Главные вкладки

    Формирование финансовой грамотности на уроках математики.
    методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс)

    При выполнении заданий в учебниках математики и алгебры  учащиеся формируют основы финансовой  грамотности, систематизируют и обобщают полученные знания, формируют социальный статус , расширяют кругозор как в области учебного предмета, так и в окружающей действительности, дает возможность лучше раскрыть собственный потенциал.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл formirovanie_finansovoy_gramotnosti_na_urokah_matematiki.pptx73.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Формирование финансовой грамотности на уроках математики. Учитель математики МАОУ «СОШ 136» Вострикова Надежда Ивановна

    Слайд 2

    В школьном курсе математики по ФГОС, разработанном Муравиными Ольгой Викторовной и Георгием Константиновичем, предлагается поэтапная схема введения практических знаний о финансах. То есть не обрушивать на старшеклассника сразу весь объем информации, а с начальной школы предлагать задачи, которые отображают финансовые операции.

    Слайд 3

    В начальной школе происходит знакомство с денежными знаками, ценои ̆ и стоимостью товаров. Младшие школьники учатся пользоваться карманными деньгами: оплачивать обеды в школе, рассчитывать сдачу. Дети знакомятся с товарами. Теперь, запоминая информацию о себе, ребенок сможет назвать не только свое имя, возраст, но и, например, размер одежды.

    Слайд 4

    В 4 классе во время изучения долей предлагается составить диаграмму, отображающую бюджет семьи. Так ребенок впервые увидит, как распределяются средства. Уже в 5 классе эта диаграмма приобретет новый вид — теперь статьи расходов будут отображаться в процентах. Научившись рассчитывать проценты, ученики смогут понять, как работает система кредитования и вкладов, как начисляются премии.

    Слайд 5

    В 6 классе, познакомившись с пропорциями, ученики наблюдают, как снижаются или повышаются цены на те или иные товары, как зависит уплата налогов от заработной платы. Деление в данном отношении позволяет рассмотреть проблему распределения прибыли пропорционально внесенным деньгам, оплаты за выполненную работу.

    Слайд 6

    Изучение функций и их систем в 7 классе дает возможность ввести огромное количество новых, уже более сложных понятий: спрос и предложение, рыночное равновесие, равновесная цена. Ученики начинают рассчитывать оптимальные затраты на покупки и услуги. Задачи формулируются таким образом, чтобы спровоцировать обсуждение конкретной жизненной ситуации, так например, школьник должен в полной мере осознать, какова вероятность выиграть в лотерею, и к каким неоправданным тратам приведет его регулярное в ней участие.

    Слайд 7

    В 8 классе вновь вернемся к кредитам и вкладам: квадратные уравнения объяснят ситуацию с изменением процентов по вкладу, двухгодичных кредитов и депозитов с фиксированным годовым процентом . 9 класс позволяет еще больше углубиться в эту тему: изучение степени с целым показателем и формулы суммы геометрической̆ прогрессии поможет вывести формулы депозита и кредита. Имеет смысл начать говорить об ипотечном кредитовании, покупке и продаже акций.

    Слайд 8

    В 10-11 классах при введении математического анализа ученикам будут предложены более сложные банковские задачи с использованием показательной и логарифмической функций; производной; наибольшего и наименьшего значения. Учителю важно осознать, что на протяжении всего обучения решение подобных задач должно сопровождаться дискуссией и приводить учеников к самостоятельным выводам о том, как правильно распоряжаться финансами. Только в этом случае можно говорить не только о практическом применении знаний, но и именно о формировании финансовой грамотности.

    Слайд 9

    I этап (5 – 6 классы). Изучение темы «Понятие процента». На данном этапе основными видами задач являются: нахождение процента от числа; нахождение числа по данному проценту; нахождение процентного отношения чисел; увеличение (уменьшение) числа на заданный процент.

    Слайд 10

    II этап (5 – 7 классы). Решение практико-ориентированных финансовых задач. На данном этапе школьники решают задачи с финансовой составляющей, учатся планировать бюджет, рассчитывать налоги, сравнивать прибыль от различных видов вложения денег и т.д. Типовыми задачами на данном этапе являются следующие.

    Слайд 11

    Задача 1. Ивану Кузьмичу начисляется заработная плата 20000 рублей в месяц. Из этой суммы вычитается налог на доходы физических лиц в размере 13%. Иван Кузьмич хочет сделать ремонт у себя в дома, для чего планирует взять кредит на 1 год в размере 90000 под 16% годовых. Требуется рассчитать: а) сумму, получаемую Иваном Кузьмичом после выплат налога; б) ежемесячную сумму выплат по кредиту; в) сделать вывод, сможет ли Иван Кузьмич сделать ремонт на данных условиях, если его ежемесячные расходы (включающие коммунальные и бытовые расходы) составляют 12000?

    Слайд 12

    Задача 2. Владислав хочет взять в банке кредит на покупку автомобиля в размере 400000 рублей. Погашать кредит Владислав будет раз в месяц равными платежами. Если Владислав возьмет кредит на 2 года, то общая сумма выплат составит 482000 рублей; если на 3 года, то общая сумма выплат составит 524000 рублей, если на 4 года, то 569000 рублей. 1 . На какой срок Владислав сможет взять кредит, чтобы его ежемесячные платежи были не более 15000 рублей? 2. На какой срок вы бы взяли кредит при данных условиях? Чтобы вы предпочли, платить меньше каждый месяц, но дольше или платить больший ежемесячный платеж, но в течение меньшего времени?

    Слайд 13

    III этап (7 – 9 классы). Тема «Задачи на повышение и понижение цены». Задача 3 . Цена на товар сначала снизилась на 8%, а затем повысилась на 8%. Изменилась ли первоначальная цена, и если да, то на сколько процентов? Задача 4. Цена стиральной машины в магазине с каждым годом уменьша­ется на одно и то же число процентов от предыдущей цены. Нужно определить, на сколько процентов ежегодно уменьшалась цена стиральной машины, если, она была выставлена на продажу за 20 000 руб­лей, а через два года была про­дана за 15842 рублей.

    Слайд 14

    IV этап (10 – 11 классы). Тема «Простые и сложные проценты». Задача 5. У Андрея имеется сумма в размере 10000 рублей, он выбирает между двумя вариантами вложения денег на срок 1 год: вклад с простыми процентами и ставкой в 12 процентов годовых и вклад со сложными процентами (ежеквартальное начисление) и ставкой в 10 процентов годовых. Какой вклад будет выгоднее?

    Слайд 15

    В своей работе я использую изучение основ финансовой грамотности во внеурочной работе - это домашние творческие задания мини-проекты, сочинить сказку, составить кроссворд, написать реферат. После изученных тем: проценты, диаграммы, пропорции, функции предлагаю выполнить творческую работу в виде мини-проекта.

    Слайд 16

    Например : составить и решить задачу на проценты по одному из типов: найти а % от в; сколько процентов составляет, а от в; найти число х , если а % от него равна в. Составить диаграмму круговую, столбчатую расходов семейного бюджета, таблицу расходов и доходов семейного бюджета.

    Слайд 17

    При выполнении этих заданий учащиеся формируют основы финансовой грамотности, систематизируют и обобщают полученные знания, формируют социальный, расширяют кругозор как в области учебного предмета, так и в окружающей действительности, дает возможность лучше раскрыть собственный потенциал.

    Слайд 18

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование математической грамотности на уроках математики

    «Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику т...

    Проект на тему: "Формирование функциональной грамотности на уроках математики"

    Обобщение опыта по работе над методической темой "Формирование функциональной грамотности на уроках математики"...

    Финансовая грамотность на уроках математики

    Финансовая грамотность на уроках математики...

    Формирование математической грамотности на уроках математики и во внеурочное время с использованием активных форм обучения( из опыта работы )

    В 2018 году девятиклассники нашей школы приняли участие в международном исследовании PISA. Наш опыт участия оказался успешным. Учащиеся показали достаточно высокий уровень компетенций по трем нап...

    презентация "Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках математики"

    презентация содержит конкретные задания для формирования функциональной грамотности на уроках математики...

    «Особенности формирования финансовой грамотности на уроках географии и математики»

       Обучение финансовой грамотности продиктовано временем, так как финансовый рынок предоставляет огромный выбор возможностей по управлению денежными ресурсами. Сущность тем выбранных ...