Способы формирования и поддержания благоприятного психологического климата в классе
методическая разработка на тему

Токанина Ольга Николаевна

Предварительный просмотр:

Способы формирования и поддержания благоприятного психологического климата в классе.

Со своим классом я встретилась полтора года назад, на тот момент это был 6б класс. Остро стоящая проблема, с которой мы до сих пор не можем справиться – это отсутствие мотивации к учению. Первое что бросилось в глаза 1 сентября пассивное отношение к классным мероприятиям. Дети не проявили интереса к играм на знакомство, при проведении веселых стартов многие отказались участвовать, сложно было собрать учащихся для подготовки каких - либо школьных номеров. В общем сложности встречались почти на каждом шагу. Все это говорит об отсутствии благоприятного психологического  климата в классе, где преобладающими эмоциями являются незащищенность, агрессивность, леность, пессимизм, зажатость, пассивность. Все это не может не отразиться на эффективности учебно-воспитательной работы.

Так как в классе было 4 сложных ученика,  я решила сделать ставку на них, привлекая к внеурочной работе именно этих учащихся (давала им поручения, делала капитанами команд) но к сожалению ребята не оправдывали надежд. С самоуправление тоже все было очень сложно, от инициативной группы идей и продуктивной работы не было. Взаимоотношения в классе были  конфликтные. Эти учащиеся давили на остальных ребят обидными шутками и издевками а ребята в свою очередь боялись ответить, им было проще промолчать. В классе с неблагоприятным климатом каждый шаг опасен для личности - могут осмеять, унизить, отсюда - повышенная тревожность, заниженная самооценка, отсутствие чувства защищённости. Ребёнок, ежедневно приходящий в школу на 6-7 часов, должен находиться в условиях, которые способствовали бы его развитию, а не тормозили его. Благоприятный психологический климат и есть то условие, при котором личность развивается позитивно.

В общем первое время мне было очень сложно найти общий язык с классом.  

В дальнейшем в  своей деятельности по оптимизации психологического климата класса я стала опираться на наиболее активных, сознательных детей, что тут же принесло свои плоды. Сначала это были 5-6 человек. Именно эти дети откликались на выполнение классных заданий (мы рисовали стен – газеты,  готовили танцевальные номера Новый год, участвовали в защите проектов по теме «28 Панфиловцев»). Огорчало лишь то, что ребята не решались проявить инициативу и предложить свои идеи. Но радовало то, что после выполнения каждого задания к этой небольшой группе присоединялись еще заинтересовавшиеся дети.  На этом фоне ребята перестали обращать свое внимание на «раздражителей» класса, а в некоторых случаях и стали ставить их на место. В беседах с классом я всегда старалась навести их на мысль, что пока вы все вместе не поставите обидчика на место, он так и будет действовать вам на нервы. Ведь одним из основных  параметров микроклимата является чувство защищенности школьника в классе. Признаки психологической защищенности, ее качественные стороны имеют довольно широкие рамки: от уверенности подростка в том что его не обидят в классе, до непосредственной помощи в трудный момент со стороны одноклассников.

В шестом классе у нас было 2 таких примера, когда из-за боязни, что его обидят дети не хотели посещать школу.

В общем конфликтных ситуаций в 6 классе было достаточно много, с детьми часто работал наш психолог, социальные службы, не раз мы были в кабинете завуча и директора.

Когда в этом году к нам в класс пришел достаточно сложный во всех отношениях мальчик я очень боялась, что ребенка «загнобят». Но к моему большому удивлению ребята с пониманием относятся к Николаю и стараются всячески его подбодрить .

Помимо сложных взаимоотношений в классе среди детей я столкнулась с нежеланием предпринимать действия с другой стороны, со стороны родителей.

Познакомившись с родителями детей, многие вопросы отпали сами собой. На родительские собрания в 6 классе приходило по 2-3 человека. После каждого собрания я обзванивала всех родителей и доводила до них всю информацию. У меня сложилось впечатление, что основная масса родителей формально проявляет интерес к своим детям, отсюда естественно и отношение детей и к учебе и ко всему что происходит после.

Проделанная всем нашим коллективом работа с классом не была зря. В этом году среди ребят конфликтные ситуации не возникают, они активно и с огромным желанием принимают участие во всех предложенных мероприятиях. Родители хоть и не в полном составе, но приходят на собрания или перезванивают сами, чтобы узнать о успехах детей. Единственное не хватает контроля за подготовкой домашнего задания. Ну и конечно наши «раздражители» не перевоспитались, но мне кажется что хоть чуть – чуть приутихли. Я думаю что перевоплощения от них ждать бессмысленно, ведь характер ребенка формируется до 6 лет, потом мы можем чуть – чуть его подкорректировать. Ведь как говориться  «Ученик – это «пришелец» из семьи. Постарайся расположить к себе родителей своих учеников, ведь у тебя с ними одна задача – учить и воспитывать». Но как правило, родители  наших «пришельцев - раздражителей» уже давно потеряли точки соприкосновения со своими детьми и повлиять на них уже не могут. Но на таких детях ни в коем случае нельзя ставить крест, нужно использовать все доступные средства и методы для их перевоспитания. Необходимо чередовать «кнут и пряник», а так же каждодневный контроль, хотя бы со стороны школы.

Любой школьный класс дифференцируется на группы и подгруппы, причем по разным, не совпадающим друг с другом признакам. В нашем классе также есть подгруппы по интересам, которые как мне кажется успешно могут взаимодействовать вместе при решении коллективного дела. Да и «раздражители» в любом коллективе есть и я считаю, что чем раньше дети столкнуться с такими людьми тем лучше. Ведь ребенок сможет накопить свой опыт, выработать иммунитет на людей с другой жизненной позицией.

Таким образом Школа – это планета, которая объединяет под своей крышей множество пришельцев, для достижения одной цели. И я считаю что главная цель – это вырастить достойного, хорошего человека.  Не всем дано быть великими учёными, но человеком с большой буквы может стать каждый.

Я считаю, что при формировании благоприятного психологического климата, каждый учитель должен проявлять гибкость своего характера и чаще говорить с детьми просто «по душам» ведь чаще всего именно этого им и не хватает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психологический климат в группе. Пути формирования благоприятного психологического климата в детских коллективах.»

Актуальность темы.В середине XX века социальные психологи активно изучали проблему климата группы, но это касалось главным образом производственных коллективов. Изучение климата школьного класса начал...

Педагогический совет "Приемы и методы взаимодействия классных руководителей, воспитателей, обучающихся и родителей с целью создания благоприятного психологического климата в классе и развития коллектива"

Педагогический совет "Приемы и методы взаимодействия классных руководителей, воспитателей, обучающихся  и родителей  с целью создания благоприятного психологического климата в классе и разви...

Доклад на МО классных руководителей «Формирование благоприятного социально-психологического климата в классе как условие благоприятного состояния каждого ученика класса»

Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, важным условием бла...

«Создание и поддержание благоприятного психологического климата в образовательной организации. Профилактика буллинга среди обучающих»

laquo;Создание и поддержание благоприятного психологического климата в образовательной организации. Профилактика буллинга среди обучающих»...

Психологический тренинг с педагогами «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»

Психологический тренинг с педагогами «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»...

Психологический тренинг «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»

Сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу....