Создание ситуации успеха на уроках иностранного языка как средство мотивации к его изучению.
статья на тему

Труханова Оксана Владимировна

В статье ручь идёт о том, что надежным путем создания ситуаций успеха на уроках иностранного языка является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи учащимся при ее осуществлении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx28.16 КБ

Предварительный просмотр:

Создание ситуации успеха на уроках иностранного языка как средство мотивации к его изучению.

                                                                                                Подготовила

                                                                                                Труханова Оксана

                                                                               Владимировна

                                                                                                учитель иностранных

                                                                    языков

                                                                                       МАОУ ООШ №10

Январь 2018

Создание ситуации успеха на уроках иностранного языка как средство мотивации к его изучению.

     Французский писатель Анатоль Франс сказал: «Учиться надо весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».

     В настоящее время значительно возрос интерес к иностранным языкам и, в особенности, к английскому языку. Сегодня английский язык выходит на первое место по международной значимости, он стал основным средством международного общения и общечеловеческого единения.

     На уроках иностранного языка основой для преподавателя является создание ситуации успеха в коммуникативной деятельности учащихся. Испытывая чувство успеха в коммуникативной деятельности на уроках иностранного языка, обучаемый переживает радость, эмоциональный подъём. Переживание успеха в учебном общении внушает ему уверенность в собственных силах; повышается самооценка, появляется желание вновь достигнуть хороших результатов в коммуникативной деятельности, чтобы ещё раз пережить радость успеха.

     Учитель должен создать источник внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Учитель должен создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение; он должен помнить, что ребёнку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности. А для этого нужно создавать ситуации успеха.

     В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие определенные затруднения в учении. В связи  с  этим  необходимо подбирать такие задания,   с  которыми  учащиеся  этой  категории  могли  бы справиться без особых затруднений и лишь потом переходить  к  более  сложным упражнениям. В опыте передовых  учителей  с  этой  целью  используются так называемые сдвоенные  задания,  где  первое  подготавливает   к  выполнению более сложного задания.

          Надежным путем  создания  ситуаций  успеха  является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и  характеру помощи учащимся при ее осуществлении.

Большое  значение  в  создании  ситуаций  успеха   имеет   общая   морально-психологическая атмосфера выполнения тех и иных  заданий,  поскольку  это  в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к  внешне сложным заданиям.

Ситуация успеха и ее типы.

1. Неожиданная радость.

Неожиданная радость – это чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания.

     Прием “Лестница” или “Встань в строй”.  Речь идет о ситуациях, когда учитель ведет  обучающегося поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих. 

   Прием “Даю шанс”. Подготовленные педагогические ситуации, при  которых ученик получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации  учитель  может  и  не готовить специально, но его воспитательный дар проявится  в  том,  

что  он  этот  момент  не  упустит, правильно его оценит, сумеет его материализовать.

2.Общая радость

Общая радость состоит в том, что  бы  обучающийся  достиг  нужной

 для  себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной учителем  или  спонтанной, заметной или незаметной. Раскроем приемы, с помощью которых можно создать  ситуацию  успеха, вызывающую общую радость.

     Прием “Следуй за нами”. Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль обучающегося, дать  ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных  сил.  Реакция окружающих будет служить для него одновременно  и  сигналом  пробуждения,  и стимулом познания, и результатом усилий.

Трудно привести здесь какой-нибудь конкретный пример, потому что он  не сможет  отразить  всю  гамму  возможных  ситуаций, но есть

возможность перечислить  наиболее  типичные  варианты  

интеллектуального спонсорства: совместное участие в подготовке, проведении тематических  вечеров, смотров, конкурсов и тому подобное.

3. Радость познания.

Последним типом ситуации успеха является радость познания,
Учебный труд может доставлять радость не столько от познания нового, сколько от других факторов.  Познание опирается на самообразование, на самопознание. Главное условие радости - общение.

             Прием "Эврика". Суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающийся, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания.

В ходе учебного общения на занятиях по иностранному языку создаются естественные условия для достижения ими коммуникативной успешности. Реализация данных условий осуществляется на основе внедрения в учебный процесс специально разработанного комплекса заданий.  Таким образом, необходимо применять на уроке приемы, создающие ситуацию успеха: упражнения игрового характера, разгадывание кроссвордов, ребусов, шарад, занятия изобразительной деятельностью, пение, хоровая декламация, инсценирование сказок,

– Игровые упражнения развивают фонематический слух, восприятие речи, внимание, память; повышают учебную мотивацию, самооценку обучаемых.

– Пение, хоровая декламация способствуют овладению учащимися навыками правильной артикуляции, формируют чувство ритма и темпа.

– Изобразительная деятельность (рисование, лепка, работа с мозаикой и использование трафаретов) активизирует умственную и речевую способности.

– Разгадывание ребусов, кроссвордов стимулируют творческое мышление, память, внимание, развивают лексические навыки.

Информационные технологии.

     Электронные материалы содержат более интересные дидактические упражнения, увлекательные задания, направленные на развитие всех видов речевой деятельности: аудирования, чтения, развитие навыков монологической и диалогической речи, развитие грамматических и лексических навыков для работы в классе.

      Использование на уроках английского языка Интернет - ресурсов помогает решать ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети: страноведческий материал, онлайн словари; совершенствовать умения письменной речи школьников, пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка.

Игровые технологии

      Использование дидактических игр (разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, объяснения пословиц и поговорок, загадки) позволяет совершенствовать познавательные способности учащихся, является хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Данный вид игр можно применять в работе над любым из видов речевой деятельности (я применяю и при обучении говорению, и аудированию, и чтению, а также при развитии различных навыков). Возраст учащихся также не имеет значения, варьируется содержательная часть, подбираются лексические единицы, подходящий языковой материал.

      На уроках применяются следующие виды игр:

Грамматические (построение вопросительных предложений),

лексические (намеренные ошибки в употреблении слов, домино),

фонетические (например, разучивание и театрализация стихотворений, физминутки: хлопаем, топаем и т.п. как только услышим слово на определенный звук и др.),

орфографические (шифровки, ребусы и т.п.),

аудитивные (тексты с нарушенной логической последовательностью повествования),

речевые (обсуждение афоризмов, крылатых выражений, фразеологизмов, пословиц и т.д.), которые способствуют формированию речевых навыков.

Технология сотрудничества.

     Огромные возможности для развития познавательной активности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная сегодня в школе технология сотрудничества. На практике ее часто ассоциируют с различными формами групповой и парной  работы, которая как раз и создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания буквально каждого учащегося. Чаще всего групповая и парная работа используется на повторительно-обобщающих уроках и на уроках изучения нового материала.

     Вопрос о педагогике сотрудничества тесно связан с вопросом о роли учителя. Роль учителя состоит не в том, чтобы учить, а в том, чтобы помогать ученикам учиться. Учитель в первую очередь должен быть создателем развивающей среды, побуждающей ученика учиться.

     Например, один ученик составил и начертил кроссворд на доске. Он сам зачитывает вопросы, другие учащиеся должны его услышать, затем он сам выбирает ученика, который первым поднял руку, после чего тот вписывает в кроссворд на доске. Т.е. происходит самое непосредственное сотрудничество учащихся между собой и учителем. При чем учитель играет в данном случае второстепенную роль.

Проектная методика

     Элементом педагогики сотрудничества, также помогающим создать и в полной мере ощутить (что очень важно!) ситуацию успеха на уроке, является проектная методика. Проект – это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш, рекламных проспектов, путеводителей, проведение интервью и исследований (с последующим оформлением), выпуск стенгазеты с необходимыми комментариями и т.д.

Здоровьесберегающая технология

     Главной задачей учителя в здоровьесбережении учащихся должно стать обеспечение максимально комфортной и благоприятной обстановки в классе, создание у детей положительно эмоциональной настроенности на уроке и повышение интереса у школьников к изучению иностранного языка.

      На уроках иностранного языка на начальном этапе данная задача легко решается с помощью песен и рифмовок. На их основе проводится профилактика нарушений осанки и зрения, активизируются внимание, память, умственная работоспособность, снимается умственное и физическое напряжение. Кроме того, развивается речь, обогащается словарный запас, отрабатывается произношение, а самое главное, поддерживается интерес детей к изучению английского языка. Учащиеся с самого начала приобщаются к культуре страны изучаемого языка. Многочисленные повторы, характерные для песенного жанра, способствуют легкому и непроизвольному запоминанию лексико-грамматических конструкций. Прочному запоминанию также способствует комплекс таких факторов, как рифма, лад, тональность, мелодия.

Обязательным элементом здоровьесберегающей организаци –рефлексия.

Рефлексия

     Рефлексивная деятельность учащихся достигается тем, что

а) даётся возможность учащимся самостоятельно исправить свой ответ или предлагается другим детям сделать это;

б) при неудачном исправлении ошибок учитель сам даёт правильный ответ;

в) воспитывается терпимое отношение к чужим ошибкам для сохранения мотивации и уверенности учащихся в себе;

г) откладывается коррекция до конца задания;

д) записываются серьёзные ошибки во время ответов и возвращаются к ним, когда ученик закончил говорить;

е) стараться давать положительную оценку работе учащихся;

ж) у учащихся всегда есть возможность исправить оценку либо предоставить невыполненную работу в течение недели.

     Когда ученик работает систематически, каждый день, не надеясь на то, что его не вызовут и не спросят, он быстро развивается, он больше не числится в отстающих. Это так воодушевляет учеников всех возрастов — от младших до старших, — что дальнейшая работа в атмосфере успеха не представляет особого труда. Успех детей зависит, в частности, от повторения. Сверхмногократное повторение с включением трех видов памяти — зрительной, слуховой и моторной — приводит к тому, что, хочет ученик или не хочет, он все равно будет знать и уметь все, что требуется; ему можно ставить отметки, можно и не ставить.

     Главное назначение ситуации успеха на уроках иностранного языка – создание условий, которые способствуют устранению неуверенности учащихся, и напротив – формированию уверенности и желания достигнуть хороших результатов коммуникативной деятельности.

Ситуация успеха – самый эффективный стимул познавательной деятельности. Поэтому создание ситуации успеха – важнейшее направление в работе любого учителя, которое позволяет повысить самооценку учащихся, развить их уверенность в себе, преодолеть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая технология как средство создания ситуации успеха на уроках русского языка ( VIII вид)

Слова учителя "А сейчас мы будем играть снимают напряжение и активизируют внимание, создают положительные эмоции. Успешно выполняются задания, которые обычно предлагаются на традиционном уроке если со...

Театральная деятельность на уроках английского языка как средство мотивации учащихся к изучению иностранного языка.

Статья учителя английского языка об актуальности применения методики театральных постановок, театральной деятельности при обучении иностранному языку...

«Создание ситуации успеха на уроке иностранного языка»

Доклад для выступления на педсовете учителя английского языка...

«Создание ситуации успеха на уроке иностранного языка как средство развития коммуникативной компетенции учащихся»

Название проекта«Создание ситуации успеха на уроке иностранного языка как средство развития коммуникативной компетенции учащихся» Цель проектаСоздать условия для формирования коммуникативн...

Методическая разработка по русскому языку: «Приемы создания ситуации успеха на уроках русского языка как средство повышения учебной мотивации»

В  методической  разработке  я  попыталась   раскрыть содержание  работы  по  использованию   приёмов создания ситуации успеха  на уроках ру...

Создание ситуации успеха на уроках иностранных языков

Для реализации основной цели педагогического творчества, учителя иностранных языков  большое внимание уделяют созданию ситуации успеха на уроках и во внеурочной деятельности, используют различные...