Современный урок по ФГОС
методическая разработка на тему

Бублик Елена Николаевна

Все государственные нормативные документы в области образования указывают на то, что принципиальным отличием современного подхода к проведению урока является ориентация результатов освоения основных образовательных программ на ФГОС. Под результатами в новых образовательных стандартах понимаются не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Как написано в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», «учащиеся должны приобрести навыки, позволяющие им успешно адаптироваться к динамично меняющемуся миру».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_urok_po_fgos-gotovaya.docx23.92 КБ

Предварительный просмотр:

Бублик Е.Н.

Современный урок по ФГОС

«Ты лишь до тех пор способен содействовать образованию других, пока продолжаешь работать над собственным образованием»

Все государственные нормативные документы в области образования указывают на то, что принципиальным отличием современного подхода к проведению урока является ориентация результатов освоения основных образовательных программ на ФГОС. Под результатами в новых образовательных стандартах понимаются не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Как написано в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», «учащиеся должны приобрести навыки, позволяющие им успешно адаптироваться к динамично меняющемуся миру».

В соответствии с этим современное общество ожидает от школы образованных, нравственных, предприимчивых выпускников, которые:

  • Могут анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
  • Способны к сотрудничеству.

Учитель должен уметь спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока.

И самое главное, учитель должен быть высококвалифицированным, творческим специалистом, любящим свою работу и детей.

Мы все прекрасно понимаем, что качество обученности учеников в большей степени зависит не столько от способностей школьников и

их желания учиться. Сколько от учителя, его отношения к учебному предмету и учащимся.

Понятие «современный урок» неразрывно связано с понятием «Современный учитель».

В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю.

  1. Это профессионал, который:
  • демонстрирует универсальные и предметные способы действий;
  • инициирует действия учащихся;
  • консультирует и корректирует их действия;
  • находит способы включения в работу каждого ученика;
  • создает условия для приобретения детьми жизненного опыта.
  1. Это педагог, применяющий развивающие технологии.
  2. Современный учитель обладает информационной компетентностью.

Так каким же все-таки должен быть современный урок?

Современный урок в первую очередь, должен удовлетворять требованиям, утвержденным в ФГОС.

Требования ФГОС к методике преподавания:

  1. 1.Компетентностный подход – комплексный характер (УУД) неразрывность знаний, умений,навыков, понимания, ценностного восприятия, отношения и применения на практике.
  2. Вовлечение учащихся в организацию учебного процесса и осознание направленности своей деятельности( целеполагание,рефлексия, оценка).
  3. Метапредметность, межпредметные и внутрикурсовые связи в образовании- интеграционный подход.
  4. Связь обучающей и воспитательной направленности образования.
  5. Акцент на активную деятельность и результативность (личностные, предметные и метапредметные результаты обучения).
  6. Расширение информационного поля и поиск информации в разных источниках (в том числе структурирование и анализ).
  7. Дискуссии и открытый характер преподавания (переход от однозначных оценок к обсуждению, аргументированию, выбору собственной позиции).
  8. Связь с повседневной жизнью (анализ ситуации).
  9. Проектная деятельность и практическая направленность образования.
  10. Повышение мотивации к образованию (проблемный подход, интерес).

Любой творчески работающий педагог понимает, что невозможно подготовить хороший урок без его анализа.

Анализ и самооценка урока есть необходимый элемент педагогического творчества.

В ходе самоанализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности. Оценка профессионального мастерства самим учителем позволяет ему постоянно выявлять свои профессиональные затруднения, своевременно находить решение.

Перед нами часто встает проблема: по каким критериям оценивать современный урок, как лучше анализировать его эффективность и качество?

На уроке, как в фокусе концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятельную работу всех школьников. О реальной ценности урока говорят его результат, степень усвоения материала учениками.

Реализация требований ФГОС вынуждает учителя строить уроки по совершенно иной схеме.

Анализ и самоанализ урока должны быть направлены на сопоставление выдвинутых общеобразовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами.

Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы учителя и учащихся.

В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?

Чаще реализуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Требования, предъявляемые к современному уроку:

  1. Учитель, как и былые времена годы, должен спланировать проведение урока и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока.
  2. Урок долен носить гуманистический подход.
  3. Красной нитью через урок должен проходить системно-деятельностный подход.
  4. Урок должен быть нацелен на формирование у учащихся универсальных учебных действий, быть проблемным и развивающим (учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками).
  5. Учитель должен организовывать проблемные и поисковые ситуации, активизировать учебную деятельность учащихся.
  6. Учитель должен побуждать учеников сами делать выводы по ходу урока.
  7. Учащиеся на уроке должны проявлять максимум творчества и сотворчества.
  8. На уроке должны осуществляться принципы время и здоровьесбережения.
  9. В центре внимания на уроке должны быть ученики(урок для детей, а дети для урока).
  10. Урок должен способствовать формированию коммуникативных компетенций.
  11. Учитель должен создать условия для самореализации каждого ученика, свободного развития его способностей.
  12. Учитель должен оптимально подбирать интерактивные педагогические технологии.
  13. Должна быть рефлексия учебного занятия.

Структура современного урока должна быть динамичной с использованием набора разнообразных операции, объединенных в целесообразную деятельность.

Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Учитель испытывает затруднения в моделировании и конструировании современного урока. Именно самоанализ позволит ее выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно- воспитательных задач на уроках, принять и во внимание при дальнейшем проектировании образовательного процесса.

Для учителя самоанализ урока, рефлексивная деятельность в целом приобретают особое значение потому, что учитель, не научившийся осмысливать свои собственные действия, не умеющий оглянуться назад и восстановить ход урока, навряд ли когда-нибудь по-настоящему глубоко освоит ФГОС второго поколения.

Большую практическую помощь творчески работающему учителю могут оказать критерии, применяемые при оценке уроков на профессиональных учительских конкурсах различного уровня.

Критерии оценки:

  1. Организационный момент, готовность учителя к уроку, проверка подготовленности учащихся к уроку.
  2. Постановка цели урока и умение выделить задачи урока.
  3. Умение учителя стимулировать мотивы обучения(актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме, пробудить к ней интерес, целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами)
  4. Уровень общепедагогического и методического мастерства(умение учителя выбрать форму урока, технологию, методы обучения, наличие оригинального методического инструментария(нестандартные методы, приемы, средства обучения)
  5. Уровень грамотности изложения материала(стиль, логика, научность)
  6. Восприятие материала учащимися (интерес, напряженность)
  7. Стиль взаимоотношения «Учитель-ученик»
  8. Актуальность и связь с жизнью (оптимальность соотношения теории и практики)
  9. Оптимальность объема, предложенного для усвоения материала.
  10. Системность изложения материала, способствующая продуктивной организации мыслительной деятельности учащихся.
  11. Рациональность и высокая эффективность использования времени урока, оптимальность темпа, а также чередование и смена видов деятельности в ходе урока.
  12. Новизна, проблемность и привлекательность учебной информации.
  13. Эффективность контроля работы учащихся(оперативность, объективность, наличие четких критериев оценки знаний, умений, навыков учащихся)
  14. Степень воспитательного (нравственного, эстетического, личностно развивающего) воздействия содержания, методов организационных форм учебного взаимодействия на уроке.
  15. Влияние использования ИКТ на результативность обучения(достижение целей урока, повышение эффективности и качества обучения)
  16. Реальность, достижения цели (задач) урока. Наличие четких критериев оценки результативности учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке, направленных на решение дидактических задач(чему и в какой степени научились), воспитательных задач, способствующих формированию личностных качеств, ценностной ориентации учащихся в ходе урока, общеразвивающих задач(что и в какой степени способствовало развитию общеучебных умений, познавательных способностей)
  17. Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности учителем и учащимися в ходе урока.

Данные оценочные показатели можно использовать для проверки эффективности своего урока, выявления резервов его совершенствования.

К примеру, вы набрали от 60 до 67баллов можно поставить себе оценку хорошо, ну а свыше 67 отлично.

Как мы видим, учитель должен показать не только то, что он применяет инновации, но и то, что они серьезно повышают эффективность учебного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок по ФГОС. " География-наука о природе Земли".

Урок составлен согласно требованиям ФГОС. Это первый урок по географии в 5 классе  по учебнику Летягина А. А....

проектирование современного урока по ФГОСу

методические рекомендация по проектированию современного урока по новым стандартам....

Современный урок по ФГОС

презентация современного урока математики по ФГОС...

Современный урок (по ФГОС второго поколения)

Предлагаемый  урок - зачетная  работа  на  курсах  КПК  по  ФГОС  второго  поколения....

Современный урок по ФГОС

хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать т...

Современный урок по ФГОС(презентация и выступление)

«Современный урок как способ повышения качества образования»Задачи:       ·        Осознание  основных критериев современного урок...

Современный урок по ФГОС

. Мотивирование к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке....