опять предпочитают работать над проектами индивидуально, но времени на серьезные работы находят редко. Чаще всего это  получаются доклады, сообщения и т.п.

3. Значимость метода проектов в обучении:

Поскольку метод проектов относится к технологиям личностно-ориентированного образования, его целеполагание сориентировано на развитие у школьников умений и качеств, необходимых человеку XXI века:

  • познавательного интереса;
  • умения самостоятельно находить информацию, связанную с текстом художественного произведения, с личностью и творчеством изучаемого автора или историко-литературным контекстом определенной эпохи;
  • умения анализировать, обрабатывать, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах, представлять в виде оформленного результата деятельности;
  • успешно работать с другими;
  • принимать обдуманные решения;
  • брать на себя инициативу;
  • решать комплексные проблемы;
  • управлять собой;
  • эффективно общаться.



Предварительный просмотр:

Сценарий урока по математике в 6-ом классе

Учитель МБОУ СОШ№1  Зыкова Н.Н., г. Королёв

Тема урока: «Длина окружности и площадь круга.»

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цели урока:

  1. Формирование познавательных УУД обучаемых через решение практической и логических задач (измерение, сравнение, анализ, синтез), самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (учебной задачи), построение речевых высказываний в устной и письменной формах, самоконтроль и самооценка процесса и результатов деятельности.
  2. Формирование коммуникативных УУД через организацию работы гркппами (управление поведением партнёров – контроль, коррекция, оценка действий, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске решения практической задачи, разрешение конфликтов – выявление проблемы конфликта, поиск способов устранения, принятие решения и его реализация)
  3. Формирование регулятивных УУД посредством самооценки своей работы, сравнением ее результатов с эталонными результатами.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Приветствие.
  2. Мотивация к учебной деятельности и постановка целей урока

На доске нарисована окружность с центром в точке О и несколькими точками на окружности, внутри и вне её. Заранее заготовлены несколько различных макетов окружностей, нитки, краски, листы бумаги.

        Класс заранее делится на группы по 4-5 человек.

Группам выдается лист с заданием:*

 

        Учитель просит обучающихся рассмотреть лист с заданием. Задает вопрос о том, знакомы ли им термины, встречающиеся в задании, предлагает показать их на окружности на доске.

Ученики высказывают предположения о теме и целях урока.

  1. Актуализации и пробного учебного действия

        Учитель предлагает желающим выйти к доске и измерить длину и диаметр нарисованной на доске окружности. Обучающиеся пробуют, предлагают различные способы измерения, обсуждают.

  1. Самостоятельная практическая работа по группам.

        Обучающиеся измеряют длину и диаметр нескольких окружностей, заполняют и анализируют таблицу, обсуждают, формулируют и записывают вывод о самом рациональном способе нахождения дляны окружности. Учитель – в роли консультанта.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке

        Учитель просит представителей групп прочитать вслух свои результаты заполнения последнего столбца таблицы. Сообщает классу о том, что отношение длины окружности к диаметру одинаково для любой окружности, и то, что это отношение немногим более 3, было известно ещё древнеегипетским, вавилонским, древнеиндийским и древнегреческим геометрам до нашей эры.

Учащиеся сверяют свои ответы с эталонными, делают выводы.

        Затем обучающиеся предлагают свои варианты самого удобного способа нахождения длины окружности.

        Учитель показывает слайды о числе пи и формуле нахождения длины окружности и площади круга. Обучающиеся сверяют свои выводы с эталонными, записывают в тетрадь тему урока, формулы  и примеры вычисления длины окружности и площади круга.

Учитель: Как вы можете оценить деятельность своей группы сегодня на уроке?  Что получилось? Над чем еще нужно будет поработать?

При обобщении выводов учитель дает группам домашнее задание:

прочитать текст параграфа 24 учебника,

выполнить номера 868, 869, 870

по желанию подготовить сообщения об истории числа пи.

*Группа:

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

Окружность №

Длина окружности

Длина диаметра

Значение отношения длины окружности к её даиметру

1

С=

D=

С/D

2

С=

D=

С/D

3

С=

D=

С/D

4

С=

D=

С/D

5

С=

D=

С/D

6

С=

D=

С/D

7

С=

D=

С/D

8

С=

D=

С/D

9

С=

D=

С/D

10

С=

D=

С/D


Самый рациональный способ измерить длину окружности по мнению нашей группы:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Сценарий урока по математике в 6-ом классе

Учитель МБОУ СОШ№1  Зыкова Н.Н., г. Королёв

Тема урока: «Задачи на проценты"»

Тип урока: Урок рефлексии

Цели урока:

Формирование познавательных УУД обучаемых через решение практической и логических задач,  формулирование познавательной цели (учебной задачи), построение речевых высказываний в устной и письменной формах, самоконтроль и самооценка процесса и результатов деятельности.

Формирование коммуникативных УУД через организацию работы гркппами (управление поведением партнёров – контроль, коррекция, оценка действий, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске решения практической задачи, разрешение конфликтов – выявление проблемы конфликта, поиск способов устранения, принятие решения и его реализация)

Формирование регулятивных УУД посредством самооценки своей работы, сравнением ее результатов с эталонными результатами.

Ход урока:

Организационный момент. Приветствие.

Мотивация к учебной деятельности и постановка целей урока

        На доске (слайд или мел) – текст задач:

        Учитель предлагает учащимся устно решить задачи различными способами. Затем задает вопрос о том, все ли виды задач на проценты были представлены. Обучающиеся отвечают, вспоминая 3 вида задач на проценты и формулируя правила их решения.

        Учитель сообщает, что решенные только что задачи были взяты из банка задач ЕГЭ 11 класса. Говорит шестиклассникам о том, что к 11 классу выпускники накапливают большую базу знаний, умений и навыков по различным темам математики, но многие забыли, как правильно и быстро решать задачи на проценты. Я предлагаю вам сегодня попытаться им помочь хорошо подготовиться к экзамену по этой теме.

        Работая по группам, вам нужно будет составить ваше авторское учебное пособие по теме "Решение задач на проценты". В пособие должны входить описание способов решения основных задач, примеры задач и ответы к ним. Название и оформление пособия – на ваше усмотрение.

        За эту работу все группы получат положительные оенки, но высший балл получат те, чьи пособия признают лучшими ученики 11 класса.

        Всем успехов, давайте начнем работу!

Самостоятельная практическая работа по группам.

        Учитель в роли консультанта и рецензора.

        Рефлексия учебной деятельности на уроке.

        Учитель просит группы "по цепочке" прочитать по одной задаче из своего сборника, передавая право определить, к какому типу эта задача относится,  следующей группе и т.д.

        Домашним заданием может быть "доработка" учебного пособия. Впоследствии обязательно озвучиваются результаты голосования или рейтинга каждого пособия от обучающихся 11 класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода проектов на уроке технологии.

ШКОЛА БУДУЩЕГО - ШКОЛА ПРОЕКТОВ! "Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади" Дж. Герберт Проект - это метод обучения : Может применяться на уроке и во внеурочное в...

Применение метода проектов на уроках истории

В работе представлен опыт организации работы учащихся по реализации учебного проекта "Все для фронта.Все для победы! Книга памяти."...

"Применение метода проектов на уроках математике и во внеклассной работе по предмету", статья

Данная статья о возможности  использования метода проектов на уроках математики и во внеклассной работе по предмету. Использование проектной технологии на уроках математики позволяет расширить ин...

Статья Применение метода проекта на уроках химии

Статья содержит небольшой теоретический материал о плюсах проектоног метода обучения, предложен способ из личноо опыта применеия данного метода на уроках химии, данные о результатах применеия метода п...

Из опыта работы. Применение метода проектов на уроке технологии

Технология в школе традиционно представлена такими направлениями, как технический,обслуживающий и сельскохозяйственный труд.Учащиеся обучаются в группах по одному из трех этих направлений. В последнее...

Доклад-выступление по английскому языку по теме "Использование и практическое применение метода проекта на уроках английского языка"

В данном докладе можно узнать обо всех особенностях, этапах использования метода проекта на отдельно взятом уроке английского языка. Пример работы проекта представлен по учебнику Тимофеева В.Г "Up &am...