Совершенствование методики преподавания первой медицинской помощи
методическая разработка (10 класс) на тему

Мурашко Александр Николаевич

Представляю материал для педагогов по преподаванию первой медицинской помощи на уроках

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_publikatsiya.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему

 «Совершенствование методики преподавания первой медицинской помощи»

Необходимость обучения первой медицинской помощи в современных условиях и в рамках обучения правилам дорожного движения

Плохая дорожная сеть, использование обветшалой производственной базы, устаревшее оборудование, недостаток культуры безопасного поведения неизбежно ведут к значительному росту несчастных случаев в быту, на транспорте и на производстве. Министр по делам ГО и ЧС России С.К. Шойгу не раз подчеркивал, что страна буквально «вкатывается» в полосу аварий и катастроф. Ежегодно статистика показывает рост смертности в стране от травм и происшествий всех видов, прежде всего социального характера.

Поэтому первую медицинскую помощь должен уметь оказать каждый человек, тем более выпускник среднего образовательного учреждения. Основная задача оказания первой помощи при несчастном случае - сохранить жизнь пострадавшего до прибытия спасательных служб, использовать любой шанс для его спасения. Эта аксиома неоспорима, но на практике мы видим явню беспомощность большинства граждан - очевидцев происшествий.

Для снижения числа смертельных исходов и тяжести увечий в нашей стране необходимо более активно вести работу по нескольким направлениям:

♦ начать повсеместное устранение причин и условий травматизма и смертности (узкие дороги, устаревшее оборудование, недостаток культуры безопасного поведения, труда и отдыха). На это потребуются многие-многие годы;

♦ обучить всех граждан, особенно персонал опасных видов производства и транспорта, навыкам (а не только знаниям) оказания первой помощи в экстремальных ситуациях;

♦ оснастить все здравпункты предприятий и учреждений, средства транспорта, места отдыха и т.д. аптечками и медицинским оборудованием, соответствующим современным требованиям оказания первой помощи на месте происшествия.

Основное, что мешает решить проблему быстрого и эффективного обучения - это формализм и преобладание вербализма в обучении приемам первой медицинской помощи, а не практических занятий.

Даже изучение анатомии, физиологии, посещение отделений реанимации не могут дать человеку без медицинского образования навыков и психологической подготовки профессионального медика. Знать теорию и методику оказания первой помощи - еще не значит уметь воспользоваться этими знаниями в экстремальной ситуации.

Увидеть беспомощного, окровавленного пострадавшего, и тем более близкого человека, - колоссальный стресс для каждого. Любой человек, а тем более ребенок или подросток в этой ситуации испытывает некоторую растерянность и чувство страха, которые мешают оказанию помощи. Выявлена целая группа сомнений, страхов и аргументов, мешающих быстро начать оказание помощи. Вот наиболее распространенные из них:

«Я боюсь навредить. Он может умереть по моей вине».

«Боюсь заразиться гриппом (туберкулезом, гепатитом)».

«Почему именно я должен подойти первым, что я - самый умный? Потом мои действия будут обсуждаться, именно я должен буду принимать решения и понесу всю тяжесть ответственности».

«Если я не смогу спасти пострадавшего, то мне придется оправдываться, что я его не убил».

Чтобы потенциальному спасателю (а им должен стать каждый) не мешали эти естественные сомнения и страхи, необходимо вложить в его руки достаточно твердые навыки, а в сознание - уверенность в важности и правильности его действий.

Оборудование учебного кабинета «Первая помощь»:

-   Учебно-наглядное пособие «Оказание первой помощи»;

-  Тренажер-манекен взрослого пострадавшего (голова, торс, конечности) с выносным электрическим контроллером для отработки приемов сердечно-легочной реанимации;

-    Тренажер-манекен   взрослого  пострадавшего  для  отработки   приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей;

-     Расходный материал для тренажеров (запасные лицевые маски, запасные «дыхательные пути», пленки с клапаном для проведения искусственной вентиляции легких);

-    Компьютерная  программа  для  самостоятельной  подготовки  к  сдаче зачетов по пройденным темам категории «А», «В», «С», «Д». «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ» (в новой редакции НЕВА – 2016г.);

-      Аптечка первой помощи (автомобильная);

-     Мотоциклетный шлем.

         Табельные средства для оказания первой помощи:

-     Средства для временной остановки кровотечения – жгуты;

-     Средства  для  иммобилизации  верхних,  нижних  конечностей,  шейного отдела позвоночника (шины);

-      Перевязочные  средства (бинты,  салфетки,  лейкопластырь).  Подручные материалы, имитирующие носилочные средства, средства для остановки кровотечения, перевязочные средства, иммобилизирующие средства.

               Технические средства обучения кабинета:

-        Мультимедийное      оборудование     (экран,       проектор,  компьютер, телевизор, видеоплеер);

-         Лицензионное программное обеспечение;

-         Учебные фильмы по первой помощи пострадавшим.

          Эти технические  средства должны  быть   подобраны   в   оптимальном варианте    и   количестве,   обеспечивая    выполнение   поставленных   задач по    обучению    студентов,     при     этом    они    не  должны подменять роль

 преподавателя и его слова, а также не превращать студентов в операторов машин,  т.е. учащиеся  должны мыслить и излагать свои мысли.

В учебном кабинете на каждый день назначается дежурный по кабинету, который следит за порядком в кабинете.  Если две первые группы можно эффективно изучить только теоретически, используя плакаты и учебную доску, то для третьей - оказание первой медицинской помощи - необходимы определенные условия, так как процесс обучения состоит из нескольких стадий.

Первая стадия - получение информации. Для лучшего восприятия информации должны использоваться все каналы ее получения:

♦ визуальный - слайды, учебные фильмы, плакаты;

♦ вербальный — рассказ преподавателя;

♦ тактильный — учащемуся надо подержать в руках те устройства, которые он должен будет использовать в жизни.

Если информация усвоена, то она переходит во вторую стадию - знание. Но для оказания первой помощи только одного знания недостаточно. Обучающийся должен уметь делать простейшие действия: проводить сердечно-легочную реанимацию, останавливать кровотечение и т.д. Умение - это третья стадия.

Но в экстремальной ситуации просто одного умения может быть тоже недостаточно, необходим навык, т.е. повторенное многократно действие. Это четвертая стадия подготовки. К сожалению, во многих образовательных учреждениях процесс обучения оказанию первой медицинской помощи ограничивается первой, второй и редко третьей стадией.

Для того чтобы подросток приобрел навыки и смог применить их в любой сложной обстановке, необходимо использовать многоступенчатый метод обучения:

1-я ступень - преподаватель для всего класса рассказывает и показывает, как правильно выполняется тот или иной элемент при оказании медицинской помощи, и отвечает на вопросы;

2-я ступень - один из учащихся рассказывает порядок действий по оказанию помощи, а преподаватель в указанной последовательности выполняет их, даже если обучающийся дает неверные указания. На этой ступени ученик должен увидеть свои ошибки и исправить их;

3-я ступень - учащийся самостоятельно повторяет указанные действия и комментирует их выполнение. Это позволяет лучше запомнить последовательность действий при оказании медицинской помощи;

4-я ступень - учащийся самостоятельно выполняет все действия без речевого сопровождения, что помогает полученные знания и умения превратить в навыки;

5-я ступень - учащийся выполняет все действия по оказанию помощи в режиме реального времени, что способствует закреплению полученных навыков.

Весь класс обсуждает правильность выполнения его действий, вносит корректировки и дает оценку работе одноклассника в целом.

Преподаватель оценивает правильность выполнения действий, их усвоения на четвертой и пятой ступенях. Если обучающийся допускает ошибки, то он снова начинает повторение действий с третьей ступени.

Уроки, посвященные первой медицинской помощи пострадавшим, позволяют заинтересовать подростков, повысить их активность, что благотворно влияет на освоение ими курса. Уроки по отработке навыков первой медицинской помощи должны быть построены с учетом возрастных особенностей учащихся подросткового возраста. Они должны быть интересными, информативными, запоминающимися. Для этого необходимо использовать современные педагогические технологии, такие как модульное обучение, метод проектов, групповую и индивидуальную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первая медицинская помощь при поражении удушающими и нейротропными аварийно химически опасными веществами

Конспект учебного занятия  по ОБЖ  в  8 классе  по теме:  Первая  медицинская помощь  при поражении удушающими и нейротропными  аварийно  химически...

Термические ожоги. Первая медицинская помощь

Первый урок по теме "Ожоги". Урок включает в себя информацию о термических ожогах, ПМП при ожогах, презентацию и видеоматериалы....

Первая медицинская помощь при внезапной потере сознания

Каждый из нас либо видел человека, внезапно потерявшего сознание, либо сам испытал подобное состояние. В обморок можно упасть из-за сильных эмоциональных потрясений и вида крови, экзамена или даже из-...

Тест "Первая медицинская помощь при остановке сердца"

Тест разработан в программе Excel, содержит семь вопросов и варианты ответа...

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ По разделу № 3 «Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи»

8 ситуационных задач для закрепления материала по теме  "Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи"....

Сценарий спортивно-медицинского мероприятия по оказанию первой медицинской помощи Знать точно – Действовать правильно – Спасти жизнь!

Одной из приоритетных задач в современном российском обществе является необходимость повышение уровня здоровья нации в целом. Решить ее возможно, только обратив самое пристальное внимание на здоровье ...

Тема:"Черепно-мозговая травма, переломы, ожоги и первая помощь. Мероприятия по оказанию первой медицинской помощи при травмах груди, живота, в области таза."

Тема:"Черепно-мозговая травма, переломы, ожоги и первая помощь. Мероприятия по оказанию первой медицинской помощи при травмах груди, живота, в области таза."...