Формирование коммуникативной компетентности у детей с тяжелыми нарушениями речи
методическая разработка

Выступление на педагогическом совете посвещено  формированию коммуникативной компетентности у детей с тяжелыми нарушениями речи.     Речь является важным условием и средством коммуникации. Коммуникация это смысловой аспект социального взаимодействия: контакты, общение, обмен информацией между людьми. Общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kommunikatsiya_egorova_mo.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете

«Формирование коммуникативной компетентности у детей с тяжелыми нарушениями речи»

i

                                                 учитель: Егорова Е.Ю.

Формирование коммуникативной компетентности у детей с тяжелыми нарушениями речи.

       Речь является важным условием и средством коммуникации. Коммуникация это смысловой аспект социального взаимодействия: контакты, общение, обмен информацией между людьми. Общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

 Главными коммуникативными качествами речи принято считать: правильность, чистоту, точность, логичность, выразительность и уместность. Ребёнок, постепенно овладевает речью, развиваясь в социальной среде по своей природе и многоплановой по своему характеру совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. Однако не у всех детей

 процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может быть замедленным, и тогда у детей отмечаются различные отклонения, нарушающие нормальный ход речевого развития.  

        Особую трудность в овладении коммуникативными навыками испытывают дети с тяжелой умственной отсталостью и тяжелыми нарушениями речи.                                                                                                                                                                                         Нарушения речи многообразны. Они  имеют различную выраженность и зависят от причины и структуры дефекта. Сложные и длительно протекающие  речевые нарушения у детей: дизартрия, ринолалия, алалия - характеризуются сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью коррекции. Данные речевые нарушения ограничивают коммуникативные возможности ребенка. Искажают формирование личности, затрудняют социальную адаптацию. Трудности общения умственно отсталых школьников, страдающих стойкими нарушениями речи, со сверстниками и взрослыми нередко становятся причиной задержки их личностного развития, низкого статуса в детском коллективе, дезадаптации, тревожности, препятствуют полноценному функционированию личности.  

     Суть логопедического воздействия заключается в направленном формировании коммуникативных умений и навыков (с опорой на осознание и на образец, создаваемый логопедом).

      Одной из главных задач   логопедической работы  является формирование коммуникативной компетентности.  Коммуникативная компетентность – это знания о способах ориентации в различных ситуациях, свободное владение вербальными и невербальными средствами общения. Работая в  рамках данной задачи я   формирую у детей свободное владение вербальными и невербальными средствами общения, позволяющими реализовать свой замысел во взаимодействии субъектов общения в различных коммуникативных ситуациях.                                                                                                         Логопедическая работа направлена на развитие:

  • - сенсорных и моторных функций;
  • - вербальной коммуникации;
  •  - невербальной коммуникации;  
  •  - эмоционально – волевой сферы;
  • -формирование черт гармоничной  личности.

Логопедические занятия должны быть ориентированы  на психическую защищенность ребёнка. Его комфорт и потребность в эмоциональном общении со сверстниками,  и учителем – логопедом. На развитие у обучающихся лучшего понимания себя и других людей, на формирование коммуникативных навыков учебного сотрудничества, расширение словарного запаса в области чувств и эмоций.                                                                                       Коррекционно-развивающая и формирующая работа на логопедических занятиях  включает в себя коммуникативные упражнения и психотерапевтические тренинги, способствующие формированию коммуникативной компетентности у детей с речевой  и умственной патологией.                                                                                                                                                                  В зависимости от поставленной на логопедическое занятие цели используются следующие типы коммуникативных упражнений:

  • индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений;
  • парные упражнения способствуют «открытости» по отношению к партнёру, т.е. способности чувствовать, понимать и принимать его;
  • групповые упражнения дают ребёнку навыки взаимодействия в коллективе через         организацию совместной деятельности.                                                                                                                          На логопедических занятиях учителя-логопеды могут использовать следующие виды коммуникативных упражнений:
  • упражнения для совершенствования невербальных способов общения;
  • тренинг навыков конструктивного взаимодействия с собеседником;
  • упражнения для совершенствования психологических, логических и этических умений.

Я включаю в логопедическое занятие различные упражнения для совершенствования невербальных способов общения. Задачи упражнений: по особенностям выразительных движений и жестов научиться понимать определенные эмоциональные состояния окружающих, адекватно использовать невербальные способы общения для эффективного взаимодействия с людьми. В процессе коррекционно-педагогической работы можно использовать следующие виды упражнений: «Я – не я!», «Вылепить скульптуру», «Наблюдатель», «Неожиданный гость», «Игра с облаком», «Безмолвный разговор», «Неозвученная беседа», «Говорящие руки». Данные игры позволяют подойти к осмыслению самых разнообразных связей и отношений в окружающем мире. Они развивают воображение, способность действовать в различных вымышленных и реальных жизненных ситуациях.

Поведение человека в ситуациях, которые кажутся одинаковыми, бывают довольно разнообразным, имеет множество нюансов. На одни и те же вопросы  человек  отвечает по разному в зависимости от того, где и как эти вопросы ему задаются. В этой связи необходимо практиковаться в разговорном навыке в различных ситуациях общения, использовать в логопедической работе разнообразные упражнения «Тренинга навыков конструктивного взаимодействия с собеседником».

Задачи упражнений: развивать коммуникативные способности; освоить формы и технику общения в различных жизненных ситуациях; контролировать и управлять своим состоянием и речью в процессе взаимодействия с собеседником.

Рекомендации по проведению упражнений «Тренинга» 

Упражнения выполняются с партнером. Вовлеките в игровое общение окружающих.

Продумайте, как построить разговор. Выберите наиболее подходящую технику и приемы общения с учетом ситуации.

Отрепетируйте ваши реплики и движения перед зеркалом или с помощью магнитофона.

Начните с самого простого, а затем переходите к тому, что представляет для вас наибольшую трудность.

Фиксируйте ваши собственные реакции на каждое упражнение, а также реакции, которые вам удалось вызвать у других людей.

Продолжайте тренировки до тех пор, пока достигнете свободного, непринужденного поведения в каждой из предложенных ситуаций.

Используйте любые жизненные ситуации для закрепления нового речевого навыка, речевой смелости, умения управлять своими эмоциями. Постепенно увеличивайте продолжительность высказываний, почувствуйте себя интересным собеседником.

Задачи упражнений для совершенствования психологических, логических и этических умений:

  • осознать свою позицию в общении;
  • выбирать соответствующий стиль поведения с собеседником;
  • научиться держать определенную позицию в диалоге;
  • овладеть способами выражения своих мыслей и эмоций в различных ситуациях.

Психотерапевтические тренинги, используемые на логопедических занятиях, способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминанию событий и ощущений. Они могут проводиться как в начале занятия – с целью настройки, так и в конце – с целью интеграции развития. Сущность арт-педагогики состоит в воспитании, обучении и развитии лиц с ограниченными возможностями средствами искусства и формировании у них основ культуры и художественно-творческой деятельности, в развитии в ребёнке определённых качеств, которые развиваются только в процессе творчества. Одна из задач арт-педагогики научить ребёнка реализовать в жизни свои творческие возможности, помочь сформировать установки на творческое преодоление жизненных трудностей, раскрыть свой творческий потенциал, сформировать коммуникативные умения и навыки, чтобы помочь ему найти своё место в социуме. Поэтому,  элементы методов арт–педагогики, используемые на логопедических занятиях, а именно: изотерапия, театротерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, библиотерапия, - помогают решать основную проблему детей с тяжелыми с нарушениями речи - социализация или социальная адаптация и реабилитация данной категории детей.

Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков.

Упражнение «Нос к носу»

Дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», « Ухо к уху» и т.д.

Разминка «Ласковое приветствие»

Ведущий предлагает, передавая « волшебную палочку» по кругу ласково здороваться со своим соседом. Например, «Здравствуй Сашенька» или «Привет котёнок»…При этом ведущий напоминает детям о том, что когда мы здороваемся с человеком, мы смотрим ему в глаза.

Разминка «Паровозик»

Участники сидят в кругу. Ведущий двигается вокруг детей, имитируя движение паровозика. Затем останавливается возле кого-нибудь и говорит: «Здравствуй,… Поехали со мной». Ребёнок, которого выбрали, становится впереди. игра продолжается до тех пор, пока в «паровозик»  соберутся все дети.

Игра « Дотронься до…»

Все играющие расходятся по команде. Ведущий говорит: «Дотронься до того, у кого длинные волосы» или «Дотронься до того, кто самый маленький» ит.д. Все участники должны быстро сориентироваться, обнаружить у кого есть названный признак и нежно дотронуться.

Игра «Липучки»

Все дети передвигаются по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются пытаются поймать сверстников. При этом припевают (приговаривают): «Я - липучка – приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они вместе ловят других детей.

Игра «Змея»

Дети становятся в разных местах комнаты. Ведущий начинает ходить и приговаривать: «Я змея, змея, змея, я ползу, ползу, ползу. Хочешь быть моим хвостом?» Если ребёнок соглашается, он должен проползти у ведущего между ног и стать сзади. Игра продолжается до тех пор, пока в «змею» не соберутся все желающие.

Разминка «Дружба начинается с улыбки»

Сидящие в кругу дети берут за руки друг друга, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую и ласковую улыбку.

Упрaжнение   «Комплименты»

Сидя в кругу дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу нужно сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент ребенок, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

Игра «Поварята»

Все встают в круг - это кастрюля. Сейчас будем готовить компот.  Каждый участник придумывает,  каким фруктом он будет (яблоко, вишня, груша) Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя встаёт в круг, следующий участник, вставший, берёт за руки предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусный и красивый компот. Таким способом также можно сварить суп или  сделать винегрет.

Игра « Ветер дует на…»

Ведущий начинает игру  словами «Ветер дует на…» . Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» - после этих слов все светловолосые собираются рядом в одном месте.  «Ветер дует на того, у кого есть…сестра», «кто любит сладкое» итак далее...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных функций общения детей с тяжелыми нарушениями речи

Данный материал адресован педагогам, осуществляющим коррекционную работу с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. В материале есть сравнение нормативов развития коммуникативных навыков дошкольников,...

Обобщение опыта Тема: «Формирование общих речевых навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи при ДЦП с целью повышения их коммуникативных возможностей»

Значительное количество детей с ДЦП  имеют серьезные нарушения в речевом развитии. Часто в центре получают реабилитацию родители с безречевыми детьми в возрасте 1.8м  – 4 лет. Эти дети...

«Коррекция фонетического дефекта в cистеме формирования коммуникативных умений младших школьников с тяжелыми нарушениями речи и с ДЦП»

Для успешного обучения в современной школе и формирования полноценной личности младшего школьника ведущее значение принадлежит своевременному овладению правильной речью и сформированности коммуникатив...

Формирование коммуникативных компетенций у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития посредствам использования развивающих игр с песком.

Применение развивающих игр с песком как наиболее эффективногометода в формировании коммуникативных навыков у детей с тяжёлымимножественными нарушениями развития. Представлены и описанывозможности дете...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Программа предназначена для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5 до 8 лет.

Цель АООП ДО для детей с тяжелыми нарушениями речи :построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием ...

Презентация "Формирование лексико – грамматических категорий у детей с тяжелыми нарушениями речи"

Для того, чтобы логопедическое воздействие на первоначальных этапах работы с безречевыми детьми оказалось зафиксированным необходимо начинать работу по «грамматическому» развитию как можно...