Выступление на педсовете ГБОУ Школы № 1056 "Повышение качества образования"
статья

Шестопалова Наталья Борисовна

Выступление на педсовете ГБОУ Школы № 1056 "Повышение качества образования"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете по теме: «Повышение качества образования» 09.01.2018

Что такое качество образования, о повышении которого мы сегодня говорим?  В идеале – это соответствие стандартам, которые должны отвечать требованиям времени. Вроде бы, все просто. Но на практике оказывается, что не очень. Российское образование давно и усиленно работает над улучшением качества обучения, внедряя инновационные технологии и новые методы, не все удается. Везде есть свои плюсы и минусы. Поэтому время от времени необходимо учитывать опыт других и, конечно, делиться своими наработками.

        В последние годы в практике работы наших школ появились новые процедуры оценки качества образования. В чем их отличия от сравнительных международных исследований, в которых Россия участвует уже более 20 лет.

        Международные исследования значимы для нас, поскольку их результаты позволяют нам сопоставлять различные характеристики российского образования с аналогичными характеристиками систем образования в других странах, сравнивать наши собственные результаты в разные годы, анализировать глобальные изменения, происходящие в образовании.

К сожалению, международные исследования охватывают лишь отдельные учебные предметы, далеко не все возрастные группы обучающихся и проводятся они не часто – один раз в 3-5 лет.

Поэтому в нашей стране появились Национальные исследования качества образования (НИКО) и Всероссийские проверочные работы, которые нацелены на оценку образовательных результатов в соответствии с российскими стандартами и позволяют решать широкий круг задач.

НИКО – это выборочные исследования. Они направлены на выявление системных тенденций, проблем, особенностей реализации образовательных программ по какому-либо предмету или группе предметов.

                                ВПР – это скорее аналог школьных контрольных работ. Главная их особенность состоит в том, что в ВПР используются единые по всей стране комплекты заданий, единая система оценки, единое расписание.

        Школа использует ВПР для оценки качества подготовки своих учеников, сопоставляя их результаты со средними результатами по России. Вместе с тем, результаты ВПР не используются на федеральном уровне для детального анализа тенденций или проблем общего характера.

        Важным аспектом проведения ВПР является то, что работы учеников проверяют школьные учителя, по единым критериям. И результаты таких работ для учителя видны сразу, понятно над чем надо работать в первую очередь.

        Кроме того, при проведении ВПР в школе учителям рекомендуется организовать обсуждение ошибок учеников, выработать единые подходы к оценке их работ. Это развивает в школьном коллективе навыки командной работы, создает дополнительную почву для профессионального общения.

Существует еще одна форма контроля качества образования – это ОГЭ.

        Главное назначение ОГЭ - контроль качества знаний по тем или иным предметам, полученных учащимися за 9 лет обучения.


Итоги Государственной Итоговой Аттестации очень важны для каждого ученика, так как в зависимости от результатов сдачи этой аттестации можно:


- продолжить дальнейшее профильное обучение в 10-11 классах,
- продолжить обучение в профессиональных образовательных учреждениях.

Основное достоинство ОГЭ – это объективная оценка знаний ученика. Это достигается рядом условий:


1. все работы по ОГЭ проверяются специальной комиссией, которая не знакома учеником и соответственно, оценка работы будет не предвзятой и объективной.


2. результаты ОГЭ имеют более широкую градацию, чем стандартная пятибалльная шкала.


Недостатки такой формы аттестации:


1. возможность списать, а в некоторых случаях "угадать" правильные ответы,


2. нет возможности проследить "ход решения" задачи учеником,


3. большой стресс учеников и нервозность организаторов аттестации.
Все эти недостатки ОГЭ и в последствии ЕГЭ логически вытекают из недостатков тестовой формы проверки знаний.

 И вот здесь,  возникает другая проблема: ВУЗы критикуют школу за такие способы контроля качества знаний, в техникумах и ВУЗах в приоритете устная форма зачетов и экзаменов!!!!!

        Тестовая форма экзамена, по определению не может проверить интеллектуальные возможности школьника. Не смысла делать упор на зазубривание тестов, т к.  умение искать решения, и общая эрудированность ученика позволяет решать более широкий спектр вопросов и задач, что является плюсом для ВУЗОв, поэтому следует уделять больше времени на развитие умения логически мыслить и навыков поиска информации и решений для задач.

Работу над повышением качества знаний надо начинать с выработки методик оценки знаний и  интеллектуальных способностей учеников. Также в этих методиках необходимо учесть таланты и наклонности учеников.  Т.к. на данный момент идеальных методик не существует, соответственно текущие способы должны постоянно совершенствоваться в целях повышения качества оценки.