Выступление на методическом объединении "М.С.Певзнер. Классификация умственной отсталости по М.С.Певзнер"
методическая разработка

М.С.Певзнер. Классификация умственной отсталости по М.С.Певзнер

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_mo_2016-2017_m.s._pevzner._klassifikatsii.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении.

Тема: «М.С. Певзнер.

Классификация умственной отсталости по М.С. Певзнер».

Учитель: Рогова О.А.

Певзнер Мария Семёновна (1901—1989) — советский ученый, врач-психиатр, психолог, дефектолог и педагог.

Биография

Родилась 14 апреля 1901 г. в г. Сенно Могилёвской губ. (ныне Витебской обл.), в семье служащего. В 1918 г. окончила школу 2-й ступени в г. Аткарске Саратовской области. Получила образование на медицинском факультете Московского государственного университета (1924) и специальных курсах по детской неврологии (1925).

Уже в Саратове Мария Семеновна вела серьезную научно-исследовательскую работу под руководством проф. И. Н. Маркова. Результаты этой работы, посвященной изучению психопатических форм поведения в детском возрасте, были представлены на съезде врачей-психиатров, проходившем в г. Ленинграде в 1929 г., посвященном изучению поведения человека, Мария Семеновна знакомится с выдающимся ученым-психологом Л. С. Выготским (1896—1934), который высоко оценил ее научный доклад по патологии поведения у детей, перенесших энцефалит, и предложил ей сотрудничество. В 1938 году ею была защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук на тему: «Психопатические состояния в детском возрасте».

В декабре 1960 г. ей была присуждена ученая степень доктора педагогических наук (по специальной психологии). В 1963 г. Марии Семеновне присвоено ученое звание профессора. С 1960 по 1972 г. М. С. Певзнер заведовала сектором клинического и нейрофизиологического изучения аномальных детей НИИ дефектологии АПН СССР, где под ее руководством разрабатывалось новое направление — генетическое изучение аномальных детей. Под руководством и при непосредственном участии Марии Семеновны определяется новое направление отечественной педагогической науки — клиническая дефектология. Она продолжает вести большую педагогическую работу: чтение лекций на курсах повышения квалификации педагогов-дефектологов, врачей-психоневрологов, логопедов, для студентов дефектологических факультетов Российской федерации и союзных республик. У М. С. Певзнер опубликовано 98 научных работ, из них: 16 монографий, пособий и сборников научных трудов (две — авторские монографии, а остальные книги в соавторстве с другими специалистами). Ее книга «Дети-олигофрены» (1959) была издана в США (дважды), в Аргентине, в Японии. И другие работы М. С. Певзнер неоднократно издавались за рубежом: в ГДР, Дании, Англии, Италии, Румынии, Франции и др. странах. Предметом ее научного анализа выступали также неуспевающие школьники младших классов, в частности дети с задержкой психического развития. М. С. Певзнер известна как один из ведущих ученых в области детской психиатрии и дефектологии не только в нашей стране, но и за рубежом. Она много раз выступала с научными докладами на конференциях, совещаниях, съездах, проходивших в Российской федерации и союзных республиках; принимала участие в работе международных конгрессов и съездов в ГДР, Франции, Дании, Англии, США, Чехословакии и Венгрии. С 1973 г. она была переведена на должность профессора-консультанта, где работала по 1989 г., и, по-прежнему, продолжала активную научно- исследовательскую и педагогическую деятельность, руководство аспирантами и консультирование докторантов. В этот период она интенсивно работала над проблемой развития детей со сложной структурой дефекта, в частности — слепоглухих.

Совместно с сотрудниками института (Т. А. Власовой, В. И. Лубовским, Т. В. Розановой) М. С. Певзнер были сформулированы основные теоретические положения комплексной клинико-генетической и психолого-педагогической диагностики аномалий развития у детей. Певзнер М. С. была организатором и руководителем научных экспедиций в Сибирь, на Дальний Восток, в Среднюю Азию, на Кавказ, в республики Прибалтики и т. д.

Научные идеи и мысли М. С. Певзнер, ее фундаментальные труды не утратили своей значимости и актуальности до настоящего времени, ее работы пользуются огромной популярностью среди ученых-исследователей, практикующих специалистов и при обучении студентов. Ею созданы классификации олигофрений, задержек психического развития (по сути, это типологии, позволяющие намечать пути коррекционной медико-психолого-педагогической помощи для этих категорий детей), исследовались причины школьной неуспешности. «Учителю о детях с отклонениями в развитии», 1967 (в соавтор. с Т. А. Власовой) стала предтечей специального учебного предмета «Основы дефектологии» для педагогических ВУЗов. Последние годы жизни Мария Семеновна работала над материалами о своем научном учителе — Л. С. Выготском. Своими учителями Мария Семеновна считала также Г. Е. Сухареву и А. Р. Лурия.

У́мственная отста́лость (малоу́мие, олигофрени́я от др.-греч. ὀλίγος — малый + φρήν — ум, разум) — «стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом». Термин «олигофрения» предложил Эмиль Крепелин. Олигофрению (малоумие) как синдром врожденного психического дефекта отличают от приобретенного слабоумия, или деменции (от лат. de — приставка. означающая снижение, понижение, движение вниз, + mens — ум, разум). Слабоумие — снижение интеллекта от нормального уровня (соответствующего возрасту), а при олигофрении интеллект взрослого физически человека в своем развитии так и не достигает нормального уровня.

Классификация олигофрений

Классификация олигофрений — классификация форм и степеней тяжести олигофрении. В настоящий момент существует несколько различных классификаций, каждая со своими достоинствами, недостатками и областями применения.

Содержание

1 Традиционная

2 По МКБ-10

3 По М. С. Певзнер

Традиционная

По степени выраженности олигофрении традиционно подразделяются на:

дебильность — наиболее слабо выраженная.

имбецильность — средне выраженная.

идиотию — крайне выраженная.

По МКБ-10

В настоящее время специалисты всё чаще придерживаются классификации, которая отражена в МКБ-10. В ней выделяется 4 степени тяжести олигофрении:

Легкая — IQ 50-70

Умеренная — IQ 35-50

Тяжелая — IQ 20-35

Глубокая — IQ менее 20

Международная классификация болезней

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

(Перенаправлено с МКБ-10)

Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (англ. International Statistical Classification of Diseases and Related Health Problems) — документ, используемый как ведущая статистическая и классификационная основа в здравоохранении. Периодически (раз в десять лет) пересматривается под руководством ВОЗ. МКБ является нормативным документом, обеспечивающим единство методических подходов и международную сопоставимость материалов.

В настоящее время действует Международная классификация болезней Десятого пересмотра (МКБ-10, ICD-10).

Цель, задачи и область применения МКБ

 

Всемирная Организация Здравоохранения

Целью МКБ является создание условий для систематизированной регистрации, анализа, интерпретации и сравнения данных о смертности и заболеваемости, полученных в разных странах или регионах и в разное время. МКБ используется для преобразования словесной формулировки диагнозов болезней и других проблем, связанных со здоровьем, в буквенно-цифровые коды, которые обеспечивают удобство хранения, извлечения и анализа данных.

МКБ стала международной стандартной диагностической классификацией для всех общих эпидемиологических целей и многих целей, связанных с управлением здравоохранением. Они включают анализ общей ситуации со здоровьем групп населения, а также подсчёт частоты и распространенности болезней и других проблем, связанных со здоровьем, в их взаимосвязи с различными факторами.

Диагностические критерии МКБ-10

Общие диагностические указания F7X.X

A. Умственная отсталость — состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллекта, то есть когнитивных, речевых, моторных и специальных способностей.

B. Отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него.

C. Адаптивное поведение всегда нарушено, но в защищённых социальных условиях, где обеспечивается поддержка, эти нарушения у больных с лёгкой степенью умственной отсталости могут совсем не иметь явного характера.

D. Измерение коэффициентов умственного развития должно проводиться с учётом кросс-культуральных особенностей.

E. Четвёртый знак используется для определения выраженности поведенческих нарушений, если они не обусловлены сопутствующим (психическим) расстройством.

Указания на нарушения поведения

.0 — отсутствие или слабая выраженность нарушений поведения

.1 — со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения

.8 — с другими нарушениями поведения

.9 — без указания на нарушения поведения.

.1 - Снижение интеллекта

.2 - Общее системное недоразвитие речи

.3 - Нарушение внимания (неустойчивость, трудность распределения, переключаемость)

.4 - Нарушение восприятия (замедленность, фрагментарность, снижение объема восприятия)

.5 - Конкретность, некритичность мышления

.6 - Малопродуктивность памяти

.7 - Недоразвитие познавательных интересов

.8 - Нарушение эмоционально-волевой сферы (малодифференцированность, неустойчивость эмоций, их неадекватность)

.(п.1-8 детский психиатр ГУЗ РОКПНД Богданова Е.И. Рязань 2010)

Диагноз

Трудности в диагностике умственной отсталости могут возникнуть при необходимости отграничения от рано начавшейся шизофрении. В отличие от олигофренов, у больных шизофренией задержка развития носит частичный, диссоциированный характер; наряду с этим в клинической картине обнаруживается ряд свойственных эндогенному процессу проявлений — аутизм, патологическое фантазирование, кататонические симптомы.

Умственную отсталость отличают также от деменции — приобретённого слабоумия, при котором, как правило, выявляются элементы имевшихся знаний, большее разнообразие эмоциональных проявлений, относительно богатая лексика, сохранившаяся склонность к абстрактным построениям.

Причины умственной отсталости

  • наследственные факторы, в том числе патология генеративных клеток родителей (к этой группе олигофрении относятся болезнь Дауна, истинная микроцефалия, энзимопатические формы);
  • внутриутробное физическое, химическое или инфекционное поражение зародыша и плода (гормональные нарушения, краснуха и другие вирусные инфекции, врождённый сифилис, токсоплазмоз);
  • вредные факторы перинатального периода и первых 3 лет жизни (асфиксия плода и новорождённого, родовая травма, иммунологическая несовместимость крови матери и плода — конфликт по резус-фактору, травмы головы в раннем детстве, детские инфекции, врождённая гидроцефалия).
  • депривация общения в первые годы жизни (до 7-8 лет, дети джунглей)

Профилактика олигофрении должна учитывать эти факторы и пытаться исключить их.

Степени

При одной и той же причине тяжесть нарушений может быть различна.

На сегодняшний день по МКБ-10 выделяют 4 степени умственной отсталости:

Лёгкая (F70.) — дебильность. IQ - (50-69)

Умеренная (F71.) — имбецильность. IQ - (35-49)

Тяжёлая (F72.) — имбецильность, тяжёлая умственная субнормальность. IQ - (20-34)

Глубокая (F73.) — идиотия. IQ < 20

По М. С. Певзнер

Традиционный подход к классификации по степени выраженности мало что давал как медицинской, так и педагогической практике. В результате работ Марии Семеновны Певзнер, на основе глубочайшего клинического и психолого-педагогического изучения стало возможным понять структуру дефекта при олигофрении, составляющей 75 % всех видов аномалий детского возраста, и разработать классификацию с учетом этиопатогенеза и качественного своеобразия аномального развития.

Собственно, предложенная М. С. Певзнер в 1959 году классификация — это типология состояний, поскольку имеет прямой выход на систему медицинских и коррекционно-воспитательных мероприятий с этой категорией аномальных детей.

В частности, М. С. Певзнер выделила три формы дефекта:

неосложненная олигофрения;

олигофрения, осложненная нарушением нейродинамики, проявляющаяся тремя вариантами дефекта:

с преобладанием возбуждения над торможением;

с преобладанием торможения над возбуждением;

с выраженной слабостью основных нервных процессов;

дети-олигофрены с выраженной недостаточностью лобных долей.

Несколько позднее (в 1973 и 1979 годах) М. С. Певзнер дорабатывает свою классификацию. Исходя из клинико-этиопатогенетических принципов, ею выделено пять основных форм:

  • неосложненная;
  • олигофрения, осложненная нарушением нейродинамики (возбудимые и тормозные);
  • олигофрения в сочетании с нарушениями различных анализаторов;
  • олигофрения с психопатоподобными формами поведения;
  • олигофрения с выраженной лобной недостаточностью.
  • Классификация олигофрений

Классификация форм олигофрений по М.С. Певзнер

В классификации М.С. Певзнер дана характеристика структуры интеллектуального дефекта и других расстройств, которые осложняют слабоумие и по-разному влияют на нарушение познавательной деятельности, а также различные нарушения работоспособности.

М.С. Певзнер выделила следующие формы олигофрений:

1) неосложненная форма олигофрении;

2) олигофрения, осложненная нарушениями нейродинамических процессов;

3) олигофрения с психопатоподобными формами поведения;

4) олигофрения, сопровождающаяся нарушениями работы различных анализаторов;

5) олигофрения с выраженной лобной недостаточностью.

1. Неосложненная форма олигофрении Неосложненная форма олигофрении характеризуется диффузным поражением головного мозга. Сопровождается уравновешенностью нервных процессов, грубые поражения в пределах того или иного коркового анализатора отсутствуют. Не наблюдается психомоторной расторможенности, аффективных расстройств, патологии влечений, судорожных припадков. Сохранена целенаправленность действий. Дети обычно спокойные, дисциплинированные, их довольно легко организовать. В зависимости от степени интеллектуального недоразвития различны личностные особенности, уровень достижений в интеллектуальной и трудовой деятельности, работоспособность. Дети довольно быстро адаптируются в условиях коррекционной школы. Данная группа детей эмоционально привязана к членам семьи, сверстникам, учителям. Они могут помочь родственникам по дому, огорчаются при неудачах, радуются успехам в школе. В эмоциональной сфере достаточно сохранны. Это помогает ориентировке в окружающем мире, а также способствует усвоению определенных навыков поведения.

Если у ребенка наблюдается олигофрения в степени дебильности, достаточно сохранна эмоциональная сфера, ребенок способен учитывать элементарные ситуации, то умственная отсталость у такого рода детей диагносцируется лишь при поступлении в массовую школу или после безуспешного пребывания в ней в течение одного года (иногда двух).

Основные направлениями коррекционной работы:

1) коррекция познавательных процессов;

2) развитие эмоционально-волевой сферы;

3) сохранение работоспособности на определенном уровне.

Дети с неосложненной формой олигофрении в степени дебильности при обучении в специальной (коррекционной) школе VIII вида достаточно успешно овладевают предусмотренными программой знаниями, умениями, навыками.

2. Олигофрения, осложненная нейродинамическими расстройствами При данной олигофрении интеллектуальное недоразвитие сочетается с явлениями нарушения процессов активного возбуждения или торможения. У детей с преобладанием процессов активного возбуждения психическое развитие в целом страдает от двигательной расторможенности, отвлекаемости, повышенной импульсивности, а также аффективной неуравновешенности. Такие дети неусидчивы, часто отвлекаются, непослушны, конфликтны, на замечания взрослых не обращают внимания. В процессе коррекционного обучения возбудимые дети становятся более трудоспособными. Данная группа детей достаточно социально адаптируется в обществе. Иногда конфликты возникают по мелким поводам.

Дети с преобладанием процессов торможения вялые, замедленные, инертные. Эта замедленность проявляется в снижении работоспособности, в низкой продуктивности. У таких детей слабо проявляется интерес ко всему новому, они безразличны в учебной деятельности, психические процессы инертны. Учебный материал запоминают плохо. Они не успевают за одноклассниками. Им требуется больше, чем другим, времени на организацию своей деятельности.

У подобных детей свой темп работы, торопить в работе их не нужно. С трудом идет переключение с одного вида деятельности на другой. В деятельности проявляется подражание.

Основные направления коррекционной работы:  1) активизация познавательной деятельности;

2) стимулирование учебной деятельности;

3) более выраженная по сравнению с другими детьми алгоритмизация действий, стереотипность действий, большая расчлененность учебного материала;

4) профилактика перегрузок, выработка четкого режима дня и его неукоснительное соблюдение.

Лабильные дети

В разные периоды жизни или деятельности процессы возбуждения могут преобладать над процессами торможения, и наоборот. Смена процессов происходит через пароксизмальные состояния.

Направление коррекционной работы связано с тем, какой процесс (возбуждения или торможения) преобладает.

3. Олигофрения, осложненная психопатоподобными формами поведения  При олигофрении, сопровождающейся психопатоподобными формами поведения, у детей наблюдается резкое нарушение эмоционально-волевой сферы, отмечается недоразвитие личностных качеств, снижение критического отношения как к себе, так и к окружающим их людям.

Подобный вид олигофрении наиболее типичен для лиц, перенесших тяжелые постнатальные инфекционные заболевания (менингит, энцефалит, менингоэнцефалит), а также черепно-мозговые травмы с вовлечением в болезненный процесс подкорковых образований.

Сочетание психического недоразвития с явлениями аффективной возбудимости, расторможенность влечений, проявляющаяся в склонности к воровству, бродяжничанию, прожорливости, повышенной сексуальности. Такие дети могут быть опасны в момент аффекта. Речь, исходящая от взрослых, не несет регулирующую функцию. Дети не могут выполнять правил поведения. Купировать аффективные состояния быстро не удается. В тяжелых случаях применяют медикаментозные препараты. Если у ребенка вспышки агрессивного поведения частые, затяжные, то он выводится на домашнее обучение. Если опасности для окружающих нет, то обучение проводится в группе (классе).

Основные направления коррекционной работы:  

1) разъяснение другим детям, почему наблюдается такое поведение;

2) недопущение перевозбуждения ребенка, необходимость предупреждать его;

3) в момент аффекта внимание на ребенке не акцентировать.

4. Олигофрения, осложненная тяжелыми нарушениями функций лобных долей мозгаПри олигофрении, осложненной нарушениями функций лобных долей мозга, наблюдается грубое нарушение познавательной деятельности, целенаправленности деятельности. Одни дети вялые, двигательно заторможенные, пассивные. Другие дети расторможенные, импульсивные. В поведении детей проявляются несоциальные наклонности. Интеллектуальная недостаточность глубокая, достигает степени имбецильности, чувство такта, дистанции у них отсутствует. Биологические потребности (потребность в еде, сексуальность) повышены. Наблюдается неадекватное восприятие окружающей действительности. Речь своеобразна. Сопровождается произнесением штампов, бездумно повторяются чужие высказывания, смысл речи до конца не понимается. Наблюдается грубое недоразвитие личности. Больные некритичны к себе, к ситуации, в которой они находятся. Отсутствует чувство страха, обиды, стеснительности не бывает.

Коррекционная направленность воспитательной работы:

1) развитие целенаправленности на применение простых поведенческих реакций;

2) развитие операций на основе наглядности;

3) воспитание стереотипов социального поведения.

5. Олигофрения, осложненная нарушениями в системе отдельных анализаторов

Наличие у ребенка сложного дефекта очень резко замедляет и изменяет ход его интеллектуального и физического развития. Снижается процент коррекции его недостатков. Наличие умственной отсталости у глухих и слабослышащих составляет примерно 10%, а среди слепых и слабовидящих примерно в два раза больше.

При данном виде олигофрений, общее недоразвитие мозга сочетается с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, недоразвитием речевых систем.

К этиологическим факторам данного вида олигофрении относят генетические формы, связанные с нарушениями обмена, внутриутробного развития плода, а также асфиксии новорожденных, родовые травмы, ранние постнатальные поражения.

Коррекционная работа проводится совместно с логопедом.

Классификация олигофрений по Г.Е. Сухаревой (1972 г.)

1. Олигофрении эндогенной природы:

- истинная микроцефалия;

- болезнь Дауна, синдром Шерешевского-Тернера, синдром Клайнфелтера и др.;

- ксеродермические формы (синдром Рада);

- энзимопатические формы, обусловленные нарушениями белкового, углеводного, липидного и других видов обмена — фенилкетонурия, галактоземия, гаргоилизм и др.;

- мутагенное поражение генеративных клеток родителей (ионизирующая радиация, химические вещества и др.)

2. Эмбриопатии и фетопатии:

- олигофрения, обусловленная вирусными инфекциями (краснуха беременных, грипп, вирусный гепатит);

- олигофрении, обусловленные токсоплазмозом;

- олигофрении, обусловленные врожденным сифилисом;

- олигофрении, вызванные гормональными нарушениями и другими эндогенными и экзогенными токсическими факторами.

3. Олигофрении, вызванные вредными факторами, действующими во время родов, в ранний период и первых 3-х лет жизни ребенка:

- олигофрении, возникшие вследствие асфиксии плода и родовой травмы;

- олигофрении, вызванные в детстве (до 3 лет) инфекциями и черепно-мозговыми травмами;

- атипичные олигофрении, обусловленные гидроцефалией, сочетание с детским церебральным параличом, тяжелые нарушения сенсорных функций.

Классификация олигофрений по В.В. Ковалеву (1979 г.) По мнению В.В. Ковалева, можно выделить следующие основные клинические формы:

1) ретардация, т.е. стойкое психическое недоразвитие (общее или парциальное) или замедленное психическое развитие;

2) асинхрония (дисгармоничное психическое развитие), которая включает признаки ретардации и акселерации.

Явление ретардации — отсутствие инволюции ранних форм психического развития. Отдельные периоды развития незавершенны. Это явление характерно для олигофрений, а также задержки психического развития.

Явление акселерации отдельных функций: это относится к раннему проявлению сексуального влечения при преждевременном половом созревании.

Возможно раннее возникновение речи, наблюдающееся при раннем детском аутизме.

Наиболее выраженная асинхрония характерна для искаженного развития. Характерной моделью искаженного развития можно рассмотреть дизонтогенез при синдроме раннего детского аутизма. При данном заболевании наблюдается преждевременное развитие речи (иногда до 1 года). В то же время контакт с окружающими снижен. Со стороны сенсорной и моторной сферы наблюдается выраженное недоразвитие. Социальное развитие ребенка заметно отстает. Вербальный интеллект опережает развитие предметной деятельности.

Научные интересы М.С. Певзнер были сосредоточены на ряде глобальных проблем, не утративших значимости до настоящего времени: психопатии у детей, олигофрения, наследственные и хромосомные заболевания, задержка психического развития, сложная структура дефекта.

Особое место в научной деятельности Марии Семеновны занимало изучение вопросов олигофрении: клиники, этиологии, патогенеза, классификации, определение наиболее эффективных методов лечебной и педагогической коррекции.

Большой вклад внесла Мария Семеновна в изучение наследственных и хромосомных заболеваний. Под ее руководством выполнены и защищены диссертационные исследования, посвященные этим проблемам.

В 60-70 годы основные научные интересы М.С. Певзнер были сосредоточены на изучении детей, стойко неуспевающих в массовой школе, но не являющихся умственно отсталыми. Эти состояния были квалифицированы ею как "временные задержки психического развития". Эта проблема захватила ее серьезно и результатом глубокого изучения явилась разработка классификации задержки психического развития у детей.

Мария Семеновна совмещала в себе качества блестящего ученого, клинициста, психолога и педагога. Большое внимание она уделяла практическим вопросам диагностики. Она сумела ввести в широкую практику метод комплексного и всестороннего обследования каждого ребенка с обязательным динамическим наблюдением за его развитием.

Книги М.С. Певзнер пользуются большой популярностью, переведены и изданы за рубежом: в ГДР, США, Аргентине, Японии, Дании, Италии, Кубе, Румынии и Польше.

Она получала приглашения и принимала активное участие в Международных съездах и Конгрессах, и даже в те трудные "глухие годы" выезжала в ГДР, Францию, Данию, Англию, Венгрию, Чехословакию и т.д.

Мария Семеновна неоднократно награждалась почетными грамотами АПН СССР и МО СССР; медалями: «За доблестный труд в Великой отечественной войне 1941—1945 гг.» и «В память 800-летия Москвы».

В январе 1989 г. М. С. Певзнер ушла на пенсию в связи с тяжелой болезнью. Летом 1989 г. она перенесла сложную операцию и вскоре, 3 августа, скончалась. Похоронена на Новодевичьем кладбище рядом с мужем, Игорем Михайловичем Рейснером. Ее труды имеют большое значение для развития медицины, психологии и дефектологии.

Литература

Власова Т. А., Певзнер М. С. Дети с отклонениями в развитии. — М.: Просвещение, 1973.

Певзнер М. С. Дети-олигофрены (изучение детей-олигофренов в процессе их воспитания и обучения). — М. Просвещение, 1959.

Учащиеся вспомогательной школы (клинико-психологическое изучение) /Под ред. Певзнер М. С., К. С. Лебединской. — М.: Педагогика, 1979. — 232 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классификация умственно отсталых учащихся по возможности обучения

По  возможности  обучения  умственно  отсталые  учащиеся  делятся  на  4  группы....

КЛАССИФИКАЦИЯ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ.

Цель: развитие ребенка с нарушенным интеллектом....

Классификация умственной отсталости.

Цель: развитие ребенка с нарушенным интеллектом....

Семинар по олигофренопедагогике по теме «Классификация умственной отсталости МКБ-10» (доклад)

Описательная часть доклада по  формам и степеням умственной отсталости....

Семинар по олигофренопедагогике по теме «Классификация умственной отсталости МКБ-10» (презентация)

Презентация доклада по  формам и степеням умственной отсталости....

Выступление на педагогическом совете "Профориентация лица с умственной отсталостью"

Лица с умственной отсталостью в настоящее время – наиболее многочисленная группа среди инвалидов с психическими заболеваниями. Среди них, по данным исследований, легкая умственная отсталость сос...

Методические рекомендации по развитию самооценки умственно отсталых школьников

Методические рекомендации по развитию самооценки умственно отсталых школьников...