Здоровьесберегающие технологии на уроках
тест на тему

О здоровьесберегающих технологиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_na_urokah.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

            Здоровьесберегающие технологии на уроках

  Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной  творческой  жизни,  счастья, радости и благополучия.   В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется  как «Состояние полного физического, духовного и социального  благополучия». Одно из современных определений здоровья даётся как способность адаптироваться   к жизни.

По данным Минздрава, только 5% выпускников школ являются здоровыми,  80%  школьников хронически больны, 50%  имеют морфо-физиологические  отклонения,  70%  страдают  нервно – психическими  расстройствами.  Ежегодно 300 тысяч юношей (около 35%) комиссованы военкоматом. Эта трагедия «перекинулась» на репродуктивные возможности населения.  Из 1000 новорождённых младенцев 800 - 900 уже имеют врождённые пороки  развития. Среди подростков 15 – 17 лет на первом месте – болезни органов дыхания, на втором – болезни  глаза, на  третьем – болезни  костно –мышечной системы. Отмечается рост онкологической заболеваемости у  детей  до 14  лет на  26,2%,  среди  подростков  15—17 лет на 83,3%.

Острой социальной проблемой остаётся ухудшение состояния психического  здоровья детей, а также потребление психоактивных веществ.

  Специалисты ЮНЕСКО и ВОЗ, исследовавшие проблему  жизнеспособности государств, оценивали их по пятибалльной системе. Жизнеспособность   России оценили в 1,4 балла. Среди причин называются   резкое ухудшение экологической обстановки.

    Болезнь - это медицинская категория. А здоровье – мера реализации генетических потенциалов. В процессе воспитания эти потенциалы развиваются – телесные, психические и духовно- нравственные. В процессе воспитания человека в семье, детском саду, в школе здоровье либо формируется и развивается, либо утрачивается.

 Какие же условия и факторы школьной жизни оказывают разрушающее воздействие на здоровье детей?

  1. Инструктивно- программирующие методики.

Весь учебный процесс направлен на закрепощение детского организма в режиме постоянного сидения. При таком психомоторном закрепощении ребёнок в начальной школе уже через 10-15 минут испытывает нервно-психические нагрузки, ведущие к ранней стенокардии, близорукости и сколиозу. У него угнетается и парализуется общий тонус организма.

  1. Фактор, губительный для здоровья - это продолжительное воздействие на детей школьной среды: закрытые помещения, ограниченные пространства, заполненные однообразными искусственно созданными

элементами. При этом угнетается эмоциональная сфера детей, подавляется иммунитет, не реализуется их генетическая программа.

  1. Словесно-информационный – вербальный принцип построения учебного процесса. При этом подавляется творчество, которое заложено в них природой.
  2. Чрезмерное увлечение методиками «интеллектуального» развития в ущерб чувственному, эмоционально- образному. Реальный мир у ребёнка заменяется искусственным, виртуальным, что ведёт к распаду важнейшей психической функции воображения. Сегодня симптомы скрытой шизофрении наблюдаются у 70-80% детей уже в 4-м классе.

     5. Излучение от компьютеров влияет на ритмы головного мозга.

     6. Многие выпускники не умеют ценить свой и чужой труд.

   В итоге у детей возникают неврозы, психосоматические и вегетативные расстройства внутренних органов (сердца).

    Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы будем учить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

   Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов, родителей. Наша задача сохранить физическое, психическое и нравственное здоровье ученика. В школе необходимо внедрять те технологии, которые пойдут на пользу здоровья учащихся, сформируют у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научат использовать их в повседневной жизни.  Ребёнку должно быть интересно на уроке, поскольку ученик способен сосредоточиться на том, что ему нравится. Это позволит преодолеть усталость, неудовлетворённость. Забота о сохранении психического здоровья повышает устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей. Доброжелательная обстановка создаст положительный эмоциональный настрой у учащихся.

 Многим учащимся нелегко даётся материал по математике, поэтому необходима чёткая организация учебного процесса, направленная на предупреждение утомляемости. Учащиеся не должны бояться ошибиться, решить неправильно. Антистрессовым моментом на уроке является работа в парах, группах, когда более сильный ученик помогает слабому. Такая работа позволит ученику почувствовать поддержку товарища.  Акцентируя внимание на главном, выделяя наиболее важный материал, мы развиваем зрительную память. Использование динамических пауз также укрепляют здоровье учащихся. На уроках математики полезно решать задачи на «правильное питание», «на безопасное поведение на дорогах», «на здоровый образ жизни» и т. д.

   Важно исходное состояние здоровья ребёнка, но не менее важно правильная организация учебной деятельности. Смена видов деятельности способствует чередованию поз учащихся: ребята выходят к доске, встают во время ответов, выполняют упражнения, направленные на снижение утомляемости глаз и т.д. Положительное влияние на состояние здоровья оказывают также: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод, игра, шутка, улыбка, благоприятный психологический климат на уроке.   Построение урока с учётом работоспособности учащихся, соблюдение гигиенических требований, благоприятный эмоциональный настрой, проведение физкультминуток и динамических пауз, беседы о вредных привычках, о правильном питании, о здоровом образе жизни будут способствовать укреплению здоровья учащихся.                                                                                 Литература:

1. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004.

2. Ковалько В. И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – М., «ВАКО», 2005.

3. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы.

4. Синягина Н. Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей. Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии.

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Каждый из нас знает, что установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама п...

Здоровьесберегающие технологии на уроках трудового обучения и технологии (доклад)

Под здоровьесберегающими технологиями понимают систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздейств...

методические рекомендации "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках технологии"

материал, цель которого обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить...

Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии

Цель технологииОбеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать ...

Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии.

Здоровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к св...